390,3K подписчиков

Почему в соседней Финляндии в 5 раз больше дорог, чем у нас. Россия – отсталая страна?

131K прочитали

Думаю, многие хотя бы раз видели картинки вот в таком стиле:

Думаю, многие хотя бы раз видели картинки вот в таком стиле: Синие линии – это дороги. Черная линия – граница между Финляндией и Россией.

Синие линии – это дороги. Черная линия – граница между Финляндией и Россией. Хорошо видно, что на финской стороне реально гораздо больше дорог. В 5 раз точно, а может и больше.

Подобные картинки наши недруги пытаются выставить в качестве доказательства того, что Россия – отсталая страна.

– Такая богатая Россия не может понастроить себе столько же дорог, сколько маленькая Финляндия! Стыд и позор!

Постараюсь внести в этот вопрос небольшую ясность.

Во-первых, глупо было бы отрицать, что с дорожным строительством в Европе действительно дела обстоят получше, чем у нас. На то есть множество причин – исторических, географических, экономических, политический и даже – ментальных.

Вместе с тем, глупо было бы отрицать, что темпы строительства новых дорог (и ремонт старых) в России увеличились за последнее десятилетие на порядок. А может и на порядки.

Что уж говорить, если даже в мою родную деревню в Омской области в позапрошлом году кинули новый асфальт (во что никто не верил, дороги там фактически не было).

Дорожное строительство в России вселяет большой оптимизм (по крайней мере, междугороднее). Тем более мне, как человеку, который по России много поездил за рулем.

Карта моих путешествий на машине за рулём
Карта моих путешествий на машине за рулём

Это было во-первых. А во-вторых, плотность дорог в данном случае связана вовсе не с отсталостью или прогрессивностью страны. Корень проблемы гораздо глубже и решить его гораздо сложнее, чем построить в 5 раз больше дорог.

Давайте еще раз посмотрим указанную выше карту, только немного с другого ракурса:

Думаю, многие хотя бы раз видели картинки вот в таком стиле: Синие линии – это дороги. Черная линия – граница между Финляндией и Россией.-3

Именно так. Всё пляшет от плотности населения. На финской стороне живет в 10 раз больше людей, чем в Карелии. Более того, в Карелии эти люди живут, в основном, в крупных городах (в столице Петрозаводске сосредоточено 50% всех жителей республики – 234 тысячи). Тогда как Финляндия освоила свои территории более равномерно.

Можно даже увеличить карту и легко в этом убедиться:

Обратите внимание, сколько поселков на финской и на российской стороне
Обратите внимание, сколько поселков на финской и на российской стороне

У нас не дорог столько нет. У нас людей столько нет. Плотность населения в России находится на катастрофически низком уровне.

Даже если расселить все российские города равномерно по деревням и селам, все равно плотность получится 9 человек на кв.км. Тогда как в Финляндии – 19 человек на км2. И у них это число гораздо ближе к реальности (т.к. люди равномерно рассредоточены, тогда как у нас – больше по городам расселены).

Именно чрезвычайно низкую плотность населения лично я считаю самой большой проблемой России. Она в 50 раз важнее, чем коррупция, отток капитала и т.д.

Какую проблему ни возьми, от тех же дорог, газификации и различных сетей, до разросшегося бюрократического аппарата и недостаточной квалификации кадров на местах – везде и всюду мы упремся в разреженность населения, которая создает неэффективность.

Знаете, как я себе это представляю? Вот есть несколько горящих палок в костре:

Думаю, многие хотя бы раз видели картинки вот в таком стиле: Синие линии – это дороги. Черная линия – граница между Финляндией и Россией.-5

Когда они расположены близко друг к другу, достаточно плотно – огонь горит и разгорается, его сложно потушить.

Но растащи палки на большие расстояния друг от друга, как горение прекратится само собой. Пропадет, так скажем, активность, эффективность, какая-то бурная деятельность.

Вот с населением то же самое. Все так называемые "развитые" страны имеют эту развитость на хорошей почве – высочайшей плотности населения.

Конечно, плотность населения – не единственный достаточный фактор (иначе какой-нибудь Бангладеш жил бы лучше Швейцарии). Однако, без должной плотности населения далеко не уедешь. По пальцам можно пересчитать тех, у кого это получилось (я вот даже с ходу не назову).

Кто-то скажет, что это Канада или Саудовская Аравия, у которых средняя плотность населения низкая, а уровень жизни – высокий. Но нет. В Канаде и Аравии люди живут очень компактно (плотно). А в остальной части страны у них нет ни людей, ни какого-бы то ни было уровня жизни.

Карта дорог Канады. Север вообще никак не заселен.
Карта дорог Канады. Север вообще никак не заселен.

Как увеличить плотность населения России?

Вот это уже – сложнейшая задача. Как я уже сказал, она в десятки раз сложнее такой банальщины, как строительство новых дорог. Дороги, что называется, и дурак построит. Было бы для кого...

Впрочем, есть и хорошие новости. Кажется, я догадался, как эту проблему могут решить в России. Подробнее об этом – в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Заранее спасибо и до связи!