СюжетыОбществоПри поддержке соучастниковПри поддержке соучастников

«Ничего — потерпят»?

В России хотят раз в три месяца проверять на ВИЧ и наркотики всех мигрантов, включая высококвалифицированных спецов. Это еще забота о здоровье общества или уже дискриминация?

«Ничего — потерпят»?
Фото: Валентин Егоршин / ТАСС

С 29 декабря почти все иностранцы, которые живут в России, а также члены их семей, согласно новому закону, обязаны раз в три месяца проходить рентгенологическое обследование и сдавать анализ мочи и крови. Их будут проверять на проказу, туберкулез, сифилис и ВИЧ.

Бизнес-сообщество выступило резко против новых норм и даже направило обращение министрам с просьбой внести изменения в законодательство — такие меры в отношении топ-менеджеров в деловом мире восприняли как неприемлемые. Правозащитники и вовсе называют закон дискриминационным и считают, что он может стать подспорьем для коррупционных схем в сфере миграции. В Федерации мигрантов России пообещали, что проверять на болезни каждые три месяца иностранцев из развитых стран не будут, «потому что это глупость».

Новые нормы введены как обновление законов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Депутаты Госдумы приняли документ 15 июня 2021 года, президент РФ Владимир Путин подписал его 1 июля. На реформе миграционного законодательства еще в 2020 году настаивало МВД.

Согласно закону, трудовых мигрантов также обяжут проходить осмотры у наркологов, психиатров и инфекционистов в течение 30 дней после въезда в Россию. Потом, по истечении срока действия медицинской справки, то есть через три месяца, мигранту нужно снова проходить анализы.

Уже с июля 2021 года иностранцы, которые въезжают в Россию на срок более 90 дней, должны проходить обязательную дактилоскопию. Президент Федерации мигрантов России и член общественного совета при ГУ МВД по Москве Вадим Коженов говорил, что эта

норма нужна для того, чтобы российские власти смогли найти мигранта, случись что. 

«Любой гражданин, который приезжает на срок менее 30 дней, он просто приехал и уехал. Если он намерен провести больше 30 дней, он, соответственно, должен сдать отпечатки пальцев, чтобы мы его смогли найти в случае чего. Туристы более чем на 30 дней приедут вряд ли, те, кто больше, в основном являются трудовыми мигрантами. Соответственно, они будут проходить эту процедуру, получать идентификационный номер и карту. После этого трудовой мигрант будет считаться легальным», — говорил он.

Дактилоскопия для всех мигрантов поможет избежать проблемы, когда нарушители, выдворенные за территорию страны, меняют фамилию и заезжают снова, считает Коженов. «Как только мы будем контролировать всех иностранцев по отпечаткам пальцев, эта проблема полностью уйдет», — уверил он.

Сдавать отпечатки пальцев и фотографироваться иностранцы должны самостоятельно. По истечении срока медицинских документов, то есть через три месяца, иностранные граждане должны вновь проходить все обследования.

Если у иностранцев обнаружат заболевание или если они откажутся предоставлять данные, их могут признать «нежелательными» на территории страны или им могут сократить срок пребывания в России.

От этих требований были освобождены дети до шести лет, граждане Беларуси, а также дипломаты и их семьи на основании принципа взаимности с их странами.

В июне 2020 года COVID-19 был включен в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и поэтому мигрантов обязали предоставлять также и отрицательный ПЦР-тест при получении вида на жительство или патента.

Изначально в перечень тех, кто должен проходить дактилоскопию и медицинское освидетельствование, не попадали высококвалифицированные специалисты и должностные лица международных организаций. Однако позднее МВД предложило распространить эти требования и на них.

Фото: Валентин Егоршин / ТАСС

Фото: Валентин Егоршин / ТАСС

«Ни один законодательный акт не вызывал такой волны возмущения»

Представители бизнес-сообщества выступили против регулярного тестирования на ВИЧ и наркотики иностранных топ-менеджеров, работающих в России. Обращение (имеется в распоряжении «Новой газеты») адресовано первому заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову, зампредседателя правительства Татьяне Голиковой, а также помощнику президента РФ Максиму Орешкину, главам Минздрава, МВД, Минпромторга и Минэкономразвития.

Под письмом оставили подписи, в частности, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп, гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Тадзио Шиллинг, представители других европейских торговых палат, а также президент Американской торговой палаты в России Роберт Эйджи.

«Уже давно ни один законодательный акт не вызывал такой волны непонимания, разочарования и возмущения среди тысяч иностранных руководителей высшего и среднего звена», — говорится в письме. Изменения существенно осложнят процесс привлечения в Россию иностранных инвестиций и приведут к оттоку высококвалифицированных иностранных специалистов, утверждают подписанты.

«Редко буря негодования среди немцев и других иностранцев, живущих в России, бывала настолько сильной, как та, что продолжается с прошлой недели.

Тогда был опубликован законодательный акт, обязывающий работающих в России иностранцев, а также членов их семей каждые три месяца проходить целый ряд медицинских обследований», — заявил в ответ на запрос «Новой» директор департамента коммуникаций и маркетинга Российско-германской внешнеторговой палаты Торстен Гутман.

По его словам, на протяжении нескольких месяцев бизнес-сообщество делало все, чтобы не допустить введения этих положений.

«Первоначально прохождение обследования должны были требовать при каждом въезде, теперь раз в три месяца. Первые негативные отзывы о том, что происходит в соответствующих медцентрах, мы получили на прошлой неделе», — добавил Гутман.

По мнению представителей бизнес-сообщества, новое законодательство не учитывает значение иностранных специалистов для экономического роста и процветания России. 

Подписанты выступили со своими предложениями к российским властям. В частности, по мнению бизнеса, можно исключить СOVID из оснований для отказа в выдаче или аннулирования необходимых для иностранцев документов, освободить высококвалифицированных иностранных специалистов от необходимости проходить медицинское освидетельствование, разрешить без дополнительных формальностей переводчику присутствовать во время медосмотра, а также исключить дублирующие обследования (в частности, граждане из визовых стран уже сдают тест на ВИЧ при получении рабочей визы) и разрешить передавать медицинские справки в МВД представителям иностранцев по доверенности.

Коженов, который как эксперт дорабатывает законопроекты по мигрантам, в разговоре с «Новой» заявил, что предложения европейских торговых палат вряд ли будут рассмотрены при вопросе изменения законодательства. Тем не менее он отметил, что полностью согласен с предложением исключить ковид из списка заболеваний, на основании которых мигрантам отказывают в получении необходимых документов.

«Действительно, если у человека ковид, на этом основании ему отказывать, на мой взгляд, неправильно.

Проблема касается не только, условно, немцев — это массовая проблема, она касается всех иностранцев. Если у человека ковид, у него могут быть проблемы со сроками нахождения в России. Мы видим, что люди выздоравливают, спокойно живут и работают. Поэтому, конечно, ковид надо, на мой взгляд, исключать из списка заболеваний, стоящих «на одной полке» с ВИЧ, СПИДом, туберкулезом», — рассуждает Коженов.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

По его словам, вопрос не в том, чтобы человека «замучить какими-то походами куда-то»: он должен представить документы, что он здоровый человек, «вот и все». «Если он уже где-то сдал на ВИЧ, это аккредитованная клиника, то — пожалуйста. Он справку показывает, проблем никаких. <…> В остальном, я думаю, что не перетрудятся съездить сдать анализы», — рассказал президент Федерации мигрантов.

Коженов уверяет, никто никаких препятствий по поводу переводчиков во время медосвидетельствования мигрантов никогда не чинил. «По поводу переводчика — надо просто выяснить, какая практика. Я склонен думать, что регламента вообще нет, просто есть практика. Практику очень легко изменить простым указанием большого руководителя. Надо понять, что это системная глупость. А может, ее нет», — заключил Коженов.

«Как будто это медосмотр при военкомате»

Журналист Владислав и его молодой человек из Франции, специалист по рекламе в одной из крупных компаний Александр (имена изменены по просьбе героев. — Ред.), опасаются, что их жизнь сильно изменится после вступления нового закона в силу.

Александр проживает в России уже более 20 лет. Сейчас он собирается продлевать визу, однако, помимо этого, в скором времени ему нужно будет заниматься документами и проходить обследования каждые три месяца: «Необходимо будет ездить, сдавать анализы постоянно. Это очень долго, это занимает огромное количество времени. Ехать нужно в Сахарово, в Многофункциональный миграционный центр, который они построили рядом с Подольском. Два часа туда, два часа обратно. Нельзя сдавать эти анализы в городе, нельзя кого-то попросить отвезти эти анализы, например курьера или агентство. Приходится саму туда ездить.

В центр при продлении документов приходится ездить четыре раза: подать документы на продление, забрать паспорт с визой, сдать анализы, получить справку по анализам и сдать ее туда, где выдают визы. Четыре дня вылетает из жизни», — рассказал Владислав.

По его словам, только чтобы сдать анализы, нужно потратить около семи тысяч рублей. В интернете можно найти медицинские услуги по оформлению справки о прохождении медицинской комиссии для иностранных граждан, их стоимость варьируется от 3 до 10 тысяч рублей.

«Я считаю, что этот закон не нужен, это дискриминация человека. Изначально проверяли всегда всех иностранцев на ВИЧ-инфекцию и высылали тех, у кого эта ВИЧ-инфекция обнаруживалась. Правозащитники, журналисты говорили, что это дискриминация, потому что нет никаких объективных причин, по которым ВИЧ-инфицированный иностранец не может проживать в России. Если иностранец принимает антиретровирусную терапию, то он не опасен для окружающих. У нас эпидемия ВИЧ в России среди российских граждан, а вовсе не среди иностранцев. Этот закон давно ругали», — продолжает Владислав.

По его мнению, когда, помимо различных заболеваний, человека проверяют на употребление запрещенных веществ, правила становятся «еще более дискриминационными». Он отметил, что многие указанные в списки заболевания, например сифилис, туберкулез и проказу, можно вылечить.

«Непонятно, почему человеку с сифилисом, которого можно вылечить за месяц, нужно отказывать в визе, если он может прекрасно вылечиться в России, за деньги или по страховке медицинской. 

Что касается употребления запрещенных веществ, я не понимаю, на каком основании государство должно проверять, какие вещества человек употребляет, если он не подозревается в совершении каких-то преступлений?» — говорит молодой человек.

Все осмотры у наркологов и психиатров будут занимать «примерно одну минуту» и будут чисто формальными, «как будто это медосмотр при военкомате», — добавил он.

За последние 10 лет правила для иностранцев в России сильно ужесточились, в особенности для «рабочей силы» и мигрантов из Средней Азии. «Но никто никогда не трогал высококвалифицированных специалистов. Это первый раз, когда государство решило так сильно ограничить жизнь специалистам», — подытожил Владислав.

О своих мыслях по поводу нового закона «Новой» рассказал Чарльз Мейнс, американский журналист National Public Radio, живущий в России уже более 10 лет. «По-любому закон есть закон, надо его исполнять. Также понятно, что соблюдать его будет непросто. Я поговорил со специалистами, они сказали, что будет больше бюрократии. Это, конечно, неудобно, но как-то справиться надо. Вопросов много, как все это будет организовано дальше?» — говорит он.

По его словам, пока что в новых правилах есть неопределенность, и из-за отсутствия четкого регламента непонятно, как действовать дальше. «Очень часто меняются правила в России. Однако возникает очень много вопросов организационных. Я, может, не совсем понимаю цель новых правил, но, может, это будет видно позже», — добавил он.

«Прекрасный способ превращения всех мигрантов в зависимых»

С тем, что новое законодательство дискриминирует права иностранных граждан, согласна и руководитель некоммерческой организации помощи мигрантам «Тонг Жахони», гражданка Узбекистана Валентина Чупик.

«Если речь идет о целесообразности с точки зрения нормальной жизни, конечно, это нецелесообразно и вредно. Если речь идет о сборе денег (все анализы же нужно проходить за деньги), то, естественно, это такая нажива на пустом месте. Это возможность шантажировать всех подряд.

Это возможность вымогательства, такой прекрасный способ делегитимизации мигрантов, превращения всех их в зависимых.

Для того чтобы дискриминировать и собирать взятки — это самое лучшее, что можно придумать», — заявила Чупик.

Читайте также

Душа в пытки ушла

Интервью Валентины Чупик — правозащитницы, которую Россия за поддержку мигрантов продержала в спецприемнике неделю и хотела отправить на пытки в Узбекистан, но в итоге позволила улететь в Армению

По ее мнению, есть риск того, что многие мигранты уйдут в «серую» и «черную» экономику. «И не потому, что они так хотят. А потому, что их к этому вынуждают», — добавила правозащитница.

«Это миф об иностранцах грязных, заразных, опасных. Это одна из его реализаций. Потворствуя этому мифу, спекулируя на ксенофобии, это и вводится. На самом деле — для сбора взяток», — считает Чупик.

По ее мнению, жизнь мигрантов сильно усложнится и люди не смогут иметь стабильную и официальную занятость: «Эксплуатация возрастет в разы, налоги упадут в разы. Закон такой абсолютно не нужен».

Председатель мурманской общественной организации «Мигрант» Фарида Курдашова, напротив, считает, что закон о медицинском освидетельствовании мигрантов необходим. Сейчас каждый иностранец, подающий документы на патент на работу, разрешение на временное проживание, вид на жительство или на гражданство РФ, обязан пройти медосмотр, который включает в себя в том числе и анализ на ВИЧ.

«Однако «патентники» (те, кто имеет патент на право заниматься определенным видом индивидуальной трудовой деятельности. — Ред.) проходят эту процедуру раз в год, те, у кого вид на жительство, — раз в пять лет. А сейчас вид на жительство стали выдавать без срока. Когда иностранный гражданин устраивается официально на работу, работодатель с него требует, чтобы он проходил медицинскую комиссию. Но, как правило, мигранты работают неофициально, то есть официально не заключают трудовые договоры и с них не требуют медицинскую книжку», — объясняет Курдашова.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета» 

По ее мнению, в целом обязывать иностранных граждан проходить медкомиссию и проверять их на предмет наличия заболеваний, которые передаются половым или воздушно-капельным путем, — хорошая идея. Однако это не нужно делать раз в три месяца, так как это нецелесообразно и слишком часто, считает Курдашова.

«Каждые три месяца — это мигранту нужно с работы отпрашиваться, кому такой работник нужен? Какие очереди будут?» — говорит она.

Также, по мнению Курдашовой, мигрантам необязательно назначать осмотр у психиатра, так как «каждого второго можно признать недееспособным».

«Бизнес-сообщество может быть несогласным, потому что в основном работодатели нанимают иностранных граждан и сами оформляют документы. Это лишняя трата для них. Я понимаю. Но нужно соблюдать правила. <…> В этом же автобусе ездят, грубо говоря, мои дети (НАПОМИНАЕМ: ВИЧ невозможно передать при обычных прикосновениях, например при рукопожатии. Также вирус не передается после прикосновения к той вещи, которой уже касался ВИЧ-инфицированный. — Ред.). Я бы хотела обеспечить безопасность своему ребенку. И тут я не вижу ничего такого», — подытожила она.

«Ну, ничего страшного, потерпят»

Президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов в разговоре с «Новой» заявил, что, несмотря на прописанные в законе правила, иностранцам не придется сдавать анализы каждые три месяца.

«Это пока не регламентировано, но это уже, скажем так, на словах согласовано. Уже можно смело всех успокаивать, что каждые три месяца сдавать анализы никого заставлять не будут, потому что это глупость», — заявил он.

— [Объясняю], какой сейчас [согласован] регламент и какие вышли методические указания именно «на землю»: уже находящимся в России не надо ничего [сдавать из тестов] вообще. Они просто спокойно живут до момента выезда. Для тех, кто приедет после 29 декабря, [есть] два варианта: если человек по приезде указывает, что цель въезда — работа, он должен пройти эти анализы в течение 30 дней. Если он указывает любую другую цель въезда (например, учеба), то должен [сдать] анализы в течение 90 дней», — объясняет Коженов.

Немцы тут просто попали краем. Ну, ничего страшного, я думаю, потерпят. Наша задача — обеспечить порядок и безопасность по линии граждан ЕАЭС», — добавил он.

Медицинская справка, как отмечает Коженов, действует три месяца, но формально у мигрантов есть обязательство сдавать анализы только раз в год при получении патента. «Все понимают, что это правильно. В ближайший момент ждем какую-то бумажку. Либо скажут, что эти справки у нас теперь действуют год. Либо, например, после сдачи [анализов] скажут, что еще год нельзя его принуждать к повторной сдаче. Этот вопрос уже всем понятен. Поэтому как его решат, я пока не знаю, решат его в ближайшее время», — подытожил президент Федерации мигрантов России.

По его словам, закон направлен исключительно на граждан ЕАЭС, которых в России 2,5 млн и «которые никогда в принципе анализы не сдавали»: «Что там с ними — мы не знаем. Это может быть серьезная проблема с точки зрения эпидемиологической безопасности. Это не шутка».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow