Антиутопия

С нашим миром, определённо, что-то не то. Смотреть как людей убивают можно, а как делают нет.... (Вывод сделан на основе анализа контента федеральных телеканалов и взглядов большинства окружающих на воспитание детей).

Комментарии еще никто не писал. Будьте первым.

Чтобы добавить комментарий войдите в систему.

Сферическая антиутопия в вакууме — «Эквилибриум» (2002), режиссёр Курт Уиммер

Истинный источник агрессии человека к человеку — способность чувствовать.

«Эквилибриум» с треском провалился в прокате и был в клочья разорван критиками: на Rotten Tomatoes у картины каких-то 40% одобрения. Можно понять, почему Курт Уиммер, сняв ещё одну провальную антиутопию «Ультрафиолет», завязал с режиссурой и ушёл в сценарное дело. Однако «Эквилибриум» не был забыт, как это произошло с кучей плохой кинофантастики. Напротив — с годами он обрастает культовой славой. В чём секрет его живучести?

Действие «Эквилибриума» происходит в городе-государстве Либрия, где люди, выжившие после Третьей мировой войны, установили тоталитарный режим. Главным врагом человечества были объявлены эмоции — именно они, по мнению основателей Либрии, ведут к вражде и войнам. Чтобы подавить склонность к эмоциям, граждане Либрии обязаны ежедневно делать инъекции лекарства «Прозиум-2» — мощного транквилизатора, подавляющего чувства на корню. Также в городе объявлено вне закона искусство — как мощный стимулятор эмоций. Для уничтожения произведений искусства и людей, которые их хранят и распространяют, регулярно ходят в рейды члены спецподразделения «Грамматон», называющиеся клириками...

Спорим, даже если вы не смотрели фильм, всё равно по завязке можете предсказать сюжет? Всё правильно, один из клириков «поломается» и откажется быть винтиком системы. Его играет безупречный Кристиан Бейл, а его напарника, который стащил книгу Йейтса и испытал такой прилив чувств, что добровольно отправился на казнь, — «человек-спойлер» Шон Бин.

Неплохие актёрские работы не спасают вопиющей вторичности идеи и сюжета. Объявленное вне закона искусство и службы, сжигающие книги и картины, вышли прямиком из «451° по Фаренгейту» Брэдбери, а его герой Гай Монтэг подарил свои черты и герою Бейла, и его напарнику. Тоталитарное государство, управляемое безымянным Вождём, и подпольное Сопротивление напоминают о «1984» Оруэлла. Общество, прославляющее Разум и угнетающее чувства, описано в романе Замятина «Мы». Регуляция эмоций химическим путём встречалась в «Прекрасном новом мире» Хаксли и «Каллокаине» Бойе. И так далее, и тому подобное: «Эквилибриум» — это коллаж из классических антиутопий XX века. Если вдруг встретите человека, не знакомого с понятием «антиутопия», просто покажите ему этот фильм.

Но, если простить «Эквилибриуму» вторичность идей и предсказуемость сюжета, нельзя не заметить, насколько он хорош визуально. Образ государства, которое запрещает гражданам испытывать чувства, воплощён в стерильном минимализме, отличающем каждый кадр: чистые ровные линии, броские символы (флаг Либерии напоминает нацистские знамёна), скудная цветовая гамма. А клирики разгуливают в стильных одеяниях а-ля монашеские рясы — если бы их выполнял на заказ дизайнер «высокой моды».

Говоря об «Эквилибриуме», нельзя не вспомнить ган-кату — боевое искусство клириков, заключающееся в поражении максимального количества целей за минимум времени. Его для этого фильма придумал постановщик боевых сцен Джим Викерс, позаимствовав идею из гонконгских боевиков. Ради сцен, в которых Бейл расправляется с врагами за считаные секунды с помощью двух пистолетов, «Эквилибриум» стоит посмотреть хоть раз.

Автор текста: Светлана Евсюкова
Источник:
fanfanews

Минималистичная антиутопия про мир победившей евгеники — «Гаттака» (1997), режиссёр Эндрю Никкол

Я одолжил тебе своё тело. Ты одолжил мне свои мечты.

Возможно, Эндрю Никкол и не самый глубокий кинофантаст наших дней, но точно самый последовательный. Вот уже больше двадцати лет он снимает стильные антиутопии и изучает влияние технологий на общество. Особенно его занимает тема симулякров: его герои часто принимают чужую идентичность, создают «на публику» идеальный образ, который неизбежно вступает в конфликт с их неидеальной человеческой природой.

Первым фильмом Никкола должна была стать лента «Шоу Трумана». Он написал сценарий и думал сам его поставить, но встретил отпор продюсеров. Масштабная фантастическая трагикомедия за 80 миллионов долларов — много чести для дебютанта! Но, может, у вас есть что-нибудь миллионов за 20? У Никкола была «Гаттака».

На фоне голливудской фантастики 1990-х «Гаттака» выглядела нетипично: неторопливый минималистичный триллер про молодого человека с «дефектной» наследственностью, который одалживает генетический «паспорт» у бывшего спортсмена и внедряется в центр подготовки космонавтов. Съёмочная группа почти целиком была укомплектована мастерами европейского арт-хауса, а главные роли отошли талантливым, но ещё малоизвестным актёрам. Итан Хоук тогда ещё не сыграл в оскароносном «Тренировочном дне», а Джуд Лоу был на слуху разве что у британских театралов. Единственные звёзды в фильме — секс-символ 1990-х Ума Турман и писатель-интеллектуал Гор Видал в роли начальника космоцентра. Вот так комбинация!

Не менее необычными были и источники вдохновения Никкола. «Гаттака» продолжает традиции интеллектуальной авторской фантастики (многие декорации позаимствованы из «Альфавилля» Годара и «ТНХ-1138» Лукаса), а по стилю равняется на классические нуары конца 1940-х. Действие разворачивается вроде бы в недалёком будущем, но с ощутимым налётом ретро: герои разъезжают на винтажных «ситроенах» и «студебеккерах» (но с электродвигателем!), а живут и работают в бруталистских зданиях Лос-Анджелеса середины XX века. Одержимость героя полётом на спутник Сатурна тоже перекликается с эпохой космической гонки.

При этом центральная тема «Гаттаки» — современная: в 1990-е статьи о генетике и биоинженерии публиковались регулярно. Социологи предрекали скорое наступление эры евгеники, когда новой элитой станут идеальные люди, генетически запрограммированные на долгую и успешную жизнь. И Никкол представил себе такое будущее, пусть даже его трактовка скорее сдержанно-оптимистичная. Мол, человеческая индивидуальность, изобретательность и сила воли найдут способ обойти рамки социума.

«Гаттака» ожидаемо провалилась в прокате — но снискала интерес у профессионалов-биоэтиков и любителей интеллектуальной фантастики. Через год вышло «Шоу Трумана», режиссёром которого стал Питер Уир, а Никкол превратился в одного из самых модных американских сценаристов. Но, даже внедрившись в истеблишмент, он продолжил снимать отчётливо «своё» кино, будь то фильм для Стивена Спилберга или экранизация Стефани Майер. Как говорил главный герой «Гаттаки», «гена судьбы не существует» — даже в Голливуде.

Автор текста: Илья Глазков
Источник:
fanfanews

Антиутопия

Антиутопия- карикатура болгарского художника Ивайло Цветкова про исключение русских классиков из украинской культуры

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: