Летом 1980 года в Советском Союзе проходили Одимпийские игры.
Первые в социалистической стране и первые в Восточной Европе.
Несмотря на бойкот Олимпиады многими странами из-за ввода наших войск в Афганистан, ожидалось массовое прибытие иностранных граждан.
Чтобы оградить чистые души Советских граждан от тлетворного влияния Запада, руководство страны порекомендовало всем не особо занятым на производстве свалить из Москвы. Во избежание ненужных и вредных контактов.
У нас во дворе поползли слухи о черных машинах с надписью ССД, что означало: «Смерть Советским детям», об иностранцах раздающих жвачку с ядом внутри, и джинсы, в швы которых вшиты отравленные иглы.
В общем я не расстроился, когда родители отправили меня, бабушку и дедушку на вторую половину лета в деревню.
В деревне было три улицы, пруд, лес и велосипед. Что еще требовалось мальчику шести лет?
Целыми днями в компании таких же сосланных детей мы болтались неизвестно где, возвращаясь лишь вечером.
Однажды вечером я вернулся домой. Все было как обычно: бабушка на кухне второй или третий раз разогревала ужин, потому что меня носит неизвестно где и я не могу вернуться вовремя, как нормальный ребенок, а не как божеское наказание, дедушка сидел перед маленьким хрипящем в агонии телевизором «Юность», пытаясь смотреть Олимпиаду.
Я разбил идиллию вопросом: «бабушка и дедушка, что такое хуильник?»
Все замерло. Даже телевизор перестал хрипеть.
Бабушка посмотрела на дедушку взглядом полным плохих последствий и спросила чем вызван вопрос?
Дедушка зашевелился на стуле, делая вид, что решил выйти в палисадник покурить, но бабушка плавно сместилась к двери, отрезая путь отхода, и он обреченно затих.
Я честно признался, что сейчас на улице видел бабу Клаву, она шла и громко кричала: Хуильник, Хуильник, Хуильник,Хуильник.
Без остановки.
Бабушка выдохнула, дедушка и телевизор ожили.
Оказалось, что так звали собачку бабы Клавы. Эта собачка уходила из дома каждое утро, а баба Клава каждый вечер ходила по деревне и звала его по имени. И ничего такого.
Я потом видел этого Хуильника. Имя подходило ему как влитое.
Прошло много лет. Я поступил в университет на философский факультет.
Одним зимним вечером в библиотеке первого гуманитарного корпуса МГУ я продирался сквозь дебри теории экзистенции Кьеркегора, который совершенно некстати, по моему мнению, спорил с Гегелем, усложняя жизнь многим поколениям студентов.
Я как раз читал про причины возникновения и способы преодоления экзистенциального кризиса, вызванного потерей смысла жизни и невозможностью выразить себя.
Вдруг мне вспомнилась баба Клава с ее Хуильником.
Зачем каждый вечер она ходила по улицам искать собачку, которая всю жизнь прожила в этой деревне и прекрасно знала дорогу домой?
Думаю, баба Клава пыталась справиться с кризисом, выбора между свободой и ответственностью, посредством публичного выражения своих чувств.
Ну, или просто высказывала свое отношение к жизни.
Теперь я не уверен, что собачку звали Хуильник.