Загубленный талант

«Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» (1840-е)

Г. В. Сорока был талантливым и подающим большие надежды художником. Однако его жизнь – не история успеха, а пример того, к чему приводила социальная несправедливость и помещичий произвол.

Григорий Васильевич Сорока родился в 1823 году в селе Покровское Тверской губернии. Настоящая фамилия художника – Васильев. Сорока – прозвище, которое ему дали в детстве за бойкий нрав. О самом детстве его практически ничего не известно. Вероятно, оно было таким же, как и у большинства детей крепостных крестьян. Известно только, что учился грамоте Сорока у Василия Матвеевича Владимирова, которому подарил альбом с рисунками, на которых он изобразил местных крестьян. Сейчас этот альбом, как и большинство работ автора, находится в Государственном Русском музее. Главную роль в образовании Сороки сыграл другой человек. В начале 1840-х рисунки талантливого крепостного увидел знаменитый живописец А. Г. Венецианов, который был соседом и приятелем Милюкова, владевшего Покровским со всеми его жителями. В своем имении Сафонково Венецианов открыл знаменитую школу, куда брал талантливых мальчиков на полное содержание и давал им художественное образование. Затем самых талантливых живописец отправлял в Академию Художеств.

«Вид на палисадник в усадьбе Н. П. Милюкова» Государствееная Третьяковская галерея

«Вид на палисадник в усадьбе Н. П. Милюкова» – предположительно, одна из самых ранних работ художника.

Сорока стал одним из любимцев знаменитого педагога. Милюков с радостью отправил талантливого юношу в знаменитую Венециановскую школу, но не из любви к искусству, а просто из тщеславного желания иметь собственного крепостного художника. Когда Венецианов предложил отправить ученика в Академию, помещик категорически отказался, дать вольную тем более. В то время посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя мог любой желающий, в том числе крепостной, а стать учеников мог только свободный человек. В этом плане судьба Сороки перекликается с историей другого крепостного художника – В. А. Тропинина, также имевшего немало проблем из-за помещика, которому принадлежал. Но если Тропинину довелось посещать Академию хотя бы в качестве вольнослушателя, Сороку в столицу так и не отпустили.

«Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии» (1840-е) Государственный Русский музей

Еще в 1842 году Венецианов с раздражением писал соседу: «Не предсказывал ли я вам, или, лучше сказать, опасениями моими не остерегал ли я вас от того, что случилось с вашим Григорьем. Он не виноват, а вы виноваты, - вы дали ему направление, а потом остановили, вы ему дали почувствовать удовольствие внутреннее, тронули его душу из склепа положительного и остановили. Ежели я его возьму, то же будет, даже не то же, а хуже тогда, когда у него останется перспектива теперешняя». Вместо этого Милюков сделал Сороку садовником в своем имении Островки и в виде милости разрешал ему писать картины. В 1847 году Венецианов умер, и надежда обрести свободу окончательно угасла.

Крестьянский мальчик, (1840-е) Государственный Русский музей

Есть романтическая версию о том, что у художника был роман с дочерью Милюкова Лидией, и бдительный отец боялся, что та выскочит замуж, едва возлюбленный получит вольную. Однако никаких подтверждений этому нет, а в условиях морали того времени это было крайне маловероятно. К тому же решить такую проблему можно было разными способами. В 28 лет, достаточно поздно по крестьянским меркам, художник женился на девушке из числа дворни, предположительно, по принуждению хозяина, и был отправлен жить в деревню. Вскоре и сама Лидия вышла замуж. Ходила даже легенда, что та после смерти художника покончила жизнь самоубийством, но это не так. Сам Сорока в 1850-60-е годы на жизнь зарабатывал написанием икон и иногда частными уроками рисования. Художник начал спиваться. В 1861 году крестьяне, наконец, обрели свободу, но насладиться ей в полной мере он уже не смог. К тому же Милюков передавал крестьянам землю на грабительских условиях. Это закономерно вызвало крестьянские волнения. Как один из немногих грамотных людей своей общины, художник от ее имени писал жалобы на произвол помещика. Справедливости ему добиться так и не удалось. Не добившись результата в родной Тверской губернии, он направил письмо в столицу, которое перенаправили во всю ту же Тверскую губернию, по сути тем же лицам, на кого и жаловались. В 1864 году «за сделанные грубости и ложные слухи в волости» его приговорили к трехдневному аресту и телесному наказанию. Когда художника освободили, он повесился. Ему было всего 40 лет.

Другие работы автора

«Гумно» (1843) Государственный Русский музей

Считается, что ученическая работа «Гумно» навеяна одной из ранних работ самого Венецианова.

***************************************

«Отражение в зеркале» (около 1850) Государственный Русский музей

***************************************

Портрет А. Г. Венецианова (между 1842 и 1847 годами) Государственная Третьяковская галерея. По другим данным, портрет написан Ф. М. Славянским

***************************************

«Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х)

**************************************************

«Портрет Лидии Милюковой» (1840-е)

*********************************************

«Дом в усадьбе Островки» (1844) Государственный Русский музей

*****************************************

«Кабинет в усадьбе Островки» (1844)

*******************************************

Автопортрет

Комментарии еще никто не писал. Будьте первым.

Чтобы добавить комментарий войдите в систему.

Талант

Талант или удача?

Мой любимый анекдот звучит так:
Умирает Наполеон и попадает на небеса.
Видит Бога и вопрошает: Господи, верно, что я самый лучший полководец во все времена?
Бог отвечает: нет.
Наполеон: но кто же лучше меня? Македонский? Суворов? Цезарь?
Бог отвечает: нет... сейчас покажу...
И показывает бедного сапожника в какой то лачуге.
Наполеон в шоке: но это же сапожник!!
Бог отвечает: он талантливее всех - просто ему не повезло...
Занавес.
О чем же этот анекдот или, скорее, гениальная притча?
Она о том, что как бы ни был талантлив человек, обстоятельства могут быть выше. И никакая работа, никакое упорство или героизм не вытянут, если нет удачи...
И те, кого мы хорошо знаем, кто оставил след в истории, писатели, полководцы, поэты, правители, гении - просто счастливчики, которым повезло. Или те, кто оказался первым, в нужное время, в нужном месте...
А сколько тех, которым не повезло? Их имён мы никогда не узнаем.
Его Величество Случай не имеет ничего общего со справедливостью. Любой может взлететь, и любой – пасть... просто потому, что не повезло.
В своей жизни я видел массу талантливых людей, которые заслуживали большего. Мне больно об этом думать. Это несправедливо. Но таков наш мир. Так было и будет.
Так что в поединке таланта и удачи я ставлю на неё...
А напоследок Омар Хайям:
Были б добрые в силе, а злые слабы –
Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы.
Если б в мире законом была справедливость – Не роптали бы мы на превратность судьбы...

К торговле тоже нужно иметь талант

Моей бабке не повезло родиться в 1926 году. Ну как в 26. Дату рождения ей назначил судмедэксперт по зубам, когда определял возраст. Документы надо было получать. Родным бабки было настолько пох на нее, что они даже не помнили, когда она родилась. Все ее братья и сестры оставили ее со слепой матерью, с которой бабка побиралась по дворам и батрачила. Мать была слепая и и не в себе. Отец, который был портным, давно умер.

Возможно потому братья и сестры не помогали, потому что моя бабка была ярко-рыжей (не медного оттенка и конопатой, а редкого каштанового с идеально белым лицом) и кудрявой. С миндалевидными серыми глазами. В отличии от блондинов в семье. Негласно считали ее нагулянной. Был один брат из пяти, который изредка баловал ее, но он погиб в начале ВОВ.

Никакого образования она не получила. Сама научилась читать и писать. Также как вязать на крючке и спицах. Как ходить за скотиной. Как гнать самогон.

Так вот. У моей бабки был гениальный талант к торговле. Сейчас она бы точно открыла сеть своих магазинов. А тогда, без образования, она торговала на рынке. СССР. С утра мы рвали лук, закручивали ниткой в пучки. Она продавала. Рвали огурцы, помидоры. Она продавала. Цветы. В основном, астры. Бабка не любила астры с видимой серединкой, называла "лупатыми". И даже эти астры она продавала. Давала мне три рубля, но мне негде было их потратить в маленьком городке. Еще она гнала самогон и тоже успешно продавала.

Переехали в большой город. 90-е. Там бабка развернулась. Продавала семечки и картошку. Ей подгоняли грузовик картошки и она продавала. Причем, у соседок по рынку была похожая картошка, за ту же цену. Но... она у них продавалась, как только бабка продаст свою.

Скоро к ней стали нести все, что нужно продать. Овощи, фрукты, детские вещи. И все бабка продавала. На этом стихийном рынке она стала олигархом.

Причем бабка никогда не была жадной. Всегда давала всем просящим с лихвой. Взяла шефство над болезной племянницей.

Умерла на руках у дочери, не дожила месяц до 92 лет.

Ни я, не мать, талант к торговле не унаследовали. К сожалению.

Талант

Талант, не иначе

Талант

Талант не пропьешь

Знакомая рассказывала:
- У нас в школе, на родительском собрании, должен был выступать профессор, доктор из наркологического диспансера. Ну, с лекцией о подростковом алкоголизме и наркомании.
Пришел дядька такой невзрачный, зачуханный какой-то, по виду и не скажешь, что профессор.
Но как начал говорить - заслушаешься!
Я столько нового для себя узнала!
И про симптомы, и про стадии, потом ещё он очень интересно говорил про разные виды алкоголя, про самогоноварение, я себе даже несколько рецептов записала...

Потом правда оказалось, что это никакой не профессор, а пациент этого самого диспансера.
Его просто послали предупредить, что доктор заболел, и лекция отменяется...

Долгая жизнь Ёдзи Ямады, или О сериальщине, убивающей талант

Когда-то мне на глаза попался один очень любопытный опрос. Японцам задавали весьма правильный, на мой взгляд, вопрос: «Какой фильм, на ваш взгляд, лучше всего поможет иностранцам понять обычных японцев?».

Знаете, кто победил?

Всех просто разорвали фильмы Ёдзи Ямады «Мужчине живется трудно»: они более чем вдвое опередили и Куросаву, и Миядзаки, и прочих титанов японского кино.

Не знаю, как вы, а я об этом фильме услышал впервые. Начал рыть информацию и уже через пять минут понял, что «Мужчине живется трудно» — это не просто фильм, а социальный феномен.

В 1969 году малоизвестная студия «Сетику», которую, казалось, уже ничто не могло спасти от банкротства, приняла в работу фильм малоизвестного же режиссера Ёдзи Ямада по его собственному сценарию. Комедия об изрядном раздолбае по имени Тора-сан, который возвращается в свой родной район после почти 20-летнего отсутствия, имела такой бешеный успех, что студия немедленно озадачивает Ямаду снимать второй фильм.

Режиссер настолько не придавал этому значения, что даже не стал придумывать второму фильму названия, обозвав сиквел «Мужчине живется трудно: Продолжение».

Угадайте, сколько фильмов в итоге снял режиссер? А вот и нет. Сорок восемь. Сорок восемь!!!

Ямада каждый год снимал один-два фильма о Торе-сан, и все они проходили в прокате с каким-то безумным успехом. Это продолжалось тридцать лет и закончилось все только в 1995 году, когда умер бессменный исполнитель главной роли Киеси Ацуми, а освободившийся от вечной, казалось, барщины Ямада, которому было уже под семьдесят, смог, наконец, переключиться на другую тематику.

И тут случилось еще одно чудо - отпущенный из рабства режиссер-пенсионер обрел второе дыхание и начал снимать фильмы, которые нашумели уже не на всю Японию, а на весь мир.

Достаточно вспомнить так называемую «самурайскую трилогию»: «Сумеречный самурай», «Скрытый клинок» и «Любовь и честь», потрясшие и фестивальные жюри, и мировой прокат.

Ну а Тори-сану в Японии поставили памятник. Фильмы о нем попали в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный цикл фильмов в истории кино и пребывали там до недавнего времени, пока не были вытеснены с этой позиции китайскими фильмами про Вон Фэй-хуна.

В общем, уже не очень понятно, кто же должен изучать этот феномен, киноведы или социологи.

_________________

Это глава из моей книги "Жизнь примечательных людей 2"

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Вот это талант!

Талант

Молодой писатель пожаловался отцу, что не знает, как назвать новую повесть. Тот, не читая книги, спрашивает:
- В повести есть барабаны?
- Hет.
- А трубы есть?
- Тоже нет.
- Тогда назови ее "Без труб и барабанов"

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: