Какими были советские дома на колесах

В предыдущем материале, посвященном такой экзотической теме, как автотуризм в СССР, речь в основном шла об экспериментальных автоприцепах либо сверхвместительных палатках вроде знаменитого «Скифа». Сегодня мы расскажем о полноценных кемперах, выпускавшихся серийно на мощностях различных советских предприятий.

Дача на воде

Как многие знают, нет предела совершенству. Для автолюбителей времен СССР данный принцип был особенно актуальным. К примеру, для тех из них, кому удавалось достать дефицитный и недешевый прицеп «Скиф», новым предметом мечтаний была лодка-прицеп «Дон», выполнявшая функцию не только плавсредства, но и моторизированной дачи.

Серийное производство лодки-прицепа началось в 1978 году на Горьковском авиационном заводе имени Орджоникидзе. Благодаря дюралевому понтонному корпусу и жесткой тентовой надстройке «Дон» являлся поистине уникальным техническим средством. Очень ёмко о его назначении рассказывала советская периодика:

«Лодка «Дон» хорошо приспособлена для транспортировки в виде тележки-прицепа за легковым автомобилем и имеет исключительно широкий диапазон применения. Это и четырехместный домик, который можно или установить на берегу, или спустить на воду. Это и вполне автономная самоходная плавучая дача – моторная лодка, рассчитанная на движение в режиме глиссирования с подвесным мотором до 30 л.с. Наконец, можно использовать ее носовую часть отдельно – в качестве быстроходной мини-мотолодки для прогулок, выездов на рыбалку, буксировки воднолыжника».

В положении «дача» это был двухкомнатный кемпер на четырех человек. Что касается транспортировки «Дона», то он подходил практически всем советским легковым машинам, кроме «запорожца». Вес лодки-прицепа достигал 267 кг, а стоимость – порядка 2000 полновесных советских рублей. В первый год производства было выпущено 500 экземпляров такого кемпера.

Кабина вертолета

В 1990 году, перед самым распадом СССР, Ростовское вертолетное производственное объединение наладило выпуск автоприцепов-дач. Модель называлась 8120А, а ее корпус полностью состоял из алюминиевых листов, приклепанных к металлическому каркасу!

Благодаря трапециевидной форме крыши прицеп имел приемлемую обтекаемость кузова и позволял взрослому человеку средней комплекции находиться в нем в полный рост. Что касается внутреннего убранства, то мобильная дача 8120А могла предложить все необходимое для жизни: умывальник, газовую плиту, комплект ниш и шкафчиков для разного скарба. Причем все это было сделано из алюминия и намертво прикручено к корпусу изнутри.

В электрике прицепа даже предусматривался понижающий трансформатор на 1000 Вт! Обеденная зона при необходимости трансформировалась в довольно вместительную спальню, в которой удручал лишь унылый декор стен (заводское окрашивание).

Хотя прицеп без груза весил всего 560 кг, он был оборудован накатным тормозом. Любопытно, но шасси тележки имело также апгрейд в виде блокировки тормоза для движения задним ходом! Независимая подвеска – из «жигулёвских» комплектующих.

Выпускался прицеп-дача в 1990-1997 годах. Производство пришлось на время распада СССР и, естественно, прекратилось. Всего было выпущено 1200 прицепов. Стоимость в 1990 году была 6800 советских рублей. Для сравнения: ВАЗ-2101 стоил 7200 рублей.

Гримерка киношников

В 1991 году на Минском автозаводе приступили к выпуску прицепа-дачи МАЗ-8132, лицензионной копии югославской «Адрии». Внутри трейлера имелись четыре спальных места, туалет и даже кухонный блок с газовой плитой и мойкой.

При этом и умывальник, и мойку в МАЗ-8132-011 снабдили водяными насосами производительностью около 4 л в минуту. Они работали на стоянках от сети с напряжением 220 вольт или в пути от 12-вольтового аккумулятора. Мебель, к слову, внутри была модульная, из плит МДФ.

Несмотря на то что выпуск прицепов-дач пришелся на самый распад Советского Союза, за такими прицепами выстраивались очереди. Правда, выпускающее их предприятие было переименовано в «Туртранс», представлявший собой нечто вроде крупного кооператива. А сам прицеп получил узнаваемое наименование «Купава-350».

Данное транспортное средство как нельзя лучше отвечало потребностям изменившегося времени: его легко было приспособить и под бытовые нужды, и под передвижной ларек. А еще коренные минчане помнят, как вереница таких прицепов выстраивалась в местах съемок кинофильмов. Такое, к слову, и сейчас практикуется…

Модульное авто

ВАЗ-2121 «Нива» на проверку оказался отличным транспортным средством для выезда на природу и путешествий по пересеченной местности. На полдня такие поездки совершать нелепо – вся их прелесть в ночевках и длительном времяпровождении вдали от цивилизации. Тут-то и вскрылся главный недостаток «Нивы» – ночевать в ней было некомфортно. Исправить его 30 лет назад взялась литовская фирма Auviga, создав уникальную модификацию автодома.

Раймундас Петраускас долго работал инженером в конструкторском бюро АВТОВАЗа, а после увольнения решил основать собственную компанию – «Завод автомобильных караванов» (AUtomobiliny VIu GAmykla, что сокращенно читалось, как AUVIGA). Он-то и предложил создать модульную конструкцию на базе «Нивы» для туристов и путешественников.

За основу проекта была взята короткобазная «Нива», из которой сделали двухместный автомобиль-тягач, способный перевозить специальный прицеп-кемпер, разработанный для этого авто. Предлагаемая надстройка имела собственную колесную ось, которая крепилась к машине с помощью болтового соединения, обеспечивала легкую расстыковку и комплектовалась специальными стойками, чтобы автодом можно было установить в кемпинге отдельно от машины.

Сам кемпер оснащался удобной кроватью, имел обеденную зону, шкафчики для вещей, газовую плиту и умывальник. К сожалению, из-за высокой стоимости автодом не пользовался большим спросом среди автолюбителей. А когда в 1991 году Литва стала независимой, компания Auviga потеряла свой основной рынок сбыта, после чего проект был закрыт.

Российское производство домов на колесах

Сегодня в обзоре прицеп для путешествий и отдыха "Головастик". Интервью с автором проекта на выставке автодомов "Караванекс"

Что вы знаете о кемперах родом из СССР

Несмотря на тотальный дефицит всего и вся, в Советском Союзе производилось многое, включая передвижные жилые модули, известные так же как автодома. Естественно, они были редкостью и пределом мечтаний многих автомобилистов, но каким-то чудом на внутренний рынок все же поступали. Сегодня расскажем об этом явлении подробнее.

Жилой прицеп

Первый советский автодом был создан, как ни странно, еще в 1958 году, то есть в период, когда личный автомобиль был запредельной редкостью, подчеркивая высокий статус своего владельца. Тем не менее наличие собственного транспортного средства привело к развитию автотуризма, для которого в том числе начали выпускать специализированные прицепы, где можно было отдохнуть во время продолжительных путешествий.

Первым образцом такой техники стал жилой модуль РАФ-04 – экспериментальная модель, созданная Рижским автомобильным заводом. Его собрали на агрегатах легковой машины ГАЗ-М-20 «Победа» и микроавтобуса РАФ-10. Эксплуатироваться такой прицеп должен был в паре с упомянутой «Победой», поэтому его сделали четырехместным, по числу пассажиров данного авто.

Внутри РАФ-04 не было откидного столика, а спальные места были оборудованы по принципу плацкартного вагона поезда. Электропроводка внутри отсутствовала – для освещения предусматривалась керосиновая лампа с термоэлектрическим преобразователем, от которой можно было запитать радиоприемник. Кроме того, прицеп оснащался кухонным блоком с ящиками и нишами для хранения посуды и прочего скарба. Горячий обед можно было приготовить на газовой плите, комплектовавшейся переносными баллонами «Турист». Кроме того, РАФ-04 оснащался тентом-маркизой, в тени которого можно было оборудовать приятное место для пикника.

К сожалению, недостатков у первого советского прицепа-дачи оказалось больше, чем достоинств. Из-за цельнометаллического корпуса масса РАФ-04 составляла почти тонну, поэтому 60-сильная «Победа» тянула такой «довесок» с трудом. Эксплуатация другими легковушками вроде «москвича» не предусматривалась из-за особой конструкции фаркопа, поэтому в серию данный проект не пошел.

Позже сотрудники Рижского автомобильного завода в частном порядке пытались усовершенствовать идею с кемпером на базе микроавтобуса, использовав для этого кузов от РАФ-2203 «Латвия». В единственном готовом длиннобазном образце применялась подъемная секция крыши (как видно на фото), а в остальном его устройство копировало предшественника.

Моторизированная палатка

О первом массовом советском кемпере «Скиф» наверняка знает каждый опытный автолюбитель. Впрочем, слово «массовый» мало применимо к дефицитному прицепу, выпускавшемуся заводом «Искра» с 1975 года на протяжении более 15 лет. Согласно технической документации «Скиф» представлял собой одноосный туристический прицеп, предназначенный для перевозки багажа и отдыха автотуристов.

Фактически же данное устройство представляло собой палаточный домик, площадь которого в развернутом виде составляла 14 кв.м. В комплектацию «Скифа» помимо самого прицепа массой 130 кг и палатки входил складной столик, четыре стула, лестница, внутренний антимоскитный чехол, комплекты противооткатных башмаков, заводской смазки и подпорных домкратов.

В развернутом виде «Скиф» представлял собой жилище со спальными местами для троих взрослых и двоих детей, что являлось отличным решением во время дальних поездок на море и избавляло от утомительных попыток «выбить» гостиничный номер. Открыв прицеп во время недолгой стоянки, его владельцы получали удобный обеденный стол, за которым было приятно перекусить. Никаких излишеств в «Скифе», конечно же, не было, но неизбалованные советские граждане были рады и тому уровню комфорта, на который прицеп был рассчитан.

К сожалению, стоимость «Скифа» была немалой – 1250 полновесных советских рублей, то есть годовой оклад инженера. Да и тираж «передвижной дачи», несмотря на долгую конвейерную жизнь, широтой не отличался. И все же спрос на «Скиф» был стабильным – благодаря универсальному креплению его можно было буксировать любым советским автомобилем. Колеса в нем применялись от мотоколяски, а независимая пружинная подвеска была практически вечной.

Учитывая стабильный спрос на «передвижную дачу», завод «Искра» впоследствии выпустил ряд модификаций «Скифа». Прицеп получил лучшего качества тент, более устойчивый к непогоде, лучшие материалы отделки. Долгие годы данная модель была единственным кемпером, который знали советские автомобилисты.

***

Возможно, вы удивитесь, но экземплярами, разобранными в этой статье, история советских автодомов не ограничивалась. Если вам интересна данная тема, расскажите об этом в комментариях, и мы обязательно продолжим.

Раскладной кемпер на крыше

Годная приспособа для путешествий

Планировка кемпера на базе ГАЗ - Соболь

Всем привет! Хочу поделиться планировкой салона в моём небольшом кемпере, собранном на базе Соболя. Не планировал этого делать, но обещал @Reaper999 сфоткать машину. Возможно кому-то будет интересно или полезно.

На первом фото понятно что за машина и видна солнечная панель (поли, 200 Вт)


При открытии сдвижной двери видно сиденье и кухню. Кухня сварена их профиля 20*20, ящики и их фасады сделаны из фанеры. Столешница - сосна.

В столешницу врезана мойка, подведена вода. Под мойкой расположилось мусорное ведро, а по центру внизу место для биотуалета. Всё остальное просто ящики разных размеров.


На фото ниже спальник (сейчас без постельного белья, поскольку мы дома, а не в поездке) - примерно 180 см по длине. Над ногами полка для ребёнка. Под спальником холодильник, достаточно большой с морозилкой, работает от 12 вольт.

Детская полка крупным планом. Видно бортик, чтоб ребёнок не скатывался и не падал с неё.


Еще стоит упомянуть столик, закреплённый на переднем сиденье. Штука очень простая, но удобная.

Вот так он выглядит в разложенном виде. Поднимается и фиксируется одним движением. Складывается чуть сложнее, но тоже хорошо. Ещё можно заметить фиксаторы, удерживающие сиденье. Оно сделано поворотным, что позволяет даже принимать гостей и угощать их чаем)) Вроде мелочь, но разворот кресла на стоянке сильно увеличивает объём салона.


Отдельно стоит упомянуть вот эту штуку - панель управления, тут и свет, и насос, и подогрев воды. На индикаторах напряжение на  доп. аккумуляторе и температура воды в баке. Маленькие кнопочки позволяют задать температуру, до которой будет греться вода.

Сзади по правому борту основа для спальника (центральная часть может сниматься, а боковые прикручены стационарно) и тёплый короб с баком для воды. 75 литров, весь объём греется до 38 градусов, что позволяет комфортно принимать душ, мыть руки и т.п. Нагревом управляет реле, настраиваемое из салона. Нагрев происходит за счёт прокачивания воды через теплообменник, расположенный под днищем, в раме. Ещё видна вебаста и воздуховод уходящий вперёд.


Сзади по левому борту расположилась электрика - солнечный контроллер, инвертор, второй АКБ (LiFePo4 105Ач) и предохранители.

Не знаю будет это кому-то интересно или нет)

На этой машине мы ездим всей семьёй, а это двое взрослых, двое детей и 2 собаки (хаски и джек-рассел). Это не первый вариант планировки, а уже 4й, наверное.


Пробег сейчас 113 тыс. км.

В Питере распродают автобусные парки со свежими мелкими автобусами

У нас, в Питере, реализовали автобусную реформу. Теперь у нас нет Газелей и Пазиков, почти все автобусы газомоторные.


Никто не ожидал, что правительство включит яйца, но оно это сделало.


В итоге, сейчас автопарки избавляются от автобусов разной степени паршивости и калибра.


Есть шанс урвать свежий автобус за интересную цену.


Кемперы должны понять. Из ПАЗа получается шикарнейший кемпер. Да и для бизнеса в провинции тоже подойдет.


https://www.fontanka.ru/2022/07/27/71520665/

ПАЗ Автодом

Опять я тут с Пазиками)
Доработка "не нового" автобуса.

Ретро кемпер

Артель "Пилигрим". Продолжаем развиваться

Всем привет. Продолжу рассказывать про нашу Артель "Пилигрим". Начну с первой фотоки. Это прицеп-капля нашего производства. Доехала до Бурятии. И наш клиент прислал фото. Сейчас они на Байкале. Капля сделана по той же технологии что и "взрослые" жилые модули для пикапов. Каркас из влагостойкой фанеры и сверху стекломат со смолой. Очень прочно и надежно.

А вот наши модули у северных морей.

В автономной путешествии с 4х4 есть своя прелесть. Можно забраться немного дальше чем моноприводный автодом.

Ну а теперь к новостям. Начали еще один модуль на Додж Рэм.

Этот будет таким же как и прошлый нами выпущенный.

или как на Тойота Тундра. Они однотипны по сути.

Только у модуля для Тойоты нет рундуков, которые закрывают фары. Поэтому душевая немного урезана.

Кстати, вот вам немного фоток интерьера больших модулей. Вид на кухню.

Вид на столовую зону. Столик складывается и получается еще одна полноценная кровать.

Вернемся к "малышам". Модулям для среднеразмерных пикапов.

В одном из них закончили мебель комплектации стандарт. Пока только мебель. Впереди электрика, коммуникации, вода и тд. Что мы имеем в этом небольшом модуле? Спальная зона на 2 человека размером 195х140 см. Полки, шкаф для верхней одежды при входе слева, кухонный стол, в который потом врезается плита и раковина.

Столовая группа складывается в еще одну полноценную кровать.

И что немаловажно, теперь даже в таких модулях мы смогли поставить душевую кабину. Вон она, при входе справа. 80х70. Вполне хватает. А черный куб на фото - компрессорный автохолодильник. В самой кабине пока нечего показывать. Ведутся работы.

А теперь моя гордость. Пилигрим 370L Что в нем такого? Это развитие модели 350L. Немного добавили длины на корму и получили идеальную компоновку и с настоящим душем и санузлом. С 4 мя !!! спальными местами. На данный момент на фото только корпус, который уедет к заказчику в Пермь. И уже там своими силами будет достраиваться. Но На компе у меня есть проект. И по окончании работ я все покажу.

А пока анонс. Я боялся что будет как то нелепо. На мой взгляд получилось гармонично. Решил примерить на свой пикап. Так как у моего старого пикапа самые низкие борта (38 см), а модули мы делаем универсальные, то зазор больше чем хотелось бы. Но на всех новых пикапах борта 50 см. Там будет идеально.

Сбоку.

В штате нашей Артели трудится уже 8 человек. Получают зарплату. Взяли еще площадей. Теперь у нас 250 м2. Осваиваем новые технологии. Стараемся держать марку. Отправили заявку в Роспатент на регистрацию Торговой марки, бренда, и логотипа. Ждем. Заказы на год вперед, поэтому если есть желающие успеть к следующему сезону уехать с модулем, то не тяните с заказом.


А еще я хочу поделится радостью. Мы наконец то купили дом. Давно с женой об этом мечтали. Осталось время найти на него))

Вот с такой природой вокруг. Река и сосновый лес.

А старший сын работая у меня всю зиму и весну смог поменять свою старую ВАЗ 2114 на Тибурон. Правда тоже старую, но очень бодрую.

Ну вот на этом пока все. Кто меня хочет найти в соцсетях, смотрим на дверь моего кемпера.

Все добра.

Построили дом на колесах из старенького Мерседеса

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: