Про упорство и наглость

«Я не поступил во ВГИК. Я вooбще не был студентом в чистом виде. Я не прошёл творческие туры - меня не взяли. Я пpocто 1 сентября c улицы во ВГИК пришёл и стал учиться. Я зашёл в аудиторию и пpocто сел. Они даже не знали.
Чepeз месяц пришёл декан факультета и спpocил: «A кто y вас староста группы? » Я думаю: «Hy, всё». Встал медленно и говорю: «Я». «A вы кто? » Я говорю: «Андрей Мерзликин».
«Что вы здесь делаете?! » Taкой скандал был!
Beдь месяц прошёл, уже были первые отрывки, сценические движения, сценическая речь. Я ужe ycпел всё это понять и полюбить.
A изначально я просто приexaл посмотреть, кто прошёл. Я же видел, кто поступал, а мнe xoтелось узнать, кто прошёл. Кто эти люди? Чем они лучше? Hy и зашёл в аудиторию.
Это произошло не от большой наглости, не знаю, смог бы я второй раз так. Ho я очень мужественно делал вид, что я там свой.
Koгда всё вскрылось, Евгений Apceньевич Киндинов, мой мастер, сказал: «Hy знаете, для этой профeccии такие качества очень даже подходят. Будешь вольным слушателем? » И меня оставили.
Первый год я ходил вольным слушателем. K концу первого курса бывает отсев профнепригодных.
Был отчислен мальчик, его место освободилось, и мне дали общежитие, стипендию, и я стал официальным студентом».

Как дать понять что вошли муж и жена?

Ответ на пост «Хороший результат для паренька из простой семьи ...»

Пока эпичных историй для «Баек» особо нет, есть только мелкие и не особо эпичные, как и обещал как-то в комментариях, напишу реальную историю простого паренька из глубинки, который вдруг решил поступать во ВГИК, на оператора.

Пост, на который отвечаю, рассказывает про простого парня пробившегося через "сыночков и дочек" и поступившего.

Телевизор рассказывает о юбилее талантливого кинооператора.

"Он с третьего раза поступил во ВГИК. Хороший результат для паренька из простой семьи ..."


История от 1го лица и это не значит, что она про меня, хотя… да пусть это останется интригой.


Началось все много лет назад, мне тогда стукнуло 10 и родители с бабушками, и дедушками,  сделали с просто шикарный подарок – фотоаппарат «Смена», фотоувеличитель «УПА», бачок для проявки пленки и книжку по азам фотографии. Подарок, мягко говоря, мне зашел.

А, ну и если кто вспомнит про тяжкую жизнь в 90е, и скажет что я вообще тоже мажор, то в тот момент они еще не наступили, за окнами простирался Советский Союз.

Пару лет я осваивал фотографию сам, а когда понял что все, «уперся», пошел на фотокружок, да обычный, советский, бесплатный фотокружок, где потрясающий Учитель смог немного привить мне чувство кадра и его композиции.

К моей «Смене» был приобретен дальномер, ну кто помнит, выставлять фокус на ней можно было лишь только «на глаз». Регулярно участвовал в каких-то детско-юношеских фотовыстовках, как в СССР/России, так и за рубежом, но не выиграл ни разу и ничего. Ну и чтобы участвовать в тех выставках, фотокружок должен был просто отправить туда фотки, а призы обычно распределяли между крупными «топовыми» кружками, коим мы не являлись.

Жизнь шла своим чередом, я гонял с друзьями на велосипеде, ездил к бабушке в деревню на каникулах (смешно, из одной «деревни» в другую), лазил по стройкам и помойкам, ну а в школе был твердым «хорошистом», хотя не без двоек конечно.

Короче – обычный пацан, без мега талантов или способностей. Хотел кстати стать врачом.

В 90е рынок заполнили «мыльницы» «Кодак» и фотики, сразу выдающие результат- «Поларойд», ну а классические фотоаппараты резко стали никому не нужны, тогда удалось обновить свою «Смену» до «Зенита», а заодно прикупить (не сразу, а за несколько лет) «ФЭД», «Любитель», «Киев-60» и объективы «Юпитер-135» и "МТО-1000" все списанные и никому не нужные, за какие-то абсолютно смешные копейки или алкоголь.

Снимать кстати продолжил на черно-белую просроченную кинопленку, которую выдали на кружке, отматывая от бобины по 1,5 метра и заряжал в кассеты фотоаппарата – дешево. Растворы делал сам, благо запас реактивов был, а печатал на просроченной же фотобумаге, магазины тогда ее чуть ли не даром отдавали.

Снимал много – в школе, друзей, какие-то мероприятия, в деревне, на стройках и помойках, но качество моих фоток не сказать что было прям «вау».

В 9м классе, с мечтою стать врачом, пришлось попрощаться: учителя и родители в один голос говорили, «ты не поступишь». И правда в их словах была, если с биологией все было ок, то химия… химия давалась с трудом, а проклятая «моль» так и осталась для меня бабочкой, которую нужно поймать и прибить, чтоб шерстяные носки не съела! Тут же приводили в пример одноклассницу, которая тоже собралась в мед и вот она знала химию блестяще, правда у нее родители химики – оба. Экзамен по химии я кстати сдал на 5.

Итак, куда пойти учиться? Профессия «фотограф» мне не особо нравилась, поскольку у нас в поселке это был толстый и бородатый дядька, фоткавший на документы.

Помню смотрел телевизор, а там показали клип ДДТ «Осень» (это кстати курсовая работа студента оператора), после были какие-то кадры из студии, уже с клипом никак не связанные, но там показали студийных операторов – «О, а не стать ли мне оператором?», - подумал я. Наивный…

В «год икс», мне купили брошюру со списком московских ВУЗов и информацией где чему учат, а уже там мне попался и ВГИК – «Во, тут учат на операторов. Поступаю!», подумал я.

Родители дали добро, но с условием – готовлюсь поступать как все друзья и одноклассники, в обычный технический институт, если валю экзамен во ВГИКе, хватаю документы и бегу в любой ближайший институт со вступительными «математика и сочинение». И я готовился именно туда, да как все…

После новогодних каникул я поехал во ВГИК на «посмотреть», одного меня не отпустили, с мамой поехал, а вы что думали? 2,5 часа в дороге и вот он!

Захожу, представляюсь, принимают хорошо, все объясняют и рассказывают. Декан зашел, поздоровался, спросил что-то.

Итак, как поступают на операторов: В конце февраля – начале марта проходит предварительный творческий конкурс, нужны фотки: желательно пейзаж, портрет, натюрморт, жанр, репортаж. Размер такой-то, на паспарту. Кто его пройдет, будет допущен до экзаменов летом.

Экзамены: творческий конкурс – фотосъемка и печать прямо в институте, собеседование с мастерами по всем фотографиям, технический экзамен на понимание профессии, сочинение.

На бюджет набирают 12 человек, еще столько же на платку.

Платка неподъемная от слова «совсем», самый дешевый первый курс стоил в 2,5 раза дороже нашего тогдашнего семейного автомобиля, подержанной Волги!!!

Штош, у меня около месяца на подготовку: пейзажей, портретов и жанров нашлось у меня с избытком, натюрморты снимал, без света кстати, от окна, фотки на НЕ просроченной «Березке» печатал. Олды наверно ее помнят.

В назначенный день и час, с папкой фоток подмышкой, я появился в нужном мне кабинете и о..уел. Там везде были эти папки и эти фотографии! Огромные, красивые, у многих ЦВЕТНЫЕ! Явно профессиональная печать и не дома в комнате с затемненными окнами, а в хороших лабораториях, явно Kodak… Куда мне со своим колхозом… Расстроенный и грустный поехал домой, 5 часов пути, чтобы узнать что ты дно.

Через неделю я мама позвонила во ВГИК, с работы, поскольку межгород и это было чудо, конкурс я прошел, и меня звали приехать пообщаться.

Короче говоря, там были курсы для поступающих: год, полгода и вот куда я успевал – три месяца. Занятия раз в неделю, и прям вот декан сказал, что мне туда надо. Курсы не дешевые, примерно 1/6 нашего семейного автомобиля, это дофига.

Родители дали добро…и денег. Тогда из «дыры 90х» мы уже немного выползли, не шиковали, но подработок у отца было довольно много.

Курсы были реально и абсолютно по делу, преподавали отчасти те люди, кто будет принимать экзамены. Объясняли азы работы со светом: рисунок, заполнение, контровой, фоткали то, что будет нужно на экзамене: гипс, портрет, натюрморт. В тех же самых павильонах, где будут экзамены. Давали азы экспонометрии, оптики и композиции.

В группе я был самым младшим, единственный школьник и с самой всратой техникой. На Canonы, Nikonы и Minolta одногруппников, со встроенным экспонометром и автофокусом я смотрел как на артефакты пришельцев! И еще плеер Sony помню, который не "тянул" на полуживых батарейках, а работал нормально "до последнего", это прям казалось мечтой!

Фотки мои ИМХО ничем не выделялись, но звездюлей за них мне прилетало все-же немного меньше чем остальным.

Кстати, ради курсов я в эти дни полностью прогуливал школу, но учителя отнеслись с пониманием. Даже те предметы, которые были только в этот день мне проставляли. 

Итак, что нас ждало в июне:

Собеседование могло дать 20 баллов, но и спросить могли все, абсолютно все: что висит слева от входа в Пушкинском музее? А на втором этаже, сразу у лестницы? А в Третьяковке? Могли показать репродукцию картины и нужно было ее назвать, ну или художника, или эпоху когда написана. Надо ли говорить, что на тот момент я думал, что «Пушкинский» музей посвящен Пушкину, а Пушкин – поэт, и никаких картин там быть не должно! Ну и конечно же биографии и фильмографии.

Экзамен по технической части, экспонометрии и физике мог дать 10 баллов, вопрос мог быть «фотосъемка спортивного мероприятия» или «фотосъемка музея», а мог быть и про то как работает трансформатор. Правильный ответ кстати - «ууууууууу».

Сочинение — это максимум 5 баллов, классика про бал Наташи Ростовой, задолго до того как ее коты все уронили, Луч света в Темном царстве, ну или дружбу Андрея с дубом.

И вот школьные экзамены сданы (никакого ЕГЭ конечно), выпускной отгулян, настал день икс… подъем в 6, долгая дорога и вот я в темной комнате запихиваю пленку в кассеты фотоаппарата, два куска по 1,5 метра, один на павильон, другой на натуру. Что я снимал на натуре, не помню, пошел на ВДНХ – люди, рынок, маленький воробушек еще не умеет летать толком, поэтому смог снять его очень крупно, но к нему мы еще вернемся. Муть какая-то.

Кстати, снимать можно только на выданную пленку, ее футажные номера потом сверяют, на самом деле похоже что нет. Тут же и отсеялись первые несколько человек, их навороченные и дорогие японские камеры тупо не тянули советскую кинопленку из советских кассет!

И вот я перевожу кадр, в аппарате раздается щелчок и я понимаю, что пленка выскочила из кассеты, обратно ее не смотать! Это ЖОПА!!! Сам виноват, нервничал когда заряжал, сделал это не аккуратно. Уговорами и кофе, лаборант пускает меня на 5 минут в «зарядочную» - проблема устранена.

В павильоне нас ждали актеры массовки в разных образах: молодые и в возрасте, красивые и «фактурные». Но очень дружелюбные и позитивные, даже простой разговор с ними успокаивал трясущихся абитуриентов. Что-то наснимал – максимально тупо и просто, без изысков, главное грамотно по экспозиции и хоть как-то симпатично по кадру.

Вечером было несколько часов для печати, увеличители и растворы предоставили. Мне норм, но кто-то из поступавших явно делал это 1й-2й раз в жизни.

Фотки и негативы сдали и я поперся домой. В голове сумбур и каша, наснимал явно говна, через несколько дней собеседование.

Если снимали мы относительно небольшими группами, то на собеседование пришла толпа-толпа! Вход в аудиторию по одному, вызывают по каким-то спискам. Многие вышедшие тяжело дышат, хватаются за грудь, закуривают прям сразу, никто курящих не гонит. Заикаясь рассказывают что и как, оказывается что на собеседовании действительно спрашивают и про музеи, и про картины. Некоторых выходящих реально колотит. Я читаю какую-то книжку по композиции, пока ехал подтягивал историю кино… вот и моя очередь, вызывают.

Четыре мастера, кто набирает курс и декан. У них на столе мои фотографии, и те что привозил на конкурс, и те что снимал на днях. Ужас-ужас, а не фотографии…

Сажусь, смотрю на фотки мои смотрят с интересом, спрашивают где и как снято, как обработано, как можно улучшить, ну тут понятно – стараются понять, а мои ли это вообще фотки. Но тут я в теме, сам снимал, сам печатал, тут вот с маскировнием в три экспозиции, тут «мокрая» печать. Критики не много, им похоже фотки даже нравятся. Что спрашивали уже и не помню, но как-то поговорили – в технике я неплох, в художке плаваю. Любимый оператор - Урусевский. Когда просили выбрать из своих же фоток "лучшие", рука предательски пыталась дрожать...

И вот в руках у декана появляются карточки с репродукциями картин, он достает одну, я в Душе ни это самое, что там за картина изображена…

«Ну что, все ясно или будут дополнительные вопросы?» - вопросов нет, мне дают бумажку с оценкой, выхожу из аудитории на негнущихся ногах, не глядя…

1,9… 1,9, "КОЛ" и "ДЕВЯТЬ", 10 баллов из 20ти возможных, кабздец, но вполне заслуженно... Вокруг хоровод лиц, меня хлопают по плечу и почему-то искренне поздравляют…

«Хвостик» у единички «отвалился», а у меня ДЕВЯТНАДЦАТЬ баллов!

Приезжаю домой, родители не верят. Теперь надо поступать, только поступать, забирать документы и идти в другой ВУЗ, после второго экзамена будет поздно, только если на какой-то «добор» в "заборостроительный".

Второй экзамен через несколько дней, готовился как ни в себе. Экзамен классический – тяну билет: Экспозиция кадра, съемка спортивного мероприятия, интерференция.

Спорт я снимал сам на фотик, ну как спорт – уровня школы, экспонировать умею не плохо, у меня же «Зенит», чей встроенный экспонометр оставляет желать лучшего и отдельно экспонометр «Свердловск». Интерференцию помню хорошо, в школе сдавал на экзамене по физике!

10 минут и я готов, отвечаю первым! По экспонометрии меня погоняли конечно, куда мне против профи то, про спорт похоже и экзаменаторам было не интересно, остается ФИЗИКА!

- Вам как отвечать? Сразу про интерференцию или начать с принципов Гюйгенса-Френеля?»

-Так… Френеля мы знаем – ну линзы Френеля, Гюйгенса не особо. Это ты там нарисовал схему да?

- Да вот тут волны идут…

- Ну за смелость. За смелость предлагаю… - экзаменаторы переглядываются.

Короче 10! Теперь нужно лишь одно, не всрать сочинение, и поверьте это я умею делать весьма неплохо, думаю даже из данного текста все понятно. А уж ошибок, ошибок сейчас раз в 5 меньше, чем было у меня тогда, их же сейчас программа исправляет!

Не буду терзать, нагородив простых и коротких фраз, разбодяжев их парой неподходящих цитат, я получил свой «трояк» и прошел на бюджет, аж третьим в списках.

Знал ли я что такое профессия оператор, хоть приблизительно – нет конечно. Понимал куда попал – да тоже нет. Сложилась ли учеба гладко – и нет все было через жопу, но это уже совсем другая история. Были ли «блатные», условно из кинодинастий был один человек и то сын ни разу не операторов, поступал на равных и снимал весьма достойно.

Через несколько лет, сам просматривая папки с фотками возможных абитуриентов и решая кому предстоит поступать, а кому нет, я наверное понял почему меня взяли тогда. Почему мои черно-белые, весьма всратые фотки зашли, а чьи-то цветные, нет.

90% представленных фотографий – это был "парад", красивенькие города, разбавленные парками и изредка загородными пейзажами. Были явно арендованные студии с хорошим светом и красивыми моделями. А у меня на фотках был совсем другой мир, глубокое «замкадье» - дед выгуливающий коз, детишки на раздолбанных велосипедах, которые им явно не по росту. Сажающие картошку бабульки, мои одноклассники давно привыкшие к фотоаппарату, а потому «пойманные» на эмоциях! Гнилые яблоки, ржавые трактора и кривые заброшенные дома…

Но это все конечно же не точно.

А фотка с тем самым воробьем лежала потом в ящике стола одного из преподавателей, вот только незнаю, он ее кому-то показывал как пример того как нужно делать, или как НЕ нужно.

И еще по поводу блатных. Не идут они  в операторы, практически не идут... Операторский труд не прост, местами так вообще тяжел, кроме творческой составляющий нужна еще не слабая техническая подготовка. А слава, славу ты не получишь! Вот сравните, сколько вы знаете известных актеров и режиссеров, и сколько операторов?

Кинотусовка обычно тоже состоит из режиссеров, актеров, сценаристов и кинокритиков, но НЕ операторов. Операторы - "бойцы невидимого фронта", а чтобы работать, оставаясь в тени, нужно свою профессию очень любить.

Спасибо за внимание.

Буратино, Мальвина и Пьеро возле ВГИКа в 1986 году

Дима Иосифов (1965), Таня Проценко (1968-2021) и Роман Столкарц (1965)


Рекомендуем
@bebebe
@kalimbo
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: