Я работала в школе с очень хорошим рейтингом. По показателям среди школ она была на первом месте и даже обгоняла некоторые лицеи и гимназии.
Достигались эти показатели разными путями. В том числе тщательно выбирались учителя. Если учитель не оправдывал ожиданий, ему говорили уволиться или устраивали такой ад, что человек просто бежал отсюда. Так было до того, как я ушла в декретный отпуск.
Но это было года так до 2018-го. А потом ситуация изменилась. То ли поколение новое пришло, которые не собирались терпеть унижения/издевательства/адовый график, то ли старое поколение уже всё на пенсию отправилось. Наверное, и то, и другое.
Выхожу я из декрета в 2019-м и понимаю, что как-то очень хорошо ко мне относятся. Да, могут что-то сказать неприятное, но совсем не с тем количеством яда, как раньше. Сразу скажу, что по договору я встряла бы на большую сумму денег, если бы у них не проработала еще 2 года, потому терпела.
Думаю, в чем же дело?
А дело оказалось вот в чем. Учителей НЕТ. Прям вообще. И особенно учителей русского языка и математики. Нужно еще по 2 учителя на эти предметы. А никто НЕ ИДЁТ.
Однажды пришел устраиваться учитель русского. Только к этому времени все часы были распределены, и никто из русоведов не захотел делиться своими часами (у них было по 34, 40, 42 часа в неделю), так как у них зарплата стала бы тысяч на 10 меньше. Я бы отдала свои часы, но у меня было их всего 19 на тот момент (ставка - 18 часов). У русоведов ставка оценивалась тысяч в 17-18 (у других предметников - меньше, так как за проверку тетрадей им почти не платят).
Завуч сидела и названивала в пединститут, в центр занятости, куда угодно - не было никого.
Спустя время одна учительница русского ушла в декрет. Тогда мв получили громадную, на мой взгляд, нагрузку - больше чем по 2 ставки на каждого. Это очень много. Меня не обделили тоже - дали 37 часов, хоть я отказывалась, как могла. Я так работала и приходила домой в 8 вечера, чтобы сесть и проверять полночи тетради. Плюс к этому учителя болели гораздо чаще, и приходилось еще заменять и их. Помню, как я сидела и готовилась к 11 урокам, которые шли ПОДРЯД, всю первую смену, а затем вторую. И у меня была только пересменка в 5 минут, и нужно было успеть забежать в столовую и поесть. После этого приходишь домой и понимаешь, что даже поднять руку сил нет.
Ладно хоть не каждый день был таким. Когда у нас заболела учительница коронавирусом, в таком режиме работала коллега всю 3 четверть: в первую смену заменяла, во вторую вела свои уроки. В какой-то момент она устала так, что просто не могла заснуть ночами.
Потом заболела я (то ли гриппом, то ли простудой). Спустя неделю примерно звонит мне завуч и спрашивает.
Завуч: uchakucha, вы скоро выйдете?
Я: Да, завтра выпишут.
Завуч: Очень хорошо. Вашего коллегу увезли на скорой.
Потом заменяла я)))
Тем временем завуч начала вести уроки математики сама. А еще на одну вакансию взяли девушку, которая училась на 3 курсе (делать так вроде нельзя, можно брать с последнего курса). Дали 5-е классы, потому что другие классы "её съедят".
В остальных классах заменяли завуч и другие учителя. Более опытному педагогу доверили все старшие классы - она работала почти на 2,5 ставки - 44 часа. Приходила после уроков и говорила, что "скоро сдохнет".
Примерно через полгода дождались - пришел парень с красным дипломом- маленький, очень худой. Все называли его "бедным мальчиком". Ему дали сложные седьмые и шестые классы. Мой шестиклассник-хулиган посмотрел на него, усмехнулся и сказал:"Я даю ему неделю". После первого же урока парень не понимал, почему дети не слушаются. Спрашивал у других, что делать в такой ситуации. Через неделю он уволился.
Завуч взяла его часы и вела сама.
Учителя искали долго. В итоге нашли мужчину, лет 45. Он много где работал до этого, последнее место работы- техникум. Он сумел воздействовать даже на хулиганов, заинтересовал. Рассказывал, что даже издал целую книгу (оказалось, буклет) и занимается научной деятельностью.
Тут началось самое интересное. Рабочей программе он не следовал. Ни в 6-х, ни в 7-х классах. Через несколько дней работы он решил, что дети плохо умножают и делят, потому целый месяц учил их это делать. Они умножали и делили столбиком на скорость и в играх с мячиком. Кроме мяча он притащил на уроки целую сумку кубиков Рубика. Сказал, что они помогают научиться мыслить. В итоге дети с поп-итов переключились на кубики)
Журнал электронный он вообще не заполнял, даже домашние задания. Вместо этого он сказал детям, чтобы подписались на него в контакте, потому что там и будет он выкладывать им задачи и примеры.
Вскоре дети и родители заподозрили неладное. Дети поняли, что их учитель странно себя ведет, перестали его слушать. Он начал на них орать, крыть матом, обзывать их идиотами и дебилами, ни на что не способными. Говорил, что жаловаться они могут куда угодно - на урок он просто никого не пустит: ни завучей, ни директора. Дети записывали его на видео целыми классами, родители грозились пожаловаться во все инстанции, классные руководители давно бегали к администрации и просили его уволить. Увольнять не хотели, потому что никакой замены нет, а уроки проводить надо хоть как-то, но ситуация накалилась, и его попросили написать заявление.
Итак, материал почти целой четверти дети не прошли. Что сделала администрация? Правильно. Забили на эти темы и двинулись дальше с того места, где дети должны были быть по рабочей программе.
Завуч отдала часы учителю физики, который начал вести примерно 50-60 уроков в неделю.
Дальше с центра занятости пришла девушка, которая до этого работала на заводе. Она вздыхала месяц и уволилась в начале мая. Завуч сама доработала год.
Такая история происходила со многими учителями.
В конце года уволились 30 % пед.работников. Новые не пришли. Один из младших классов остался без учителя вообще - решили у этих детей ввести кабинетную систему с разными учителями. Математиков не нашли. Русоведов тоже. Новый биолог пришел, на него повесили еще и библиотеку, и он сбежал. Учителя географии нет.
В том году было 90 учителей, на данный момент 65. Это на 1407 детей.
Недавно мне позвонила бабушка девочки с ДЦП, которая находится на домашнем обучении в этой школе. Просила к ним походить, позаниматься с ее внучкой русским языком. Оказалось, за первую четверть к ней учительница русского ни разу не пришла. Получается, зарплату человек за эту работу получает, но работу эту не выполняет. Потому бабушка готова платить мне за то, что ее внучка имеет право получать бесплатно. Полагаю, что из-за нехватки учителей ей действительно некогда, однако девочке в этом году экзамен нужно сдавать.