...
Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу поделиться с вами необычной для меня историей. После того, как я рассказала о своей работе над мамонтенком из кусочка бивня мамонта, мне написал молодой человек, предложивший дать мне бивень для работы, так как он не может найти ему применение. Вот только этот бивень был, по его словам, не совсем в хорошем состоянии. К счастью, владелец бивня проживал не так далеко, так что в итоге это сокровище было передано мне лично! Вот как выглядел бивень:
В этом посте я хочу рассказать вам немного о бивнях в целом, и о судьбе конкретного бивня, который попал мне в руки, в частности, а также о том, что из него получилось.
Тот бивень, что оказался у меня в руках, очевидно, относится к четвёртому сорту. Оказывается, у него была следующая предыстория: его нашли в шахте около десяти лет назад, передали молодому человеку, а он, в свою очередь, просто положил его под диван, так как не осознавал его ценности и не подозревал о мерах, предпринимаемых для сохранения бивней. Собственно, после извлечения из шахты, бивень выглядел вот так:
Но резкое изменение температуры ему явно не пошло на пользу, и спустя три года он начал трескаться и превращаться в чистого вида мел. В какой-то момент, было решено распилить бивень на куски, так как считалось, что это уменьшит скорость потери влаги.
Вот какие разрушающиеся участки имеет этот бивень. На самом правом кусочке даже видно переход, где бивень превращается в мел:
Вот как он расслоился. Очень жаль...
По правилам, с бивнем обязательно нужно что-то сделать, чтобы он сохранил свой изначальный вид. Обычно его стабилизируют. Этот процесс заключается в том, что заготовку под низким давлением пропитывают эпоксидной смолой, в результате чего она затекает во все микро щёлочки. Если же возможность стабилизировать отсутствует, бивень просто покрывают клеем ПВА. В обоих случаях цель состоит в том, чтобы предотвратить высыхание бивня, чтобы не случилось то, что случилось в итоге с переданным мне бивнем, но к сожалению, молодой человек обо всем этом не знал.
Примерно в это же время ко мне обратилась девушка с просьбой сделать брелок в виде дракона из бивня мамонта (другие материалы не принимались). Я долго не решалась использовать данный бивень, так как сомневалась в пригодности его для резьбы и в принципе в его прочности, но в конечном счёте, все же пошла на это.
Поскольку весь дизайн и размеры были оставлены на мое усмотрение и я решила использовать кусочек, который показан на фотографии ниже. Он закруглён, так как именно так расслаиваются бивни.
Как вы можете заметить, сбоку, на поперечном срезе бивня, видна сетчатая структура, она-то и характеризует бивень мамонта и отличает его от от рогов и бивней слона. У бивня слона сеточка более крупная и имеет пересечения под углом большим 115-ти градусов, а у бивня мамонта сеточка мелкая и имеет пересечения меньше 90 градусов.
Рога же не имеют рисунка на разрезе, а обладают пористой структурой в сердцевине. Поэтому бивни и ценятся за свою уникальную красоту, монолитность и, конечно же, редкость!
Пока я вырезала дракончика, ко мне пришло осознание, что выгнутая фигурка, во-первых, будет смотреться не совсем красиво, а во вторых, получится довольно хрупкой, так как бивень местами продолжает расслаиваться и есть риск, что какая-нибудь деталь просто отпадет со временем. Будь это фигурка для полки - этого можно было бы избежать бережным хранением, но брелок постоянно находится в соприкосновении с различными поверхностями и иногда даже падает.
Поэтому этого дракона я решила оставить до лучших времен, и сделать всё иначе, а именно - вырезать брелок из куска побольше, и уже не делать его фигуркой, а вписать дракона в виде барельефа в овал.
Для того, чтобы придумать эскиз, я пересмотрела сотни потрясающих рисунков драконов, буквально погрузилась в их сказочный мир! Какими их только не представляют! И наконец, спустя некоторое время, я придумала, как будет выглядеть брелок. На фото кусочек, из которого я буду вырезать, и эскиз:
Эскиз очень символичный. Обычно я предварительно не рисую, а сразу режу, поскольку мне сложно полноценно перенести образ из головы на рисунок. Так что в процессе резьбы я добавляю детали, которые не могу воспроизвести на листочке.
Осталось дело за малым: вырезать! На этот раз все пошло хорошо, все-таки барельеф оказался лучшим решением, главное не прорезать глубоко, чтобы не отслаивались элементы в случае чего.
Цепочку от обычного брелка я решила не использовать, а сплести вместо этого шнурок из хлопковых нитей, гармонирующий с бивнем. На концы шнурка я приклеила концевики:
И вот что у меня в итоге получилось!
Очень красиво! И цвет, и фактура, и блеск. Я не ожидала, что этот бивень себя так проявит. А ещё после полировки бивень особенно блестит и на ощупь становится приятным.
А на обратной стороне девушка пожелала надпись по латыни "Ab imo pectore", что означает "От всего сердца". Внизу мои инициалы :)
Кстати, брелок висит тоже на одном из кусков этого бивня мамонта.
Спустя год, я уточнила у девушки, как же поживает изделие, и она сказала что с ним все хорошо, только шнурок отпал. Очень жаль, оказалось, что это не самое надежное крепление. Как я поняла, подвело разошедшееся колечко. Но я рада, что сам дракончик при этом не утерян и ждет новую крепкую цепочку!
Следующее, что мне удалось сделать из этого бивня, стал кулон для молодого человека, передавшего мне этот бивень. На кулоне должен был быть изображен лев! Дизайн в этот раз тоже на моё усмотрение.
Начало было положено вот таким кружочком. Он так похож на карамельную конфету! : )
И вот такого льва я вырезала:
Сзади было решено оставить гладкую сторону:
Поскольку время было летнее, и сезон купания был в полном разгаре, то кулон вместе со своим владельцем хорошенько искупался в соленой морской воде и позагорал:
Это по большей части моя вина, так как я не предупредила, что изделия из кости ни в коем случае не стоит мочить и запекать впоследствии на палящем солнце. Но новый окрас кулона ничуть не огорчил хозяина.
Спустя некоторое время, ко мне обратился ещё один юноша с просьбой сделать кулон из бивня мамонта в подарок своей девушке. Я показала в качестве примера свои работы, в том числе и показанного выше льва. Последний ему очень понравился, и было решено сделать такой же, только с львицей, и чтобы сзади было солнце. Существенным отличием стало то, что на торце надо было сделать углубление для того, чтобы потом в ювелирной мастерской туда вставили золотую полоску.
Начала я с поисков более-менее подходящей по толщине щепы:
Снаружи кусочек немного слоится, но это я все срезала и внутри он был отличного качества. Вырезаю из заготовки кругляшок, делаю барельефы с двух сторон и паз на торце для золотой вставки:
Такие в итоге рисунки у меня получились:
Затем я передала этот кулон юноше, и он отнес его к ювелирам, где в последствии вставили золото, как и планировалось. В итоге я получила вот такое фото готового кулона:
Такой подарок очень понравился девушке!
На первый взгляд, переданный мне бивень выглядит действительно непригодным для резьбы, я поначалу думала, что он просто рассыплется у меня в руках. Но если постараться, то и в нём можно найти сохранившиеся и пригодные для резьбы участки. И если бережно с ним обходиться, то он будет радовать своей уникальной красотой ещё долгое время! Как говорится, не все то золото, что блестит!
На этом моя история подошла к концу! Всем спасибо за внимание!
Если есть вопросы - пишите в комментарии, вконтакте https://vk.com/id20212373 или на почту avelon@e1.ru :)
В Китае появился такой вид резьбы по кости как «шар в шаре» (вложенные друг в друга костяные ажурные шары, украшенные миниатюрным узором) – вещь, поражающая филигранностью работы. Искусство резьбы развивалось ещё с 10 в. до н. э., а наибольшего расцвета достигло к эпохе династии Мин (1368-1644 годы). А в середине XIX века шары массово делались в буддийских монастырях и распространялись по миру в качестве дипломатических подарков и подарков VIP-персонам. При этом настоящей жемчужиной среди прочих шедевров, выполненных из слоновой кости, признаны именно «решётчатые» шары.
Так называемый «китайский» или «дьявольский» шар представляет собой последовательно вырезанные из цельного куска кости, но при этом независимые друг от друга идеальные по форме резные шары – один в другом. Принцип аналогичен русской Матрёшке. С тем лишь отличием, что вся конструкция неразборная (!) и создана из монолитного куска природного материала. Сквозь отверстия во внешнем шаре видны внутренние шары, при этом все они могут независимо друг от друга вращаться (они отделены друг от друга).
Эти решётчатые шары в шарах, попавшие в Европу в конце XIX – начале XX вв., сразу же получили название «дьявольских», поскольку европейцы долгое время не могли понять, как вообще возможно создать нечто подобное из одного цельного куска кости. Ими восхищались и считали загадочными.
Другое распространённое название этих шедевров мирового искусства - «шар-головоломка», поскольку изначально шары задумывались не как предметы искусства, являющиеся воплощением запредельного мастерства резчиков по кости, а как игра-головоломка, принцип которой заключался в том, чтобы совместить отверстия внешнего и всех внутренних шаров таким образом, чтобы они идеально совпали, однако сделать это при наличии хотя бы 4-5 внутренних шаров уже не так то просто.
Технология вырезания тончайших и хрупких внутренних сфер (а толщина стенок внутренних шаров часто не превышает 1 мм) заключалась в выборке больших внутренних пространств через небольшие отверстия при помощи специальных инструментов, которые можно было ввести в это отверстие и потом развернуть в рабочее положение. Легче всего мастеру было вырезать верхний шар, поэтому его украшали ажурной резьбой, узорами и самыми затейливыми рисунками. Затем начиналась подрезка основания и вырезание нового шара через вырезанные узоры в верхнем шаре. Второй шар также искусно украшался. Затем следующий шар, который вырезался уже через два ряда отверстий, затем через три ряда и так далее до последнего шара, который было очень трудно обрабатывать, в связи с чем, как правило, он покрывался только лишь царапинами. Последний, самый маленький шар, являлся сердцевиной системы.
В процессе работы мастеру приходилось полагаться лишь на собственное чутьё, годы опыта и острое лезвие своего резака, так как даже проделанные отверстия не позволяли ему в полной мере видеть, что именно происходит внутри шара. При этом если мастер ошибался хотя бы на волосок – вся работа шла насмарку, и приходилось начинать сначала. В старом Китае приказ изготовить «дьявольский» шарик по существу означал для резчика работу до самой смерти.
Из дошедших до наших дней «дьявольских» шаров подавляющее большинство экземпляров имеет повреждения различной степени тяжести. Как правило, страдают (имеют сколы и раскалываются полностью) внутренние шары, поскольку они очень хрупки. И если внешний шар защитить от механических воздействий несложно, то предотвратить соударение и повреждение внутренних шаров крайне затруднительно. Дополнительным фактором, оказывающим влияние на слабую ударопрочность кости, является её возраст, в среднем, не более 100 лет.
Выглядят «дьявольские шары» как набор из 5-20 сфер, но самым необычным считается шар диаметром 15 см, внутри которого двигаются 42 меньших ажурных шара. Причём самый маленький центральный имеет толщину меньше листа бумаги и покрыт насечками, образующими тончайший узор. Выполнялись такие чудесные работы в основном, конечно, из кости, но есть образцы из дерева, нефрита, смолы.