Хороший аргумент... про Украину

чужая мысль, под одним из видеоблогов про Украину...
показалось - гениальной... решил поделится...
ссылку давать не буду, чтобы не рекламировать само видео...

вот тезис в тексте и принскрин авторства...
может и не он первый сказал... но по моему - круто!

Если вам мешают памятники, если вам мешает язык, если вам мешают праздники, если вам мешает история, если вам мешают названия городов и улиц, то это значит, что вы строите свое государство на чужой территории!

Ответ на пост «Вопреки расхожему мнению критиков марксизма, на самом деле сбылись абсолютно все прогнозы Карла Маркса»

Научная база:
1. Маркс хорошо разбирался в философии и истории Средневековья. В том что было известно на момент его жизни.
2. Маркс адекватно оценивал положение буржуазии и рабочих 19 века Западной Европы.
3. Маркс был отличным философом и экономистом 19 века.
4. Всё что писал Маркс - осталось в 19 веке.
5. Марксизм стал основной для кучи противоречащих друг другу экономических и философских концепций в 20 веке. От Чучхе до Франкфуртской школы.
6. Наука не остановилась в своем развитии на Марксе.
7. Маркс сейчас - это не наука, это история экономической науки.
8. Энгельс - полная посредственность от начала и до конца, что в 19 веке, что сейчас.

Спорить о Марксе в 2024 - это всё равно, что спорить о ньютоновской механике в астрофизике. Эта дискуссия устарела на 100 лет.

Вопреки расхожему мнению критиков марксизма, на самом деле сбылись абсолютно все прогнозы Карла Маркса

Краткий экскурс в диалектику Гегеля

Давно изучаю Гегеля. Не знаю как вам, а мне кажется это реально вершина человеческой мысли. Его диалектическая логика, по-моему, это настоящий мастхэв для тех, кто претендует на системное и глубокое понимание происходящих в мире процессов (имеются в виде не конкретные политические или экономические процессы, хотя и они тоже, а гораздо более глобальные макротренды). Думаю создать серию постов о диалектической логике с двумя благими целями: 1) пусть читатели укажут, где и в чем я неправ, дабы я смог углубить свое понимание, 2) а то, в чем я прав пусть будет подспорьем другим людям, пробирающимся сквозь дебри логической системы Гегеля и философии вообще. Вместо предисловия совершим краткий экскурс в диалектику Гегеля в целом.

Диалектику Гегеля, можно понять как метод, грубо говоря, противоположный формальной логике (хотя это и не совсем так, как увидим далее). Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития.

Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Да, согласно законам формальной логики два противоположных высказывания об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. Но в том-то и дело, что формальная логика изначально создана для познания статичных систем, а диалектическая - для познания изменяющихся и развивающихся систем. А потому, диалектическая логика не отрицает формальной, но наоборот - вбирает ее в себя и развивает.

Сам человек в каждый момент времени и равен и не равен самому себе одновременно, ведь вы уже физически и ментально не тот ребенок, каким были в 2-3 года, но тот ребенок - это всё равно вы, а не другой человек. И даже секунду назад хотя бы на 1 клеточку организма, но всё-таки вы были другим и через секунду также станете хоть немного, но другим и всё же останетесь самим собой при этом.

Тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно имеет или порождает свое противоречие, свою противоположность.

Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти две противоположности естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вобрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека.

Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

  1. тезис,

  2. антитезис,

  3. синтез.

Законы диалектики Гегеля

Взгляд на мир как на процесс, развитие и движение - вот, что такое гегелевская диалектика

В свое время Ф. Энгельс собрал всю огромную махину гегелевской диалектики в три закона, которые представляют собой, конечно же определенное упрощение философии Гегеля, но в целом дают правильное и нужное для начала понимание диалектики.

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую, а потому развитие общества и всего мира движется как бы по спирали: первая стадия развития переходит в свою противоположность (первое отрицание), но затем эта новая стадия также стремится стать своей противоположностью (второе отрицание или отрицание отрицания), однако возврата к старому уже быть не может, поэтому третья стадия представляет собой отрицание второй, но не чистое возвращение к первой, а возвращение на новом уровне (синтез 1 и 2 стадий).

Так, например, в эпоху традиционного общества в ходу были ручные изделия, так как машинного производства не было. В индустриальную эпоху ручное производство практически полностью было вытеснено машинным, промышленным производством, которое оказалось гораздо эффективнее. Но на третьей стадии развития, в постиндустриальном обществе в моду снова всё больше и больше входит ручное производство, handmade. Машинное и стандартизированное уже считается чем-то немодным, неуникальным, снова начинают ценится ручной труд, но не потому что ничего другого нет, как в традиционную эпоху, а на новом уровне - потому что изменилось само отношение людей к предметам потребления.

Другой пример. Раньше, в эпоху традиционного общества, образование было нестандартизированным и по сути ненужным для большинства населения, оно не было всеобщим. Наукой занимались отдельные энтузиасты. В индустриальном обществе образование стало всеобщим, стандартизированным и обязательным. Сегодня, в эпоху постиндустриального общества, образование снова постепенно становится всё менее стандартизированным, всё более вариативным. Но не потому что мы деградируем, а потому что изменился сам облик общества. В индустриальном обществе стандартизированное образование было нужно для подготовки кадров рабочих на стандартизированном промышленном производстве. В постиндустриальном обществе стандартизированное промышленное производство больше не является основой экономики, а потому пропадает и необходимость в такой системе образовании.

Итак, законов диалектики Гегеля в формулировке Ф. Энгельса, всего три:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей,

  2. Закон перехода количественных изменений в качественные,

  3. Закон отрицания отрицания.

Спираль как лучшая иллюстрация законов диалектики Гегеля

Книги Гегеля о диалектике

"Наука логики" - главная книга Гегеля, в которой раскрывается его диалектическая система

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика» Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из них в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Эти механизмы называются «моментами становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качества называют «налично сущее» или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Всё в мире есть становление. Всё в мире есть нечто, находящееся в стадии становления. Сам человек, идущий от рождения к смерти через различные стадии своей жизни, общество, переходящее от одной исторической стадии к другой, биологическая эволюция и в конечном счете эволюция всей Вселенной. Диалектика проявляет себя везде и представляет собой всеобщий закон развития любых систем.

* * *

Это лишь начало диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться поистине глубоким пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания. Возможно пройдет еще 200 лет, прежде чем новые научные открытия покажут насколько же действительно Гегель был прав и насколько более понятным становится мир, если смотреть на него через призму диалектики.

Спасибо, что прочитали. Если интересно, развиваю данную тему в тг и на своем сайте.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: