Шок контент - только никому не рассказывайте

Инженерная история №2 Как я мог бы погибнуть

Всем привет, рискну выложить свой пост в разгар бунда.

Начну издалека.

Электричество очень опасная субстанция. Оно не осязаемо человеческими органами чувств совсем. Есть редкие исключения, вроде гула трансформатора, или коронирующих разрядов на высоковольтных линиях. Но это скорее исключения. Поэтому глядя на оголенный кабель, вы не можете знать убъет он вас или нет.

Поэтому, у нормального электрика действует презумпция виновности, любой оголенный провод, шина, даже корпус оборудования мы считаем, что находится под напряжением и смертелен для тебя, и чтобы прикоснуться к нему голой рукой нужны железобетонные доказательства его безопасности, такие как:

1. Видимый разрыв: отключен разъединитель или рубильник, откинут кабель, вынуты предохранители. То есть вы своими глазами видите, предмет к которому нужно прикоснуться, или хотя бы приблизиться.

2. Заземление. Включенный заземляющий нож, или наложенное переносное заземление, и вы своими глазами видите металлическую связь между предметом, и заземляющим контуром.

3. Все. Остальные только дополняющие доказательства. Отключенный автомат, кто-то уже касался рукой.

Ведь оборудование может быть отключено, но где-то далеко какой-нибудь не умный человек включит рубильник, и оно со скоростью света появится возле вас. И вы об этом не узнаете. Зато почувствуете, если не повезет.

И немного по классам напряжения в плане электробезопасности:

До 1000 вольт - смертельно опасно, в зависимости от условий и напряжения, если стоять голыми ногами в воде или на металле, и укусить провод, то может убить и 36 вольт. А если стоя на диэлектрическом ковре, в сухой обуви трогать рукой провод и под высоким напряжением может быть безопасно. Но, чтобы попасть под напряжение нужен физический контакт.

Выше 1000 вольт опасно тем, что может ударить и без контакта, просто приблизившись на недопустимое расстояние.

Теперь к моему случаю.

Это было лето 2017 года. Я тогда работал инженером ЭТЛ в небольшой электромонтажной компании в Хабаровске. И в то время работы по моему основному профилю было не очень много, зато компания взяла договор по замене измерительных трансформаторов тока и напряжения 6-10 кВ на подстанциях ДРСК. Подстанции ДРСК в 90% случаев это постройка 60-80 годов, и на которой с тех пор практически ничего не менялось, и не ремонтировалось, только поддерживалось в худо-бедно рабочем состоянии.

Вот фото типичного распределительного устройства 6-10 кВ с подстанции ДРСК:

Типичное распредустройство 6 кВ

И вот подстанция 35 кВ СВ (для местных находится в Хабаровске за бизнес-центром "Золотые башни"), нам нужно заменить трансформатор напряжения (ТН) 6 кВ в ячейке КСО.

Фото с той ПС у меня не сохранились, зато есть почти похожие. Например ниже фото трансформаторов напряжения, старого и нового. Новый на переднем плане. Здесь правда выкатной элемент, на нем менять намного проще. В том случае была ячейка КСО советского типа, а в ячейке КСО ничего не выкатывается, все собрано внутри.

Трансформаторы напряжения

Ячейки КСО

Продолжаю. Работали мы бригадой из 3-х человек, оперативный персонал подготовил нам ячейку для работы, произвел необхидыме переключения: отключил разъединитель, заземлил трансформатор напряжения, вывешал плакаты безопасности, провел инструктаж, мы расписываемся в наряде-допуске. Все необходимые мероприятия выполнены. Казалось бы работать безопасно. Ячейка почти типовая.

Только одно "НО", которому я сразу не придал значения. Высота ячейки 2 метра, высота измерительного ТН сантиметров 40, он стоит в самом низу, к нему спускаются шинки 6кВ, и подходит проводами цепи 100В.

Но в ячейке на середине глубины, с верху спускается фальш-панель, как ширма на высоту половины ячейки. Сейчас нарисую схему, вид сбоку:

И чтобы подобраться к трансформатору мне нужно пролезть под панелью. Я должен залесть первый как инженер, чтобы проверить как подключен действующий ТН, проверить маркировку, насколько она читаема и проверить как все подключено. Чтобы новый трансформатор напряжения подключить правильно.

И панели я не придал значения, опускаюсь на корточки, забираюсь за ТН, чтобы было удобней. И начинаю искать маркировку.

А теперь отступление, немного про обстановку. Мой обычный дневной план это 1-2 ячейки. Чтобы начать работать мне нужно выписать наряд, приехать на подстанцию и дождаться оперативно выездную бригаду (ОВБ) ДРСК. Они должны вывести для нас из работы ячейку, произвести все необходимые переключения, оградить рабочее место и допустить нас до работы. А они одни на несколько десятков подстанций. У них и своей работы хватает, и свои бригады которые также нужно допустить до работы на других подстанциях. А наш приоритет один из последних, по остаточному принципу. Поэтому частое явление, что мы приезжаем на подстанцию, и сидим ждем ОВБешников. И часто они приезжают после обеда, и если мы хотим не поздно вернуться домой, то приходится работать очень быстро.

Кстати бывало, что мы сидели ждали до пяти вечера и недожавшись бригады уезжали домой. Поэтому если ОВБшники приехали, то начинается суета. Все быстро, все на бегу. Т.к. и нам нужно быстро отработать, и им нужно после нас чаще всего куда-то ехать и дальше работать. Как вы догадались это все не сильно способствует вдумчивой и внимательной работе.

Возвращаемся. Я на кортах подлажу под панелью, располагаюсь сбоку рядом с Тном, откидываю шинки напряжения от ТН, помечаю где какая. Как положено на голове каска, на теле куртка. И чувствую затылком что мне стоит поднять голову к верху. Я не знаю, что это было, толи подсознание подсказало, что я не посмотрел что находится за панелью. Но мой опыт говорит о том, что там ничего не должно быть. Шины 6 кВ проходят над ячейками, разъединитель расположен в самом вверху, все что ниже него обесточено, и чтобы дотянуться до напряжения мне нужно встать в полный рост и вытянуть руку вверх. Но есть мысль "Посмотри на вверх". Я поворачиваю голову и в сантиметрах 30 от себя, по нижнему краю панели вижу шины. Желтую, зеленую, красную. Их не должно здесь быть. По виду типичные шины 6 кВ. Загривок встал дыбом. Я прямо чувствую опасность каждой клеткой тела. Начал глазами отслеживать эти шины. Спускаются сверху и идут в соседнею ячейку. Сверху спускаются прямо с шин. Осторожно прижался как можно ниже к полу и осторожно выполз из ячейки. Начал разбираться, смотреть внимательно. И оказалось, что соседняя ячейка это секционный выключатель. И на этой подстанции связь между секциями выполнена такой вот ошиновкой через соседнею ячейку ТН. И да, все в работе, все собрано. Шины под напряжением 6 кВ, до которых безопасное расстояние по правилам не меньше 0,6 метра для человека. А я вплотную к ним пролазил. Привстань я в той ячейки, или вытяни вверх руку и меня бы поджарило. И моей на тот момент беременной жене это бы не очень понравилось.

Работу мы кстати выполнили безопасно в итоге. Это можно было сделать. Откинули от изоляторов шинки 6 кВ, вытянули на себя ТН и после этого откинули вторичку. И обратно в том же порядке, сперва шинки 100В, благо они гибкими проводниками выполнены, затолкали ТН, закрепили его. И присоединили шинки 6 кВ. Соблюдая безопасное расстояние до шин что были под напряжением.

Я потом долго думал, почему так вышло. Ведь обычно смертельный случай это сочетание нескольких грубых нарушений правил, или обстоятельств. Я здесь ничего не нарушил, но мог попасть под напряжение просто неудачно повернув голову. И пришел к выводам, что в первую очередь здесь вина ДРСК, которые допустили к эксплуатации электроустановку, где опасные шины находятся в ячейке, и нет никаких знаков, что при выводе ячейки в ней находится опасное напряжение.

  1. Вина ОВБешника, он не знал об этом. Он представитель организации собственника этих электроустановок, и должен знать о своем оборудовании. А он не знал, и не предупредил подрядчиков которые на этой подстанции впервые.

  2. Моя вина. Я как производитель работ, должен убедиться, что работу выполнять безопасно. И в правилах даже написано, что нельзя выполнять работу сидя, если выпрямившись можно приблизиться на недопустимое расстояние до опасного напряжения.

В итоге я про это почти никому не рассказал. Только начальника РЭСа, и то чтобы они что-то приняли по отношению этой ячейки, пометили, свой персонал проинструктировали по этому поводу, что ячейка может быть очень опасной.

Больше таких случаев в моей работе не случалось. Были опасные, но не настолько чтобы об этом писать. Всем электрикам рекомендую почаще задумываться над тем, насколько безопасно работать в каждом конкретном случае. Самоуверенность и неосмотрительность может быть смертельно опасна.

Эстония о том, что происходит у них с электроэнергией

Премьер Эстонии Кая Каллас сообщает эстонцам не самую приятную новость: На данный момент мы находимся в ситуации, когда во всем регионе не хватает электричества. Одна из причин – из России больше не поступает 1000 мегаватт электроэнергии, столько и не хватает. Проблемой Эстонии является то, что мы по-прежнему потребляем электроэнергии столько, как будто у нас нет этих проблем. В короткосрочной перспективе у нас есть две возможности - перебои с электричеством или экономия. Я никого не пугаю, я констатирую тот факт, что нам нужно снизить потребление. Если мы этого не сделаем, то мы должны быть вынуждены производить региональные отключения электроэнергии на несколько часов. Поэтому я действительно призываю всех потреблять разумно.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: