Ответ на пост «Болонская система»

Я имею отношение к системе образования, причем - что характерно - высшего. В этом году у меня был "профессиональный" юбилей - 10 лет педагогического стажа. И хотя бОльшую часть этих 10 лет у меня была смешная нагрузка (0,25-0,35 ставки), свое вИдение ситуации у меня есть. И я вроде ещё не старый, всего 36 скоро будет. Но в части высшего образования пластинка "в мои годы было лучше" у меня включается.

Чем плоха Болонская система? Как отдельная образовательная система она очень даже неплохая, но ее преимущества раскрываются именно в западной системе получения образования. Что же получилось у нас: была учебная программа на 5 лет, из нее стали делать программу на 4 года. Как? Естественно, это возможно лишь одним путем: выкинув часть дисциплин. И тут незадача: первые полтора года обычно забиты общеобразовательными дисциплинами, а на погружение в тему своего профиля обучения остаётся 4 семестра (так как пятый по сути отводится под написание ВКР). Раньше было 6 семестров, а теперь есть 4, и за это время нужно успеть "прогнать" студента от основ своего профиля до нормального уровня знаний, умений, навыков. Из-за этого многие дисциплины, ранее шедшие последовательно, теперь в учебный план ставятся вперемешку или, в лучшем случае, параллельно.

Я преподаю финансовые дисциплины. В мои годы дисциплина под названием "Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" шла после "Рынка ценых бумаг" (условно говоря, РЦБ - это level 2, а ПД РЦБ - это level 3). При бакалавриате эти дисциплины часто стали идти параллельно - просто офигенные ощущения учить студентов нюансам брокерской деятельности, если они параллельно на курсе "РЦБ" еще только учат, в что же такое ценные бумаги в целом.

То же самое с "Корпоративными финансами". Их стоит изучать после прохождения курса бухучета. Очень долгое время с момента введения бакалавриата эти курсы велись параллельно.

И ведь по сути, составлением новых учебных программ продолжили заниматься те же самые люди - и они не отупели вмиг, просто сама по себе задача "впихнуть невпихуемое" и сделать за 4 года на выходе компетентного выпускника возможна лишь одним путем: упрощая саму учебную программу. И получается, что шутка: "Бакалавр - это недоученный специалист" - вовсе и не шутка. И нет возможности научить студента нюансам и "секретам" его будущей профессии. Не потому что преподаватели этого не хотят, а просто потому что на это не хватает времени.. Кто-то идет в магистратуру, но большинство получает заветный диплом и идет работать.

Может быть, кто-то выиграл от этой самой Болонской системы. Ну, от бакалавриата явно выиграли те, кому важен лишь сам диплом о высшем образовании - они сэкономили целый год. Но качество этого самого образования упало. И я вижу, что при наличии большого числа дипломированных экономистов многие компании очень тщательно проводят отбор соискателей - потому что та самая "корочка" больше не является очевидным доказательством способности человека работать в рамках указанной в дипломе квалификации.

Как-то так. Можно ли убрать противоречия? Можно, если снести до нуля все учебные программы и начать все строить заново, не забывая главное условие: упрощать, упрощать, упрощать. Может быть, как в другой шутке, дойдем до того, что "число ПИ для простоты расчётов будем считать равным четырём".

Болонская система

А вас тоже забавляет, что Болонскую систему образования поносят люди, не имеющие никаких знаний в области педагогики, и не имеющие никакого отношения к образованию?

ВУЗы России исключены из Болонской системы

Все российские вузы исключили из Болонской системы образования. Об этом заявил заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.


«11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», — объяснил Афанасьев.


Ранее глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявил, что отказ от Болонской системы образования обусловлен новыми условиями, в которых оказалась страна, а также тем, что ее внедрение не привело к достижению определенных целей, касающихся качества образования.


https://lenta.ru/news/2022/06/06/bolon/

Минобрнауки откажется от Болонской системы

Министерство науки и высшего образования России собирается отказаться от Болонской системы и создать собственную систему образования. Об этом «Коммерсанту» сообщил глава ведомства Валерий Фальков.

В основе отечественной системы образования «должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», заявил министр. Он отметил, что «к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу».

Рекомендуем
@smen
@magnit
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: