Да в принципе и так можно догадаться, что это подсолнух в Казахстане
Да в принципе и так можно догадаться, что это подсолнух в Казахстане
Раптор конечно, хорошие двигатели, параметры с виду шикарные, но есть нюансы:
Масса какая указана? Полная или сухая?
Тяга какая указана? В вакууме или атмосферная, на уровне моря?
Разница может быть существенной. Сравнивать ракетные двигатели надо не по массе и тяге, а по тяговооруженности. Тяговооруженность это отношение тяги в кН), на вес. Чем больше число, тем лучше и эффективнее двигатель на единицу собственного веса.
Тогда получается следующая картина:
Raptor 1 - 3630 кг. Тяга 185 тс. Тяговооруженность: 47
Raptor 2 - 2875 кг. Тяга 230 тс. Тяговооруженность: 74
Raptor 3 - 1720 кг. Тяга 280 тс. Тяговооруженность: 150
Безусловно есть прогресс! Таким образом, Raptor 2 чутка уступает российскому РД-180, у него 77,3. А Raptor 3 наконец превозмог НК-33 с тяговооруженностью 136, но чутка не дотянул до РД-253, у которого тяговооруженность 159.
Но вот какая штука:
НК-33 разработан в 1964 году (для советской лунной программы, в частности ракеты Н-1).
РД-253 разработан в 1963 году (для ракет семейства Протон/Протон-М).
Инженеры Илона Маска наконец приблизились к уровню советских инженеров 60-х годов прошлого века. Да, это великое достижение!