Перед каждым начинающим марксистом рано или поздно встает задача овладения теорией марксизма. Для этого есть только один путь - читать, читать и читать. Причем, читать приходится много, классики оставили нам очень большие объемы литературы.
Перед каждым начинающим марксистом рано или поздно встает задача овладения теорией марксизма. Для этого есть только один путь - читать, читать и читать. Причем, читать приходится много, классики оставили нам очень большие объемы литературы.
Так выглядит 55-томник В. И. Ленина
А вот так выглядит собрание сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса, 50 томов.
И это классика. то, что. называется, у марксиста must have.
Сценариев работы с классикой марксизма может быть несколько. Например, можно брать избранные работы авторов, прочитывать их одна за другой. При прочтении Маркса, если еще переходить в примечания в конце каждого тома - там вообще целая Вселенная. Но это самый простой и. возможно. распространенный сценарий.
Есть и посложнее. Предположим, что нам надо провести целую исследовательскую работу: например, изучить вопрос, что Ленин писал об обнищании трудовых масс при капитализме? Об английской буржуазной революции 17 века? В связи с чем упоминал Монако или Никарагуа?
Как это выглядело бы с бумажной версией собраний сочинений? Это выглядело бы примерно так. В собрании сочинений есть справочные тома. В справочном томе есть предметный указатель. В нем содержится список терминов, названий и других слов, а также ссылки на тома и страницы собрания сочинений, в которых содержится упоминание этих терминов автором. На один термин приходится десятки, а то и сотни ссылок.
И вот представьте себе исследовательскую работу коммунистов и студентов 60-70-х: в руках справочный том, шкаф с 55 томами, открываешь по каждой ссылку нужный томик и нужную страницу, ищешь глазами упоминание термина… Потом так же следующую ссылку. Работа не из лёгких и занимает много времени.
Немного полегче будет при работе с оцифрованными томами.
Кстати, об оцифровке собраний сочинений. С приходом в наше общество цифровых технологий, собрания сочинений тоже стали потихоньку оцифровываться. Сейчас уже есть много вариантов оцифровок: сканы с распознаванием и без, word-файлы, для чтения в офисных программах и для мобильных читалок. Да, это гораздо удобнее бумажной версии. Стало возможным читать с компьютеров и с мобильных устройств. Но если работать с предметным указателем, а также чтобы производить поиск по ключевым словам, все равно эти электронные версии еще не приспособлены.
Также появились html-варианты. Это либо разбитые на статьи, либо “простыня” - один файл на один том. С простыней работать также не очень комфортно. Остановишься читать, закроешь файл, а когда захочешь продолжить, еще нужно найти место, где закончил.
Другие сценарии использования собраний сочинений классиков:
- проверить на достоверность или контекст определенной цитаты;
- в споре, заставшем тебя в дороге. нужно быстро найти фрагмент текста классика;
- в дороге на мобильном устройстве работать с предметном указателем.
Все известные оцифровки пока не давали такой возможности.
С учетом всех этих недостатков я и начал создавать свой новый проект. Проект уже запущен, и на нем опубликовано полное собрание сочинений В. И. Ленина. Работы других авторов пока еще готовятся к публикации.
Так выглядит главная страница проекта. К сожалению, чукча не дизайнер.
Список томов имеет приятный вид плашек в виде корешков книг. Но задний фон хотелось бы в будущем поменять.
В мобильной версии плашки просто имеют бэкграунд с рисунком поверхности тома
Обратите внимание: с этой страницы можно перейти на нужный том и страницу, заполнив поля вверху страницы
Изначально планировалось просто создать поисковую систему, в которой, используя функциональные возможности известных поисковых систем, настроить их на поиск внутри сайта. Но идеи развития проекта пошли далеко вперед, и запущенный проект имеет следующие возможности, созданные для удобства изучающих:
Все тома разбиты на страницы. Каждая страница имеет свой URL. Навигация между страницами осуществляется по ссылкам внизу. Также можно перескочить на любую страницу тома. заполнив поле “Перейти на страницу” в правом сайдбаре и нажав Enter.
2. На каждой странице есть доступ к содержанию всего тома. Он открывается кликом мыши по пункту меню в правом сайдбаре (в мобильной версии - внизу, под текстом страницы и ссылками пагинации)
3. Есть функционал Закладки. С помощью данного функционала можно запоминать места, где остановился читать, а также помечать наиболее интересные места. Закладки можно именовать. По умолчанию закладке присваивается имя с автором, номером тома и номером страницы.
4. Есть Предметный указатель, с “живым” поиском. В строке поиска пользователь может нужный термин, чтобы узнать, на каких страницах каких томов он упоминается. Результаты появляются сразу, без перезагрузки страницы
5. Реализован поиск внутри сайта:
Правда, поиск реализован с помощью Яндекса, и результаты сильно зависят от того, попала страница поиска в выдачу, или её оттуда убрали. Поэтому сейчас ведется поиск других способов организации поиска. На данный момент бОльшая часть сайта проиндексирована (27 из 35 тысяч страниц).
Есть также другой способ поиска по ПСС Ленина - телеграм-бот «Марксизм в цитатах» - это другой проект, созданный энтузиастами на основе данных проекта MARXISM.ONLINE. Найти ссылку на него можете найти на странице поиска, а также на главной странице.
6. Весь функционал и всё содержимое оптимизировано для мобильных устройств.
Зачем был создан этот проект, когда все собрания сочинений оцифрованы и находятся в открытом доступе?
Марксизм - это прежде всего наука. А собрания сочинений - это материализованная база знаний. В любой науке база знаний имеет более-менее упорядоченную структуру, а современные информационные технологии дают инструменты для обработки больших объемов информации.
Вся классика марксизма - это тоже огромный массив информации. В докомпьютерную эпоху, в СССР, этот массив более-менее упорядочили, разложили по полочкам и издали в виде книг и справочных томов, силами Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Но с наступлением компьютерной эры, эта база знаний и методы работы работы с ней остались на прежнем уровне, сменился только материальный носитель. Вопрос о развитии механизмов работы с базой знаний назрел давно.
Как любой другой массив, он должен иметь свои механизмы для обработки информации, поиска, перехода по ссылкам. Это сделает более быстрым процесс обработки информации для конечного пользователя системы, а значит ускорит процесс овладения наукой, анализа, развития и приведения к актуальному для текущей ситуации состоянию. Именно такую задачу поставил себе этот проект. Если не создать такую систему, то хотя бы положить начало к её созданию.
P.S. Так как создание такой системы должен быть коллективным трудом, проект приглашает к участию волонтеров, энтузиастов, заинтересованных в развитии информационной системы и распространении марксизма.
Посыл автора безусловно хорош и позитивен, однако можно сколько угодно рассуждать про "вот так и надо всем жить", можно ещё и добавить про то, "куда мы все катимся", про падение нравов и т.д. Но если смотреть на ситуацию более материалистически, то становится понятно - такие нравы могут иметь место быть только в условиях высоких рисков и низкопроизводительного тяжелого труда. Грубо говоря - не успела молодая семья за лето хозяйство построить и наладить - скотина перемрет, семена-овощи для посева сгинут, вся семья вынуждена будет имущество распродавать, чтобы с голоду не помереть. Упущенный момент в условиях российского климата может стоить очень многого, и такая семья может уже и не подняться никогда на ноги. А у родни и самой излишков особых нет, чтобы целый сезон лишнюю семью на иждивении держать, сами живут со всеми теми же рисками. Вот и сложились такие традиции взаимопомощи, потому что это был единственный способ выживать отечественному крестьянству многие поколения. Отсюда же возникла присущая отечественному крестьянству общинность. Сейчас же реалии значительно изменились, изменился характер труда, изменились риски, сезонная зависимость, зависимость от урожая. Не говоря уж о городах - там и вовсе жизнь устроена принципиально иначе и там в принципе такая взаимопомощь и не необходима - в городах человек чувствует себя более автономным, живет в совсем ином ритме. Отсюда произошел и распад больших родов на нуклеарные семьи - городские жители просто не видели смысла тратить время, силы и ресурсы, чтобы поддерживать хорошие связи с огромной оравой родни, не видели в этом для себя никакой пользы.
[Можно вспомнить, например, как негативно многие относятся к многолюдным пышным свадьбам, куда приглашается вся родня, включая дальних родственников. Сейчас большинство видит в этом нечто ненужное, слишком затратное и бессмысленное, а это как раз один из ритуалов поддержания того самого "родового единства". Согласитесь, для современной городской культуры этот элемент уже смотрится чуждо.]
Чем-то ситуация схожа с деторождением. Когда некоторые идеалистически мыслящие персонажи вздыхают - мол, раньше семьи были большие, многодетные, а сейчас измельчал народ, упали нравы, обленились все и не хотят размножаться... По сути, просто механически приравнивая ситуацию в какой-нибудь деревне 19-го века и в современных городах. При том, что раньше дети были бесплатной и бесправной рабсилой, а сейчас - это источник огромных трат, за соблюдением всех прав которого пристально следит ряд гос. служб. Можно сколько угодно рассуждать про нравы и "прекрасные традиции", однако только учет материальных факторов может внести порядок и ясность, дать понимание "почему раньше было так, а сейчас иначе".