Ожившая история на фотографиях Прокудина-Горского

Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния

С. М. Прокудин-Горский - первопроходец в использовании цветной фотографии в России. А еще талантливый химик, изобретатель, этнограф и просто интересный человек, навсегда вошедший в историю.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа (18 по старому стилю) 1863 года в родовом имении Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Он был старшим сыном отставного подпоручика, который за год до этого вернулся со службы в Тифлисе и женился. Через три дня мальчик был крещён в приходской церкви Михаила Архангела Архангельского погоста, в приход которого входило имение. Есть данные, что своё детство будущий фотограф провёл в Муроме. Сам С. М. Прокудин-Горский в анкетах, начиная с 1918 года указывал в качестве своего место рождения Муром, в котором родились его младшие братья. Три года (до 1886) он учился в Александровском лицее (так стал называться легендарный Царскосельский лицей после его перевода в Петербург), но не доучился. С октября 1886 по ноябрь 1888 года слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Также Прокудин-Горский учился в Петербургском технологическом институте, где изучал химию. Его наставником был легендарный Д. И. Менделеев. С сентября 1888 по май 1890 года Прокудин-Горский был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую так и не окончил. Также он посещал занятия в Академии художеств. Надо заметить, что многие знаменитые фотографы того времени имели профессиональное художественное образование. В 1889-1891 годах Прокудин-Горский учился Берлине и Париже, проходил практику в фотохимических лабораториях. В мае 1890 года он также начал работу в Демидовском доме призрения трудящихся, который брал на воспитание девочек из бедных семей. В 1890 году Прокудин-Горский женился на Анне Александровне Лавровой — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. После свадьбы Прокудин-Горский стал директором исполнительного совета металлургического завода Лаврова под Санкт-Петербургом и оставался им до самой революции. В семье было двое сыновей и дочь.

Автопортрет у реки Королисцхали, 1912

Когда именно Прокудин-Горский начал заниматься фотографией, сказать трудно. С 1897 года он начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО), а в следующем году сам стал членом Пятого отдела. Надо заметить, что тесть фотографа тоже активно участвовал в деятельности ИРТО. 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского. При ней в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский делился своим опытом в использовании цветной фотографии.

Смоленск. Успенский собор с восточной стороны

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге под руководством доктора Адольфа Мите. Мите – один из пионеров цветной фотографии. В 1902 году он создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков. 13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите. В 1905 году Проскудин-Горский запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству все аналогичные разработки. Также он сумел значительно сократить время выдержки. Первый цикл цветных фотографий он предположительно сделал во время путешествия по Великому княжеству Финляндскому осенью 1903 года. Он запечатлел район Выборга и Сайменского канала. В 1904 году фотограф отправился в Дагестан.

Дагестанец, мусульманин-суннит, 1904

В 1905 году Прокудин-Горский делает цветные фотографии Крыма, Украины и Кавказа. В 1906 и 1907 году он ездил в Туркестан.

Эмир Бухарский Сеид Алим-Хан

В мае 1909 года во время аудиенции Николай II поручил фотографу запечатлеть и остальные регионы империи. Для этого Прокудину-Горскому был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, а также был предоставлен пароход, моторная лодка и автомобиль. Сам он вспоминал: «Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий… Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».

На жнитве. Череповецкий уезд. Новгородская губерния

Последняя экспедиция была в 1916 году. Есть версия, что с началом Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал военную хронику, затем занялся цензурой иностранных кинофильмов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Австро-венгерские военнопленные в России во время Первой мировой войны, 1915

В 1918 году Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ). Затем он эмигрировал. В эмиграцию фотограф отправился с новой женой. С первой супругой к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, окончательно осел во Франции. За границей он выступал с лекциями, сотрудничал с братьями Люмьер, фотографировал виды Франции, вместе с сыновьями открыл фотоателье. Скончался знаменитый фотограф в Париже в Русском доме вскоре после освобождения Парижа от нацистов. Есть версия, что он в то время злоупотреблял алкоголем. Сейчас большая часть работ Прокудина-Горского находится в США в библиотеке Конгресса, которой потомки фотографа продали их оптом за 3500$ (сумма по тем временам более существенная, чем сейчас, но явно незначительная для такой коллекции). К сожалению, не всегда сохранились пометки о том, где именно велись съемки, и имена запечатленных героев.

Вот некоторые фотографии

Фотография Льва Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне 23 мая 1908 года

В 1908 году Прокудин-Горский приехал в имении Л. Н. Толстого Ясная поляна. Там он делал фотографии окрестностей и самого писателя. По воспоминаниям фотографа, Толстой проявил большой интерес к технической новинке.

Этот снимок сделан в 1909 году в деревне Топорня на реке Шексна недалеко от небольшого городка Кириллов. Фрагмент именно этой фотографии выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы о коллекции Прокудина-Горского.

"Семья поселенца. Пос. Графовка"

Фотография сделана в Бакинской губернии. В 19 веке в этот регион часто переселялись староверы и представители различных сект. Местное правительство относилось к ним лояльнее, к тому же правительство считало, что это поможет в освоении данных территорий.

Ночевка у камня на берегу Чусовой, май 1912 года

Для путешествия по реке Чусовой экспедиции был выделен катер. В центре на переднем плане — С. М. Прокудин-Горский. Слева с ружьем - сын фотографа Дмитрий. В центре в фуражках - сотрудники МПС, техники Камскотобольского водного пути.

Курная избушка в лесу для дровосеков и курья (выжигание угля) на реке Чусовой

Из заметки в "Сибирской торговой газете" от 29 мая 1912 года: "По поручению министра внутренних дел в первых числах мая, прибыл в Екатеринбург профессор петербургского технологического института С. М. Прокудин-Горский, с сыном — технологом III курса, специалист художник-фотограф, два техника камскотобольского водного пути. Вся эта экспедиция, 5 мая, из Билимбаевского зав., на моторе, отправилась вниз по течению р. Чусовой, до её устья, для снятия окрестных видов древних памятников старины. Великолепная погода во всё время путешествия по Чусовой, дала возможность с большой продуктивностью выполнить всю намеченную программу. Далее профессор отправился в Чердынский край, для снимков с. Ныроб, — заточения боярина Михаила Никитича Романова. С. М. Прокудина-Горского, со дня на день снова ждут в Екатеринбург. Отсюда он, совершив поездку, для съёмки перевалов водного пути намеченного к соединению р. Исетью с р. Чусовой выедет для тех же целей, — вниз по р. Исети до её впадения в р. Тобол".

Группа участников железнодорожного строительства, 1916 год

В 1916 была последняя экспедиция фотографа. Во время неё он запечатлел строительство Мурманской железной дороги. Строительство было связано с Первой мировой войной. Снимок сделан на причале в поселке Кемь-Пристань в Карелии. Группа инженеров расположилась на недостроенном глубоководном причале. Планировалось, что туда будут приходить корабли стран-союзников с оружием и боеприпасами, а дальше грузы должны были отправляться по железной дороге.

Греческие женщины и дети собирают чай в Чакви, Грузия, примерно в 1905-1915 годах

********************************

Переславль-Залесский. Вид на Плещеево озеро и город от села Веськово

************************

Пинхас Карлинский, смотритель шлюза в Чернигове, 1910

*********************

Монастырь Святого Нила на Остров Столбный в Озеро Селигер рядом Осташков, 1910

*****************************

Деревня Колчедан на Урале, 1912 год

********************

Вид на Суздаль вдоль реки Каменки, 1912 год

*************************

Еврейские дети со своим учителем в Самарканде, около 1905-1915

****************************

Никольский собор в Можайске. 1911 год

*********************

Кочевая киргизская семья возле реке Голодная в Узбекистане, 1911 год

*******************

Далее фотографии Перми

***********************

Церковь Святого Иоанна Крестителя на Малышевой горе; Старая Ладога, 1909 год

************************

У водопада Кивач. Автопортрет, 1916 год

Дореволюционная Россия в цвете

В далеком 1905 году талантливый российский химик и страстный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые продемонстрировал публике серию цветных фотографий, сделанных в разных местах царской России. Сказать, что зрители были удивлены, значит ничего не сказать — публика просто ахнула, ведь никогда раньше она не видела ничего подобного. Зрители вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии!

Цветные фотографии Российской империи начала XX века кажутся просто невозможными — мозг отказывается верить тому, что они сделаны сто лет назад, ведь качество снимков просто поражает. Кажется, что они сделаны в наши дни на хороший зеркальный фотоаппарат.

Группа детей. Белозерск (на заднем плане Пятницкая церковь), 1909

В первую очередь, при просмотре фотографий Прокудина-Горского возникает резонный вопрос: откуда взялся цвет на снимках, сделанных более ста лет назад? Ведь большинство фотографий в наших семейных архивах являются черно-белыми и не радуют отменным качеством, хотя сделаны вроде бы относительно недавно — в 1960—1980 годах.

Как делал фотографии Прокудин-Горский

Технология получения цветных фотографий, получившая название цветоделение, была изобретена еще в 1855 году Джеймсом Максвеллом (его теорию электромагнитного поля мы проходим в курсе школьной физики), а первая цветная фотографию была получена им уже в 1861 году. Суть данного метода заключалась в том, что съемка производилась три раза — последовательно через красный, зеленый и синий светофильтры, в результате которого получались три черно-белых негатива. Затем каждый негатив проецировался на экран, а их проекции (красная, синяя и зеленая) тщательно накладывались друг на друга, что в итоге давало цветное изображение. То есть первые цветные снимки можно было увидеть только как проекции на стене, а не как изображения на бумаге.

«Тартановая лента» — первая в мире цветная фотография, 1861 год

Но Максвелл был ученым, а не фотографом, поэтому он, просто описав технологию получения цветных изображений и продемонстрировав ее работоспособность, благополучно переключился на другие научные задачи. Да и до получения полноценных цветных фотографий было еще далеко, так как фотоэмульсия, использованная ученым, имела очень низкую чувствительность к цветам. Одним из первых, кто смог добиться более менее нормальной цветопередачи, был французский изобретатель Луи Артюр Дюко дю Орон. В 1877 году он сделал цветную фотографию панорамы Ажена, которая впоследствии стала одной из самых известных снимков в истории фотографии.

Л. А. Дюко дю Орон. Вид Ажена, 1877 год

К тому времени, когда С.М. Прокудин-Горский стал интересоваться цветной фотографией, наибольшего прогресса по методу цветоделения достиг немецкий ученый Адольф Мите и считался в то время главным специалистом в этой области. Он даже сконструировал в 1901 году фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии» и уже в начале 1902 года демонстрировал королевским особам свои цветные снимки.

Цветная фотография А. Мите, 1902 год

Неудивительно, что азы цветной фотографии Прокудин-Горский стал осваивать именно под руководством Адольфа Мите, и весь 1902 год трудился в его лаборатории в Шарлоттенбурге над улучшением свойств фотографической эмульсии для наиболее естественной цветопередачи. И как это часто бывало в истории, что ученик превосходил своего учителя, так и Прокудин-Горский за один год смог сделать то, чего не мог добиться Мите за всю свою жизнь — создать такой рецепт эмульсии, который обеспечивал бы наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т. е. полную натуральность красок. Возможно, немалую роль в данном событии сыграл тот факт, что Прокудин-Горский в период учебы в Петербургском университете был учеником самого Дмитрия Менделеева, который в это время как раз интересовался вопросами ортохроматизма, учения о правильной передаче цвета в черно-белой (!) фотографии. Как бы то ни было, но уже в 1903 году Прокудин-Горский получил свои первые цветные фотографии, которые по качеству цветопередачи намного превосходили снимки Мите.

С. М. Прокудин-Горский. Юстиля. Вход в Сайменский канал, 1903 год

Дальнейшие шаги

После успешных публичных показов цветных изображений в Москве и Санкт-Петербурге Прокудин-Горский думает над тем, как в дальнейшем использовать свое удивительное изобретение. Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что в России, кроме него никто пока этим не занимается и он является абсолютным монополистом.

Магнитики на холодильник в то время еще не были изобретены по причине отсутствия самого предмета, на который они должны были крепиться (первый бытовой холодильник был создан только через десять лет, в 1913 году), поэтому единственной коммерчески успешной альтернативой им могло служить производство открыток, которые неплохо расходились довольно большими тиражами. В том же 1903 году фотограф освоил перенос цветного изображения на бумагу и наладил выпуск цветных открыток с видами Российской Империи, однако значительного коммерческого успеха это предприятие ему так и не принесло

Цветной снимок Киева на открытке Прокудина-Горского, 1905 год

Денег от продажи открыток хватает только на текущие издержки, а для увеличения ассортимента видов требуется совершить ряд затратных экспедиций по крупным городам, и Прокудин-Горский в 1905 году обращается к Общине Святой Евгении (Петербургский Красный Крест) с проектом сфотографировать пол-России для печати на открытках и получает аванс на это дело. Уже было отснято более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т. ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры, а на очереди были съемки Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля и Пскова, как революционный хаос приводит экономику России в упадок, и Община Святой Евгении больше не может финансировать дальнейшие поездки. Договор расторгается, а весь отснятый материал бесследно исчезает.

Портрет Л. Н. Толстого. Ясная Поляна, 1908 год

В мае 1908 года Прокудин-Горский сфотографировал самого знаменитого соотечественника — писателя Льва Николаевича Толстого. Открытки и настенные портреты с изображением великого писателя расходятся по всей России, а слава «мастера натурального цвета» растет. Его все чаще приглашают для демонстрации своих фотографий на вечера, где собирается высшее общество, а в 1909 году получает приглашение на аудиенцию самого Государя Императора.

Вид с императорской виллы. Вблизи Копенгагена, 1908 год

Николай II был настолько впечатлен показанными цветными снимками, что предоставил Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дал разрешение снимать в любых местах. Фотограф должен был запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано было сделать 10.000 снимков за 10 лет.

Специальный вагон С.М. Прокудино-Горского на станции Бородино, 1911 год

Однако в виду нестабильного положения в стране в последующее десятилетие план не был осуществлен, а Прокудину-Горскому в 1919 году пришлось эмигрировать в Европу. Он сумел вывезти практически все результаты многолетних трудов — стеклянные пластины в 20 ящиках.

Лондон, 1919 год (Фотография Прокудина М.)

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Его коллекцию, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. В начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.

Ещё несколько фотографий Прокудина Горского:

Фотографии с разницей в 111 лет

С.М. Прокудин-Горский, Торжок, 1910 г.

Торжок, 2021, постарался найти тот же ракурс


Мой инстаграм

https://www.instagram.com/kaidaloff/

Рекомендуем
@qsert
@ariEL
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: