Из всех художников-баталистов больше всего я верю Василию Верещагину. Мало того, что талант, так и еще прожил все на своем опыте. Самым неприятным и тяжелым для него оказалась русско-турецкая война (историю с броненосцем «Петропавловск» оставим за скобками).
Прежде всего, нам вообще повезло, что художник ее пережил. Судите сами: попал под обстрел турок, когда был на борту миноносца, получил пулю в бедро, затем переборол гангрену в госпитале и много раз был при смерти.
Но еще большая трагедия произошла при осаде Плевны. Во время штурма погиб брат художника, Сергей. Резня была настолько масштабной, что найти тело брата не удалось – так много жертв войны собралось в одном месте.
После такого тяжелого опыта и родилась картина «Побежденные. Панихида». Бесконечное поле, усыпанное телами, мрачное небо с тучами и священник, читающий молитву павшим.
Василий Верещагин - «Побежденные. Панихида», 1879
Кроме очевидных деталей стоит отметить игру света – Верещагин специально обустроил свою мастерскую под открытым небом с рельсом, на которой каталась кабина. Так художник ловил световые оттенки и нужные ракурсы. В общем, сам Моне позавидовал бы такой находке.
Схематичное изображение механизма Верещагина:
Картина вошла в балканский цикл Верещагина, а выставки вызывали фурор: казалось, все население городов приходило посмотреть на необычные полотна. Всех ждал восторг и восхищение.
Но как обычно было некоторое но, всегда есть уникумы, критикующие отличные картины. Ура-патриоты были недовольны: мол, Верещагин восхваляет величие турецкой армии и вообще все неправда, мы победители. Общественное недовольство росло, царская семья также выразила неудовлетворение (понятное дело), а вот ликвидность цикла падала – покупатели разбегались на фоне скандала.
Страшное поле, усеянное телами:
Хотя на выставке даже объявлялся священник, который проводил подобную панихиду и уверял окружающих, что это абсолютно норма для такого рода мероприятий, как война. А сам Верещагин передавал историю, что священник, проводивший отпевание под Телишем (именно там художник увидел такой сюжет), был одет в праздничное одеяние - обычную рясу не успели довезти (или надеялись на легкие победы?), а художник уже изобразил все в более подходящем виде. Но критиканы все равно не верили.
При панихиде на поле боя священник был одет в роскошное красно-золотое одеяние, но для картины Верещагин выбрал более подходящий вариант:
В итоге Верещагин чуть не оказался в нищете и чуть ли не отказался от батальной живописи, но разве такой талант, переживший несколько войн и травлю, может погубить такая мелочь, как деньги?
Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo
Добра!