Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Сегодня у нас в гостях Иннокентий (назовем его так), три года. Иннокентий очень трогательный малыш с большими глазами. Он любит фломастеры и маленькие синие машинки. Он уже ходит на ABA терапию, и там его научили показывать пальцем на желаемые предметы. Речи нет. Кеша ничего не повторяет за другими людьми. Единственное, что мы слышим от него – это спонтанные вокализации, состоящие из нескольких звуков. Понимания речи тоже нет. Кеша не выполняет ничего из того, о чем его просят. Почти не имитирует жесты. Лучше всего развито визуальное восприятие. Кеша сопоставляет одинаковые предметы и картинки. Может нарисовать круг фломастером. Первым делом вы спросите меня – аутизм ли это? Врачи этот диагноз не ставят. Речевой диагноз - нарушение экспрессивной и импрессивной речи (то есть не говорит и не понимает).
Что будем делать в самом начале?
Физический слух у Кеши в норме. Первое, что необходимо проверить – это его реакцию на неречевые звуки. Гремим, стучим, звеним – Кеша вертит головой – ищет источник звука.
Отлично, второй вопрос: различает ли Кеша эти звуки между собой? (это очень полезное и интересное упражнение на слуховое внимание, проведите его своему ребенку, даже если у него нет проблем с речью, вам понравится!)
Упражнение: перед ребенком предметы: Колокольчик, ложка и чашка, кубик. У вас есть такие же предметы. Стучим кубиком (или ложкой по чашке, или звоним в колокольчик) – он делает то же самое и т.п. Чтобы он понял, что надо делать с предметами. А потом прячем предметы за спину (или закрываем ширмой) и начинаем звучать. Ребенок должен послушать звук, выбрать предмет, который его издает и воспроизвести звук таким же движением.
Количество предметов необходимо увеличивать, по мере выполнения. Можно добавить фольгу, бутылку с водой, пищалку, трещотку – все, на что хватит фантазии.
Кстати, Кеша идеально справился, все выбрал верно из десяти предметов.
Теперь нас интересует имитация
Уже в год малыш может повторять простые движения крупной моторики.
В полтора года ребенку доступны манипуляции с предметами: он пинает мяч, стучит молотком, кормит куклу и т.д.
К двум годам по плану усложнение действий, выполнение программы действий (взрослый катит мяч, стучит кубиком, целует куклу, а потом просит повторить три действия в том же порядке).
Что делать, если ребенок не повторяет за вами? Учить! Один взрослый показывает движение, а второй помогаете ребенку выполнить (двигает его руками или ногами). Потом ребенка хвалят, как будто он сам сделал. Подсказку постепенно необходимо снижать. До полного самостоятельного выполнения.
ВАЖНО: Когда вы просите ребенка повторить, вы говорите: «делай так!» Вы не называете действие, это другое упражнение.
(У меня были случаи неоднократных подсказок со стороны взрослых. Я стучу по столу, ребенок не стучит. И тут от мамы доносится: «Ну постучи!» Если ребенок понимает речь, он постучит. Но это будет не имитация. Это будет выполнение инструкции на слух. А здесь ему надо посмотреть и повторить то, что увидел).
С имитацией разобрались. Теперь Кеша, кроме крупной и мелкой моторики, даже научился повторять некоторые движения губ и языка.
Следующий пункт – ритм
Этот пункт полностью лег на плечи родителей, они делали дома. Задача взрослого – хлопнуть (или стукнуть) 1, 2 или 3 раза. Задача ребенка – повторить стук такое же количество раз и вовремя остановиться. Это сложно. Хочется колотить по столу, пока он не развалится. А это не засчитывают.
Для чего нам ритм? Если мы прислушаемся к своей речи, услышим его. Количество слогов в слове, слов в предложении. Кол-ба-са. Ка-би-нет. Кот-ле-ты. Когда дети учатся говорить, слоговая структура бывает чудовищно нарушена. Ребенок говорит мо-ко вместо молоко. Ба-ка вместо собака. У некоторых бывает огромный хвост лишних звуков после слова (и само слово не такое красивое как здесь, а едва угадываемое нами), примерно так: слонпролреа. Жирафпролжщг. А еще бывает мамамамамамама вместо мама. Если научить ребенка отхлопывать ритмы, а потом прохлопывать слова, этого не будет.
Мы знаем, что ребенок может говорить звуки, слышали в спонтанных вокализациях. Но мы не можем объяснить, как воспроизвести этот звук по инструкции. Давайте используем поведенческий импульс. Возьмем для этого маленькие игрушки (шарики, кубики и т.д.) и пустое ведро. И начнем кидать их туда и кричать – АААААА. Фокус внимания ребенка теперь смещен. Теперь для него это не задание, которое он не понимает, как делать. А веселое дело.
Бух (это звук падения кубика) – ААААА –(это тетя логопед кричит)
Бух – АААА
Бух – АААА
Бух – АААА
Бух – многозначительная пауза взрослого, которую может заполнить ребенок по инерции, если был вовлечен в процесс. Если не сказал звук, то вы говорите АААА и продолжаете игру. Кеше игра помогла, и в тот день он вышел из кабинета счастливым обладателем звука А.
Понимание речи
Этот навык у Иннокентия пошел легче всего. Для отслеживания динамики я создала список слов. Мы с родителями вписывали туда все понимаемое. После 100 существительных и 25 глаголов перестали считать.
Как мы понимали, что он понимает? Давали инструкцию: Прыгай! Дай! Подними! Вытри!
Главное условие – инструкция не должна зависеть от контекста. Если что-то упало – логично, что это надо поднять. Если что-то пролили – логично, что надо вытереть. Если протянули руку, надо что-то дать. Дети это быстро понимают. Но если одновременно на столе лужа, на полу чашка, а я говорю: «прыгай!» - все-таки придется слушать. Сейчас мы учимся слушать два слова. Это сложно. Яблоко и чашка. Ложка и слон. Корова и штаны. Эти предметы надо выбрать из нескольких и вложить в мою раскрытую ладонь. Кеша внимает преимущественно второму слову, первое игнорирует. Но мы над этим работаем.
Когда есть понимание, но нет говорения, или когда есть говорение, но нет понимания – это попроще. Когда вообще ничего нет – это то еще приключение. Необходимо вызывать у ребенка каждый(!) звук, лепить из них слоги, из слогов слова. В сторону предложений вообще пока не смотрим .
Что научился говорить ребенок примерно за десять месяцев с нуля?
Научился звать маму (МАМА!). Просить (Дай). Просить есть (АМ-АМ). Просить надуть шарик или пузыри (Дуй). Мышка (пи-пи), машинка (би-би), паровоз (ту-ту), собака (ав-ав). Говорить Папа, баба, деда, ляля (но маму все равно интереснее звать). Говорить ИДИ (ди-ди). Махать рукой и говорить пока (та-та). Есть еще много других звукокомплексов, но уже не буду перечислять. Как вы видите, мы не можем сойти с рельсов онтогенеза. Ребенок не прошел этот этап раньше, зато проходит сейчас.
Это все не происходит скачками. Как правило, это маленькие, ежедневные, едва заметные изменения. И иногда необходимо оглядываться далеко назад, в самое начало, чтобы отметить, какой путь мы уже проделали. Наверное, поэтому я и пишу эти посты – чтобы самой для себя видеть этот результат. И чтобы поделиться с вами тем, на что обращать внимание и что можно с этим сделать. Если у вас есть какие-то вопросы, может быть нужно что-то пояснить или что-то рассказать подробнее – пишите, буду рада.
Логопед Светлана Леонтьева.