Ребенок плохо говорит: Один день из жизни логопеда

Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Чаще всего эта работа происходит онлайн или в кабинете, но есть у меня такие дети, к которым я приезжаю домой. Чаще всего, причина одна – у них нет возможности ездить. А я не готова с ними расставаться (уже столько вложено!).
Сегодня предлагаю вам совершить со мной маленькое путешествие по Санкт-Петербургу (и узнать, почему логопеда ноги кормят).

Что нужно, чтобы приехать домой к ребенку? Игрушки. Пособия. Мыльные пузыри. Чай в термосе (как правило, между детьми у меня уходит час на дорогу и нет времени нормально поесть). Передвигаюсь я на метро. Стараюсь по минимуму использовать наземный транспорт – он не раз меня подводил. Однажды, меня подвозили на машине и я опоздала на сорок минут – была подготовка к параду перед 9 мая и перед машиной перекрыли мост.

Каждая станция метро для меня – это воспоминания о детях, которые там живут. Я всех помню, с некоторыми родителями даже иногда переписываюсь, они мне шлют фото подросших детей.

Итак, верх синей ветки. Антон. Ему уже пять. Он не любит заниматься, но он смирился с тем, что это нужно делать. По тоске в его глазах видно, что он просто ждет, когда занятие закончится, и он пойдет по своим более важным делам. Он может говорить отдельные слова, знает много названий животных и машин, буквы, цифры и цвета.
– «В чем же его проблема?», - спросите вы. Я надеюсь, что спросите.
Проблема Антона в глаголах. Именно глаголы запускают речь ребенка. Цифры и цвета не помогут ему попросить почистить и нарезать банан или налить воды.

Сейчас вы мне возразите и скажете, что без существительных тоже будет плохо. И это так. И про них мы тоже не забываем, просто отрабатываем в связке с глаголом.
Сложность в том, что их нельзя учить по карточкам и предметам. Чтобы выучить слона, надо взять игрушку (или картинку слона) и сказать «слон». Чтобы выучить глагол, надо совершить действие. Лить воду, ронять вещи, поднимать вещи, что-то рвать, кидать, чинить, открывать и т.д.
Этим мы с Антоном и занимались. Художественно роняли все подряд (УПАЛ!), водили зверей по нарисованной дороге (ИДИ!), сортировали предметы одежды и еду: майку…НАДЕЛ (убрал в кучку с одеждой), кашу…КУШАЮ (убрал в кучу картинок с едой).

После занятия бегу на автобус, который отвезет меня к метро. Именно так. Если опоздаю, придется ждать следующий, и я могу опоздать уже на занятие. Не люблю опаздывать.

Еду в свой кабинет. Там меня ждет Тимур  (6 лет).

Ребенок не говорит. История четвертая. Неговорящий трёхлетка

Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Сегодня у нас в гостях Иннокентий (назовем его так), три года. Иннокентий очень трогательный малыш с большими глазами. Он любит фломастеры и маленькие синие машинки. Он уже ходит на ABA терапию, и там его научили показывать пальцем на желаемые предметы. Речи нет. Кеша ничего не повторяет за другими людьми. Единственное, что мы слышим от него – это спонтанные вокализации, состоящие из нескольких звуков. Понимания речи тоже нет. Кеша не выполняет ничего из того, о чем его просят. Почти не имитирует жесты. Лучше всего развито визуальное восприятие. Кеша сопоставляет одинаковые предметы и картинки. Может нарисовать круг фломастером. Первым делом вы спросите меня – аутизм ли это? Врачи этот диагноз не ставят. Речевой диагноз - нарушение экспрессивной и импрессивной речи (то есть не говорит и не понимает).

Что будем делать в самом начале?

Физический слух у Кеши в норме. Первое, что необходимо проверить – это его реакцию на неречевые звуки. Гремим, стучим, звеним – Кеша вертит головой – ищет источник звука.

Отлично, второй вопрос: различает ли Кеша эти звуки между собой? (это очень полезное и интересное упражнение на слуховое внимание, проведите его своему ребенку, даже если у него нет проблем с речью, вам понравится!)

Упражнение: перед ребенком предметы: Колокольчик, ложка и чашка, кубик. У вас есть такие же предметы. Стучим кубиком (или ложкой по чашке, или звоним в колокольчик) – он делает то же самое и т.п. Чтобы он понял, что надо делать с предметами. А потом прячем предметы за спину (или закрываем ширмой) и начинаем звучать. Ребенок должен послушать звук, выбрать предмет, который его издает и воспроизвести звук таким же движением.
Количество предметов необходимо увеличивать, по мере выполнения. Можно добавить фольгу, бутылку с водой, пищалку, трещотку – все, на что хватит фантазии.


Кстати, Кеша идеально справился, все выбрал верно из десяти предметов.

Теперь нас интересует имитация

Уже в год малыш может повторять простые движения крупной моторики.  

В полтора года ребенку доступны манипуляции с предметами: он пинает мяч, стучит молотком, кормит куклу и т.д.
К двум годам по плану усложнение действий, выполнение программы действий (взрослый катит мяч, стучит кубиком, целует куклу, а потом просит повторить три действия в том же порядке).

Что делать, если ребенок не повторяет за вами? Учить! Один взрослый показывает движение, а второй помогаете ребенку выполнить (двигает его руками или ногами). Потом ребенка хвалят, как будто он сам сделал. Подсказку постепенно необходимо снижать. До полного самостоятельного выполнения.

ВАЖНО: Когда вы просите ребенка повторить, вы говорите: «делай так!» Вы не называете действие, это другое упражнение.

(У меня были случаи неоднократных подсказок со стороны взрослых. Я стучу по столу, ребенок не стучит. И тут от мамы доносится: «Ну постучи!» Если ребенок понимает речь, он постучит. Но это будет не имитация. Это будет выполнение инструкции на слух. А здесь ему надо посмотреть и повторить то, что увидел).

С имитацией разобрались. Теперь Кеша, кроме крупной и мелкой моторики, даже научился повторять некоторые движения губ и языка.

Следующий пункт – ритм
Этот пункт полностью лег на плечи родителей, они делали дома. Задача взрослого – хлопнуть (или стукнуть) 1, 2 или 3 раза. Задача ребенка – повторить стук такое же количество раз и вовремя остановиться. Это сложно. Хочется колотить по столу, пока он не развалится. А это не засчитывают.
Для чего нам ритм? Если мы прислушаемся к своей речи, услышим его. Количество слогов в слове, слов в предложении. Кол-ба-са. Ка-би-нет. Кот-ле-ты. Когда дети учатся говорить, слоговая структура бывает чудовищно нарушена. Ребенок говорит мо-ко вместо молоко. Ба-ка вместо собака. У некоторых бывает огромный хвост лишних звуков после слова (и само слово не такое красивое как здесь, а едва угадываемое нами), примерно так: слонпролреа. Жирафпролжщг. А еще бывает мамамамамамама вместо мама. Если научить ребенка отхлопывать ритмы, а потом прохлопывать слова, этого не будет.

Эхо

Мы знаем, что ребенок может говорить звуки, слышали в спонтанных вокализациях. Но мы не можем объяснить, как воспроизвести этот звук по инструкции. Давайте используем поведенческий импульс. Возьмем для этого маленькие игрушки (шарики, кубики и т.д.) и пустое ведро. И начнем кидать их туда и кричать – АААААА. Фокус внимания ребенка теперь смещен. Теперь для него это не задание, которое он не понимает, как делать. А веселое дело.
Бух (это звук падения кубика) – ААААА –(это тетя логопед кричит)
Бух – АААА
Бух – АААА
Бух – АААА
Бух – многозначительная пауза взрослого, которую может заполнить ребенок по инерции, если был вовлечен в процесс. Если не сказал звук, то вы говорите АААА и продолжаете игру. Кеше игра помогла, и в тот день он вышел из кабинета счастливым обладателем звука А.

Понимание речи
Этот навык у Иннокентия пошел легче всего. Для отслеживания динамики я создала список слов.  Мы с родителями вписывали туда все понимаемое. После 100 существительных и 25 глаголов перестали считать.
Как мы понимали, что он понимает? Давали инструкцию: Прыгай! Дай! Подними! Вытри! 
Главное условие – инструкция не должна зависеть от контекста. Если что-то упало – логично, что это надо поднять. Если что-то пролили – логично, что надо вытереть. Если протянули руку, надо что-то дать. Дети это быстро понимают.  Но если одновременно на столе лужа, на полу чашка, а я говорю: «прыгай!» - все-таки придется слушать. Сейчас мы учимся слушать два слова. Это сложно. Яблоко и чашка. Ложка и слон. Корова и штаны. Эти предметы надо выбрать из нескольких и вложить в мою раскрытую ладонь. Кеша внимает преимущественно второму слову, первое игнорирует. Но мы над этим работаем.

Когда есть понимание, но нет говорения, или когда есть говорение, но нет понимания – это попроще. Когда вообще ничего нет – это то еще приключение. Необходимо вызывать у ребенка каждый(!) звук, лепить из них слоги, из слогов слова. В сторону предложений вообще пока не смотрим .

Что научился говорить ребенок примерно за десять месяцев с нуля?
Научился звать маму (МАМА!). Просить (Дай). Просить есть (АМ-АМ). Просить надуть шарик или пузыри (Дуй). Мышка (пи-пи), машинка (би-би), паровоз (ту-ту), собака (ав-ав). Говорить Папа, баба, деда, ляля (но маму все равно интереснее звать). Говорить ИДИ (ди-ди). Махать рукой и говорить пока (та-та). Есть еще много других звукокомплексов, но уже не буду перечислять. Как вы видите, мы не можем сойти с рельсов онтогенеза. Ребенок не прошел этот этап раньше, зато проходит сейчас.
Это все не происходит скачками. Как правило, это маленькие, ежедневные, едва заметные изменения. И иногда необходимо оглядываться далеко назад, в самое начало, чтобы отметить, какой путь мы уже проделали. Наверное, поэтому я и пишу эти посты – чтобы самой для себя видеть этот результат. И чтобы поделиться с вами тем, на что обращать внимание и что можно с этим сделать. Если у вас есть какие-то вопросы, может быть нужно что-то пояснить или что-то рассказать подробнее – пишите, буду рада.

Логопед Светлана Леонтьева.

Ребенок не говорит. История вторая. Принцесса на подоконнике

Как люди представляют себе работу логопеда? Чаще всего так. В большой красивый кабинет, полный пособий, приводят ребенка. Ребенок и логопед красиво сидят за столом, перекладывают карточки, делают артикуляционную гимнастику напротив зеркала и занимаются пальчиковой гимнастикой. Потом чинно раскланиваются и занятие заканчивается.

Если ребенок – нормотипичный воспитанный дошкольник, которому надо поставить звук Р, так примерно и будет. Пособий и логопедических игр будет побольше, чем я описала, но в целом так.

А если ребенок не говорит, а вместо этого много кричит и дерется, и отказывается заходить в вагон метро, потому что он не того цвета? Если трансфер ребенка к логопеду делает мать седой или больно бьет по карману (если возить на такси), то семья принимает решение пригласить логопеда домой (а еще бывают обычные бытовые ситуации, например, есть еще один ребенок и маме не разорваться).

К этой девочке я приходила сама. Брала с собой чемодан игрушек для мотивации и ездила три раза в неделю. Начали мы заниматься, когда ей было четыре года. Мне не хочется давать ей вымышленное имя, титул Принцесса подходит ей больше всего.

На диагностике она показала, что может повторять отдельные звуки и некоторые слоги. Был глазной контакт, понимание некоторых простых контекстных инструкций (включи свет, подними, дай).

Как заниматься с ребенком, которому не объяснить, что ему надо заниматься? Есть игрушка (конфета, мама, планшет) – хорошо. Нету – плохо. Зачем ему напрягаться и делать то, что сложно и не получается, если можно не делать? Заставить не получится. Эти дети мастерски умеют расслаблять все мышцы в своем теле и становиться мороженкой. Очень тяжелой такой мороженкой. Будет лежать и смотреть в потолок, разглядывать нитку на штанах или палец. И это он еще в хорошем настроении.

Самый эффективный способ научить ребенка чему-то – зайти через сферу его интересов. А потом аккуратно изнутри раздвигать границы этой сферы. Чтобы ребенок начинал увлекаться и другими темами и пробовал играть и в другие игры. Для самого начала у меня есть арсенал игрушек, которые никогда не покупают родители в здравом уме. Самый топ это лизуны. Они липкие, мокрые и быстро портятся. Портят одежду и стены. Но сколько чудесных открытий мои ученики совершили за лизун! Очень много. Естественно для каждого ребенка свой пул призов.

Что же предпочла моя Принцесса? Не куклу, не пони, не мишку, не зайчика. У нас был Дино. Дино – это такая резиновая игрушка на руку, в форме головы динозавра.
Она его кидала. У неговорящих детей часто бывают такие однообразные игры. Крутить, кидать.
Как можно расширить эту сферу? Превратить кидание в спорт. И ввести правила. Кидать можно только ЭТОТ предметы. Все остальное нельзя. У нас даже была ширма, через которую надо было перекинуть Дино. Такой волейбол на минималках.

Эта мотивация работала минут на двадцать. Работали стоя. Повторяли слоги, имитировали движения, работали над пониманием других контекстных (вытри, открой, закрой, спрячь)  и внеконтекстных (хлопай, прыгай, топай, кружись) инструкций.

Потом Принцесса уставала и залезала на подоконник. Мы смотрели в окно, разглядывали мужика выгуливающего собаку, и отстукивали ритмы. Сначала с одинаковым слогом: МА-МА, ПА-ПА-ПА, потом усложняли, меняли гласные, потом стали меняться и согласные. Однажды мы начали отстукивать то, что видим. Слово СО-БА-КА мы отстучали очень много раз. И до сих пор мама Принцессы считает его поворотным моментом в развитии ребенка. Момент, когда ребенок в первый раз сказал ей на улице слово «Собака» и показал на нее пальцем, она вспоминает с особым трепетом. Жаль, мужик с собакой так и не узнает, какую роль он сыграл в развитии ребенка.

Под самый конец занятия, когда силы совсем заканчивались, Принцесса начинала сметать на пол все, что видит. И кружиться. Ну то есть делать что-то свое, где до нее не достучаться. И в этот момент я предлагала ей упражнение «Тачка». А Принцесса, надо сказать, уже тогда была хорошо физически развита. Она мне один раз пяткой в нос во время игры так вломила, он у меня три дня болел. Ни один Принц с экскаватором не добился таких результатов (хотя попытки были). Упражнение заключается в том, что она встает на руки, я беру ее за ноги и мы идем. Она идет на руках, а я ее держу (мед.противопоказаний не было, все с разрешения родителей). Физическая активность нашла выход, а заодно получилось еще предметы по карточкам наименовать.

Девочка она активная, подвижная. Такая бой-девочка. И тут ей купили стол. Ее личный стол со стулом. И она совершенно без проблем за него села. И в нашем обучении начался новый этап. У нее уже к тому моменту получались отдельные слова, и заметно улучшилось понимание. Но фразы еще не было. И я приняла решение идти к речи с другой стороны. Часто в работе с алаликами используют метод глобального чтения. Мы зашли еще дальше, начали с письма. Поясню. Ребенку уже пять. Пальчиковая гимнастика на отлично. Визуальное восприятие на отлично с плюсом. В сфере интересов уже рисование, лепка и элементы обычных детских игр с игрушками. Ей нравятся буквы и цифры. Мы начинали писать самые простые печатные буквы фломастером. П, Л, О. Ей это очень нравилось. Это и было мотивацией, дело стало подкреплять само себя. Я усложнила процесс, предложила переписывать слоги и слова из этих букв. Так она переписала слово мама, папа. То, что написала сама, и читать интереснее. Слова стали узнаваемыми. В этот момент я напечатала ей листы с липучками. Чтобы можно было клеить слова и получалось бы предложение. Мама иди. Папа иди. Баба пей. Мама дай сок. Чувствуете, к чему я веду? Ей было сложно самой сказать фразу. Порождение высказывания – это сложный для нее процесс. Ей нужна была подсказка. Интересная для нее подсказка. Так Принцесса начала с подсказкой произносить несколько слов. А потом подсказка стала ей не нужна. С этой девочкой мы работали два года. Потом семье пришлось переехать и мы расстались. С теплыми воспоминаниями друг о друге.

Главное я не сказала, почему я называю ее Принцессой. Потому что мы все знаем, что не платья и не туфельки делают человека Принцессой. А талант управленца и бешеная харизма. Неговорящая девочка в пять лет в детском саду управляла толпой говорящих мальчиков. Они ее встречали и ждали, когда она придумает им новую игру. И были правы, Принцессе фантазии на всех хватит.

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Рекомендуем
@bolo
@redd
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: