Или история, как географ не пропил глобус, а посмотрел сериал.
Или история, как географ не пропил глобус, а посмотрел сериал.
Нет, я все-таки решусь на цикл этих постов. Тем более, начало было положено еще в отзыве на "Мир! Дружба! Жвачка!" полтора года назад. К слову, у них вышел третий сезон и он все так же держит марку.
Если сериал не совсем in vitro, то оторвать от географического контекста происходящее сложно. Волей-неволей, а проф.деформация дает о себе знать. Понятно, что в монолокационном ситкоме ничего интересного не разглядишь. Благо предпочитаю смотреть контент с более разнообразными декорациями, и это позволяет контент рассматривать как подспорье на педагогическом фронте.
Я сразу опущу всю полемику, что "Сверхъестественное" - сериал для девочек-подростков, что он затянут, местами поверхностен и т.д. Всегда буду защищать тот тезис, что главное не мысль автора, а то, какую умственную работу мы проделали, обрабатывая материал. При желании можно и философский трактат по "Марвел" написать, благо пища для размышления есть и там.
Так вот "Сверхи", полагаю, самый масштабный сериал, который я смотрел.
Почти 12 тысяч минут хронометража - вроде как немало. Метасюжет (есть такое слово?) таков: братья Винчестеры колесят по стране, истребляя местную (и не только) нечисть. По ходу пьесы все разворачивается как в Священном Писании - появляются демоны, ангелы, архангелы, бог Чак и целый пантеон сущностей, которые образовывают социальное пространство сериала. Но оставляя за бортом отдельные сюжетные линии, постараюсь показать, какие важные аспекты американского быта, менталитета показаны в сериале.
1. Одноэтажная Америка.
Почему-то при слове "Америка" все вспоминают Манхэттэн и даунтауны с небоскребами в крупнейших агломерациях. Как признают сами жители Штатов, так и исследователи (географы, социологи, культурологи), все-таки США - это именно одноэтажная Америка. Т.е. экономическая мощь и социальная самобытность куется в огромных мегаполисах лишь отчасти, а бОльшая роль принадлежит небольшим городкам, которые представляют собой одноэтажные субурбии с размазанными городским центром, мелкими лавками и редкими моллами. Именно по таким небольшим городам и ездят Сэм и Дин. Более того, каждый раз, когда события происходят в крупном городе, то братья сторонятся его, о чем сообщают зрителю.
2. Придорожная культура.
В 4-м выпуске подкаста я говорил про то, что США - страна авто и авиации. Конечно, никакой бы автокультуры не сложилось, если бы не система межштатных автомагистралей, которые опутаны местными дорогами. Однако качественный асфальт с желтой разметкой - это лишь верхушка айсберга. Все эти мотели, придорожный фастфуд, АЗС совокупно представляют собой ансамбль, вокруг которой и вращается американская жизнь и американская экономика.
3. Американский автопром.
Раз уж речь зашла про авто, то нельзя не отметить и такую составляющую, как американский автопром. Глубинка США, как следует из сериала, предпочитает местные машины. Для фермеров оно и понятно - там пикап показан как само собой разумеющееся транспортное средство. Винчестеры гоняют на Шевроле Импала 1967 года - знаковому детищу General Motors. По задумке, должен быть Форд Мустанг (чтобы американщина била прямо в лоб), но шоураннеру посоветовали взять Импалу, чтобы "тело влезало в багажник". В результате, лучшая серия сериала (финальная 5-го сезона) посвящена именно этому автомобилю. Да и будучи роуд-муви (особенно первые 5 сезонов), сложно было бы избежать дизельцентризма.
4. Местный фольклор.
Нечисть, с которой справляются Винчестеры, имеет локальный характер (это не распространяется на библейских персонажей, которые в основном всплывают в начале и конце каждого сезона). Во многом это отражает тот самый "плавильный тигль" американской культуры - кто что притащил из своей местной культуры, то и посадил на американскую землю. Здесь все - от скандинавских богов до индуистского пантеона.
5. Реднеки.
Хотя это скорее относится к Дину, чем к Сэму (сериал начинается с того, что Сэм учится в колледже), реднеки - опорный контингент сериала. Притом насколько они хрестоматийно показаны я выяснил лишь после того, как освоил курс по географии США пару лет назад.
Патриотизм, телевизор, из развлечений - выпивка и беспорядочный секс, низкооплачиваемая работа и не самые лучшие бытовые условия - все это составляет благодатную почву, на которой произрастает "народный фольклор" о чудовищах.
6. Природные ландшафты.
Вот на самом деле, здесь можно покритиковать сериал, поскольку тот снимался в Канаде. Если вы думаете, что США и Канада в плане ландшафтов - примерно похожее, то сильно заблуждаетесь. Братья родом из Канзаса, т.е. со Среднего Запада и колесят в основном по нему. На удивление в кадре много лесов - это типично для Британской Колумбии (запад Канады), но никак не для Среднего Запада США, который хорошо освоен. Пруфы на лесистость здесь .
Стоит ли смотреть? Очень индивидуально. Помимо неплохого пособия по анатомии американской жизни за пределами крупных городов, "Сверхъестественное" - это длинная постмодернистская экзегеза, которая, пускай и трактует Библию очень своеобразно (та же иерархия архангелов/серафимов/ангелов), но, по крайней мере, пробуждает исследовательский интерес.
Субъективно - первые 5 сезонов прочно держат, а дальше начался конвейер. Можно ограничиться и этим.
P.S. А еще у братьев прикольные клетчатые рубашки. У Дина есть красно-черная, теперь я каждый раз вспоминаю о ней, когда вижу работников "Красного и Белого".
Приветствую всех заглянувших!
Сегодня я бы хотел поговорить с вами о фильме, который настолько разошёлся в цитаты, что стоит начать фразу "И запомните, десять капель перед стрельбой!" - вам обязательно ответят "Да пошёл ты!"
Как следует смажь оба "Кольта",
"Винчестер" как следует смажь,
И трогай в дорогу, поскольку
Пришла тебе в голову блажь...
Да, речь, конечно идёт о легендарном вестерне 1987 года - "Человек с бульвара Капуцинов".
Все его, несомненно, смотрели, фильм пошёл в народ и разошёлся на цитаты, интересные факты о нём можно увидеть даже в "Википедии", а вот что с оружием?
Поскольку мы тут в "Оружейной лиге", давайте будем поглядеть ))
Вообще говоря, в который раз я восхищаюсь работой советских исторических и научных консультантов. Я упоминал об этом в статьях о Шерлоке, и я повторю это здесь.
Создатели фильма старались максимально подробно восстановить даже мелочи в "ковбойской" комедии, уловить дух Дикого Запада, и, я считаю, им это вполне удалось.
- Банда Чёрного Джека!
Чем же вооружены кучер и его помощники?
Обычно, в реалиях Дикого Запада, служители почты (а именно в почтовой карете едет Джонни Фёст) вооружались кто чем, но впоследствии, в 1860-х годах, компания Wells Fargo & Co закупила партию дробовиков 12-го калибра с укороченными стволами для защиты грузов.
Так появились т.н. "кучерские ружья" - Coach Gun - удобные, разворотистые и способные свалить всадника с лошади зарядом картечи с расстояния полуста шагов.
Но мы видим, что у оружия Энди один ствол - и длинный, явно металлическая ствольная коробка - что же, это вполне может быть Винчестер обр. 1892 года со скобой Генри.
Впрочем, это может быть (и скорее всего так и есть) Винчестер образа 1894 года. В чём разница?
Это первая винтовка со скобой Генри под бездымный порох. И ствольная коробка более длинная - под патроны нового образца.
Патрон .30-30 Винчестер - в центре
Модель «винчестера» 1894 года американские историки оружия Р.Л. Уилсон и Хэл Херринг назвали «самой совершенной конструкцией винтовки с рычажным механизмом».
И это, скорее всего, действительно так. Потому что их было произведено больше всех прочих – в общей сложности 7,5 миллиона экземпляров.
Действительно, такими винтовками вооружены и бандиты Чёрного Джека...
...и даже почтенная миссис Томпсон
А вот её соседка - благообразная старушка ("Вас не ждали, сэр!") носит в сумочке укороченный "командирский" Наган
Сэр же, которого не ждали, вооружён английским револьвером Вебли-Прайса
Вот примерно таким:
Вообще, в этом фильме довольно много английских револьверов - видимо, лежали на складах реквизита. Но вообще говоря, из канвы фильма они не выбиваются.
Как говорили в армии "Форма номер восемь - чего нашли, то и носим".
Вот и Сэнди - второй кучер отстреливается от бандитов из укороченного Вебли МК4
Револьвер производился с 1890-х годов компанией «Webley & Son Company» (с 1897 года называется Webley & Scott Co.)
Им вообще в фильме вооружены многие - и пассажиры дилижанса
и множество ковбоев - но о них после.
Ещё активно используется винтовка Винчестера обр. 1895 года - т.н. "Русский винчестер".
Она в руках соседа мистера Фёста
Ей вооружён бандит Джека
у пассажира, кстати, винтовку не отняли ))
"Держу пари, сэр, что Вы сейчас двумя руками держитесь за Библию".
Чем же отличалась винтовка 95 года образца от, скажем, 94-го? И почему винчестер - русский?
Дело в том, что в 1895 году фирма Винчестер выпустила первую партию рычажных винтовок, разработанных Джоном Браунингом. И в отличие от предыдущих моделей, эта винтовка была создана не просто под патрон с бездымным порохом, ещё и пуля была остроконечная, что улучшало её баллистические характеристики. Проще говоря, такие пули летели дальше и били точнее.
Однако же в трубчатый подствольный магазин такие патроны запихнуть нельзя - отдача при выстреле может сдвинуть патрон и острая пуля наколет капсюль следующего патрона. Получится БУМ.
Так что тут пришлось изобретать магазин в ствольной коробке.
А в 1915-17 годах триста тысяч винтовок были изготовлены под закупку Русской Императорской Армией.
А ещё я заметил пару "пасхалок". Кто будет смотреть фильм - обратите внимание.
В сцене погони Джека за дилижансом миссис Томпсон ушибает прикладом налётчика. Вглядитесь в его лицо:
Есть мнение, что впоследствии он поёт в церковном хоре "Далека дорога твоя..."
- вот жених для тебя подходящий!
- так он же старый.
- ну и что, ты же не жарить его собралась...
В общем, понятно, что играл один и тот же каскадёр, но по логике фильма - можно допустить, что у Джека в городе был "засланец"-информатор ))
И ещё интересная деталь. Самое начало фильма. Едет по прерии дилижанс, лениво пьёт из фляги кучер, второй едва шевелит вожжами. А что у нас на крыше дилижанса? Чемоданы, шляпная коробка миссис Томпсон, а ещё? Что виднеется за левым плечом Энди?
Ага. Костыли.
Что же, при таком "отдыхе", что предпочитают местные "джентльмены", костыль - вещь полезная и нужная. Жизненно, можно сказать, необходимая.
А пока - конец первой части. Вторая воспоследует вскоре ))
С вами был Корабельный Кот, хорошей всем недели!
Сдаётся мне, господа, это была... Комедия...