С 1517 по 1546 год в Гватемале и Мексике шла жестокая и кровавая война испанских конкистадоров и их мексиканских союзников против государств цивилизации майя.
В итоге захватчикам удалось сломить волю воинственного народа и утвердить свою власть над всеми землями майя, кроме окрестностей озера Петен-Ица в северной Гватемале.
Обосновавшиеся здесь индейцы отчаянно сопротивлялись иноземному владычеству ещё полтора века. Их твердыня пала лишь в 1697 году.
1524-1624: как лошадь Кортеса стала божеством, и к чему это привело.
1624-1695: сложные отношения майя и испанцев: торговля, дипломатия и конфликты.
1695-1696: строительство дороги и испанская экспедиция из Гватемалы в Тайясаль.
1695-1696: очередная попытка сторон договориться и испанское вторжение из Юкатана.
1697: захват испанцами города Нох-Петен – последней столицы майя.
1699-1753: смерть цивилизации и апокалипсис в отдельно взятой местности.
1524-1624: КАК ЛОШАДЬ КОРТЕСА СТАЛА БОЖЕСТВОМ, И К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО.
Индейская крепость на озере
Некогда индейцы народности ица силой оружия утвердились на Юкатане и основали здесь свою империю, которой были вынуждены подчиниться проживавшие на полуострове племена майя. Однако власть завоевателей была недолговечной, и после падения их столицы в городе Чичен-Ица они мигрировали на юг. В середине 1400-х годов ица обосновались на большом пресноводном озере Петен в северной Гватемале, хотя есть версия, что они пришли сюда ещё раньше – в XII-XIII веках. Озеро со всех сторон окружали густые труднопроходимые джунгли.
В 60 км от Петена некогда существовал один из великих городов майя классического периода, известный как Тикаль. Хотя он был давно заброшен, потомки его жителей всё ещё жили в этих местах. Пришельцы ица были хорошо организованными, воинственными людьми и вскоре стали доминировать в регионе. Восприняв культуру майя, завоеватели быстро смешались с местными жителями и стали новым народом майя-ицы. В XVII веке испанский хронист Хуан де Вильягутьерре писал:
«Поселившись в этих местах, ицы укрепились на островах и в лагунах, среди других многочисленных племён, варварских и диких, хотя ни одно из них не было столь сильным и могущественным, как они».
Озеро стало известно как Петен-Ица (Озеро народа ица). Город, построенный на одном из его островов, получил название Тах-Ица (Место народа ица) или Нох-Петен (Остров-Город или Главный Город) и превратился в центр нового независимого индейского царства, известного испанцам как Тайясаль.
Фактически вокруг озера существовало целых пять родоплеменных образований майя – испанцы называли их царствами (reino). Крупнейшие из них имели центры в городах Нох-Петен, Сакпетен и Йалаин. К началу XVI века Нох-Петен доминировал в регионе, и все приозёрные царства майя следовали его воле.
Маленькая проблема великого Кортеса
В это время на севере, в городе Мехико, отстроенном на руинах столицы ацтеков, конкистадор Эрнан Кортес обнаружил, что у него появилась серьёзная проблема в Гондурасе. После покорения в 1522 году империи ацтеков некоторые испанцы остались недовольны тем, что большую часть выгод из этого извлекли Кортес и его друзья. Чтобы устранить недовольных, Кортес решил направить экспедицию для основания колонии в Гондурасе. Во главе 370 потенциальных мятежников Кортес поставил капитана Кристобаля де Олида. У того не было причин обижаться на новые власти Мексики ровно до того момента, пока ему не предложили отправиться в джунгли во главе со смутьянами. В 1523 году экспедиция покинула берега Мексики.
Де Олид рассудил, что подавить бунтарей он не сможет, а потому правильнее и выгоднее будет их возглавить. На свой страх и риск он решил выйти из подчинения Кортесу и завоевать себе и своим новым друзьям собственное королевство. Кортесу это не понравилось, и в 1524 году он отправил своего кузена Франсиско де лас Касаса с небольшим отрядом, чтобы схватить де Олида. Однако де лас Касас попал в ловушку, устроенную опытным предводителем мятежников.
Авторитет Кортеса оказался под угрозой, и он решил действовать сам. Войско из 270 испанцев и 3000 ацтекских воинов выступило в поход. По неясным причинам Кортес выбрал сухопутный маршрут по диким и опасным джунглям и мангровым болотам. Кроме воинов, правитель Новой Испании прихватил с собой всех своих наложниц, а также слуг, музыкантов и врачей. Основой войска, как всегда, выступили индейцы – вместо изначально союзных тлашкальтеков в поход взяли побеждённых ацтеков. Их элита, включая бывшего императора Куаутемока, пошла на службу испанцам, но оставлять ацтеков в Мехико без присмотра было опасно. Впрочем, Куаутемок недолго был испанским идальго – во время похода его обвинили в измене и 28 февраля 1525 года казнили.
«Громовой тапир» испанского конкистадора
Кортес и его воинство прибыли на северный берег озера Петен-Ица 13 марта 1525 года. Опытный воин оценил выгодное для обороны расположение индейской столицы и решил вступить в переговоры. Впоследствии Кортес вспоминал:
«… я расположился на этих берегах и собрал всех своих людей, разместил, наилучшим образом позаботившись о них, поскольку проводник из Масатлана сказал мне, что здесь имеется много людей, весьма искусных в военном деле, так что все соседние провинции очень их боятся».
Предводитель испанской экспедиции и ахав (царь) Нох-Петена с родовым именем Кан-Эк договорились о встрече. Кортес принял приглашение посетить столицу озёрного царства, которую испанцы назвали Тайясаль, и сделал это с небольшим отрядом солдат.
Индейцы согласились снабдить опасных пришельцев всем необходимым для скорейшего продолжения их путешествия. Обрадованные испанцы отслужили благодарственную мессу, после чего Кан-Эк объявил себя очень впечатлённым и заинтересованным в обращении к новой религии:
«На другой день на пяти или шести лодках прибыл Кан-Эк и с ним около 30 человек... Я [Кортес – прим. автора] принял его весьма учтиво, и поскольку <...> наступил час мессы, я приказал провести её с пением и музыкой, очень торжественно».
Перед расставанием Кортес попросил индейского правителя позаботиться о своём любимом коне Морсильо. Во время охоты на оленей скакун был ранен и не мог продолжать путь. Кортес сообщил, что намерен забрать своего любимца на обратном пути.
Неизвестно, что больше впечатлило индейцев – невиданный зверь или войско конкистадоров с их мушкетами – но правитель майя заверил Кортеса, что позаботится о Морсильо. Последующие испанские хронисты описывали, что индейцы кормили бедное животное мясом, и оно пало, но это весьма сомнительно, так как у испанцев был отличный переводчик с юкатекского языка, на котором говорили ица.
То ли из страха перед гневом Кортеса, то ли как символ дружбы с могущественным колдуном-чужеземцем, индейцы выстроили в честь Морсильо храм. Теперь испанский боевой конь стал Цимин-Чаком или Священным громовым тапиром, а его большая статуя – объектом религиозных церемоний.
Кортес и остатки его армии, в конце концов, достигли Гондурасского залива, где обнаружили, что мятеж Кристобаля де Олида уже подавлен. Кортес вернулся в Мексику на корабле, а из его армии, проведшей полгода в походе, выжили лишь восемьдесят испанских солдат и две сотни индейцев...
Читать далее в формате pdf:
Уважаемые друзья, в этом месяце не будет нового номера электронного исторического журнала ВЕК БРОНЗЫ. "Тайясаль" поглотил все моё доступное время. Однако же я подготовил интересный материал для моих подписчиков на Boosty. Благодаря Вашей поддержке мы двигаемся дальше!