Я сделал №3 исторического журнала Historia Maximum: забирайте и читайте

Представляю Вашему вниманию новый выпуск моего авторского исторического журнала Historia Maximum. Максимально исторический журнал предназначен для широкого круга читателей. На каждой странице Вы сможете прочитать что-то новое и интересное простым и понятным языком. Много ярких иллюстраций помогут погрузиться в прошлое.

В этом выпуске:

.

• СРЕДНИЕ ВЕКА • МЕЧ КАРЛА ВЕЛИКОГО •

Легендарный коронационный меч французских королей. Название в переводе с французского означает "радостный". Его часто связывают с императором Карлом Великим, хотя происхождение и история меча точно не установлены. Жуайез долгое время служил символом королевской власти и легитимности.

Согласно легендам и народным преданиям, считалось, что меч Жуайз обладает магическими свойствами ибо выкован из наконечника копья Лонгина, пронзившего бок Иисуса Христа во время распятия. Поэтому меч обладает магической силой и считается несокрушимым.

.

• АРТЕФАКТЫ ДРЕВНИХ • ВОЗРОЖДЁННОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ НЕОЛИТА •

Около 9000 лет назад в новокаменном веке в Иордании умер ребёнок. Это случилось между 7 400 и 6 800 гг. до н.э., когда ему было 8 лет. Вместе с ним был захоронен удивительный артефакт, который был возрождён современными учёными.

.

• НОВОЕ ВРЕМЯ • КОНКИСТАДОРЫ И ИХ ПОМОЩНИКИ •

В конце XV-начале XVI века мир европейского средневековья вдруг увеличился в несколько раз. За океаном испанские каравеллы нашли новые континенты, которые позже назовут Америкой. В этом новом мире имелось место для каждого, каким бы незнатным или бедным он ни был.

.

• ЛИЦА ИСТОРИИ • КОРОЛЬ ГЕНРИХ IV ФРАНЦУЗСКИЙ •

Генрих IV - король Франции; сын Антуана Бурбона, герцога Вандомского, и Жанны д'Альбре; с 1572 г. правил в Наварре (как Генрих III), а после смерти своего кузена Генриха III Французского, умершего бездетным в 1589 г., стал королем Франции (как Генрих IV). Это стало началом правления Бурбонов во Франции. В 1572 г. женился на Маргарите Валуа (брак аннулировано в 1599 г.), в 1600 г. на Марии Медичи.

Первоначально возглавлял протестантскую фракцию в гражданской войне, но затем перешел в католичество ("Париж стоит мессы") и издал Нантский эдикт (13 апреля 1598 г.) о веротерпимости. Имел много любовниц (самая известная - Габриэль д'Эстре) и внебрачных детей. 14 мая 1610 г. был убит католическим фанатиком Франсуа Равайяком. Для последующих поколений французов остался народным героем, и иногда его называют "le bon roi Henri" ("добрый король Анри").

.

• СРЕДНИЕ ВЕКА • ИСКУССТВО КНИГИ •

В Византии книги пользовались особым уважением, а грамотность считалась желанной и важной. До наших дней Сохранилось примерно 40 тыс. византийских рукописных книг-манускриптов. Это огромное количество, учитывая затраты на их изготовление.

.

• РАННЯЯ ИСТОРИЯ • МОЛЯЩИЕСЯ СТАТУЭТКИ ШУМЕРОВ •

Перед тем как прочитать этот текст Вы посмотрели в глаза человеку который жил четыре с половиной тысячи лет тому назад в Сирии. Его звали Эбих-Иль (Ebih-Il) и он был чиновником в шумерском городе Мари. Вы скажите, что это ерунда и это всего лишь древняя статуэтка. Вы совершенно правы и при этом ошибаетесь. Но как это возможно?

.

ЗАБЕРИТЕ СВОЙ ЭКЗЕМПЛЯР ЗДЕСЬ (150dpi и 300pdi PDF)

или ЗДЕСЬ (150dpi PDF)

.

Я написал монографию о последней твердыне майя (Тайясале), которая пала лишь в 1697. Забирайте свой экземпляр в PDF

С 1517 по 1546 год в Гватемале и Мексике шла жестокая и кровавая война испанских конкистадоров и их мексиканских союзников против государств цивилизации майя.

В итоге захватчикам удалось сломить волю воинственного народа и утвердить свою власть над всеми землями майя, кроме окрестностей озера Петен-Ица в северной Гватемале.

Обосновавшиеся здесь индейцы отчаянно сопротивлялись иноземному владычеству ещё полтора века. Их твердыня пала лишь в 1697 году.

Содержание:

1524-1624: как лошадь Кортеса стала божеством, и к чему это привело.

1624-1695: сложные отношения майя и испанцев: торговля, дипломатия и конфликты.

1695-1696: строительство дороги и испанская экспедиция из Гватемалы в Тайясаль.

1695-1696: очередная попытка сторон договориться и испанское вторжение из Юкатана.

1697: захват испанцами города Нох-Петен – последней столицы майя.

1699-1753: смерть цивилизации и апокалипсис в отдельно взятой местности.

***

1524-1624: КАК ЛОШАДЬ КОРТЕСА СТАЛА БОЖЕСТВОМ, И К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО.

Индейская крепость на озере

Некогда индейцы народности ица силой оружия утвердились на Юкатане и основали здесь свою империю, которой были вынуждены подчиниться проживавшие на полуострове племена майя. Однако власть завоевателей была недолговечной, и после падения их столицы в городе Чичен-Ица они мигрировали на юг. В середине 1400-х годов ица обосновались на большом пресноводном озере Петен в северной Гватемале, хотя есть версия, что они пришли сюда ещё раньше – в XII-XIII веках. Озеро со всех сторон окружали густые труднопроходимые джунгли.

В 60 км от Петена некогда существовал один из великих городов майя классического периода, известный как Тикаль. Хотя он был давно заброшен, потомки его жителей всё ещё жили в этих местах. Пришельцы ица были хорошо организованными, воинственными людьми и вскоре стали доминировать в регионе. Восприняв культуру майя, завоеватели быстро смешались с местными жителями и стали новым народом майя-ицы. В XVII веке испанский хронист Хуан де Вильягутьерре писал:

«Поселившись в этих местах, ицы укрепились на островах и в лагунах, среди других многочисленных племён, варварских и диких, хотя ни одно из них не было столь сильным и могущественным, как они».

Озеро стало известно как Петен-Ица (Озеро народа ица). Город, построенный на одном из его островов, получил название Тах-Ица (Место народа ица) или Нох-Петен (Остров-Город или Главный Город) и превратился в центр нового независимого индейского царства, известного испанцам как Тайясаль.

Фактически вокруг озера существовало целых пять родоплеменных образований майя – испанцы называли их царствами (reino). Крупнейшие из них имели центры в городах Нох-Петен, Сакпетен и Йалаин. К началу XVI века Нох-Петен доминировал в регионе, и все приозёрные царства майя следовали его воле.

Маленькая проблема великого Кортеса

В это время на севере, в городе Мехико, отстроенном на руинах столицы ацтеков, конкистадор Эрнан Кортес обнаружил, что у него появилась серьёзная проблема в Гондурасе. После покорения в 1522 году империи ацтеков некоторые испанцы остались недовольны тем, что большую часть выгод из этого извлекли Кортес и его друзья. Чтобы устранить недовольных, Кортес решил направить экспедицию для основания колонии в Гондурасе. Во главе 370 потенциальных мятежников Кортес поставил капитана Кристобаля де Олида. У того не было причин обижаться на новые власти Мексики ровно до того момента, пока ему не предложили отправиться в джунгли во главе со смутьянами. В 1523 году экспедиция покинула берега Мексики.

Де Олид рассудил, что подавить бунтарей он не сможет, а потому правильнее и выгоднее будет их возглавить. На свой страх и риск он решил выйти из подчинения Кортесу и завоевать себе и своим новым друзьям собственное королевство. Кортесу это не понравилось, и в 1524 году он отправил своего кузена Франсиско де лас Касаса с небольшим отрядом, чтобы схватить де Олида. Однако де лас Касас попал в ловушку, устроенную опытным предводителем мятежников.

Авторитет Кортеса оказался под угрозой, и он решил действовать сам. Войско из 270 испанцев и 3000 ацтекских воинов выступило в поход. По неясным причинам Кортес выбрал сухопутный маршрут по диким и опасным джунглям и мангровым болотам. Кроме воинов, правитель Новой Испании прихватил с собой всех своих наложниц, а также слуг, музыкантов и врачей. Основой войска, как всегда, выступили индейцы – вместо изначально союзных тлашкальтеков в поход взяли побеждённых ацтеков. Их элита, включая бывшего императора Куаутемока, пошла на службу испанцам, но оставлять ацтеков в Мехико без присмотра было опасно. Впрочем, Куаутемок недолго был испанским идальго – во время похода его обвинили в измене и 28 февраля 1525 года казнили.

«Громовой тапир» испанского конкистадора

Кортес и его воинство прибыли на северный берег озера Петен-Ица 13 марта 1525 года. Опытный воин оценил выгодное для обороны расположение индейской столицы и решил вступить в переговоры. Впоследствии Кортес вспоминал:

«… я расположился на этих берегах и собрал всех своих людей, разместил, наилучшим образом позаботившись о них, поскольку проводник из Масатлана сказал мне, что здесь имеется много людей, весьма искусных в военном деле, так что все соседние провинции очень их боятся».

Предводитель испанской экспедиции и ахав (царь) Нох-Петена с родовым именем Кан-Эк договорились о встрече. Кортес принял приглашение посетить столицу озёрного царства, которую испанцы назвали Тайясаль, и сделал это с небольшим отрядом солдат.

Индейцы согласились снабдить опасных пришельцев всем необходимым для скорейшего продолжения их путешествия. Обрадованные испанцы отслужили благодарственную мессу, после чего Кан-Эк объявил себя очень впечатлённым и заинтересованным в обращении к новой религии:

«На другой день на пяти или шести лодках прибыл Кан-Эк и с ним около 30 человек... Я [Кортес – прим. автора] принял его весьма учтиво, и поскольку <...> наступил час мессы, я приказал провести её с пением и музыкой, очень торжественно».

Перед расставанием Кортес попросил индейского правителя позаботиться о своём любимом коне Морсильо. Во время охоты на оленей скакун был ранен и не мог продолжать путь. Кортес сообщил, что намерен забрать своего любимца на обратном пути.

Неизвестно, что больше впечатлило индейцев – невиданный зверь или войско конкистадоров с их мушкетами – но правитель майя заверил Кортеса, что позаботится о Морсильо. Последующие испанские хронисты описывали, что индейцы кормили бедное животное мясом, и оно пало, но это весьма сомнительно, так как у испанцев был отличный переводчик с юкатекского языка, на котором говорили ица.

То ли из страха перед гневом Кортеса, то ли как символ дружбы с могущественным колдуном-чужеземцем, индейцы выстроили в честь Морсильо храм. Теперь испанский боевой конь стал Цимин-Чаком или Священным громовым тапиром, а его большая статуя – объектом религиозных церемоний.

Кортес и остатки его армии, в конце концов, достигли Гондурасского залива, где обнаружили, что мятеж Кристобаля де Олида уже подавлен. Кортес вернулся в Мексику на корабле, а из его армии, проведшей полгода в походе, выжили лишь восемьдесят испанских солдат и две сотни индейцев...

Читать далее в формате pdf:

Уважаемые друзья, в этом месяце не будет нового номера электронного исторического журнала ВЕК БРОНЗЫ. "Тайясаль" поглотил все моё доступное время. Однако же я подготовил интересный материал для моих подписчиков на Boosty. Благодаря Вашей поддержке мы двигаемся дальше!

Эпидемия 1520 года, не оставившая ацтекам ни единого шанса в войне против испанцев

После восстания индейцев и убийства Монтесумы в 1520 году испанцы были вынуждены отступить из Теночтитлана. Вернутся с новыми силами они лишь в следующем году. Это время ацтеки могли бы использовать для восстановления сил, однако судьба распорядилась иначе. Эпидемия страшной болезни стремительно распространялась по всей территории Мексики. Оспа не жалела никого. Несмотря на то, что острый период длился в Теночтитлане всего 60 дней, последствия были ужасающими.

Иллюстрация: Больные оспой. Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании (Флорентийский кодекс). Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.


Описанию симптомов болезни и последствий эпидемии оспы Бернардино де Саагун посвятил большую часть 29 главы 12 тома Флорентийского кодекса (здесь и далее перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):

Еще до того, как испанцы вернулись, пришел мор, язвенная болезнь. Она началась в тепеильуитль (тринадцатый месяц ацтекского календаря) и распространилась среди людей как великое бедствие. Крупные шишки появляются на теле человека, некоторых людей они покрывают целиком: лицо, голову, грудь и т.д. Болезнь привела к великому мору: великое множество погибло от нее.
Заболевшие не могли ходить, они могли только лежать в своих домах на спальных местах. Они не могли двигаться, они не могли пошевелиться, они не были в состоянии даже изменить положение тела: ни лечь на другой бок, ни перевернуться на живот или на спину. Каждое их движение вызывало невольный крик. Язвы, покрывавшие их тела, приводили к гибели: великое множество людей умерло от них, и многие умерли просто от голода, т.к. некому было больше заботиться о них.
У некоторых язвы были редкими, эти люди страдали не сильно, и многие из них выжили. Но у других все лица были покрыты струпьями, их лица и носы были изъедены ими. Некоторые потеряли глаза, некоторые ослепли.
Эпидемия длилась шестьдесят дней, шестьдесят роковых дней. Она началась в Куатлане, там она набрала силу, и уже ничто не могло остановить ее. Затем она распространилась в Чалко. Многих парализовало, многие были обездвижены, хоть и не навсегда. Эпидемия началась в теотлеко (двенадцатый месяц ацтекского календаря), а закончилась в панкецалицтли (пятнадцатый месяц ацтекского календаря). Она сильно ослабила мексиканцев.
А затем пришли испанцы...

Иллюстрация: Жертвы эпидемии. Фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.


Эпидемия оспы в Мексике коренным образом отличалась от пандемий в Европе. Если в Старом Свете эта болезнь поражала в основном детей, то в Новом Свете заражены были абсолютно все возрастные категории. Должный уход за больными существенно снижает смертность, но, т.к. заболели все разом, зачастую никто не мог даже приготовить еду, не говоря о какой-либо другой заботе о ближних. Все это привело к катастрофическим последствиям: по разным оценкам погибло от 25% до 75% населения. Конкистадор Бернардино Васкес де Тапия позднее в 1542 году, вспоминая события 1521 года, напишет:

Заболевание корью и оспой было настолько тяжелым и ужасным, что погибло более четверти индейцев по всей стране. Эта потеря приблизила окончание войны, поскольку погибло большое количество мужчин и воинов, и правителей, и военачальников, и героев, против которых нам пришлось бы сражаться...

Другой конкистадор Берналь Диас дель Кастильо, повествуя о походе испанцев на Теночтитлан, также говорит об опустошенных землях и пустых городах на пути воинов:

...на следующий день мы проследовали к другому крупному городу, чье название я не помню... и мы обнаружили его покинутым. В последующий день мы проходили мимо других пустых городков, пока на другой день не достигли Акульмана, прилегающего к Тескоко. Когда в Тескоко узнали, что мы идем, они вышли принять Кортеса...

В Тескоко никто не знал о приближении европейцев до тех пор, пока те не подошли к самым его границам, а потому все пустые города на пути испанцев не были покинуты бегущими от них индейцами. Вероятно, поселения, в т.ч. весьма крупные, были опустошены именно эпидемией. Даже в самом Тескоко, несмотря на то, что это, по сути, пригород Теночтитлана, конкистадоры не встретили сопротивления.

Иллюстрация: Жертвы эпидемии. Фрагмент. Кодекс Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.


Оспа не только существенно снизила численность боеспособного населения Мексики, но и привела к снижению политического влияния Теночтитлана. Ацтеки, потерявшие лидера в лице Монтесумы, избрали нового правителя - Куиатлауака, который был опытным и уважаемым воином. Именно он возглавил атаку на испанцев в ночь, названную в дальнейшем "Ночью печали", когда индейцы практически уничтожили войска Кортеса. Его авторитет, вероятно, мог бы позволить ацтекам усмирить врагов и объединить индейцев, однако, его правление продолжалось лишь 80 дней. Он также умер от болезни, не щадившей ни бедных, ни богатых, одинаково безжалостной как к знатным, так и к простолюдинам. Молодой Куаутемок, занявший место правителя, не обладал таким авторитетом и не мог ни миром, ни войной навязать верность колеблющимся правителям и городам, сочувствующим испанцам.


Источник: https://www.a-gallery.ru/post/smallpox-1520

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: