Препарат блокирует ген, отвечающий за рост сперматозоидов.
Препарат блокирует ген, отвечающий за рост сперматозоидов.
Группа исследователей из Университета Миннесоты (США) заявили о создании мужского орального контрацептива с эффективностью 99% и отсутствием побочных эффектов.
Препарат испытывали на мышах, к концу года специалисты готовятся провести исследование на людях.
Женские противозачаточные таблетки появились еще в 1960-х. На сегодняшний день препаратов множество, но все они гормональные и работают, нарушая естественный цикл: не дают яйцеклетке либо созреть и выйти, либо прикрепиться.
Все это время учёные пытались изобрести мужской эквивалент, используя тестостерон. Однако его подавление вызывало увеличение веса, депрессию или повышение холестерина.
Поэтому доступными для сильной половины человечества оставались только два варианта — презервативы и вазэктомия. Последнее — хирургическая операция, которая рассматривается как радикальное средство. Обратимость её не всегда успешна — только в 55% случаев.
Специалисты лаборатории профессора Георга Гунды обратили внимание на рецептор ретиноевой кислоты альфа и создающий его ген. Ретиноевая кислота образуется в организме человека из витамина А, она необходима для роста и развития, в том числе для образования сперматозоидов. Но для этого кислоте нужно взаимодействовать с рецептором RAR-α.
Учёные разработали соединение, которое блокирует действие этого гена и рецептора. В течение четырёх недель, когда самцам лабораторных мышей давали препарат, количество сперматозоидов у них резко сократилось.
Испытания подтвердили, что мыши без RAR-α не производят потомство в 99% случаев. Через месяц–полтора после прекращения эксперимента репродуктивная функция у грызунов полностью восстановилась.
Проблем с весом, аппетитом и активностью испытуемых не обнаружилось. Однако отмечается, что мыши не могут сообщить о таких эффектах, как головная боль или плохое настроение. Поэтому авторы готовятся к испытаниям препарата на людях в конце 2022 года. Учёные уже заявляют, что таблетки могут выйти на рынок в ближайшие пять лет или раньше.