Сергей Лукьяненко «Рыцари Сорока Островов»

«Рыцари Сорока Островов» – первый роман известного российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, написанный в 1992 году. Проблемы, описанные в нем, актуальны и по сей день. Подростковая жестокость – это то, о чем мы слышим сейчас очень часто. Героями романа являются подростки, поэтому многие ошибочно относят «Рыцарей» к модному сейчас жанру «young adult», что, на мой взгляд, ошибочно. Идеи, заложенные автором, будут более понятными взрослой аудитории.

Немного о сюжете. Неизвестные пришельцы похищают подростков 10-18 лет и помещают их на архипелаг, состоящий из 40 островов. Острова соединены между собой мостами. Дети должны следовать правилам Игры, которые довольно просты: нельзя воевать после заката, смотреть на небо во время заката и восхода солнца и не играть в поддавки. Для победы нужно захватить все 40 островов. Победители смогут вернуться домой. Так как каждый хочет попасть домой к родным и близким, ребятам приходится сражаться и убивать. Бои ведутся на деревянных мечах, которые в бою превращаются во вполне смертоносные стальные. Правда для того, чтобы меч стал боевым, нужно искреннее желание убивать. Перед ребятами встаёт непростой выбор: перешагнуть через свои принципы и убивать, либо самим быть убитыми. Да, это жестоко, но другого, третьего, варианта попросту не существует. Естественный отбор в действии. Эта жестокость резко контрастирует с местом, где они оказались – райские тропические острова. Подобная локация располагает скорее к отдыху. Это создаёт ещё больший контраст с происходящими здесь кровавыми событиями.

Главный герой, Дима, прогуливаясь по городу, встречает странного фотографа, который предлагает ему сфотографироваться для детского журнала. После фотовспышки Дима оказывается на 36-ом острове, где почти сразу же оказывается втянут в происходящие события. Он быстро постигает правила Игры, и мечтает выбраться с островов. На соседнем вражеском острове он встречает школьную подругу Ингу, с которой ему очень сложно сражаться. Вскоре Дима приходит к мысли, что для победы необязательно убивать всех противников. Таким образом 36-ой остров начинает создавать коалицию с целью выжить и сообща найти способ противостоять пришельцам.

Автор очень точно и легко показывает иерархические взаимоотношения, которые рано или поздно формируются в любом коллективе. Отлично раскрыты чувства ребят, оказавшихся далеко от дома, внутренний рост и физическое взросление перед лицом суровых испытаний. Различные сложные моменты, вроде смерти, любви, секса и даже наркотиков, с которыми приходится сталкиваться подросткам, Лукьяненко показывает откровенно, но аккуратно и без пошлости. Думаю, многие согласятся со мной, что эта задача довольно сложна.

Сильной стороной романа для меня стали персонажи. Автор смог раскрыть характеры своих героев. Парни и девушки в романе показаны полноценными глубокими личностями, каждый из которых обладает собственным характером и особенностями. Несмотря на примерно одинаковый возраст, их сложно перепутать.

Как всегда у Лукьяненко, в динамичный сюжет умело вплетены философские размышления. Далеко не все из них лежат на поверхности. Лично мне попытка создания коалиции ради общей победы напомнила создание СССР. И точно так же все оборачивается провалом из-за личных амбиций и предательства вчерашних союзников. Далёкий 4-й остров, по моему мнению, является аллюзией на Кубу. Особенно сильно этот социалистический подтекст раскрывается в эпизоде с найденной часовней-склепом. Не стоит забывать и про год, когда был написан роман.

К концу повествования герои уже совсем не те подростки, которыми они были в начале. Жестокие испытания закалили их, превратив в молодых волков в человеческой шкуре. В цивилизованном обществе они уже смотрелись бы инородно. Очень сильный момент мы видим в самом финале, когда герои Дима и Инга осознают, что обычный мир не менее жесток, чем Сорок Островов. Зато более непредсказуем. Подростки с разных городских районов также ведут кровопролитную войну, но к этому их не принуждают загадочные пришельцы. Это их собственный выбор, цена за который неимоверно высока.

Итог: «Рыцари Сорока Островов» – замечательный роман о взрослении и подростковой жестокости. Сергей Лукьяненко ярко дебютировал, что во многом задало курс его карьере, как писателя. Роман с самого начала приковывает внимание читателя и не отпускает до последних страниц. Небольшой объем и бешеная динамика позволяет проглотить роман за пару вечеров. Огорчает лишь то, что продолжение так и не было написано, а некоторые вопросы так и остались без ответов.

Кир Булычев «Поселок»

Так получилось, что с советской фантастикой я знаком относительно поверхностно: читал несколько романов братьев Стругацких и Беляева. С творчеством же Кира Булычева до этого я был не знаком совсем. Считал, что это больше для подростков. Могу сказать сразу, что мои опасения не подтвердились, и роман оставил очень приятное впечатление. Только после прочтения я узнал, что «Поселок» входит в условный цикл «Доктор Павлыш», но это никак не повлияло на восприятие романа.

По жанру «Поселок» можно отнести к космической робинзонаде. В современной литературе довольно редко можно встретить представителей данного направления. Скорее всего прошло то время, когда люди с оптимизмом смотрели в космос и мечтали о покорении других планет.

Завязкой романа служит крушение космического корабля на далёкой и дикой планете. Выжившие члены экипажа с небольшим скарбом пытаются выбраться с заснеженного перевала. По дороге многие погибают, а оставшиеся добираются до леса, где основывают поселение. Обо всем этом мы узнаем позже, а на начало романа прошло семнадцать лет с момента крушения. Уже успело вырасти новое поколение, в живых осталось чуть более четырех десятков человек. Поселок постепенно деградирует и вымирает, т.к. условия оказались очень суровыми. Мне понравилось, как Булычев описывает флору и фауну своей планеты. Поначалу многих может удивить, что жители поселка называют местную живность привычными нам названиями. Грибы, убегающие из корзинки, ядовитые шакалы, перекати-поле, стреляющее иглами, огромные козы с костяным гребнем, медведи, вступающие в симбиоз с растениями, и многое другое. Все на этой планете старается тебя убить, но люди смогли приспособиться и довольно успешно выживают. Особенно преуспели в этом подростки, которые изначально росли в подобных условиях. Старшее же поколение пытается передать молодым свои знания и сохранить остатки цивилизованности. Они очень боятся, что рано или поздно поселение скатится в дикость и примитивизм. Их опасения небеспочвенны, ведь многие дети уже сейчас походят на дикарей и совершенно не стремятся к знаниям.

Климат на планете довольно суров: год равен трем земным, на небе непроницаемые облака, что не даёт полноценно развивать сельское хозяйство. Каждые три года люди отправляются к кораблю, чтобы пополнить припасы и попытаться связаться с Землёй. Правда до этого ещё никому это не удавалось из-за запредельно низких температур на перевале.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о персонажах. Олег – молодой парень, которого в поселке очень ценят за его способность к усвоению знаний. Из молодого поколения именно он лучше всего освоил электронику, а значит на него возлагается надежда на будущее спасение. Олег грезит выбраться с планеты и увидеть Землю. Дик – полная противоположность Олега. Он прекрасно адаптировался к местным условиям: сильный, прекрасный охотник, а в лесу чувствует себя как дома. Земля для него – совершенно непонятное и абстрактное место. Старые знания ценности для него не имеют. Марьяна – девушка, довольно хорошо чувствующая себя на планете. Как и старшие, она мечтает о Земле, плохо представляя, что она собой представляет. Старый – местный источник знаний. Именно он учит детей письменности, литературе и науке. Во второй части появляется такой персонаж как доктор Павлыш. Вот он меня основательно разочаровал. Павлыш постоянно шутит, но его юмор довольно плоский и раздражает даже окружающих. Прочие женские персонажи, кроме Марьяны, получились не очень выдающимися: Ирина, мать Олега, потеряла мужа и теперь душит сына гиперопекой, Лиз буквально навязывает Олегу свою любовь, а члены новой экспедиции получились практически карикатурными.

Что мне понравилось у Булычева, так это разбор философских вопросов без лишнего морализаторства. У персонажей разные точки зрения, но у каждого есть свои обоснования. Тут нет правых и неправых, каждый опирается на собственный жизненный опыт. И на мой взгляд, такая подача является правильной. Читатель сам может определиться, чье мнение ему ближе.

Интересно показано отношение к столь опасной планете разных групп людей. Поселенцы, живя в неблагоприятных условиях, смогли приспособиться к ним, выживая день за днём. Каждое новое утро – это вызов их стойкости и мужеству. Павлышу же планета кажется смертельно опасной, но при этом скучной. Он путешествует по ней в непроницаемом скафандре, защищённый от всех опасностей, и искренне не представляет, как тут можно выжить. Как оказалось – можно.

Очень порадовал финал. Последние главы написаны так динамично, что держат в постоянном напряжении. На героев обрушивается шквал приключений, а их жизнь часто висит на волоске.

Итог: «Поселок» – отличный роман советской школы фантастики. Современному читателю он может показаться несколько наивным, но этим он и прекрасен. Иногда нужно читать такие книги: позитивные и по своему чистые. На мой взгляд, роман подойдёт больше для подростков, но и опытный читатель найдет в нем много интересного для себя.

Космические робинзонады

Корабль поколений

В принципе все книги этой серии можно охарактеризовать одной фразой - корабль летел слишком долго,  и все летящие давно забыли, зачем они куда-то летят.

Альфред Ван Вогт "Корабль-бродяга" - наверное, одна из первых книг на тему корабля поколений, но ничуть не устаревшая.

Роберт Хайнлайн "Пасынки вселенной" - если не самая лучшая, то, как минимум самая известная книга из этой серии, с мутантами, новой религией и морем приключений.

Брайан Олдисс "Нон-стоп" - эту повесть стоит прочесть хотя бы ради концовки.

Гарри Гаррисон "Пленённая вселенная" - вот уже 500 лет движется к Проксиме Центавра космический корабль.

Андрей Ливадный "Ковчег" - собственно, ничего нового Ливадный не открыл, но роман написан очень качественно и читается на одном дыхании.

Андрей Ливадный "Смежный сектор" - входит в цикл "Иной разум", но вполне самостоятельное произведение.


Космические робинзонады.

По какой-то причине люди оказались на чужой планете или сломанном космическом корабле, где и пытаются выжить.

Ежи Жулавский "На серебряной планете" - экспедиция пытается выжить на Луне.

Александр Беляев "Прыжок в ничто" - капиталисты линяют с Земли на Венеру, но их там не пряниками встречают.

Франсис Корсак "Робинзоны космоса" - часть Земли оказывается на другой планете. Люди пытаются выжить.

Роберт Хайнлайн "Туннель в небе" - студенты проходят экзамен на выживание на незнакомой планете.

Георгий Гуревич "Пленники астероида" - на астероиде пытается выжить два американца и одна русская.

Александр Шалимов "Пленники кратера Арзахель" - ракета американской лунной экспедиции разбивается на Луне

Александр Колпаков "Пленники космоса" - звездолёт терпит аварию в космосе, пилоты добираются на ракетоплане до ближайшей планеты и всё заверте...

Кир Булычев "Посёлок" - космический корабль терпит крушение на планете, горстка землян пытается выжить в очень сложных условиях.

Александр Громов "Менуэт святого Витта" - очень своеобразная робинзонада на чужой планете.

Энди Вейер "Марсианин" - космонавт пытается выжить на Марсе

Энди Вейер "Проект "Аве Мария" - не совсем робинзонада, хотя та часть, где ГГ пытается выжить на корабле ИМХО лучшая в книге.

Виталий Абоян "Мёртвая жизнь" - космический корабль выбрасывает из гиперпространства хрен знает где, а рядом с кораблём находится хрен знает что.

Курильский Робинзон

За четыре года жизни охранник буксира «Корунд», застрявшего в песках на берегу Тихого океана на Итурупе, привык к одиночеству и не готов вернуться к жене во Владивосток.

В декабре 2015 года во время шторма выбросило на мель самоходную баржу Яшма и буксир Корунд. Баржу тогда удалось снять с мели, а вот буксир так и остался на ней.
Буксир «Корунд» построен в 1993-м в Южной Корее, порт приписки – Владивосток. Судовладелец не раз пытался вытащить буксир в океан, но судно лишь глубже зарывалось в песок.
«Там в рубке золота, меди и других драгметаллов ещё изрядно. А сторожить всё это дело кому-то надо? Вот Серёгу и подрядили», - делится началом истории «курильского Робинзона» гид Павел.

Сам Сергей о своем вынужденном одиночестве возле застрявшего буксира рассказывает, что согласился на работу, так как «руководителя не хотел подвести». По его словам, ему назначили зарплату в «полста тыщ рублей в месяц на карту», во Владивостоке осталась жена. У которой свой бизнес, дочь вышла замуж и уехала за границу.

«Меня ничего особо не держало. Подумал-подумал: по Союзу в своё время немало поездил, а тут Курилы на шару – почему нет?» - рассказывает сторож застрявшего буксира. Для жизни рядом с буксиром ему установили вагончик, выдали кнопочный телефон, ко которому он каждый день звонит шефу и докладывает: «Итуруп – норма». В его обязанности входит приглядывать за буксиром, чтобы аппаратуру не растащили охотники за металлом. На ржавую дверь рубки Серёга повесил огромный замок. «Как-то вечером смотрю – на буксире огонёк мерцает. Я пулей туда. Оказалось, двое вояк замок сорвали и уже шарятся внаглую по рубке. Ну, пришлось с ними поговорить на повышенных».

Из развлечений только книги – читает Донцову по две в день, да окно-телевизор, по которому всегда показывает один канал – штормящий Тихий океан. Из живой души только кошка Муся, которую в свое время прислали для борьбы с крысами.

««Итуруп в переводе значит «остров крыс», а Кунашир – «остров змей». Ну, за 4 года я здесь ни одной змеи не видел, а вот крысы чуть не в кастрюлю с супом с потолка падали. Просил у начальства крысоловку, а мне заместо неё котенка прислали. Бобтейл – это такая местная порода с хвостом-помпоном. Я её Муськой назвал. И вот она этих крыс стала хавать каждый день. Сжирает полностью. Может уйти на 2–3 дня, охотится, потом приходит. И сейчас во всей округе ни мышей, ни крыс не осталось», - рассказывает охранник.

По словам Сергея, иногда вокруг ходят медведи. На это время он запирается и ждет, когда уйдет хищник.

«Здесь скорее психологически тяжело, боишься человеческую речь забыть. Часто хожу по берегу океана и сам с собой разговариваю. Или песни ору во всю глотку – так немного отпускает», - признается охранник.

Он также рассказал, что пытался сделать бизнес на застрявшем буксире: поставил банку, чтобы брать с туристов деньги за то, что разрешал им подняться на борт: посмотреть капитанскую и боцманскую каюты, судовой журнал, ванную с кафелем. Но все испортили соцсети. Однажды в Instagram одной из туристок шеф прочитал про бизнес Сергея и устроил ему нагоняй: Это что ты там затеял, бизнесмен хренов?! Ну-ка выкинь эту банку, пусть люди без денег лазают».

Охранник признается, что не спешит вернутся на материк: «там ведь работать надо, а я уже поотвык». Планирует провести рядом с буксиром как минимум еще одну зиму, благо раз в два месяца сюда причаливает корабль, чтобы снабдить «курильского Робинзона» всем необходимым, а океан снабжает дровами, выбрасывая на берег стволы деревьев.

За прошедшие годы буксир хорошо потрепало штормами, сдвинув на 70 метров и покрутив. Его основательно замыло, а трюм наполнен водой. Краска облупилась и корпус изрядно проржавел.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: