Из группы: "Упоротое Средиземье"
А я выскажусь в защиту Афони. Это, в целом, беззлобный человек. Потерянный просто. Вырос, выучился, работает. Плохо работает? Да как все он работает. Его стиль работы - сатира на многих. Афоня не хреновый работник, а обычный, как все. На десятый без лифта ему лень, калымит по возможности, не лишен тщеславия, которое реализует, выпросив себе студентов-практикантов. Вот рабочий коллектив Афони, как и упомянутые студенты - притянуты за уши и искусственно добавлены, чтобы оттенить его распиздяйство. Известный сатирический прием - взять обычного чувака и поставить его на фоне чуваков более близких к идеалу.
Афоня пьет? Пьет, но он не алкоголик, это я как алкоголик могу заявить. Он не бухает запоями, а просто пьет в свободное время. Он пьет потому, что ему больше нехуй делать в этой жизни. У него нет увлечений, нет мечты, он не представляет себе других развлечений. Помните, когда Леонов у него спрашивает:
- Афанасий, а если бы тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы какую выбрал?
- Да, где пьют бесплатно.
Этот ответ дан не из-за алкоголизма, Афоня просто отмахнулся от странного вопроса. Он не умеет мечтать, у него нет отвлеченных от бытовухи желаний. Но виноват ли он в этом? Афоня - продукт своего времени. Да не во времени даже дело. Сейчас тоже полно людей, которые на подобный вопрос ответили бы какую-нибудь стандартную чушь, типа: "Ну, чтобы бесплатная медицина, соцгарантии, уверенность в завтрашнем дне". А разница в чем? Это такое же отсутствие фантазии.
Бабник? Да, возможно, но в начале фильма он женат и жена уходит от него не из-за баб, отсюда можно сделать вывод, что Афанасий начал ходить по бабам, когда один остался. А что удивительного? Он не старый, ну да, неразборчивый, а с чего бы ему таким быть? Совсем не факт, что он будет бегать по бабам от Кати.
Афоня живет аскетично, что, кстати, странно по тем временам. У него нет пресловутого серванта с хрусталем, ковра на стене, телевизора. Наше, многими презираемое потреблядство не сегодня появилось, оно в те времена уже цвело и пахло. Кстати, интересно, чем оно принципиально лучше, чем жизнь, которую ведет герой фильма?
Но Афоня почему-то и тут оказался чужим, не вписался в тренд. Ему это барахло нафиг не нужно, т.е. у него нет даже материальных мечтаний.
Про духовный голод, точнее отсутствие оного, рассказывает его же фраза: "Телевизора нет и радио нет, и газет я не выписываю!". А зачем? Он не знает зачем. Его не научили.
В этом трагедия Афони - его научили работать, но не научили жить. Жить не в бытовом, а в морально-философском плане. Он нахватался чего мог - выпивать, на танцы ходить, да девок охмурять. А чего он мог еще в деревне у тетки нахвататься?
Мы судим Афоню по сути за то, что он не похож на окружающих. Какого черта этот мудак (почему-то в комментах его даже мудаком называют) живет так, как он живет? Не хочет лезть вверх по социальной лестнице, не гоняется за шмотками, не читает даже газет, а только работает на отъебись, пьет и гуляет?! Но никто не спрашивает себя "А почему он так живет?". Да потому, что никто не рассказал, как надо. Или как можно иначе. И единственная попытка, которую делает общество в его воспитании - это товарищеский суд на работе из-за того, что "опять бумага на тебя пришла, Борщев!".
"Он не заслужил Катю!" - тут каждый должен добавлять "...а я заслужил!!". Чаще всего такие фразы от зависти или чувства несправедливости. Кто-то где-то когда-то нас обманул, внушив, что если жить правильно, то все лучшее будет тебе доставаться. Правильно это, разумеется, не пить, не курить и хорошо работать. И сразу должно с небес посыпаться - деньги, девки, слава, успех.
Но это не так. Любовь вообще нельзя заслужить, если на то пошло. Возможно Катя - его последнее спасение и возможность не спиться в конце пути.
Будет ли у них будущее? А почему нет? С чего мы взяли, что для Кати будет лучше с нелюбимым, но порядочным, чем с обожаемым Афоней-распиздяем? Да и не факт, что он распиздяем останется, если у него появится хоть какой-то смысл в жизни, в виде любимой женщины.
— Афанасий! А ты не знаешь, что там ООН насчёт Гондураса решил?
— Кто он?
В 1975 году художественный фильм «Афоня» посмотрело 62 миллиона зрителей. И чем больше проходило лет, тем больше зритель понимал насколько это гениальная картина.
Это первый фильм сценариста Александра Бородянского. Это потом по его сценариям снимут множество фильмов: и «Зимний вечер в Гаграх», и «Мы из джаза», и «Курьер» ... А тогда он вообще работал штукатуром-маляром и учился заочно на сценарном отделении ВГИКа. Жизнь автора чем-то напоминала жизнь его героя, и Александр сначала хотел сделать Афоню маляром, но в семидесятых сантехники были популярнее, про них все время сочиняли анекдоты, в газетах писали критические статьи.
И вот Бородянский придумал историю про сантехника, про человека, который прозевал собственную жизнь. В этой идее прожигании жизни и скрывается смысл и суть фильма «Афоня». Получилась вещь в лучших традициях русского критического реализма, и при этом комедия. Что с ней делать? Приятель посоветовал отправить на конкурс сценариев о жизни рабочего класса. Смех, да? Афоня — бездельник, пропойца... но ведь рабочий же? Бородянский отправил, сценарий дебютанта занял призовое место. Он был очень счастлив, когда получил телеграмму: снимать фильм «Афоня» будет Данелия!
По сценарию Афоня нравился женщинам, поэтому играть его должен был кто-то убедительный. Были претенденты на главную роль фильма: Владимир Высоцкий (и тогда Афоня должен был взять гитару и спеть что-нибудь, разрывающее душу) и Леонид Куравлев.
Данелия насчет Куравлева сомневался: слишком популярный, после роли в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» вся страна его просто обожает. А тут алкоголик - раздолбай. Казалось бы идеальная роль для Высоцкого. Но. Афоню в исполнении Высоцкого зрители просто возненавидели бы.
Куравлев в фильме «Афоня» покорил зрителей. Простодушный и даже в низостях обаятельный Афоня Куравлева вызывал какое-то удивительное сочувствие. И может быть, это милосердие.
И всем остальным героям фильма невольно сочувствуешь. Когда фильм «Афоня» вышел в прокат и начались творческие встречи, оказалось, что публике ужасно понравился Федул, которого играл актёр Борислав Брондуков. Его всегда встречали горячими аплодисментами. Роль Федула была сначала микроскопической, но Брондуков так понравился режиссёру, что он расширил её до нескольких сцен. Борислав Брондуков - великий актёр второго плана.
К слову о великих. Не бывает маленьких ролей - бывают маленькие актёры.
Самым главным фаворитом зрителей оказался вообще Савелий Крамаров, сыгравший маленькую роль Егозы, друга детства Афони. Казалось бы, появился на пять минут...
На роль Кати, влюбленной в Афоню еще со школьных лет, Данелия сразу утвердил Евгению Симонову, студентку Щукинского училища. Она была такой светлой, трогательной — если кто и может спасти пустоглазого сантехника, то вот этот ангел. Интересным фактом создания фильма «Афоня» стало то, что Симонова уже отправлялась в Башкирию сниматься в «Пропавшей экспедиции». Данелия злился, искал новую Катю, но второй такой найти не мог. И тогда директор картины полетел в Башкирию, как-то там договорился, всех убедил и Евгения на три дня прилетела с ним в Ярославль, сниматься у Данелии в фильме «Афоня». За это отдельная благодарность.
В СССР секса не было. Была любовь.
Любовную сцену снимали, преодолевая сопротивление Куравлёва. Ему неловко было сниматься в любовной сцене с девушкой на 20 лет моложе, и он наотрез отказался снимать штаны: впрочем, в СССР сцены соития до перестройки часто снимали именно так. Секс в советском кино — это когда её голова лежит у него на плече, они разговаривают и смотрят друг на друга. Эту сцену сняли за один дубль. Кончили и разбежались. Никакой срамоты!
Художественный фильм про сантехника Афоню должен был закончиться трагедией. Сценарист написал честный финал этой истории, и мы понимаем, что по карме и справедливости могло быть только так. Афоня валяется в алкогольном угаре на лётном поле в провинциальном аэропорту, ему всё равно куда лететь, его жизнь — полный провал. Женщина, в которую он влюблен, даже не помнит о его существовании. Влюблённую в него девушку Катю он жестоко бросил. Тётя Фрося, которая воспитала его и была вместо матери, умерла год назад, а он и не знал.
Что совсем добило Афанасия, так это пачка писем, которые тётка присылала себе от его имени: пусть в деревне знают, племянник её не забыл..
Итак, здесь, на маленьком аэродроме на краю географии, Афоня понимает, что оказался в полном тупике, и жизнь можно закрывать...
К нему подходит милиционер, просит предъявить документы. Афоня достает паспорт: на фотографии веселый беззаботный парень, кудрявый, с открытой улыбкой. А милиционер (и мы!) видит бесцветного мужчину с пустыми глазами и пустой душой. Конец.
Афоня в полной мере заслужил такой мрачный финал, но Данелии он не нравился. Справедливо, но разве любовь не выше справедливости? Разве не заслуживает надежды даже такая пропащая душа? Возможно, вы сказали бы — нет. Вы усадили бы медсестру Катю с ангельской внешностью актрисы Евгении Симоновой рядом, налили бы чаю и объяснили кое-что про настоящие ценности. «Ох, сестрёнка, поверь, что нет такого мужчины, за которым стоит бегать по провинциальным аэропортам. И разве ты забыла, как жестко он тебя обманул?»
Но есть женщины в русских селеньях. Они не считают зазорным спасать своей чистой любовью даже и таких, как Афоня. А главное, конечно, Данелия. Георгий Данелия не хотел рассказывать сказку с несчастливым концом. Он хотел, чтобы в финале был хотя бы проблеск надежды. "Афоня" - это "Золушка" для мальчиков мужиков.
И они со сценаристом Александром Бородянским придумали такое: в Аэропорту Афоню окликает Катя: «Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы».