В этом году в НИТУ МИСИС, где я работаю, упал средний проходной балл ЕГЭ.
В этом году в НИТУ МИСИС, где я работаю, упал средний проходной балл ЕГЭ.
Первый раз с 2012 года.
А знаете, в чем проблема?
У нас технический вуз. У нас есть профильные предметы, которые обязательно должны знать наши абитуриенты.
Это математика, физика, химия и информатика.
Так вот — балл снижается, потому что выборка выпускников, сдававших эти предметы на ЕГЭ, становится меньше.
Даже не хуже — меньше. У нас сужается пространство выбора.
К сожалению, человек — ленивое создание. Если будет выбор — сдавать легкий предмет и трудный предмет, большинство предпочтет сдавать легкий предмет.
Они и предпочитают.
Знаете, какой в России самый популярный предмет на сдаче ЕГЭ (ну, кроме обязательных)? Кто угадает?
Обществознание.
Его выбирают на сдачу почти половина выпускников — около 270 тыс. человек. Думаю, не надо объяснять — почему. Даже я, выпускник истфака, не буду спорить — там можно вылезти, что называется, «на рассуждениях».
На физике и математике такое не прокатит, там нужны точные знания. И что же происходит у нас в стране с ЕГЭ по точным наукам?
Профильная математика:
В 2019 году количество сдающих — 367 000 человек, 2020 — 362 000, в 2021 — 393 000, последние два года – обвал: в 2022 году — 302 000 человек, в этом году сдавало около 283 000 человек.
Химия:
2019 — 92 500, 2020 — 81 500, в 2021 году начался всплеск — более 93 000, в 2022 году — 95 000, в этом году обвал - 74 000 человек.
Проблема ЕГЭ по физике поднимается уже на федеральном уровне. Так, в июне этого года ее обсуждали руководители Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) с ректорами технических вузов. «Средний тестовый балл ЕГЭ по физике в последние годы практически не менялся, но нас настораживает снижение количества участников ЕГЭ по этому предмету», — заявила тогда директор ФИПИ Оксана Решетникова.
И я ее понимаю, вот цифры по физике:
2019 год — 139 500, 2020 год — 139 500, в 2021 году — 128 000, в 2022 году — 100 000 человек, в этом году - 89 000 человек. За пять лет — с 139 до 89.
Единственным профильным предметом, неуклонно набирающим популярность, является информатика:
В 2019 — 80 056, в 2020 году — 83 610, в 2021 году — 94 023 человек, в 2022 году информатика обошла физику— 101 664 человек, в 2023-м году новый рекорд - 113 000 человек.
Снижается и количество так называемых 100-балльников по этим предметам. За последние пять лет цифра упала в профильной математике с 749 в 2019 году до 223 в 2023-м. В физике этот показатель снизился соответственно с 469 до 190, в химии – с 1185 до 794, в информатике – с 545 до 361.
При этом в биологии, английском языке и литературе количество 100-балльников существенно выросло, в русском языке, географии и истории осталось примерно на том же уровне.
Как следствие – еще в прошлогоднюю приемную компанию ведущие технические университеты страны продемонстрировали массовое падение среднего балла ЕГЭ.
Вот табличка с динамикой среднего балла ЕГЭ по сравнению с предыдущим годом в топ-10 технических университетов по данным «Мониторинга качества приема в вузы – 2022» (сортировка – по величине среднего балла):
«Иннополис»: -0.1
МФТИ: 0
ИТМО: 0
НИЯУ МИФИ: -2.1
НИТУ МИСИС: +0.2
СПбАУ РАН им. Ж.И. Алфёрова: -2,7
ЛЭТИ: -1.8
МГТУ им Баумана: -1.7
МИРЭА: -0.5
СПбПУ им. Петра Великого: -1.9
Что мы получили в этом году, будет известно в декабре-январе, когда обычно сводят новый «Мониторинг по качеству приема». У НИТУ МИСИС, как я уже сказал, в этом году минус 1,9.
Сегодня случилось интересное.
Уж давно предлагаю свои услуги по обслуге индустриальных моторов, занимаюсь дизель-генераторами и иногда дизель-насосами, что пожарные. Дело долгое, нудное, грязное. Вечно в соляре, масле, железяки там, куча литературы, объёмы жидкостей, моменты затяжек, схемы панелей управления, техбюллютени, короче, то ещё занятие. Не о том.
Сегодня приехали на объект, так, по быстрому, поменять подогреватель охлаждайки на дизель-генераторе, ничего такого.
Заявились на объект, созвонился с заказчиком, он говорит, там, мол, открыто, заходите, делайте, что должны! И тут, подходит к нам мальчик, ой, извините, молодой мужчина, и говорит, я, мол, студент, практикант, можно посмотреть, что и как вы делать будете? Я аж опешил, но, с другой стороны, а что, да на здоровье!
Так вот, пока я мучил дизеляку, а там была масса всего, студент постоянно следил за нами, задавал вопросы и перманентно игнорировал пищащий Ватсапп. И видно было, что ему интересно. И я старался, объясняя и рассказывая, обо всём, о чём знаю.
Раскатали на коленях незнакомый блок управления, отследили все силовые дорожки на плате, поняли, что проблема в 5А релюшке, которая коммутирует 7,5А, и от этого перегорает.
И да, мы в итоге, обломались, дефект заменили, но результата не получили, оказалось, что это не единственная поломка, нужно копать глубже, и ясно, куда. Но не суть.
Есть ещё мальцы, которым интересно. Есть азартные технари. Есть. Не всё потеряно.
Когда уезжали, малец попросил номер телефона, сказал, мол, "Вы интересные".
Парень, это вы интересные. Я готов вам всем, вечно, рассказывать всё, что знаю. Только спросите. Там всё просто. Вообще всё просто. Главное, что-то делать.
Нет, теперь я уверен, мы точно не вымрем. Есть ещё человеки.
Можно минусить.