18+
18+
К концу XVIII века Франция была страной богатой, с огромным потенциалом, но плохо управляемой и погрязшей в неравенстве.
Франция была крестьянская (90% населения), сословная, то есть состоящая из групп с разными правами и обязанностями, передающимися по наследству, и самодержавная, то есть власть короля ничем не ограничена.
В XVIII веке Франция быстро развивалась. С 1720х по 1780e годы рост был практически непрерывным. Это вызвало, в том числе, и рост населения.
К концу столетия Франция была одной из самых населенных стран. Здесь было 25-27 млн.ч. (для ср., Россия - 30, Англия и Пруссия - 10).
В стране было огромное производство вин, шелка, предметов роскоши. Внутри Франции из-за относительной бедности населения спрос был небольшой, зато за границей французские вина, ткани, одежда, парфюмерия и все такое прочее имели такой престиж, как сейчас итальянская обувь, немецкие машины и японская электроника.
Но внутренней торговле невероятно мешали самые разные меры длины, веса, монетные системы. А еще внутренние таможни. Представьте, что вы везете товар в соседнюю область, а на границе каждого района с вас сдирают пошлину. Приезжаете вы, и начинаете продавать.
-Сколько вам кило?
-Какие кило, продай мне пять наших фунтов.
-А сколько это в килограммах?
-Хер его знает, ты торговец, ты и считай.
...
-Ладно, рассчитываемся. Это что?
-Тугрики. Ты что, тупой?
-Мм. Сколько это в рублях?
-Ты торговец, ты и считай.
Гораздо удобней и прибыльней была заморская торговля. Франция имела военный и торговый флот, ненамного уступающий тогда уже королеве морей - Британии. У Франции были заморские колонии в Африке и Америке.
Трансатлантическая торговля по «золотому треугольнику» Европа-Африка-Америка была невероятно прибыльна.
Вот такая схема. Товар-средство производства товара-сырье.
Несмотря на все успехи ремесла и торговли, Франция оставалась страной аграрной, в сельском хозяйстве было занято 9/10х населения, а доля ВВП от него превосходила промышленную почти в четыре раза. Сельская Франция была отсталой и опутанной многочисленными поборами и ограничениями.
Крестьяне
Если ты французский крестьянин XVIII века, то херово быть тобой.
Правда, крестьяне были лично свободными. Сервов, то есть крепостных, среди них было не более пяти процентов. Однако подавляющая часть земли, которой они владели, считалась собственностью помещика. За нее они несли денежные и натуральные платежи, которые составляли до четверти доходов.
Кроме того, было немалое количество старинных феодальных повинностей. Сборы на местные дороги и мосты, и это кроме того, что крестьяне пару недель в году должны были эти дороги чинить бесплатно.
Только помещик имел право держать мельницу, винодавильню, пекарню и т.д. И естественно, брал за это плату. Иногда милостивый помещик разрешал крестьянам самим печь хлеб. За плату.
Только помещик имел право охотиться, и при этом часто топтал посевы крестьян. А еще рыбачить и держать голубей. Он был судьей в гражданских и административных делах. Вишенкой на торте были нематериальные, но унизительные обязанности, вроде низко кланяться помещику при встрече.
Безземельные крестьяне, а их было порядка 30-40%, арендовали землю у помещиков на самых кабальных условиях, отдавая до половины урожая.
Кроме этого всего, крестьяне платили десятину церкви, и многочисленные налоги государству.
Быт большей части крестьян был грустен, хижины, часто полуземлянки, с глиняным полом, содержанием скота дома. В некоторых областях помещик брал плату за печь с трубой. Большинство крестьян носили одежду из самодельной ткани и деревянную обувь.
Король: денег нет, но вы держитесь
Горожане
Быстрый рост промышленности вызвал рост городов и городского населения. Оно состояло из предпринимателей, крупных и мелких и очень разных наемных работников.
Мелкие лавочники, ремесленники и их ученики, рабочие предприятий, прислуга составляли более или менее единый слой городского плебса, который станет взрывчаткой революции. Тогда их звали санкюлоты, то есть длинноштанниками.
Это мажор. До колена у него и есть кюлоты
А это санкюлот в сан-кюлотах
В массе своей они жили очень бедно. Большинство тратило половину заработков на хлеб, питаясь мясом только по праздникам. Именно поэтому хлебный вопрос, цены на хлеб будут в центре событий.
Количество буржуазии (то есть предпринимательских слоев) растет. Эти люди богатеют и к концу века уже сосредоточили большую часть богатств страны в своих руках. Они живут в роскоши, не уступающей аристократической. Но политически бесправны и вынуждены унижаться даже перед бедными дворянами. Это сближает их интересы с простым народом.
Дворяне
Французские дворяне составляли порядка 2-3% населения и по своим правам и престижу (но уже не по богатству) были высшим слоем общества. Как ни покажется странным, они тоже имели поводы для недовольства. Начнем с того, что дворянство было очень неоднородным. Во-первых, было "дворянство шпаги" и "дворянство мантии". Первые были знатными и единственным достойным занятием считали службу в армии. Вторые - в массе своей купившие знатность сами или несколько поколений назад. Они в основном служили в госаппарате и судах. Между этими двумя категориями была напряженность.
Родовая знать также была очень разной. К развитию капитализма большинство дворян не могло, и не хотело приспосабливаться. Кое-кто занимался бизнесом, но подавляющая часть любую работу считали бесчестьем.
-Иди работу найди.
-Отстань, я дворянин.
Мелкие помещики все больше и больше выжимали с крестьян. Многие сельские дворяне распродавали все свои земли и права, и влачили жалкое существование в родовых замках. Они ненавидели высшую аристократию, презирали и завидовали буржуа и презирали крестьян, но при этом и пальцем не шевелили, чтобы улучшить свою жизнь.
Единственное, что им оставалось, это военная служба, но и там их теснили сыновья буржуа. Их принимали за деньги и способности во время войны, но выживали сразу после ее окончания. В 1781 году дворяне добились запрета на военную службу для всех, кроме себя. В армии на офицеров тратилось больше, чем на солдат, которых было в 10 раз больше.
Высшая аристократия жила в основном, в Париже и других крупных городах. Это было заведено еще Людовиком XIV чтобы за ними приглядывать. Но содержание аристократов при дворе стоило дорого. Собственно, разные жалования и пенсии были главным источником их доходов. Так или иначе, на дворян тратится четверть госбюджета. Аристократия живет в дикой роскоши, получая сотни тысяч и тратя миллионы. Долги некоторых аристократов выкупает государство. Как ни странно, некоторые из них тоже недовольны. Они чувствуют пустоту своего существования и хотят дела. Разумеется, заниматься не бизнесом, а политикой. Как в Англии.
Чиновное дворянство более деятельно и богато, чем родовое. Богато как раз потому, что служит в администрациях и судах. Ну, вы поняли. И они недовольны, тем, что их презирает аристократия и закрыт доступ к дворцу.
Церковь
Католическая церковь была государственной. Ей принадлежало огромное имущество, право брать десятину и прочие поборы, право регистрировать рождения и браки, и огромное влияние на образование.
Все остальные конфессии ущемлялись и преследовались, так или иначе.
Протестанта Каласа обвинили без доказательств в убийстве сына из-за веры и колесовали. У супругов-протестантов Сервенов священники похитили дочь и насильно заточили в монастырь, где она покончила с собой. Угадайте, кого обвинили в ее убийстве? Правильно, родителей.
Двое юношей, между прочим, аристократов, обвинили в вандализме над крестом(!) и приговорили к сожжению, "милостиво" заменив обезглавливанием. Одного казнили, второй бежал.И это только громкие дела.
Духовенство также разнородно. Верхушка церкви вербуется только из аристократии. Епископы купаются в роскоши и имеют любовниц. Среди них модно осмеивать религию в узком кругу, и чуть ли не быть атеистом. Низшее духовенство получает небольшое жалование. Они близки к простонародью, проникаются его интересам и несут в него новые идеи свободы и равенства.
Дворянин и священник пытаются помочь простолюдину
Государство
Французский абсолютизм был блестящим, и считался образцом для подражания, и при этом был одним из самых неэффективных в Европе. Французские правители начали строить его еще в Средневековье, но закончили только в XVII веке, после множества откатов назад. За это время в нем накопилось множество костылей и заплаток, подпорок и пристроек. Все это как-то работало, но работало плоховато. Кстати, интересно, что один из образцовых европейских абсолютизмов – русский.
Французский абсолютизм
Официально власть короля была божественной, в принятии решений он мог ни с кем не считаться, вплоть до того, что мог бросать в тюрьмы и казнить без суда. В реальности все было посложнее.
Средневековый сословно-представительский орган Генеральные штаты не созывался с 1614 года. Но продолжали существовать парламенты – высшие суды, которые должны были регистрировать королевские указы, и которые могли их заблокировать или оттянуть. Имея большое влияние на чиновников, парламенты могли не отменить, но утопить в волоките практически любой указ. Также парламенты могли критиковать королевские распоряжения. Иногда собирались нотабли – советы знати.
Количество расходов, особенно с XVIII века, быстро росло. Дорогая армия, дорогой государственный аппарат требовали все больше денег, а налоговая система оставалась сильно устаревшей, полусредневековой.
Основным доходом государства была талья, поземельный налог. Но дворянство и духовенство были от него освобождены. За долгую историю французских смут, для привлечения отдельных городов на свою сторону, короли даровали им освобождение от тальи. Но общая сумма оставалась такой же и раскладывалась на остальных.
Короли смутно осознавали, что это неправильно, и вводили временно-постоянно новые, всесословные налоги. Поголовный (подушный), дивный налог, начисляющийся не на доход или имущества, а на существование человека. Живешь – плати. Не рассказывайте нашему правительству, хорошо?
Потом ввели десятину, не церковную, а точно такую же, но другую. Временно, всего-то на сорок лет.
Особенно чудным был налог на соль, габель. Еще в средневековье была введена монополия государства на продажу соли. Частные производители были обязаны продавать соль государству по фиксированной цене, оно же продавало дороже, часто самим же производителям. Чем дешевле производилась соль в данной местности, тем выше был налог. Габель вызывала особенно лютую любовь населения.
Административно-территориальная система Франции была невероятно запутанной. Некоторые законы были разными для провинций, некоторые провинции считались как бы иностранными. Границы государства были плохо определены. Одна территория платила сразу трем правительствам.
Людовик XIV сломил сопротивление феодалов и назначил в провинции специальных управляющих – интендантов. Но пришлось взять на содержание аристократию.
Когда-то многие чиновники были недворянами. Но ко второй половине XIV века дворяне стали занимать должности практически без исключений. Практически все должности продавались и становились наследственными. Покупали их не просто так, место давало право требовать с населения плату за услуги в собственный карман. Законно.
Центральное правительство было устроено хаотично. Министры не взаимодействовали между собой, только с королём. Царили интриги и произвол. Военное министерство могло потратить деньги без согласия с финансовым. Финансовое не могло само же разобраться в хаосе отчетности. Разные министерства вели разную политику, одни могли покровительствовать критикам и оппозиционерам, другие их давить. Разные отрасли жизни кочевали из министерства в министерство, по простому желанию и влиянию конкретного министра.
Некоторые чиновники и аристократы, имевшие влияние на короля, брали у него специальный документ, дававший право без суда засунуть человека в тюрьму. Главное, что вписать можно было кого угодно.
Просвещение
Общим местом советской, да и долго мировой историографии, было то, что революцию совершила буржуазия, естественно, используя энергию народных масс. Однако французское предпринимательство, хотя и было многочисленным и богатым, при этом было раздробленным.
Действительно, мировая история показывает, что народ сам по себе способен на восстание, но не революцию. Для последней нужна некая контрэлита, активные, способные, но не имеющие достойного применения своим качествам люди, вдохновляющие и ведущие за собой. А еще нужна некая контр-идеология, противостоящая господствующей. И это во Франции было.
Главным двигателем революции станут совершенно разные по происхождению люди, которые будут похожи энергией, способностями и желанием все изменить. А еще спаянными новой идеологией.
Государственная идеология опиралась, в основном, на религию. Король – помазанник божий, восставать против него, значит восставать против Господа. Мир устроен так, как нужно. У другого от рождения знатность и деньги, а у тебя хер и немножко земли? Значит, так надо. Сиди тихо, слушайся родителей, помещика и короля, и бог тебя вознаградит на этом свете и на том. Правда-правда. Люди не должны ничего менять, а то хаос и пиздец.
Но в 18 веке это перестало хорошо действовать. Во-первых, идет научная революция. Доказали, что Земля вращается вокруг Солнца и научились рассчитывать движения небесных тел. Галлей вычислил, когда явится комета имени себя, а ведь раньше кометы считались чудом и предвестником пиздеца. Это как в наше время кто-то предскажет прилет инопланетян. Примерный масштаб ахуя. Строятся теории, что Земля могла возникнуть сама собой. Делаются самодвижущиеся повозки, а в 1783 году люди вообще полетели на шаре. Французские аристократы вместо кокаина вина, карт и адюльтера занимаются физическими и химическими опытами.
Возьмитесь за х.. электрод, маркиза, и почувствуйте магнетическую силу
Во-вторых, общественные порядки трещат по швам. Голландцы свергли своего короля и живут хорошо. Англичане свергли короля, оттяпали ему башку, и живут еще лучше. И бох не наказал.
И вот, в XVIII веке во Франции появляется целая куча философов-критиков. Вольтер главным образом борется с церковью, высмеивая суеверия и ханжество. Монтескьё разрабатывает идеи, как не допустить деспотии государства, теорию общественного договора и разделения властей.
О последнем чуть подробнее. Английский философ Джон Локк жил во время и после Английской революции. Ему крайне не хотелось признавать, что за укорачивания своего короля англичанам придется проследовать в ад. И тогда он заявил: да причем здесь бог, люди сами создают власть, договариваясь между собой . А если власть нарушает договор, то его можно разорвать. Свергнув эту самую власть. Монтескье к этому добавил, чтобы не понадобилось свергать власть каждую пятилетку, надо разделить ее на ветви, чтобы тот, кто принимает законы, их не исполнял, а исполняющий не принимал под себя.
Руссо доказывает что единственным источником власти является народ и он должен править. Также он считает, что нужно стремиться к умеренному неравенству. Кстати, Руссо, возможно, был первым анархопримитивистом, он писал, что в первобытности человек жил счастливо и неплохо было бы туда вернуться.
Можно добавить еще полдесятка имен. Все эти философы были невероятно популярны, их лишний раз даже боялась тронуть власть. Все они считали, что общество можно и нужно улучшить. Большинство при этом считало, что монархию и религию не стоит трогать, а нужно просто подправить.
***
В 18 веке по всей Франции появляется множество кружков, клубов, кофеен. Люди занимаются в них чем угодно, от научных опытов до религиозно-мистических действ. И во всех обсуждается политика, критикуется власть, мечтается о новых временах. Ходят в них люди самых разных слоев, там образуется обстановка равенства. Там создается общее идейное поле. Критиковать власть становится модно, а власть изо всех сил старается для этого.
Тем, кому статья показалась скучноватой и не имеющей действия, в следующей экшона прибавится.
Продолжение следует.
Серьги с гильотиной, Франция, 1793 г., золото, позолота. Вверху - фригийский колпак, символ свободы, внизу - головы короля и королевы!