С большим опозданием: Российская Армия переходит на колесный ход

Теперь и КамАЗ задумался о капотной технике. На фото КамАЗ-4385. Фото – Юрий Пашолок


Колеса прогресса

Своеобразным отражением событий на Украине стал военно-технический форум «Армия-2023». Экспонаты прошлогодней выставки по определению не могли отвечать вызовам спецоперации – времени на реакцию у ВПК было слишком мало. Среди множества трендов события особо выделяется серьезный крен оборонной промышленности к колесным платформам. Точнее – идеи и концепции существовали давно, но, похоже, должны были так и остаться в прототипах, если бы не спецоперация. Сейчас шансы постепенного вытеснения дорогой и тяжелой гусеничной техники колесными машинами возросли как никогда.

Запоздалая, но важная новинка – 152-мм САУ «Мальва». Фото – Виталий Кузьмин

Неслучайно главной новинкой «Армии-2023» по праву считается 152-мм орудие «Мальва». Надо признаться, машина опоздала в Российскую Армию на 20–25 лет. Шведский Archer в строю с 2014 года, французский Caesar с 2003 года, не говоря уже о чехословацкой Dana, ведущей отсчет от 80-х годов прошлого столетия. Справедливости ради стоит напомнить о позднесоветской 2С21 «Мста-К», исполненной на четырехосном шасси бескапотного КрАЗа. И платформа, и артиллерийская установка так и не появились в войсках. Развал СССР поставил на перспективной машине крест.

Одними из первых раскусили все прелести колесной техники в ЮАР. Трехосная 155-мм самоходка G6 Rhino в местной армии с 1988 года. На данный момент, кроме основного танка Olifant, в сухопутных войсках Южно-Африканской Республики вообще нет гусеничных машин. Неслучайно, тяга к колесным машинам прослеживается и у французов, традиционно считающих Африку зоной своих интересов. Ландшафты и условия России не сравнить с югом Африки, но массовый переход на колесный ход отчетливо прослеживается.

Колеса вместо гусениц – это мобильность, относительно низкая стоимость, простота обслуживания, больший ресурс, небольшой шумовой эффект в движении и устойчивость к подрыву на минах. Последний бонус, разумеется, касается только четырехосных машин.

В небольшом активе гусеничной техники высокая проходимость и грузоподъемность. Как показала спецоперация, последние два фактора важны только для основных танков – для всей остальной техники гусеницы скорее лишние. Есть и компоновочные преимущества у гусеничной техники. При всех прочих равных, машина на колесном ходу получается выше гусеничной – сказывается большой диаметр колес и габаритные подвески.

Достаточно условным преимуществом можно считать большую устойчивость гусениц к обстрелу. Системы централизованной подкачки колес многоосных машин давно уже компенсировали это преимущество.

Спецоперация заставила вспомнить и о заслуженной «Шишиге. На фото – ГАЗ-66 МБ. Фото – Юрий Пашолок.

Теперь о тактических недостатках гусеничной техники в современном приложении.

Если взглянуть на карту фронта, то очевидна невыгодная для Российской Армии конфигурация линии боевого соприкосновения. Перебрасывать резервы россиянам по восточной части дуги априори дольше, чем по его западной части, контролируемой ВСУ. Или же совсем просто – нашим военным приходится искать танковоз для переброски 152-мм САУ, а у националистов присутствуют натовские самоходки на колесном ходу. Не все, конечно, и таких немного, но сам факт наличия заставляет задуматься.

Сюда же добавляется низкий ресурс гусениц. В этой же истории и способность оперативно покидать боевые позиции. Колесами это делать гораздо сподручнее. При развитой контрбатарейной борьбе это теперь справедливо для всей техники, у которой на вооружении что-то мощнее 14,5-мм пулемета.

Поэтому колесные шасси – это «наше все» для армии. До уровня сухопутных сил ЮАР скатываться не стоит, но новый баланс точно должен быть найден.

Колеса для фронта

На «Армии-2023», наверное, впервые за многие годы пришло понимание, что грузовой машине на фронте противопоказана бескапотная компоновка. Прежде всего, в плане обслуживания и противоминной стойкости.

Символично в этой связи выглядит новое камазовское семейство под индексами 5385П3/4385 и броневик АМН-БПН 4Х4. Долгое время основным поставщиком грузовых автомобилей так называемого тактического звена для армии выступал миасский «Урал», но, очевидно, мощности завода не могут удовлетворить потребности. Не позволяли до спецоперации – не позволяют и сейчас.

Различные вариант капотных КамАЗов. Фото – Юрий Пашолок.

Бескапотные КамАЗы, по идее, должны были работать подальше от пресловутой линии боевого соприкосновения. Похоже, машины из Набережных Челнов намерены компенсировать нехватку «Уралов».

О том, что заводу в Миассе сейчас не до новинок (госзаказ бы выполнить), говорит отсутствие премьер на «Армии-2023» и перманентные кадровые проблемы на конвейере. Для решения последней проблемы уже неоднократно привлекались заключенные из ближайших колоний-поселений.

КамАЗ, наоборот, на выставке фонтанировал новинками, в том числе вариантами традиционных бескапотных машин. Только теперь решено напрочь забронировать кабины и защититься сеткой от дронов и кумулятивных боеприпасов. В ассортименте комплекты навесной брони, а также цельносваренные конструкции.

Должно было пройти полтора года спецоперации, прежде чем производители и заказчики решились забронировать военные грузовики. В некоторых вариантах получается неказисто и немногим лучше, чем сооружают бойцы в зоне СВО своими руками. Тем более, КамАЗ не самым лучшим образом подходит для монтажа бронезащиты – возраст кабины говорит о многом.

Не менее долгожданными, чем тяжелая «Мальва» и бронированные КамАЗы, является парочка: 120-мм самоходное орудие «Флокс» на шасси «Урала» и 82-мм миномет «Дрок», который примерил на себя КамАЗ-4386.

Известность получили и броневики «Спартак», один из которых несет на себе автоматическую пушку С-60. Во всех случаях промышленники реализуют конструкции, которые придумали еще несколько десятилетий назад. Сложно даже посчитать, сколько лет концепции «гантрака» с бронированной кабиной. Теперь вот есть АМН-590911 «Спартак».

Самоходный миномет «Дрок». Фото – Виталий Кузьмин.

В разнообразии колесных машин, которое, безусловно, радует, есть повод для недоумения. Где унификация?

Золотые времена Советской Армии, в которой выстроили четкую линейку транспортных средств, очевидно, забыты планировщиками армии. К спецоперации силовые структуры пришли с широкой гаммой моделей в штате. Особенно это касается отечественных MRAP.

От количества машин, сходных по назначению, но с почти полным отсутствием взаимозаменяемых узлов, рябит в глазах: «Патруль», «Тайфун-К», «Спартак», «Тайфун 4х4», З-СТС, «Федерал».

Несколько вопросов.

Настолько ли важно было создавать старшего брата для «Тигра»?

Речь о двухосных «Тайфуне-ВДВ» и «Тайфуне 4х4». Последние две машины оказались настолько дорогими и сложным, что вынужденная модернизация даже заставила сменить имя на «Титан». Отечественные инженеры нашли еще одну нишу и вклинили между «Тигром» и «Тайфуном 4х4» девятитонный «Атлет».

Подобное распыление сил и средств смотрится особенно удивительно, когда в спецоперации работают КамАЗы, блиндированные бревнами и кусками брони.

Бронировать кабины КамАЗа можно по-разному. Фото – Юрий Пашолок

Почему при таком внимании к тяжелой технике, так и не нашли замену морально устаревшим УАЗам?

Машины проверенные и заслуженные, но совершенно не приспособленые для нормального бронирования. «Малышей» на «Армии-2023» было много – «Сармат», «Стрела», а нижегородская «Швабе» вообще привезла бронепикап. Все хорошо, но вот база у него совсем не военная от «Нивы», а значит – долго с броней не проживет.

И это мы еще не говорим о дублировании некоторых машин на колесной и гусеничной базе. Например, на «Армии-2023» демонстрируются не первый год носители ПТУРов «Корнет» на платформе «Тайфун 4х4» и «Тигр». Сейчас к паре добавились гусеничные БТ-3Ф и «Корнет»-Д1. Первый на базе БМП-3, второй – на БМД-4. Совершенно сходные по решаемым задачам машины.

Зачем армии такое разнообразие, в общем-то, однотипных машин, остается загадкой. Фото – Юрий Пашолок и Виталий Кузьмин.

Отрадно, что хотя бы забыли на время про ущербную изначально идею боевых багги – открытых всем ветрам повозок. Потери от артиллерийского огня в спецоперации первичны, и «военным кабриолетам» здесь не место. Впрочем, это было понятно и до февраля прошлого года.

Куда расти дальше?

Прежде всего, стоит взглянуть на технику ВДВ. На гусеничные БМД и бронетранспортеры. В погоне за несбыточной, как оказалось, целью создания БМП для «крылатой гвардии» инженеры остановились на гусеничном ходу. Получилось как минимум очень дорого, хлопотно в бою и обслуживании.

Колесная платформа для перспективных БМД может решить множество проблем. Если, конечно, военное руководство не оставит в силе требования к десантированию с парашютами.

АВТОР:
Евгений Федоров
https://amp.topwar.ru/225540-s-bolshim-opozdaniem-rossijskaj...

Первые комплексы автоматизированного управления средствами противовоздушной обороны "Магистр-СВ" передали в войска

"Комплексы автоматизированного управления средствами войсковой ПВО "Магистр-СВ" производятся серийно, первая партия машин уже передана заказчику", - заявил источник ТАСС.

Напомним, что комплекс "Магистр-СВ"представляет собой унифицированный модуль на шасси БМП-3, оснащенный внешними и встроенными средствами разведки и координации противовоздушной обороны. Его главным элементом стала уникальная оптико-электронная станция с функциями автоматического обнаружения, распознавания и сопровождения воздушных целей.

Включенный в состав комплекса малогабаритный радиолокационный обнаружитель совмещает функции обзорного радиолокатора и высокую точность измерения координат, присущую радиолокационным системам сопровождения.

Комплекс "Магистр-СВ" существенно повышает возможности войсковых ПВО в борьбе с высокоточным оружием и многоцелевыми беспилотниками.

https://rg.ru/2023/08/21/pervye-kompleksy-upravleniia-pvo-ma...

Российские военные ликвидировали остатки всу на левом берегу Днепра

Российские военные уничтожили остатки ВСУ в Казачьих Лагерях Херсонской области, левый берег Днепра полностью контролируется подразделениями ВС РФ, сообщил РИА Новости источник

Кроме того, после зачистки было обнаружено большое количество оружия, в том числе западного образца

Сми

Ответ на пост «Российский корабль открыл огонь для досмотра идущего на Украину сухогруза»

Минобороны России опубликовало кадры досмотра сухогруза, который следовал под флагом Палау в украинский порт Измаил и был остановлен 13 августа

Работино. Конец июля 2023

Большое видео (https://t.me/rian_ru/211687) военкоров Шилова и Харченко в районе Работино. Много уникальных кадров снятых в конце июля. Несмотря на все усилия, противник уже более двух месяцев не может взять Работино, завалив окрестности поселка остовами сгоревшей техники и трупами.

Колесная гаубица "Мальва" прошла госиспытания

"Ростех" сообщил, что первая в России колесная гаубица "Мальва" прошла гос испытания.

Колесная 152-миллиметровая гаубица "Мальва", более маневренная, чем традиционные гусеничные машины, завершила государственные испытания, сообщил "Ростех".

"Первая в истории России колесная самоходная гаубица "Мальва", созданная "Ростехом", успешно прошла государственные испытания. Она более маневренна, чем артустановки на гусеничном ходу, при этом обладает большим техническим ресурсом и меньшей стоимостью эксплуатации. Развертывание на позиции, уход с нее и наведение на цель занимают намного меньше времени в сравнении с буксируемыми орудиями", - говорится в сообщении.
В госкорпорации уточнили, что 152-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие 2С43 "Мальва" создано на базе шасси БАЗ с колесной формулой 8х8. Артустановка предназначена для поражения командных пунктов, оборонительных сооружений, артиллерийских, ракетных и минометных батарей, систем ПВО, колонн бронетехники и живой силы противника.
Экипаж гаубицы включает пятерых человек. У орудия есть автономный энергетический агрегат для снабжения электрическом на позиции. Кроме того, гаубица может реализовывать режим стрельбы "одновременный огневой налет", когда несколько выпущенных боеприпасов одновременно достигают цели. Без дозаправки "Мальва" проезжает до тысячи километров. Она помещается в транспортный самолет Ил-76 и может быстро доставляться на большие расстояния.

По словам индустриального директора кластера вооружений, боеприпасов и спецхимии "Ростеха" Бекхана Оздоева, в приоритете у разработчиков - сохранение жизней российских военнослужащих. Он уточнил, что "Мальва" благодаря колесному шасси способна быстро разворачиваться на позиции и покидать ее, уходя от ответного огня, что очень важно в условиях контрбатарейной борьбы. С ее помощью можно поражать практически любые объекты на дальности более 24 километров.

"Скорострельность гаубицы – более семи выстрелов в минуту, а боезапас состоит из нескольких десятков снарядов. Созданная специалистами "Ростеха" "Мальва" успешно прошла государственные испытания и уже готовится к поставкам в войска", – приводит "Ростех" слова Оздоева.

Мальва, или Просвирник, — род травянистых растений семейства Мальвовые, типовой род этого семейства. Культивируемые в Европе растения, в просторечии называемые «мальвами», обычно относятся к роду Штокроза — другому роду этого же семейства

MI-6: Командование ВС России приняло решение о применении против ВСУ всего арсенала кассетных боеприпасов

Разведка Великобритании опубликовала свежую сводку о ходе специальной военной операции на территории Украины и решении командования ВС РФ.

Как пишет издание «Военное обозрение», ссылаясь на сводку британской разведки, командование Вооруженных сил России приняло решение применять в зоне боевых действий против украинских военных кассетные боеприпасы. Российская сторона располагает всем арсеналом боеприпасов в то время, как украинская – только артиллерийскими.


Разведка Соединенного королевства утверждает, что на данный момент Минобороны уже распорядилось вскрыть склады с кассетными боеприпасами. Российская армия приступила к отгрузке снарядов в зону боевых действий.

Украинские ресурсы сообщают, что Великобритания предоставила соответствующий отчет Киеву и офису Владимира Зеленского. Вчера стало известно, что украинская армия получила от Соединенных Штатов кассетные снаряды неделю назад. Некоторые из них применялись украинскими военными на Запорожском направлении. Кроме этого, боеприпасы используются в районе Артемовска.

Экс-командующий 58 общевойсковой армией генерал-майор Иван Попов публично обратился к своим подчинённым

Экс-командующий 58 общевойсковой армией генерал-майор Иван Попов публично обратился к своим подчинённым и подтвердил факт собственной отставки по решению старшего начальника (речь идёт об НГШ Валерии Герасимове).

Тема отставки Ивана Попова достаточно щепетильная — по сути, это естественный процесс обнародования проблем во всей структуре Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации. После мятежа Пригожина началась «охота на ведьм», и снова во главе стола встал принцип «заявил о проблеме — враг».

Попов заявил, что необходима ротация бойцов, которые раз за разом успешно отражают атаки на передовой на Запорожском направлении. Из-за отказа старшего начальства он, по слухам, заявил, что напрямую будет докладывать Верховному Главнокомандующего. После этого — якобы — он был снят.

На тот факт, что Попова обвиняют в «шантаже» начальника Генштаба, делают особый упор западные и украинские СМИ. В этой связи очень сложно отрицать тот факт, что сейчас руководство Минобороны России держится, в основном, на позитивных докладах, которые должны перебивать негатив (объективности ради, его хватает). Поэтому в подобные новости аудитория верит достаточно охотно.

Попов пользуется колоссальной поддержкой со стороны личного состава: бойцов на передовой сильно деморализовала новость об отстранении «простого» и «понятного» честного генерала Попова. Да, возможно, у него были свои недостатки. Но на фоне командующих, которые десятками клали личный состав ради очередной «звезды Героя» или славы освободителя населенных пунктов, Попов явно выделялся в лучшую сторону.

Конфликт между Поповым и Герасимовым подсвечивает главное: отсутствие единства в ВС РФ. И противник этим наверняка воспользуется. Как в кампаниях по дискредитации ВС РФ и их очернении, так и заказных публикациях. И пострадает от этого, естественно, Россия. И это самое печальное.

В зоне СВО погиб начальник штаба 35-й ОА Сергей Горячев

Российский генерал-майор Сергей Горячев, возглавлявший штаб 35-й общевойсковой армии РФ, погиб в результате ракетного обстрела.

Сергей Горячев служил в воздушно-десантных войсках. Он начал путь с простого солдата, затем был курсантом Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Сергей Горячев командовал разведротой, парашютно-десантным батальоном, был начальником штаба полка. Горячев возглавлял российский контингент в Приднестровье, командовал 27 отдельной мотострелковой бригадой, 201 военной базой в Таджикистане. Под его началом работал учебный центр в Хабаровске.

Сергей Горячев встретил 24 февраля 2022 командиром 5-й отдельной танковой бригады. За год получил звание генерал-майора и был назначен заместителем командующего 35-й общевойсковой армии, возглавил штаб армии.

Военные подчеркивают, что ВС РФ потеряли одного из наиболее эффективных военачальников.

В середине мая при отражении атак украинских войск героически погибли два российских полковника: командир 4-й мотострелковой бригады Вячеслав Макаров и замкомандира армейского корпуса по военно-политической работе Евгений Бровко.

С днем победы. С днем Памяти и почести. В Узбекистане проведены мероприятия, посвящённые к Дню Победы, Памяти и Почести

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2023


Мы в социальных сетях: