Если открыть онлайн-карту местоположения судов и посмотреть на область вокруг Камчатки, то можно будет заметить одну крайне интересную особенность. Большинство кораблей следует по одному из трех маршрутов: Китай – США, США – Китай, США – Южная Корея. Если после этого взглянуть на карту еще раз, то у многих возникнет закономерный вопрос: зачем все эти суда делают такой крюк описывая по океану дугу, если можно было бы просто плыть напрямую.
В чем здесь подвох?
Подвох действительно есть. О нем так или иначе знаешь большинство людей, но по понятным причинам забывает едва ли не сразу после окончания школьного курса Географии. Дело, конечно же, в искажении восприятия реальных расстояний и местоположения объектов на нашей планете. Проблема заключается в двухмерности карты. Нанесение изображения земли на плоскость (лист бумаги) сильно искажает описываемые расстояния. Искажение происходит в сторону увеличения по мере удаления от экватора планеты.
Таким образом, чем ближе карта к полюсам, тем сильнее оно растянута. Все потому, что наша планета отнюдь не плоская, а шарообразная. Проще всего в бытовых условиях оценить силу искажения при составлении плоских карт можно при помощи обычного апельсина. Аккуратно срежьте с фрукта кожуру и попытайтесь ее распластать. У своих «полюсов» она будет рваться и расходиться.
Нечто подобное происходит и при попытке перенести изображение поверхности планеты на плоскую карту. При этом искажаются не только расстояния и размеры объектов на карте, но и их местоположение. Просто сравните обычную карту земли и то, как на ней «лежат» материки с тем, как они выглядят на глобусе.
Здесь-то и кроется ответ на вопрос о том, почему многие суда из Китая в США плавают вдоль Камчатки. На самом деле они просто следуют по кратчайшему маршруту. Так как чем ближе к полюсу, тем меньше расстояние. На карте прямой путь из Азии в Америку вдоль экватора кажется нам прямой линией. Однако на глобусе это не прямая, а кривая. Кроме того, на глобусе Америке лежит заметно дальше от Азии по экватору, чем нам, кажется, по карте.
Все тоже самое касается не только кораблей, но и самолетов.
Отсюда