Про любительское ракетостроение

Толи от скуки, толи от желания восполнить детский голод по игрушкам и впечатлениям решил с ребенком запустить модель ракеты с твердотопливным двигателем.

Пойти решил по самому простому пути, купить недорогую модель для сборки. И купил на озоне

Обошлась она примерно в три с половиной тысячи рублей, и в комплект входило:

  1. корпус из картона,
    2. Головной обтекатель из дерева:
    3. Двигатель РД1-10-5

    4. Система спасения в виде бумажной ленты и шнура. (парашюта в комплекте не было)
    5. Стартовый стол
    6. ПУльт для электрозапуска

    На сборку ракеты ушло часа три. Понадобились ножницы, суперклей и малярный скотч. В комплекте была инструкция и не скажу что просто, но разобраться можно было как ее собирать. Фото видео не сохранилось, не планировал этим делиться.

    И на следующий день с ребенком пошли запускать в деревне на школьном стадионе. С погодой не повезло. Была низкая облачность и моросящий дождь. Дальше на видео:

Если кратко ракета стартанула вертикально вверх, скрылась в облаках, и больше я ее не видел. Сработала ли система спасения, и куда она упала я так и не узнал. В радиусе 100 метров я все потом обошел ногами.

Но в целом идея мне понравилась. Ракета улетела, но остался стартовый стол и пульт для запуска. Можно сделать еще ракету.

И я заказал на озоне просто два двигателя РД1-20-5 (импульс в 20 ньютон секунд, задержка на срабатывания вышибного заряда 5 секунд) и готовый парашют на 700 мм у этого же продавца

А ракету решил сделать сам. За характеристиками не гнался, а пошел по легкому пути. Купил в Леруа метр канализационной трубы на 32. По рекомендации из интернета именно из полипропилена, а не из ПВХ.

Отрезал широкую часть, и с конца противоположного сделал корпус. А из отрезанного конца решил сделать головной обтекатель, особенно учитывая как он хорошо насаживается на "корпус"

Труба очень легко пилилась полотном для ножовки по металлу, а склеивалась паяльником. На удивления удобный в обработке материал.

И собрал ракету В конец вставил двигатель обмотав его малярный скотчом для добора диаметра под трубу. Затем с другой стороны ставил "пыж" из нетканой кухонной салфетки, запихал парашут. Связал между собой веревкой "обтекатель" и "корпус", вырезал из плоского пластика стабилизаторы, приклеил их к корпусу и ракета готова.

Но с погодой не повезло. Ветер было очень сильным. Зато видимость хорошая. Дальше на видео (замедленная съемка).

И как видно на стартер ракету немного завалило и она улетела под углом. Двигатель работает буквально 2 секунды, но этого хватает для взлета на высоту метров в 200. Но самое главное, что вышибной заряд сработал как надо и парашют раскрылся. Но ветер унес ракету в сторону, я бежал, бежал, но не догнал, она опустилась где-то за двумя улицами. Ходил искал, но слишком больше поле для поиска. Но в целом эксперимент считаю удачным. Ракета летела очень хорошо., система спасения сработала. Корпус стоит 100 рублей, а вот парашют жалко. Но думаю ткань не будет стоить сильно дорого. Поэтому планирую следующий запуск. Нужно только придумать какой-нибудь маяк для поиска ракеты.

Ребенок в восторге. Даже два. Мой внутренний, и мой сын.

Оказывается, испытания ракетного двигателя выглядят как тусовка гиков

Куча лаборантов с телефонами стоят в 10 метрах от смертельно опасной штуковины и радостно снимают процесс.

- - -
Больше новостей в Телеграм канале:
https://t.me/neuro_trends8/2674

НЕЙРОСЕТИ | НЕЙРОТРЕНДЫ | CHATGPT | MIDJORNEY | STABLE DIFFUSION

Зато, говорю, мы делаем ракеты...

Помню, как классе в шестом нас повезли в музей космонавтики. Там, к моему удивлению, нас встретил мой дедушка и провёл экскурсию по музею. И на одном из стендов я увидела фотографию деда.

Дедушка мне не родной, он женился на моей бабушке, когда ему было 87, и прожил с ней несколько счастливых лет.
Сейчас я очень жалею, что была маленькая и не запомнила его рассказы, только какие-то обрывки в памяти остались. Дед воевал, начинал ещё в Русско-Финской, прошёл Великую Отечественную. Был инженером-подполковником, побывал в плену... А вот как и почему он оказался связан с космосом, я не помнила. Кстати, по иронии судьбы, дедушка жил на проспекте Юрия Гагарина )

Владислав Сергеевич Соколов родился 10 апреля, и свой день рождения он отмечал вместе с Днём космонавтики. На 90-летнем юбилее деда присутствовали потомки Глушко и Титова (насколько я помню рассказы папы, тоже приглашённого).

Сегодня тот самый Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко отмечает 50-летний юбилей. И сегодня День космонавтики. И снова я вспоминаю дедушку -- такого бодрого и жизнерадостного старика с множеством удивительных историй.

От дедушки у нас остались несколько фотографий и написанная им книга "Огнепоклонники". Книга о ракетах (стартовых, боевых, космических), ракетных двигателях, истории их создания и людях, благодаря которым стали возможны полёты в космос.

Если кому-то интересна тема космических и боевых ракет, книгу можно прочитать онлайн.
Сама читала с удовольствием, хоть и далека от всего этого )

Работа ракетных двигателей при старте ракеты

Умер ведущий инженер НПО «Энергомаш»: при участии Владимира Чванова были созданы многие советские и российские ракетные двигатели

21 мая 2022 года умер Владимир Константинович Чванов — советник генерального директора НПО «Энергомаш», доктор технических наук, профессор, академик, заслуженный деятель науки РФ, лауреат государственных премий СССР и РФ.


Он принимал непосредственное участие в создании всех модификаций двигателей I и II ступеней ракеты типа Р-7, двигателя для ракеты Р-9, экспериментальных двигателей, использующих новые компоненты топлива, двигателя РД-270 для лунной РН «УР-700», двигателя РД-120 для РН «Зенит».


При его непосредственном руководстве в КБ разработаны конструкции двигателей РД-180 для американских РН «Атлас III и Атлас V» и РД-191 для корейской РН «Наро-1» и российской РН «Ангара», проведены модернизации ЖРД РД-171М/РД-120 для РН «Зенит», а также в кратчайшие сроки выполнена разработка ЖРД РД-181 для американской РН «Антарес».


Учёный активно занимался научной и преподавательской деятельностью, являлся автором учебника для вузов по математическому моделированию процессов в жидкостных ракетных двигателях. Он автор более 200 научных работ и 60 изобретений, доктор технических наук, профессор, заведовал кафедрой «Теория жидкостных ракетных двигателей» в МАИ.


За участие в работах по созданию высокоэффективных ЖРД Владимир Константинович Чванов награжден рядом государственных наград, в том числе орденом «Знак Почета», ему присуждены Государственные премии СССР и РФ, премия Правительства РФ и присвоены звания «Заслуженный деятель науки РФ», «Заслуженный испытатель космической техники».


По материалам Роскосмоса

Охлаждение ракетных двигателей

Температура газов внутри камеры сгорания двигателя может достигать 3500 К, что выше температуры плавления большинства доступных материалов. Двигатели должны достичь этой температуры, чтобы нормально функционировать, но как они могут пережить полет при такой температуре?

Охлаждение с помощью радиатора

В верхней части камеры сгорания находится форсуночная головка. Здесь топливо и окислитель под чрезвычайно высоким давлением закачиваются в камеру сгорания, где они смешиваются и воспламеняются.

Один из вариантов охлаждения ракетного двигателя — сделать стенки достаточно толстыми, чтобы горячие газы не могли нагреть и расплавить металл. В этом случае стенки действуют как теплоотвод — это большой теплопроводник, способный выдерживать высокие температуры в течение определенного периода времени.

Основная проблема этого метода - толстая металлическая стенка имеет большую массу. Другая проблема заключается в том, что двигатель сможет работать только до тех пор, пока весь металл в конечном итоге не достигнет температуры плавления.

Поэтому радиаторы плохо подходят для охлаждения главных двигателей, которые должны работать непрерывно в течение нескольких минут. Они могут использоваться для охлаждения двигателей меньшего размера, например маневровых подруливающих устройств. Эти двигатели обычно работают в импульсном режиме, что дает дополнительную возможность для остывания в промежутках между импульсами.

Соотношение количества топлива и окислителя

Следующий вариант предотвращения плавления двигателя - запустить двигатель в конфигурации с высоким содержанием топлива или окислителя. Это позволит снизить температуру основного выхлопа.

Для полного сгорания топлива необходима так называемая стехиометрическая горючая смесь:

Стехиометри́ческая горю́чая смесь — смесь окислителя и горючего, в которой окислителя ровно столько, сколько необходимо для полного окисления горючего.

В результате этой химической реакции выделится максимально возможное количество тепла. Чем больше тепла производет ракетный двигатель, тем сильнее придется его охлаждать, чтобы он не расплавился.

Это означает, что ракетные двигатели имеют соотношение топлива и окислителя, немного отличающееся от стехиометрического. Также с этой целью используются газогенераторы (камеры предварительного сгорания). Например, главный двигатель космического корабля Шаттл RS-25 работал с повышенной пропорцией топлива. А советский двигатель НК-33 пропускал топливо, богатое окислителем, через камеры предварительного сгорания замкнутого цикла.

Абляционное охлаждение

Абляционное охлаждение — один из самых простых и эффективных способов охлаждения ракетного двигателя. В этом методе используется материал, который испаряется и выбрасывается вместе с выхлопом, унося с собой тепло. Обычно этот слой выполняется из углеродного композитного материала, который имеет высокую температуру плавления.

Этот же метод используется в тепловых экранах большинства космических кораблей. Когда корабль входит в атмосферу, он очень сильно нагревается. Теплозащитный экран забирает это тепло, и когда его поверхность становится слишком горячей, верхний слой расплавляется, унося тепло с собой и предотвращая проникновение тепла вглубь космического корабля.

Этот же принцип можно применить для охлаждения ракетного двигателя. Внутренняя поверхность стенок камеры сгорания и сопла покрывается слоем углеродных композитов. Этот метод является саморегулирующимся и не имеет движущихся механических частей, что делает его чрезвычайно эффективным и надежным.

Наиболее очевидным ограничением является то, что двигатель с подобным методом охлаждения нельзя использовать повторно. Некоторые двигатели даже не смогут пройти полное тестирование перед использованием, поскольку оно изнашивает стенки абляционной камеры. Так, именно по этой причине двигатель Apollo Lunar Ascent не прошел полный цикл испытаний в виде готового устройства, вплоть до момента запуска для возврата астронавтов с  поверхности Луны.

Из-за износа абляционного слоя площадь горловины будет увеличиваться, что со временем приведет к снижению производительности двигателя.

Другие примеры двигателей с абляционным охлаждением - SpaceX Merlin 1A, использовавшийся в первых полетах Falcon 1, и двигатель первой ступени ракеты-носителя Delta-IV RS-68A. RS-68A работает на водороде и кислороде, его выхлоп состоит из чистого водяного пара. Однако из-за разрушения абляционного слоя выхлоп RS-68A имеет ярко-оранжевый цвет.

Регенеративное охлаждение

Регенеративное охлаждение является наиболее распространенным способом предотвращения перегрева жидкостного ракетного двигателя. Этот метод предполагает протекание части или всего топлива через стенки камеры сгорания и сопла перед попаданием в камеру сгорания. Для этого в стенках камеры и сопла выполняются каналы, по которым пропускают топливо с целью отвода тепла.

Это открытие было большим прорывом, поскольку позволило ракетным двигателям работать практически бесконечно. В ранних версиях двигателей с регенеративным охлаждением трубы, через которые текло топливо, находились с наружной части двигателя и сопла. В качестве примера можно привести двигатель RL-10:

В современных двигателях охлаждающие каналы прорезают прямо в стенке сопла. Каналы герметизируют с использованием медного или никелевого сплава, поскольку эти материалы обладают высокой теплопроводностью.

Одной из основных проблем регенеративного охлаждения является то, что давление внутри охлаждающих каналов должно быть выше, чем давление в камере сгорания. Также при использовани этого метода топливо может закипеть, не достигнув камеры сгорания. Этот процесс можно использовать с пользой для вращения турбины или для запуска насосов двигателя.

Пленочное охлаждение

Суть метода пленочного охлаждения заключается в том, что в камеру сгорания и сопло впрыскивается жидкость или газ таким образом, чтобы образовалась тонкая пленка между горячими газами и поверхностью камеры / сопла. Эта пленка выступает в качестве теплоизоляционного слоя.

Самый простой способ создать охлаждающую пленку - увеличить концентрацию впрыска топлива во внешнем кольце форсунок. В камере сгорания будет недостаточно окислителя для полного сгорания этого избыточного топлива, поэтому оно образует теплоизоляционную пленку, препятствующую перегреву сопла. По мере нагрева избыток топлива будет испаряться, еще больше увеличивая поглощение тепла при фазовом переходе.

Радиационное охлаждение

Вакуумные двигатели SpaceX Merlin и Rocket Lab Rutherford при включении светятся ярко-красным светом. Удлинители сопла на этих двигателях изготовлены из очень тонкого металла, способного выдерживать высокие тепловые нагрузки. Они отдают тепло в окружающее пространство посредством теплового излучения.

Недостатком этих удлинительных насадок является то, что они очень тонкие и относительно хрупкие. Кроме того, ниобий сильно реагирует с кислородом, следовательно, двигатели с насадками из ниобия могут работать только в вакуумной среде, а также более сложны в производстве.

Рекомендуем
@GanW
@l1nDA
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: