Ответ на пост «Быть в форме»

Школьная форма - ебаное говно ебаного говна. Для чего парить ребенка в пиджаках, для чего заставлять матерей без конца стирать и наглаживать рубашки? Чем плох вариант с классическими джинсами, синими или черными, и водолазкой/лонгсливом? А если тепло - те же джинсы и поло. Что здесь не "делового", что здесь не настраивает на серьезный лад? Ребенок, господа, должен бегать. Бе-гать! Играть в подвижные игры. А брюки-рубашка-пиджак его этой возможности лишают и заставляют потеть. Головой думать надо. Захочет стать "не такой как все и работать в офисЕ" - натаскается рубашек досыта, когда придет время.

Дополнение: кто хочет ходить в костюмах, аки жених на свадьбе (у кого родители - на уровне туземцев, падких на стеклянные бусы) тот пусть ходит. Я против запретов. Но я за разумный подход. Да, кожаная юбка, чулки в сетку, розовая майка и рвань, именуемая "одеждой" для школы не подходит. Но самый обыкновенный casual, приемлемый от прогулки до театрального партера - должен приветствоваться везде.

Ответ на пост «Советское образование vs ЕГЭ»

Забодали!!!! Оценкой качества советского образования являются миллионы, заряжающие у телевизоров воду. И еще те, кто управляют страной. Это- как раз показатель качества советского образования. Точка!

Ответ на пост «Советское образование vs ЕГЭ»

Спросил у пенсионеров, что такое поляризация света? Никто из них не смог ответить на этот вопрос. На вопросы: "что такое когерентный свет?", "что такое дифракция и интерференция света?", "знаете ли правило буравчика?", "а вибратор Герца что такое?" они тоже не смогли ответить, как будто впервые слышали такие слова. Еще в средних классах мы (а мы - это те, кто сдавал ЕГЭ лет 20 назад) все знали, что радуга - это явление дисперсии света, точнее разложения белого света на составляющие из-за разницы угла преломления в зависимости от длины волны света при прохождении света через оптически плотную среду.

И потом:

Я 20 лет назад закончил школу и все равно помню. А когда я учился в школе и задавал советским взрослым вопросы, то получал ответы типа "Я 10 лет закончил школу и не помню". Тупая отмазка. Мой жизненный опыт говорит, что такое даже за 10-20 лет не забывается. Просто не знали.

То, что ты помнишь именно эти вопросы и не задал ни одного вопроса из других дисциплин, намекает на то, что у тебя высшее образование физика или ты увлекался физикой в детстве.

Трое моих друзей, отлично закончив школу, поступили на физиков и химиков, распределились на кафедры биофизики/биохимии и к окончанию вуза перешли в молбиологию, защитились и остались в науке. Но на третьем курсе они учили Ленинджера и гордо ныли: "Мы такие сложные вещи проходим! Циклы Кальвина и Кребса!" На самом деле это входит в школьную программу, но отличники, золотые медалисты со склонностью к биологии (как показала их дальнейшая карьера) за пару лет в вузе напрочь забыли, что вообще встречали этот материал.

Так вот, ты помнишь со школы, что такое матричная РНК? Какие реакции проходят в темновой фазе фотосинтеза? Чем занимается комплекс Гольджи, эндоплазматический ретикулум? Чем отличаются спорофит и гаметофит?

Помнишь ли правило антимарковникова, как проходит крекинг, цис-транс-изомерию? Где находится оловянный пояс и какие деревья преобладают в Восточной Сибири? В каком году и в каком месте началась колониальная история будущих США и что такое Национальное правительство Макдональда? Всё это изучалось в школе как до ЕГЭ с советских времен, так и после, до сих пор, часть из этого - программа 7-8 класса. Так-то можно было бы и что-нибудь из английского, граждановедения, музыки спросить, но по ним в разных школах рассказывали разное. Узнаешь температуру нагрева по цветам побежалости? Помнишь длину штриха штриховой линии, а для чего на чертежах пунктирная линия? 12 раз подтянешься? Какого цвета шторы у Раскольникова, откуда прибыл Чацкий? А помнишь, как в школе определялся предел?

И еще. Даже если ты закончил физфак, но по специальности не оптик, я, скорее всего, сумею тебя завалить по выбранным тобой вопросам, хотя сам закончил до ЕГЭ. Буду предвзято придираться, но найду места, которые ты действительно не понимаешь. А если ты по специальности оптик и понимаешь в предмете больше меня, то задавать вопросы пенсионерам-сантехникам и бухгалтерам именно по оптике как-то несправедливо.

(˙ʁɔɯǝʁvǝɓǝduо ǝн ǝwwɐdɹоdu ņонqvоʞm ņонɯdɐɓнɐɯɔ ʚ ǝж vǝɓǝdu ,ǝwwɐdɹоdu ņонqvоʞm ʚ ǝн ǝɐҺʎvɔ wоʞʁɔʚ оʚ ,ʁɔɯǝʎεqvоuɔи ǝн ʁиниv ʁɐнdиɯʞнʎu ɐ ,ǝиниɔ ǝн ıqdоɯm)

Мнение американского президента

Видеозапись из советской школы

В прошлом году ещё дело было, приносили мне однажды на ремонт старинный катушечный видеомагнитофон Электроника-501.

В комплекте с ним была плёнка, а на ней обнаружилась уникальная по нынешним временам запись. Такие находки случаются крайне редко.

Ответ на пост «Как я открыл школу по советским учебникам и что из этого вышло»

Для ЛЛ: обучение с примерами не из окружающего школьника мира, а мира его прадедушки будет сопровождаться меньшим пониманием, чем обучение на реальных примерах из жизни.

Я учился по синему букварю в 90-е, ещё напечатанному в СССР, но уже тогда мне было странно, насколько иллюстрации и описания всего не совпадают с окружающей нас реальностью. А если брать учебник, по которому учат в этом проекте, то учебник не выстраивает знания на основе окружающей дествительности, а рассказывает о какой-то альтернативной, мать её вселенной. Как примеры:

где вы в последний раз видели такие парты? даже я на таких не успел посидеть:

такую детскую одежду, головной убор и портфели сейчас можно только на блошином рынке купить:

ну и тут просто комбо-путешествие в пятидесятые (что логично, исходя из дат написания учебника):

иллюстрация к "У". Я крайне сомневаюсь, что среднестатистический семилетний городской ребёнок сможет сходу сказать, что это труба, утёнок (не цыплёнок) и утюг. Три картинки из четырёх мимо кассы:

На мой взгляд, когда у тебя неочевидные связи теории (учебника) с практикой, с которой маленький человек сталкивается каждый день, то это уже очень сильно влияет на обучение, так как приходится прибегать к дополнительным абстракциям. На закусочку сдобрим всё мифами о ДЕДУШКЕ ЛЕНИНЕ с актуальным описанием жизни школьника.

Ну и обязательно ребёнок должен быть честен и правдив.

При этом, как я понимаю, из учебников не убрали коммунистический лубок и в прописях для пера будет ЛЕНИН - МИР - СССР. Если вы готовите ребёнка к вымышленному миру, который уже давно кончился - то такая школа лучший выбор. В реальности же есть очень большие риски проебать образование ребёнка в принципе.

Кто будет работать?

Данная статья была написана в 2020 году для одного отраслевого журнала. Но она не была опубликована, редактору не понравился мой взгляд на проблему. Тем не менее, спустя три года мне кажется, что она нисколько не утратила своей актуальности.

Демография жестока: к 2035 году Россия потеряет почти 9 миллионов граждан. При этом доля трудоспособного населения сократится на 10-12%, и даже миграционный ручеек из бывших «братских» стран не восполнит убыль.

Кадровый «голод» наступил не сегодня, достаточно вспомнить целые микрорайоны крупных промышленных центров, населенные «лимитчиками». Но его острота год от года становится все непереносимей, часто угрожая уже самой возможности производства. Сказать, что руководство страны не уделяет внимания этой проблеме, конечно, нельзя. Например, в рамках государственной программы «Развитие ОПК-2020», беспрецедентной по масштабам финансирования в истории новой России, проблема нехватки квалифицированных кадров поставлена в разряд приоритетных.

И, судя по официальной информации, проблема кадров скоро исчезнет под натиском «тяжелой бюрократической артиллерии»: государственный план подготовки кадров для ОПК, создание исследовательских университетов, открытие центров дополнительного профессионального образования, принятие отраслевых стратегий и прочая-прочая-прочая. Настораживает то, что такая программа – далеко не первая, подобные инициативы предпринимаются с завидной периодичностью. И это обстоятельство наводит на мысль, что проблема коренится глубже и для решения требует усилий не только отдельных ведомств, а комплексного подхода, включающего далекие от «оборонки» области.

Удивительно, но крайне редко в многочисленных дискуссиях о дефиците кадров возникает тема всеобщего среднего образования. А ведь именно оно является базой, создающей саму возможность развития любого рода. И что же мы видим? Система советского образования, ориентированная на формирование целостного естественно-научного мировоззрения, быть может, несколько архаичная по форме и техническому обеспечению, трансформировалась в результате непрерывных «реформ» в набор образовательных услуг по произвольному выбору.

Было бы ошибкой идеализировать советское образование. В его истории немало периодов, когда непродуманные решения вызывали серьезные сбои. Так, реформа 70-х, ставшая результатом догматичного подхода к принципу социального равенства, привела к тому, что резко выросла доля старшеклассников: те, кто раньше не мог или не хотел учиться и уходил в 7-8 классах в систему ПТУ, теперь «досиживали» в школе до самого выпускного. Для сохранения (хотя бы на бумаге) приемлемого качества обучения пришлось пойти на послабления буквально во всех сферах: от пересмотра критериев оценки знаний до отмены переводных экзаменов и упрощения программ обучения. Естественно, это не осталось без последствий. Возникший разрыв между требованиями к вступительным экзаменам в вузах и знаниями рядового абитуриента породил племя репетиторов, без помощи которого дорога в престижный ВУЗ была закрыта. К тому же времени относятся феминизация педагогического корпуса и появление в школах массы случайных людей, не имеющих склонности к педагогической работе.

В начале XXI века ситуация с образованием приобрела характер перманентного стихийного бедствия. Результат преобразований ради преобразований – сильнейшее падение уровня знаний выпускников. И дело вовсе не в ЕГЭ или ОГЭ (наоборот, как средство избавления от субъективизма традиционных экзаменов и предоставления равных условий – это вполне удачный опыт), а в насильственной «гуманизации» и «демократизации» среднего образования, насаждению чуждых образовательных методик и систем, главная цель которых – клонирование легко управляемых «грамотных» потребителей, лишенных способности к рациональному критическому мышлению.

Размывание естественно-научного базиса, унаследованного от советской школы, проводится отнюдь не лобовой атакой типа директивного сокращения учебного времени или замены традиционного раздельного и детального изучения физики, химии, биологии некой интегральной дисциплиной – естествознанием (хотя такие попытки и предпринимаются), а опосредованно. Формально количество часов в неделю в средней школе, например, по физике, сократилось ненамного – от 16 часов в 1976 году до 14 часов в 2019 году. Учебники в основном сохранили приемлемый уровень (правда, свою лепту вносит излишнее дублирование), значимых изменений в структуре подачи материала и его уровне нет. Учительский корпус в основном сохранил статус-кво, педагогические институты работают по-прежнему, на международных олимпиадах наши школьники штампуют победы. То есть поводов для беспокойства нет?

Приведем некоторые данные. В прошлом году ЕГЭ по физике сдавали 139 тысяч выпускников (18,5% от общего числа), химию – 89 тысяч (11,8%), биологию – 124 тысячи (16,6%). Очевидно, что по этим дисциплинам молодые люди готовились специально, то есть их планка знаний априори превышает средний общешкольный уровень. Теперь посмотрим на средние баллы: физика – 54,4 (из 100), химия – 56,7; биология – 52,2. Профильная математика, абсолютно необходимая любому грамотному специалисту, «достигла» 56,5 баллов! Вывод: люди, специально готовившиеся к экзамену по избранным предметам, еле-еле переползли через «тройку». И это – с упрощенными программами! Теперь представьте, что знают о физике 315 тысяч выпускников прошлого года, сдававших обществознание…

Результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) в 2018 году показали, что среди 79 стран Россия по индексу математической грамотности занимает… 30-е место, по индексу естественнонаучной грамотности – 33-е! Блестящий итог «реформаторства»…

Можно долго перечислять причины деградации: разрушение межпредметных связей, утеря способности к нормальному общению (то, что сегодня понимается под общением, на самом деле представляет собой коммуникацию, важную, но все же только часть многопланового процесса, в который, помимо обмена информацией (собственно коммуникации), входят еще интеракция (обмен действиями) и социальная перцепция (восприятие и понимание партнера)), «клиповое» мышление, сенсорный дефицит и т.д. Можно, наконец, сослаться на опыт других стран, испытывающих похожие проблемы – деградация преподавательского корпуса, несоответствие методик обучения нынешним реалиям массового сознания, растерянность и непонимание, куда же двигаться, – при том, что их образовательные системы сильно отличаются от российской.

Глубину кризиса можно увидеть на следующем примере. Авторитетная The Guardian приводит такие данные: в 2016 году 94 тысячи молодых людей и девушек окончили курсы стилистов и визажистов, хотя на рынке для них всего 18 тысяч вакансий. 83 тысячи получили журналистское и пиарное образование, чтобы заполнить 65 тысяч рабочих мест. При этом на 275 тысяч требуемых строительной отраслью мест претендует 123 тысячи выпускников, а на 72 тысячи мест инженеров – 40 тысяч выпускников. Недостающие кадры приходится постоянно завозить из-за рубежа… И это в благополучной Британии!

Знакомая картина, не правда ли? Только у нас и масштаб побольше, и высококлассных специалистов импортировать неоткуда. И от того, что проблемы носят не исключительно отечественный, а интернациональный характер, легче не становится. В самом ближайшем будущем российскому ОПК предстоит настоящая битва за выживание: на мировом рынке вооружений, приносящем около трети выручки, с появлением новых агрессивных игроков – Китая, Южной Кореи, Турции и др. – конкуренция радикально ужесточается. И уже сегодня на экспортном потенциале военной авиатехники сказывается отставание в электронике: вместо востребованных бортовых радарных систем с активной фазированной решеткой (АФАР) мы предлагаем машины с устаревшими радарами с пассивной фазированной решеткой (ПФАР) или даже щелевыми антенными решетками. Схожая ситуация складывается с противотанковыми ракетными комплексами, дизель-электрическими подводными лодками, другими видами вооружений. Звоночек очень тревожный. Кто же будет ликвидировать отставание завтра, через год, через 10 лет?

Тень кадрового коллапса все гуще, и ограничиваться полумерами вроде создания Федерального кадрового центра ОПК, призванного хоть как-то систематизировать нынешний хаос, недостаточно. Пожалуй, настало время для чего-то действительно радикального. Например, восстановления переводных экзаменов в школе или обязательного включения дисциплин научно-естественного цикла в перечень ЕГЭ. Пора не латать прорехи и плодить бумажные реформы, а реально восстанавливать и строить. Времени на эксперименты больше нет.

Как стать 5 колонной и "развалить" Советский Союз

В школе с новой заведующей  учебной частью, в простонародье Завуч, у меня отношения как то не сложились.

Я на олимпиадах получал призовые места,а в "Орлёнок" или в "Океан" ездила её дочь.Наш класс занимал первые места по школе по сбору металлолома или макулатуры,а ценные подарки оседали в приёмной директора.

Мелочи,но не смертельные.

И тут в школе куда то пропала уборщица,а вернее все они и пол года школьники сами мыли всю школу после занятий в порядке трудовой дисциплины после уроков.

От пиздлявой дочки завуча узнал,что уборщицами сейчас числится родня директора и завуча,но по факту используется детский труд. А деньги присваивает себе руководство. А мы как лохи моем всю школу.

И тут что то в моей системе ценностей сломалось. Я стал замечать как повариха вечером выходит с чёрного хода с набитыми сумками,от которых за "километр" несёт котлетами ,как трудовик наши поделки куда то вывозит на своей ниве с прицепом и всё то,что по идее детей мало должно интересовать в их возрасте.

И однажды я выступил на родительском собрании( моя мама была главой родительского комитета) И высказал всё что я думаю о новом руководстве школы.

Этим я подписал себе приговор.

И из круглого отличника с 1 класса,я в одночасье стал троечником и разгильдяем.

Команду учителям сверху спустили и пошло-поехало.Не все конечно пели под дудку завуча,но многие. И мне открытым текстом сказали,что в 9 классе мне делать нечего и шёл бы я куда после 8го класса подобру-поздорову.

И как вишенка на торт было исключение из пионеров. В 8 то классе!))) Когда принимали в комсомол и галстуки никто уже не носил.Все вроде были уже в звании "старших пионеров".

Завуч увидела в окно как я сжёг порванный галстук-я зацепился им за гвоздь у трудовика в мастерской,которая была на заднем дворе школы.Он у меня в кармане замусолился основательно.

Мне тогда показалось что в помойку выкидывать его будет кощунственно и лучше всего его сжечь.Ну и прах закопать на косогоре школы.

Этого ей хватило,что бы объявить на школьной линейке о моём чудовищном антисоветском поступке! Своим чудовищным поступком я плюнул в Карла Маркса,Ленина и Фридриха Энгельса!

Но осуждающих взглядов со стороны одноклассников я так и не увидел-ибо все знали из-за чего вся  эта байда.

А речи завуча были просто жесть. Я был чуть ли не фашистским недобитком,которые изнутри разваливают наш любимый Советский Союз!


В общем ушёл я в техникум после 8 класса,а спустя некоторое время начались знаменитые чистки генсека Андропова и завуч с директором отбыли в места лишения свободы за целый букет преступлений предусмотренным УК РСФСР от 1980 года.  Там и мошенничество и подлог и много всего до кучи.Вроде как 9 лет огребла.

Повариху тоже на 3 года отправили туда же. Вместе с начальницей столовой. Там семейный бизнес был по воровству школьных продуктов.

Трудовик успел уволится по состоянию здоровья - хитрый был гад)


И в конце 90х ,будучи администратором одного ТЦ  ловлю у себя на работе мошенницу и к своему изумлению узнаю  своего бывшего отсидевшего завуча.

Ну ничему жизнь таких людей не учит!


Даже захотелось спасибо ей сказать.Уж не знаю кем бы я стал промолчав тогда.

ПТУ - "Помоги тупому устроиться!"

Из школы выпускался в 1979 году.


Престижным считалось поступление в институт. Более-менее приемлемым – поступление в техникум. Поступление же в профессионально-техническое училище (ПТУ, ГПТУ) не требовало высокого или даже среднего уровня общеобразовательных знаний. В ПТУ принимали любого желающего, имеющего школьный аттестат, что и служило причиной возникновения в устном школьном фольклоре фразы, вынесенной в заголовок.


Я, как и многие мои ровесники, был во власти этого заблуждения. Но мне повезло от этого заблуждения избавиться очень быстро.


Так случилось у меня, что поступление после школы в ВУЗ пришлось отложить на год. Устроился слесарем-монтажником в ВМУС-7. И этого своего трудоустройства нисколько не стеснялся. Интересная была работа, интересно общение с мужиками в бригаде, интересно было созидать!


Сначала довелось с нашей бригадой менять трубопроводы между цехами ЭФК-3 и ЭФК-4 стальные на каменное литье. А, как только это сделали, нас перевели на строительство завода по переработке фосфогипса.


Я не задумывался, что это очень полезный жизненный опыт, приобретение трудовых навыков, развитие смекалки, ответственности, расширение кругозора… Просто с удовольствием ходил на работу, и ждал потом нового рабочего дня.

Но вернусь к теме…


По вторниками и четвергам в нашу бригаду приходил мой ровесник Лёха – учащийся ПТУ.


В ПТУ он поступил после восьмого класса, сейчас у него был выпускной курс, и по учебному плану два дня в неделю у них была трудовая практика. И если случалось, что бригадир давал нам двоим какое-то несложное задание – то старшим из нас он всегда назначал Леху, что было вполне логичным. И его профессиональному превосходству я нисколько не удивлялся. Ведь я вот только пришел, а он в этой бригаде вон уже сколько крутится.


Прошло несколько месяцев.


Леха перестал приходить два раза в неделю. В бригаду приняли новичка – он демобилизовался из армии, и в монтаже никогда не работал. Если бригадир что-то поручал делать ему и мне – старшим ставил меня, задание объяснял мне.

Впрочем, уже недели через две в бригаде про этого сказали:

- Скоро уйдет! В пожарные или в милицию…

Я удивился:

- Почему?

Мне в ответ снисходительно улыбнулись:

- Работать не любит. Ленивый.

Так оно потом и случилось.


Прошло ещё несколько недель. Леха пришел в бригаду на двухмесячную преддипломную практику.

За это время я набрался практического опыта. И уже не ощущал такого явного профессионального его превосходства. Но буквально каждый день, а то и не раз в день, мог убедиться в его профессиональных знаниях. Он читал и понимал чертежи, знал свойства различных марок сталей, в том числе и инструментальных, имел представление о химии процессов газовой резки металлов и электросварки, каких-то основах строительной механики и сопротивления материалов (это я потом осознал, когда сам изучал в вузе эти дисциплины), был ознакомлен со спецификой смежных специальностей – например «стропальщик».

А поскольку сам я на практике уже нахватался поверхностных знаний по профессии слесарь-монтажник, появилась у меня возможность понять, оценить, и преисполниться уважением к объему и качеству профессиональной подготовки, которую получали учащиеся нашего Воскресенского ПТУ № 15.


Прошел мой год в монтаже – поступил в военное строительное училище. На первом занятии по начертательной геометрии преподаватель сказала: «Мы готовим из вас инженеров. Но на начертательную геометрию отведено часов меньше, чем в ПТУ… Тем не менее – сделаю, что смогу!»

Спрашивала она с нас строго. В нашем взводе учились несколько выпускников ПТУ. У них проблем с начертательной геометрией не было.


Прошли годы.


В девяностых и нулевых был предпринимателем - держал свой магазин «Игрушки».


Одна из моих продавцов до замужества и декрета закончила то же самое ПТУ-15 по специальности «повар». А у меня был такой период, когда сыновья подросли, и отказались ехать с мамой в отпуск – остались со мной в городе. И я им готовил каждый день, а что и как интересненькое приготовить – советовался со своими продавцами. И вот эта продавец, которая была профессиональный повар, так, между делом, давая практические советы по приготовлению достаточно несложных, но вкусных и интересных блюд, проявляла знания о разных технологиях, о химическом составе продуктов, о химических процессах, протекающих в этих продуктах при их хранении, приготовлении и снова хранении, о посуде, ножах, сервировке и о многом другом.

Она не кичилась своими знаниями. Для неё это было само собой разумеющееся. Но я эти знания заметил и уважительно оценил их наличие.


Резумирую:

В СССР была развитая система профессионально-технического образования. Эта система была востребована.

Молодежь обучали профессиям, нужным народному хозяйству.

Учащиеся ПТУ получали качественные профессиональные знания, проходили практику на реальных действующих производственных участках, и после выпуска из училища их ждали на производстве.


Не воспринимайте этот текст, как панегерик СССР и Советской власти.

Хорошо ли, плохо ли, но было так, как здесь рассказал.

Рекомендуем
@edrik
@ann
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: