Добавим красок?...

Я написал монографию о последней твердыне майя (Тайясале), которая пала лишь в 1697. Забирайте свой экземпляр в PDF

С 1517 по 1546 год в Гватемале и Мексике шла жестокая и кровавая война испанских конкистадоров и их мексиканских союзников против государств цивилизации майя.

В итоге захватчикам удалось сломить волю воинственного народа и утвердить свою власть над всеми землями майя, кроме окрестностей озера Петен-Ица в северной Гватемале.

Обосновавшиеся здесь индейцы отчаянно сопротивлялись иноземному владычеству ещё полтора века. Их твердыня пала лишь в 1697 году.

Содержание:

1524-1624: как лошадь Кортеса стала божеством, и к чему это привело.

1624-1695: сложные отношения майя и испанцев: торговля, дипломатия и конфликты.

1695-1696: строительство дороги и испанская экспедиция из Гватемалы в Тайясаль.

1695-1696: очередная попытка сторон договориться и испанское вторжение из Юкатана.

1697: захват испанцами города Нох-Петен – последней столицы майя.

1699-1753: смерть цивилизации и апокалипсис в отдельно взятой местности.

***

1524-1624: КАК ЛОШАДЬ КОРТЕСА СТАЛА БОЖЕСТВОМ, И К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО.

Индейская крепость на озере

Некогда индейцы народности ица силой оружия утвердились на Юкатане и основали здесь свою империю, которой были вынуждены подчиниться проживавшие на полуострове племена майя. Однако власть завоевателей была недолговечной, и после падения их столицы в городе Чичен-Ица они мигрировали на юг. В середине 1400-х годов ица обосновались на большом пресноводном озере Петен в северной Гватемале, хотя есть версия, что они пришли сюда ещё раньше – в XII-XIII веках. Озеро со всех сторон окружали густые труднопроходимые джунгли.

В 60 км от Петена некогда существовал один из великих городов майя классического периода, известный как Тикаль. Хотя он был давно заброшен, потомки его жителей всё ещё жили в этих местах. Пришельцы ица были хорошо организованными, воинственными людьми и вскоре стали доминировать в регионе. Восприняв культуру майя, завоеватели быстро смешались с местными жителями и стали новым народом майя-ицы. В XVII веке испанский хронист Хуан де Вильягутьерре писал:

«Поселившись в этих местах, ицы укрепились на островах и в лагунах, среди других многочисленных племён, варварских и диких, хотя ни одно из них не было столь сильным и могущественным, как они».

Озеро стало известно как Петен-Ица (Озеро народа ица). Город, построенный на одном из его островов, получил название Тах-Ица (Место народа ица) или Нох-Петен (Остров-Город или Главный Город) и превратился в центр нового независимого индейского царства, известного испанцам как Тайясаль.

Фактически вокруг озера существовало целых пять родоплеменных образований майя – испанцы называли их царствами (reino). Крупнейшие из них имели центры в городах Нох-Петен, Сакпетен и Йалаин. К началу XVI века Нох-Петен доминировал в регионе, и все приозёрные царства майя следовали его воле.

Маленькая проблема великого Кортеса

В это время на севере, в городе Мехико, отстроенном на руинах столицы ацтеков, конкистадор Эрнан Кортес обнаружил, что у него появилась серьёзная проблема в Гондурасе. После покорения в 1522 году империи ацтеков некоторые испанцы остались недовольны тем, что большую часть выгод из этого извлекли Кортес и его друзья. Чтобы устранить недовольных, Кортес решил направить экспедицию для основания колонии в Гондурасе. Во главе 370 потенциальных мятежников Кортес поставил капитана Кристобаля де Олида. У того не было причин обижаться на новые власти Мексики ровно до того момента, пока ему не предложили отправиться в джунгли во главе со смутьянами. В 1523 году экспедиция покинула берега Мексики.

Де Олид рассудил, что подавить бунтарей он не сможет, а потому правильнее и выгоднее будет их возглавить. На свой страх и риск он решил выйти из подчинения Кортесу и завоевать себе и своим новым друзьям собственное королевство. Кортесу это не понравилось, и в 1524 году он отправил своего кузена Франсиско де лас Касаса с небольшим отрядом, чтобы схватить де Олида. Однако де лас Касас попал в ловушку, устроенную опытным предводителем мятежников.

Авторитет Кортеса оказался под угрозой, и он решил действовать сам. Войско из 270 испанцев и 3000 ацтекских воинов выступило в поход. По неясным причинам Кортес выбрал сухопутный маршрут по диким и опасным джунглям и мангровым болотам. Кроме воинов, правитель Новой Испании прихватил с собой всех своих наложниц, а также слуг, музыкантов и врачей. Основой войска, как всегда, выступили индейцы – вместо изначально союзных тлашкальтеков в поход взяли побеждённых ацтеков. Их элита, включая бывшего императора Куаутемока, пошла на службу испанцам, но оставлять ацтеков в Мехико без присмотра было опасно. Впрочем, Куаутемок недолго был испанским идальго – во время похода его обвинили в измене и 28 февраля 1525 года казнили.

«Громовой тапир» испанского конкистадора

Кортес и его воинство прибыли на северный берег озера Петен-Ица 13 марта 1525 года. Опытный воин оценил выгодное для обороны расположение индейской столицы и решил вступить в переговоры. Впоследствии Кортес вспоминал:

«… я расположился на этих берегах и собрал всех своих людей, разместил, наилучшим образом позаботившись о них, поскольку проводник из Масатлана сказал мне, что здесь имеется много людей, весьма искусных в военном деле, так что все соседние провинции очень их боятся».

Предводитель испанской экспедиции и ахав (царь) Нох-Петена с родовым именем Кан-Эк договорились о встрече. Кортес принял приглашение посетить столицу озёрного царства, которую испанцы назвали Тайясаль, и сделал это с небольшим отрядом солдат.

Индейцы согласились снабдить опасных пришельцев всем необходимым для скорейшего продолжения их путешествия. Обрадованные испанцы отслужили благодарственную мессу, после чего Кан-Эк объявил себя очень впечатлённым и заинтересованным в обращении к новой религии:

«На другой день на пяти или шести лодках прибыл Кан-Эк и с ним около 30 человек... Я [Кортес – прим. автора] принял его весьма учтиво, и поскольку <...> наступил час мессы, я приказал провести её с пением и музыкой, очень торжественно».

Перед расставанием Кортес попросил индейского правителя позаботиться о своём любимом коне Морсильо. Во время охоты на оленей скакун был ранен и не мог продолжать путь. Кортес сообщил, что намерен забрать своего любимца на обратном пути.

Неизвестно, что больше впечатлило индейцев – невиданный зверь или войско конкистадоров с их мушкетами – но правитель майя заверил Кортеса, что позаботится о Морсильо. Последующие испанские хронисты описывали, что индейцы кормили бедное животное мясом, и оно пало, но это весьма сомнительно, так как у испанцев был отличный переводчик с юкатекского языка, на котором говорили ица.

То ли из страха перед гневом Кортеса, то ли как символ дружбы с могущественным колдуном-чужеземцем, индейцы выстроили в честь Морсильо храм. Теперь испанский боевой конь стал Цимин-Чаком или Священным громовым тапиром, а его большая статуя – объектом религиозных церемоний.

Кортес и остатки его армии, в конце концов, достигли Гондурасского залива, где обнаружили, что мятеж Кристобаля де Олида уже подавлен. Кортес вернулся в Мексику на корабле, а из его армии, проведшей полгода в походе, выжили лишь восемьдесят испанских солдат и две сотни индейцев...

Читать далее в формате pdf:

Уважаемые друзья, в этом месяце не будет нового номера электронного исторического журнала ВЕК БРОНЗЫ. "Тайясаль" поглотил все моё доступное время. Однако же я подготовил интересный материал для моих подписчиков на Boosty. Благодаря Вашей поддержке мы двигаемся дальше!

Геологи, с помощью лазеров, в северной Гватемале обнаружили под тропическим лесом огромное поселение майя возрастом 2000 лет

12 января 2023 г.

Геологи, с помощью лазеров, в северной Гватемале обнаружили под тропическим лесом огромное поселение майя возрастом 2000 лет, относящееся к среднему и позднему доклассическому периоду.

Обнаруженная территория охватывает 650 квадратных миль в районе карстового бассейна Мирадор-Калакмуль и окружает почти 1000 городских поселений, соединенных между собой 160-километровыми (100 милями) дорогами, по которым майя, вероятно, ходили пешком.

Согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Ancient Mesoamerica , наряду со своими находками исследователи также обнаружили остатки нескольких крупных платформ и пирамид, а также каналов и резервуаров, используемых для сбора воды .

Ученые написали в журнале: «В этом исследовании используются данные бортового лидара, чтобы продемонстрировать, как сложные общества организовали свою инфраструктуру, чтобы отразить их социально-экономическую организацию и политическую власть».

Хотя прошлые исследования могли предположить, что ранние мезоамериканские поселения, вероятно, были малонаселенными, исследование показало, что эти поселения были плотно заселены.

Технология лидара также обнаружила, что в некоторых из недавно обнаруженных поселений могли быть площадки для игры в мяч — они использовались древними людьми для занятий местными видами спорта.

Кроме того, существует вероятность того, что некоторые районы когда-то служили центрами политики, работы и отдыха.

-

-

1500-летняя керамическая статуэтка майя со съемным шлемом

Принято считать, что это фигурка боксера. Но так ли это? Он один из самых загадочных образов, значение которых точно неизвестно. Керамическая фигурка майя со съёмным шлемом.

Возраст 1500 лет, из доколумбовского города цивилизации майя Эль-Перу, также известного как Вака (Гватемала). Фигурка из удивительной композиции, сложенной из 23 загадочных персонажей, расположенных по кругу.

Эль-Перу-Вака: сцена ритуального воскрешения майя

Сцена ритуального воскрешения майя, состоящая из 23 фигурок, представляющих королевский двор и таинственных персонажей, Эль-Перу-Вака, Петен, Гватемала, 600-650 гг. Н.э., майя, керамика, Национальный музей аркеологии и этнологии, Гватемала, фото Рики Лопес.

А эта фигурка - всего лишь одна из множества керамических фигурок доколумбовой эпохи, обнаруженных в захоронениях на острове Хайна, известном как остров мёртвых народа майя и расположенном неподалёку от мексиканского штата Кампече.

Она озадачила специалистов, поскольку персонаж совсем не похож на те керамические статуэтки, которые на этом острове находили раньше. Обычно это были изображения знати, священников, танцоров – тех, кто когда-то населял остров Хайна.

Однако, что за существо изображено здесь?

Точный возраст этой и других терракотовых статуэток неизвестен, как и их назначение. Однако предположительно они были созданы в период 600-1000 годах нашей эры.

Чичен-Ица

Разрушенный древний город Майя, занимающий площадь 10 квадратных километров в южно - центральном штате Юкатан

Русский гений Юрий Кнорозов расшифровал письменность майя

Великий советский историк, этнографист, лингвист Юрий Кнорозов стал основателем советской школы майянистики, он дешифровал письменность майя, когда узнал, что мировая научная общественность считает это невозможным.

Письменность майя — это логосиллабическая (словесно-слоговая) система, в которой большую часть символов составляют логограммы, обозначающие слова или понятия (например, «щит» или «ягуар»), а меньшую — фонограммы, которые представляют звуки отдельных слогов (“па”, “ма”) и определяют звучание слова.


Всего до нашего времени сохранилось около 5000 текстов, из которых учёные-эпиграфисты выделили более тысячи глифов. Многие из них являются вариациями одних и тех же знаков (аллографами) или имеют одинаковое звучание (омофоны). Таким образом можно выделить «всего» около 500 иероглифов, что гораздо больше, чем у привычных нам алфавитов, но меньше, чем у китайцев с их 12 000 символов. Фонетическое значение известно для 80% этих знаков, а смысловое значение — только для 60%, но их расшифровка продолжается.


Самые ранние из известных текстов майя датируются III веком до нашей эры, а самые поздние — временем испанского завоевания в XVI веке нашей эры. Полностью эта письменность исчезла в XVII веке, когда были завоеваны последние королевства майя.

На свет великий учёный XX века появился в небольшом посёлке под Харьковом в 1922 году. Отец работал главным инженером Южного треста стройматериалов, а мать занималась семьей. Юра был самым младшим из пяти детей. Будущий блестящий учёный закончил всего семь классов железнодорожной школы, но уже тогда отличался ярким характером и неординарным талантом. Он прекрасно играл на скрипке, рисовал почти с фотографической точностью и обладал удивительной памятью.


В 1939 году юноша окончил рабфак и поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького. Началась Великая Отечественная война, но в армию Кнорозова не взяли по состоянию здоровья, он работал учителем в далеком посёлке.


В 1943 году он поступил на II курс исторического факультета МГУ. По воспоминаниям одногруппников, учился с огромным интересом: «Всю стипендию тратил на книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом». Кнорозова интересовали «шаманские практики», египтология, история Древнего Востока, этнография, лингвистика.


Однако его погружение в науку было прервано, в 1944 году его мобилизировали. Победу он встретил под Москвой, где служил телефонистом 158 артиллеристского полка резерва ставки главнокомандующего.


После войны юноша восстановился в МГУ и снова занялся поглощением знаний. Кнорозов великолепно знал литературу — от античности до средневековья. Обладал удивительной памятью, точно цитируя наизусть многие поэтические тексты и прозу.


Его дипломная работа была посвящена шаманским практикам Средней Азии. Несколько месяцев Кнорозов провёл в Узбекской и Туркменской ССР, но, по отзывам коллег, местные шаманы его разочаровали.


В 1945 году Кнорозов прочитал статью немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема». Это стало вызовом для пытливого ума молодого учёного.


«Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!», — решительно заявил Юрий Кнорозов и погрузился в эту тайну.


Иероглифы письменности майя молодой учёный разгадывал уже в Ленинграде. Он жил в Музее этнографии народов СССР, в длинной, как пенал, комнате до потолка забитой книгами, по стенам которой висели прорисовки иероглифов майя. Из мебели был только письменный стол и узкая койка. Всё своё свободное время Кнорозов изучал письмена майя, но в его успех никто не верил. Ранее мировые светила майянистов смогли понять в письменности майя только числа и даты календаря майя.

В США школу майянистов возглавлял Эрик Томпсон, не преуспевший в расшифровке иероглифов майя, он считал, что алфавита у майя не существует. Эрик Томпсон жёстко пресекал все попытки коллег продолжить работу по дешифровке письменности майя, обрушивая шквал критики в научной прессе на каждого, кто пытался прочесть послания майя, но Юрию Кнорозову не было дела до мнения американца.


Из библиотеки Берлина советские офицеры Красной Армии привезли в Москву много книг, среди них были две книги заинтересовавшие Кнорозова — это «Сообщение о делах в Юкатане» францисканского монаха XVI века ДиегодеЛанда и «Кодексы майя» братьев Вильякорта. Эти книги и вдохновили Кнорозова на расшифровку иероглифов письменности майя.

Метод Кнорозова


В описании ученицы Кнорозова — доктора исторических наук Г. Ершовой — его метод выглядел так:


Этап первый — выбор теоретического подхода: установление закономерности соответствий между знаками и их чтением в условиях, когда язык либо неизвестен, либо сильно изменился.


Этап второй — точное фонетическое чтение иероглифов, поскольку это единственная возможность чтения неизвестных слов, в которых встречаются известные знаки


Этап третий — использование метода позиционной статистики. По количеству знаков и частоте использования знаков определяется тип письма (идеографическое, морфемное, силлабическое, алфавитное). Затем происходит анализ частоты употребления и позиций, в которых этот знак появляется — так определяются функции знаков. Эти данные сопоставляются с материалами родственных языков, что позволяет выявить отдельные грамматические, семантические референты, корневые и служебные морфемы. Затем устанавливается чтение основного состава знаков.


Этап четвёртый — выявление иероглифов, которые можно прочесть, используя в качестве ключа «Сообщение о делах в Юкатане». Кнорозов заметил, что знак «cu» из рукописи де Ланда в кодексах майя следовал за другим знаком и эта пара была связана с изображением индейки. «Индейка» у майя — «kutz» — и Кнорозов рассуждал, что если «cu» был первым знаком, то вторым должен быть «tzu» (при условии, что последняя гласная отбрасывается). Чтобы проверить свою модель, Кнорозов принялся искать в кодексах глиф, начинающийся со знака «tzu», и нашел его над изображением собаки (tzul):

Этап пятый — перекрёстное чтение на основе известных знаков.


Этап шестой — подтверждение правила сингармонии. Один и тот же знак мог обозначать и слог, и отдельный звук. Выяснилось, что знаки для отдельных звуков должны были иметь сингармоничные с морфемным гласные.


Этап седьмой — доказательство, что для всех гласных звуков в письменности майя существовали самостоятельные знаки, приведённые в алфавите де Ланды.


Этап восьмой — формальный анализ текста. Кнорозов определил, что в трёх рукописях содержится 355 уникальных знаков, однако из-за использования составных графем и аллографов их число сокращается до 287, фактически же читается не более 255 — остальные сильно искажены или, возможно, являлись вариациями известных знаков.


Этап девятый — частотный анализ текста. Выявилась следующая закономерность: по мере продвижения по тексту количество новых знаков сокращается, но никогда не доходит до нуля. Знаки имели различную абсолютную и относительную частоту: около трети всех знаков встречались в составе только одного иероглифа; примерно две трети употреблялись в составе менее чем 50 иероглифов, зато чрезвычайно часто встречались единичные знаки.


Этап десятый — определение грамматических референтов, для чего следовало проанализировать состав иероглифов. Ю. Кнорозов много времени потратил на определение порядка написания отдельных знаков в блоках. По позиции в строке он разделил эти иероглифы на шесть групп. Анализ их сочетаемости с переменными знаками позволил выявить грамматические показатели — главные и второстепенные члены предложения. Переменные знаки в составе иероглифических блоков обозначали аффиксы и служебные слова. После этого началась работа со словарями и наращивание числа читаемых знаков.

Признание метода Кнорозова


Способ дешифровки Кнорозова получил название «метода позиционной статистики» и позже использовался и для дешифровки письма острова Пасхи и протоиндйских текстов. Даже в разгар холодной войны американцы приняли принцип дешифровки Кнорозова. Впрочем, не все учёные были единодушны. Эрик Томпсон не хотел признать своё поражение и продолжал вести «идеологическую» войну против русского дешифровщика. Он до конца жизни считал метод Кнорозова ошибкой, а его поклонников называл ведьмами, летающими «верхом на диких котах по полночному небу по приказу Юрия». В 1957 году он отправил послание известному археологу Майклу Ко: «…ты доживешь до 2000 года… рассуди потом, был ли я прав…». Археолог сохранил письмо и перечитал его в первый день 2000 года. «Томпсон был не прав. Прав оказался Кнорозов и теперь мы все, занимающиеся майя являемся кнорозовистами», — подвёл итог Ко.


Вот таких крутых перцев рожает русская земля! Плохо, что мы не умеем их пиарить. Надо создавать премии их имени и показывать всему миру сколько гениальных ученых у нас.

Акустика пирамид

Акустический эффект под названием «Хвост кетцаля» возникает, когда кто-то издает импульсивный звук, аплодируя или играя на ударном инструменте перед ступенями пирамиды. Если сделать хлопок примерно в 40 метрах по перпендикуляру лестницы, то раздастся резкий звук, похожий на пение кетцаля, священной птицы цивилизации Майя.

Гарантия — тысяча лет: уровень стоматологии у древних майя

Во время раскопок в Латинской Америке нашли запломбированные зубы майя.

Команда учёных из университетов Мексики и США проанализировала состав пломб и зубных герметиков древних майя. Исследование показало, что драгоценные камни и металлы, которые инкрустировали в зубы, крепились сложной лечебной смесью и были не просто украшениями. Индейцы майя с молодости следили за здоровьем зубов, которые лечили профессиональные стоматологи.


Археологические находки свидетельствуют, что у древних народов Мезоамерики традиция украшать рот драгоценными инкрустациями появилась задолго до того, как европейцы начали вставлять себе золотые зубы. А испанские конкистадоры, покорявшие «отсталые народы» Нового Света, свидетельствовали, что были поражены уровнем стоматологии у индейцев.


Но драгоценные вставки из нефрита, золота, бирюзы, агата и гематита, найденные в останках зубов в захоронениях майя, учёные ранее считали лишь украшениями и, возможно, духовной символикой.


Для нового исследования взяли восемь образцов из трёх раскопок классического периода майя (250–900 гг. н. э.) в Гватемале, Белизе и Гондурасе, передаёт Science Alert. Анализ методами инфракрасной спектроскопии, газовой хроматографии и масс-спектрометрии определил состав зубных герметиков, которыми крепили инкрустации.


Цементы были очень прочными — они удерживали камень всю жизнь и более тысячи лет после смерти владельца. Ученые идентифицировали 150 молекул с лечебным назначением: растительные сосновые смолы с антибактериальным эффектом; эфирные масла семейства мятных с противовоспалительными свойствами; антибактериальное соединение склареолид.


Зубы древних майя проанализированы в ходе исследования

У смесей немного разнился состав в зависимости от местности, где был найден зуб, но все ингредиенты препятствовали развитию кариеса, могли убивать инфекции и уменьшали воспаление во рту. Эксперты отметили, что сверление для установки камней было выполнено искусно и не затрагивало нервов и кровеносных сосудов в зубах.


Такие зубы найдены в погребениях мужчин и женщин, богатых и бедных. Масштаб распространения находок указывает, что люди с драгоценными пломбами зачастую не принадлежали к элите.


Источник

Раскрыт секрет древних майя

Кажется, я понял, чем вдохновлялись древние майя.

.
.
.
Это упаковка от пылесоса )

Viasat history - Да кому нужны ваши советские учёные?

Включил телек с утреца. Viasat History. Ну что посмотрим, историю мы любим. "Древний апокалипсис. Цивилизация Майя". Города государства, древний календарь, конкистадоры, Диего де Ланда - очень интересно. Смотрим дальше - загадочная письменность и попытки её расшифровки. "И вот, наконец, в 80-х талантливый 18-летний паренёк по имени Дэвид Стюарт расшифровывает письменность Майя." СТОП, что? А где же, спросите вы, Юрий Валентинович Кнорозов? Лингвист, историк, этнограф, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Ацтекского орла Мексики и Большой золотой медали Гватемалы, впервые правильно дешифровавший письменность Майя ещё в 50-х годах прошлого века. А его не существовало по мнению авторов этого проекта на Viasat history. Who is Mr Knorozov?

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: