Су-30 ВВС Венесуэлы

Опробование двигателя на Су-30МКИ

Работа АЛ-31ФП бесподобна😍

Оправдан летчик Су-35С, ошибочно сбивший Су-30М2 в учебном воздушном бою

Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета Российской Федерации (СКР) отказалось от уголовного преследования пилота истребителя Су-35С Василия Савельева, случайно сбившего другой истребитель Су-30М2 во время учебного боя 22 сентября 2020 года. Причиной поражения Су-30М2 стоимостью более 1 млрд рублей были признаны не неверные действия майора Василия Савельева, а в том числе устаревшие требования к проведению учебных воздушных боев. После случившегося инцидента Министерство обороны Российской Федерации и производитель истребителя, АО «Компания “Сухой”», решили изменить методику учений, чтобы сделать их максимально безопасными для людей и техники.

Потерянный во время инцидента 22.09.2020 в Тверской области истребитель Су-30М2 (б/н «60 красный»), входивший в состав 790-го истребительного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО Западного военного округа

Главное военное следственное управление СКР прекратило уголовное преследование командира авиационного звена 790-го истребительного авиаполка военного летчика 1-го класса Василия Савельева, обвинявшегося в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем тяжкие последствия (ст. 351 УК РФ). Поскольку в действиях майора Савельева, как сказано в постановлении, «отсутствовал состав преступления», военный пилот был не только оправдан вчистую, но и получил право на реабилитацию, которым, впрочем, пока не воспользовался. Во всяком случае, в базе данных судов найти его исковые требования к властям о компенсации ущерба, вызванного необоснованным преследованием, найти не удалось.

Адвокат оправданного Андрей Яковлев сообщил, что решение было принято благодаря «взвешенному и профессиональному» подходу следователя ГВСУ к разбирательству по делу и устроило все стороны. От более подробных комментариев защитник отказался, сославшись на секретность дела.

Близкие к расследованию источники пояснили, что «отказному» решению способствовала проведенная по инициативе следствия летно-техническая экспертиза.

Авиаспециалисты, в числе которых были представители Минобороны и инженеры создавшей истребитель «Компании “Сухой”», пришли к выводу, что бывший обвиняемый действовал правильно, стремясь максимально приблизить условия учений к воздушному бою с реальным противником. Чрезвычайное происшествие же, по мнению экспертов, произошло в том числе из-за того, что тренироваться полноценно военным летчикам мешали устаревшие инструкции Минобороны и разработанное производителем РЛЭ истребителей семейства «Су». По данным собеседника, согласившись с выводами экспертов, оба ведомства уже согласовали и внесли необходимые изменения в эти документы.

Напомним, инцидент с участием двух истребителей 790-го авиаполка случился днем 22 сентября 2020 года неподалеку от базового аэродрома Хотилово в Тверской области. Во время проведения «учебного боя с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах» майор Савельев на Су-35 побывал сначала в роли цели для экипажа Су-30, а затем уже сам организовал преследование второго Су-30М2. При нажатии «гашетки» 30-мм автоматической авиапушки ГШ-30–1 должна была произойти лишь фотофиксация боевого поражения, но вместо этого в Су-30М2 полетели реальные снаряды. Следует отметить, что на нештатную ситуацию Василий Савельев среагировал мгновенно: работу пушки, делающей 25 выстрелов в секунду, он остановил уже на пятом выстреле. Однако для вывода из строя самолета-цели оказалось достаточно и пяти снарядов: все они попали точно в цель, разрушив гидравлические линии механизации левого крыла.

Истребитель сразу же лишился управления, летчикам Су-30М2 пришлось катапультироваться, а сама боевая машина стоимостью 1,143 млрд руб. упала и разбилась в лесу.

Разобраться с причинами ЧП удалось не сразу. Начавший расследование военный следственный отдел СКР по Тверскому гарнизону посчитал, что ответственность за аварию должен нести пилот Савельев. Предъявленное ему обвинение впечатляло. По версии гарнизонного следствия, своими «невнимательными, самонадеянными и небрежными» действиями офицер «создал реальную угрозу жизни и здоровью летчиков», «подорвал боеготовность части» и даже «нанес вред безопасности государства в сфере обороноспособности, выразившийся в утрате воздушного судна».

Василий Савельев, как следовало из обвинений, нарушил пункт «Применение встроенной пушечной установки по воздушной цели» раздела «Боевое применение» РЛЭ Су-35. Согласно этому документу, перед вылетом на воздушный бой пилот должен был выключить переключатель «Главн.», подающий питание к электроцепям вооружения — бомб, ракет и пушки. А непосредственно перед стрельбой — «направить самолет в безопасном направлении, до упора нажать гашетку “Огонь” и убедиться в том, что вместо стрельбы включается фотоконтрольный прибор».

Сам пилот пытался убедить следствие в том, что самолет был снят с боевого дежурства за месяц до учений и перед вылетом он был уверен, что его пушка по крайней мере приведена в небоевое положение.

По словам бывшего обвиняемого, отсутствие вооружения на Су-35 подтвердили своими подписями в контрольном листе журнала подготовки самолета представители наземных служб: прапорщик-техник и его руководитель старший лейтенант, проходящий службу в должности авиаинженера.

Но проведенная экспертиза показала, что причиной открытия реального огня по Су-З0М2 действительно стала не заблокированная на земле авиапушка Су-35. По словам знакомого с ситуацией источника, ее боекомплект из 250 снарядов на время учений обычно не снимается. Таким образом удается сократить «обратную» процедуру подготовки машины к боевому дежурству. А вот разомкнуть электроконтактор дополнительного запала пушки и вытащить снарядную ленту из казенника представители технических служб по какой-то причине забыли. Майор Савельев действительно поторопился с открытием огня по условному противнику, прекрасно понимая, что в реальном бою времени на выполнение всех условий РЛЭ у него не будет. Однако своими действиями он лишь усугубил последствия ошибок, допущенных еще на земле.

Интересно, что с позицией Василия Савельева и его представителей в итоге согласилась военная прокуратура Тверского гарнизона, которая поддерживала обвинение против летчика на процессе в гарнизонном суде. На первом же заседании гособвинитель заявил, что не считает проведенное расследование полноценным и достаточным для вынесения приговора, и попросил вернуть материалы уголовного дела в свое ведомство для устранения пробелов. Учитывая сложность и общественную значимость уголовного дела, его передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат военного следствия, которым летчик и был оправдан.

СУ-30

Су-30 проходит на высоте чуть более метра над землей, не выпуская шасси. Пилот — Анатолий Квочур. Чжанцзяцзе, Китай, 19 марта 2006 года.

Ответ на пост «Катастрофа Су-30 в Иркутске. Ванганём немножечко?»

По СУ-30 Иркутск
Машина СМ-2 . В декабре должна была уйти в армию.
Экипаж один гражданский л-и, второй военный л-и(приемщик)
Машина шла по маршруту под САУ , в полном автомате на 9000м. Перестала выходить на связь. Прошла все ППМ и так же в автомате включился режим возврат. Снизила на высоту круга на м 0.7 - 0.8.
Если бы не скорость, без шасси оказался бы на полосе, но из-за маха, там ограничения по скорости, не произошло захвата глиссады, и самолёт продолжил носиться над городом на высоте 600 до полного удовлетворения.
Как сказал л-и Михалюк , который перехватил его , полная потеря работоспособности экипажа.

Основная версия КБ
На заводе , при сборке , не продули до конца систему жизнеобеспечения, и балоны на половину были закачены азотом. Туда же до упора вкачали кислород. Ну а далее со всеми вытекающими, вплоть до закипания крови. Ещё заводские пишут, что вторым самолётом пытались " бортануть" упавший, но не получилось. Второй самолёт с повреждениями- стоит на заводе.

Ответ на пост «Самолет СУ-30 упал на двухэтажный дом в Иркутске. Об этом сообщил губернатор»

Слишком много откровенной чуши тут пишут и человеку не из авиации легко внушить ложное беспокойство. Поэтому проясню пару моментов.

1) В сми пишут про то, что пилоты задохнулись и все почему-то думают, что задохнуться можно только угарным газом или ещё какой-то гадостью. На су-30 стоит кислорододобывающая установка, она либо вырабатывает кислород, либо выдаёт отказ в случае если давление становится ниже нормы, ни в какой заправке она не нуждается. Так же на случай отказа на самолёте есть аварийный кислород на случай отказа БКДУ, это либо тупо кислородные баллоны, либо химически реагенты, при смешение которых происходит выработка кислорода. Запаса авар. кислорода примерно на 10-15 мин.

2) Если летчики действительно были без сознания наиболее вероятна разгерметизация кабины. И тут очень важен факт на какой высоте они находились и на сколько быстрой была разгерметизация. Надо понимать, что плотно притянутая маска должна спасать летчика в такой ситуации, но если это произошло например на 12км и в высоком темпе, то из-за резкого перепада давления у летчика могли просто лопнуть сосуды и произошло кровоизлияние в мозг. Сам был свидетелем разгерметизации примерно на 10км и лётчик практически мгновенно уснул, повезло только что самолёт был в небольшом снижении и криками руководителя полетов и пилота другого самолета его удалось разбудить. В общем вариант кровоизлияния в мозг, либо потеря сознания/удушение в следствии нехватки кислорода мне кажется наиболее вероятным.

3) Версия с задымлением кабины и другими проблемами в системе кондиционирования воздуха. Наиболее маловероятная версия потому как маска опять же спасает от этого и у лётчиков здесь есть время на то, чтобы среагировать, в том числе и доложить о проблеме.

4) пройдусь по самым абсурдным выводам.

-«опять летают над городом» -очевидно летчики не управляли самолётом, упасть он мог где угодно.
-«самолеты падают каждый день, что дальше?» самолеты падали и будут падать, просто когда нет жертв такую новость мало мусолят, на фоне падения су-34 это будет в ближайшее время восприниматься очень остро. Но это скорее всего трагическое стечение обстоятельств, паниковать по этому поводу я бы не стал.
-«импортозамещение в действии» иностранная электроника в военных самолётах оставалась только в системах для боевого применения и вычислителях, привести к падению это очевидно не может.
-«больше вылетов больше падений» а при аварии на дороге надо писать больше выездов больше столкновений. Самолёт конечно штука куда более сложная, но у самолета наиболее опасное время это начало и конец эксплуатации, в остальное время, а это 90% жизни самолета вероятность критического отказа техники крайне мала.

5) ну и кто виноват то? Поскольку это испытания причины могут быть самые разнообразные, от банального пакета или гайки в кислородной системе до самых невероятных стечений обстоятельств, возможно даже какая-то системная недоработка в самолёте. Но будем реалистами и в условиях сжатых сроков и стремления начальства выполнить испытания любой ценой имеет место быть халатность, сокрытие и просто усталость. Лётчики-испытатели это всегда большая потеря и ещё трагичнее когда они ничего не могли сделать. Почёт и память профессионалам.

P.S. Наверняка спросят кто я такой. Работаю в авиации 12 лет, многое видел, участвовал в расследованиях. И так очень много написал, на все вопросы по теме и нет отвечу в комментах.

Самолет СУ-30 упал на двухэтажный дом в Иркутске. Об этом сообщил губернатор

Самолёт вылетел с авиазавода.


Источники:


1) https://www.irk.ru/news/20221023/plane/

2) https://mash.ru/irk/text_translations/160003

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: