К сожалению я не знаю универсального метода приучить (не нравится мне слово заставить, оно в корне не правильное) ребёнка читать, тем более в текущее время когда способов скрасить досуг более активно и интересно в разы больше чем в нашем детстве. Но я бы хотел поделиться своим наблюдением и способом, который мне помог приучить детей к чтению.
Я как человек не читающий от слова совсем до 6го класса, у которого было прям физическое отторжение от подобного, скучного и не активного времяпрепровождения, и который потом читал взахлёб всё что мог найти, проглатывая книги стопками и получая неимоверный кайф от этого, в момент когда появились дети, задумался, а как их приучить к чтению? Задав этот вопрос я пошёл дальше и спросил себя, а почему я ненавидел читать? И сформулировал примерно такие тезисы:
1 Мне было скучно
2 Это было не информативно
3 Это было сложно, поэтому я воспринимал это как наказание
4 Я не понимал практической пользы
5 Меня пугало время, которое нужно потратить и толщина книг
Исходя из придуманных решений, каждой из вышеперечисленных проблем, я начал приучать детей к чтению. Забегая вперед, детям сейчас 15 и 11 лет и оба с удовольствием читают и на день рождения дарят друг другу книжки исходя из вкуса именинника, что меня очень радует.
А теперь к тому, как это было.
С 0 до 3 лет мы с женой читали детям стандартные сказки где большая картинка и две строчки текста, тут всё как у всех. Далее были более сложные, но всё же детские книжки примерно до начала школы, только читать старались вместе, вначале просил хотя бы слово из строчки прочитать, потом строчку, потом абзац. Этим я убивал двух зайцев контролировал внимание на произведении и делал чтение совместным, ну и в принципе учил читать.
Вот мы и подобрались к возрасту, когда нужно было прививать интерес к чтению и не допустить тех проблем, с которыми столкнулся я. Первое и главное что я сразу для себя решил, чтение это поощрение, а не наказание. Второе, это не должно быть скучно, нужно подобрать произведения так, чтобы это было интересно. Первый вопрос я решил достаточно просто, у нас в семье было заведено родительское время, после 20 часов территория детей это их комната плюс пробежка до туалета. Если у кого-то из родителей будет желание в это время прийти к вам и перед сном поиграть - хорошо, если не будет, то уж как-нибудь сами. Так вот несколько раз в неделю я в "родительское время" заходил к детям в комнату и читал им в слух, что детям было в рарадость и воспринималось с криками ура. Второй вопрос требовал от меня серьёзного подхода, всё осложнялось тем, что я сам не читал произведений для этого возраста, пришлось прочитать много детской литературы для того чтобы отсеять лишнее и оставить нужное, нужное же потом прочитать в слух. Как тут я подходил, рассказы или главы должны быть на 30-45 минут выразительного чтения, должен быть юмор, персонажи должны быть чуть старше старшего слушателя или должны быть животными. Из книг, что хорошо заходили моим детям в этом возрасте: Денискины рассказы, Носов (больше заходили рассказы, чем цикл Незнайки), Кервуд (тут аккуратней начало бродяг севера начинается со смерти мамы, младшая у меня это категорически отказалась воспринимать и это было моей ошибкой пришлось наплести всякой чуши), Бажов, Волшебник Изумрудного городагорода, Приключения Тома Сойера, Эстер, Ромка Фомка и Артос.
На этом этапе я использовал хитрость такого плана, я читал не всё. Иногда я останавливался на достаточно интересном месте и говорил что у меня устал язык и пересохло в горле, и просил старшего пару минут почитать пока я переведу дух. Позже я оставлял либо последнюю главу, либо говорил что следующая самая интересная глава во всей книге, но я устал и пошёл к маме, а у вас ещё есть время и если хотите то сын может в слух прочитать эту главу для себя и для сестры. Так постепенно наше чтение свелось к тому, что я читал одну главу, а сын другую. Или даже рассказы читали сами, а потом мне рассказывали содержание.
Тут хочу ещё отметить, что в чтении ориентировался на старшего ребёнка, во первых я прикинул, что если сын будет читать, то и дочь за ним потянется, а во вторых потом просил сына прочитать дочери ту книгу или тот рассказ, который ему наиболее понравился из тех, что читал ему я. Дочку же чуть позже просили прочитать в слух то что запомнилось ей. В итоге некоторые рассказы читались раза по 4.
После окончания сыном 4го класса, я начал читать им произведения, которые нравились мне. И обязательно перед чтением рассказывал, почему оно мне так нравится и как на меня повлияло. Тут были Рафаэль Сабатини (весь), Таинственный остров (произведение, которое создало для меня кумира и предопределило дальнейшую жизнь, ну как можно не хотеть быть похожим на Сайреса Смитта?), Артур Хейли (полоса 08 и аэропорт), Джек Лондон (выборочно, Смок и малыш, Мартин Иден, Время не ждёт, Лютый зверь, Зов предков) как вы наверное поняли, я выбирал произведения с ярко выраженными положительными главными героями, персонажами с которыми хотелось бы себя ассоциировать. Надо так же отметить, что читал я уже не так часто, обычно рассказывал свои эмоции и как на меня повлияло, а потом начинал читать пару тройку глав, чтобы зацепить, дальше они уже читали друг другу. Я же в этот момент добавил ещё одного автора, которого считаю максимально важным в приучении к чтению, это Перельман "Занимательная физика", "Занимательная математика" И прочие книги из цикла занимательных наук. Многие вещи которые мы читали мы потом пробовали в экспериментах, тут был очень важный момент показать практическую пользу книг, и Перельман это просто подарок. Так же для цели практического применения, дарились книги исходя из интересов детей и событий. Сходили в лес собирать грибы, не знаешь какие ядовитые какие нет? Вот тебе книжка про съедобные и не съедобные грибы, я тоже не знаю, почитай потом меня научишь. Это великолепно ходить по лесу с ребёнком 7 лет, а он тебе рассказывает про грибы, и что раз мы масленок нашли нужно рядом поискать они по одному не растут) заинтересовали звезды, вот тебе облачный атлас и энциклопедия про космос, потом расскажешь что тебя удивило, может и я что нового узнаю. И так далее, тут очень важный момент показать практическую пользу, причём быструю, сегодня прочитал завтра пойдём применять, или произошло событие пойдём за книжкой с ответами пока эмоции живы и интерес не пропал. Так я приучал к мысли, что в книгах есть ответы на всё вопросы. Ну и это сработало, у них сейчас свои книжные вкусы и они сами выбирают, что читать, иногда меня этот выбор пугает взрослостью или не логичностью.
Ни и из последнего, пару лет назад каждый из них обзавёлся своим ридером, я никогда не запрещал читать на компе или планшете, оба с удовольствием слушают книги в аудио варианте и я тоже это только поощряю. У нас был разговор, что книги это способ получения информации, для увеличения знаний или для получения удовольствия и не важно как вы потребляете текст, через какое устройство или через какой орган восприятия. Важно получать информацию и извлекать для себя из этого пользу в виде эндорфинов или нейронных связей. Ну и самое последнее, я приучил обоих детей к тому, что если у них возник любой вопрос, обязательно найти на него ответ, не важно как, но обязательно. Этим шагом я научил их гуглить, объяснил, что они живут в удивительное время, когда ответ на любой вопрос лежит от них на расстоянии всего в пару кликов!
Вот это простыня получилась... Очень надеюсь, что кто-нибудь найдет, что то для себя и может возьмёт какую-либо часть методики на вооружение. Ну и не будет заставлять детей читать. "Ни одна собака не полюбит ту палку, которой ее бьют"