Как то незаметно прошло время, и вот уже скоро стукнет 2 года с моего первого поста о том, что меня позвали работать на атомную станцию на краю земли. В октябре 2021 я согласился на предложение Росатома и полетел в город Билибино, что в Чукотском АО.
Было много всего. Был и годик в деревянном бараке и работа простым работягой на атомной станции, доставал буквально из "ниоткуда" билеты "на материк" в отпускной сезон, стоял на городской площади в поисках спутникового Интернета в -45С...
Сейчас, по прошествии полутора лет, прожитых здесь, думаю можно составить некоторые суммарные впечатления об этом суровом крае в самых общих границах.
Итак - Билибино. Второй по величине город на Чукотке, располагающийся в ее западной - континентальной части, где проживает 5 тыс. населения. Климат как в Якутии: морозы зимой до -55С, летом бывает жара до +30С, однако страшных ветров, как в большинстве чукотских районах на побережье - нет. Самый дорогой город в стране из-за сложной логистики. Регулярное пассажирское сообщение сюда только по воздуху. Грузовое - сезонное, по зимникам и в навигацию по морю или по рекам(Колыма и Анюй).
Наверное самый популярный вопрос - "А нафиг здесь жить?"
В плане государственном - западную часть Чукотки стали массово заселять из-за добычи полезных ископаемых. Прежде всего золота и олова. Когда то, считалось что в оловоносной провинции золота быть не может, однако во второй половине XX века, советские геологи доказали обратное и открыли "советский Клондайк". Все эти события описаны в романе Куваева - "Территория" - крайне советую прочитать (или посмотреть одноименный фильм).
В плане человеческом - конечно же, в самую первую очередь - за деньгами. Да,да. Даже многие "романтики", которые ехали/едут сюда - зачастую имеют в виду и хорошие заработки. После упразднения "Дальстроя" и ГУЛАГовских лагерей, людей на Чукотку стали завлекать деньгами. Заработки по советским меркам были космическими, снабжение - весьма хорошим. Однако и траты на все это тоже были космическими и в итоге, в 90е, когда государство приказало долго жить - случилась трагедия. Людей просто бросили на краю земли, в Заполярье, без еды, зарплат, топлива... Народ сбегал с Чукотки продавая квартиры за билет на материк. Те кто остались - выживали как могли, ибо голод тут был совсем не выдуманный (Чукотка вместе с воюющей Чечней были единственными регионами РФ, где официально зафиксировали массовый голод). Прошло время. Во время правления Абрамовича, регион таки был вытащен из полной ж...ы. Но естественно не просто так, а чтобы добывать и вывозить ништяки в виде полезных ископаемых. А чтобы это все добывать - опять нужны люди. И высокие зарплаты.
Конечно, все познается в сравнении. В первую очередь с ценами - они тут из-за сложной логистики в 5 раз выше московских. Поэтому самым выгодным способом заработка в регионе является либо работа вахтой на рудниках, строительстве, либо работа на Билибинской АЭС, где сразу платят 100% северных надбавок и районный коэффициент(считай - три оклада), вкупе с разнообразными плюшками в виде халявной жрачки, оплаты жилья, проезда в отпуск и.т.п. Как правило, у тех, кто работает на этих предприятиях выходит от 100 т.р. чистыми.
У тех, кто работает в социальной сфере - заработки сильно пониже. Впрочем у врачей, учителей и силовиков заработная плата тоже бывает вполне себе за "соточку", с предоставляемым/оплачиваемым жильем и оплатой перелетов. А вот у тех, кто работает на других должностях в том же ЖКХ например, зарплата уже сильно пониже - дворник получает, к примеру уже 60 000(на эту сумму выжимать можно едва-едва).
Ну а как выживают те,кто крутятся в нашей хиленькой сфере обслуживания для меня вообще загадка. Хотя, вполне возможно, что к копеечным зарплатам прибавляется энная сумма в конверте, но все равно это явно не больше полтинника. Плюс работодателю/собственнику обеспечивать социальные обязательства перед нанятым по ТК сотрудником - мягко говоря нелегко. Особенно в плане оплаты проезда в отпуск.
Как бы не так. Жилье на Севере всегда было больным вопросом. Строить тут тяжело - вечная мерзлота, просаживающаяся летом и вспучивающаяся зимой. В советское время на пике строительства города - половина населения ютилась в бараках и частных халупах.
После массового отъезда 90х ситуация с жильем должна была бы улучшиться, но нет. Брошенные дома к заселению непригодны - там все прогнило, некоторые конструкции пошли по швам. Население "скучковали" ближе к центру города в пятиэтажные дома, оставив из "барачной" половины города только три улицы в несколько домов(на одной из который жил ваш покорный слуга).
Новый приток рабочих(как на вахту, так и на постоянку) вызвал дичайший взлет цен на недвижимость. Квартиры, еще в 2018 году стоившие 300 000 т.р. взлетели до 2 миллионов. А за съем однушки стали просить минимум 35 т.р. плюс оплату коммуналки. Причем эту однушку надо было еще найти. Золотодобывающие и строительные компании скупали или снимали квартиры у населения и впихивали в "двушки" и "трешки" по 10-15 вахтовиков, устраивая из квартир - общаги. Так продолжалось до тех пор, пока одна из крупнейших компаний не построила для своих рабочих модульный городок на окраине города. Сейчас ситуация с жильем складывается следующая:
Для вахтовиков, как я уже сказал, построили модульный городок с блэкджэком и куртизанками. Некоторые компании выкупили целые подъезды пустых квартир или даже пятиэтажные дома и превратили их в общаги. Один рудник выкупил здание бывшего детского дома и барак, перестроив их "под себя". Есть и те, кто до сих пор снимает квартиры и селит туда рабочих. Таких случаев уже сильно меньше, но все же есть. Забавно иногда смотреть как по городу мотаются инспектора и SECURITY, проверяя жильцов таких квартир на предмет наличия алкоголя и пустых бутылок в мусорках.
Для остальных выбор шире. От квартир в хороших пятиэтажных домах позднесоветской или даже уже российской(самый новый дом в Билибино был сдан в 1994 году) постройки, до рассыпающихся двухэтажных бараков, где иногда можно снять двушку за оплату коммуналки(которая тут может доходить до 10т.р. за двушку если нет счетчиков).
Пятиэтажки, которые пытались строить без свай - посыпались сразу после строительства еще при СССР, до настоящих дней дожили лишь три и состояние их даже после кап.ремонта оставляет желать лучшего.
Еще одна особенность здешних панелек - квартир с балконами тут немного.
Частные дома - из разряда экзотики. Дорого, неудобно. Их осталось меньше десятка на город. Те кто побогаче предпочитают двухъярусные квартиры, нежели возиться с домом.
Для тех, кто здесь ненадолго - гостиница " Северянка" в одном из жилых домов. Для тех, кто связан с Росатомом - профилакторий в лесу за рекой.
Тоже животрепещущий вопрос. Видя в Интернете те самые чукотские ценники, многие зачастую задаются вопросом "на что они блин там живут?". Такие же вопросы задавал себе и я. Некоторые приводят аргументы в виде высоких зарплат, некоторые в виде дешевой рыбы/икры/оленины. Истина оказывается, как обычно - посредине. Зарплаты у многих здесь действительно высокие. В среднем выше, чем в большинстве регионов РФ. Однако цены здесь на многие товары выше в 3-5 раз. Цены даже не московские - выше. А качество зачастую самое низкое, нередко продают просроченные продукты с небольшой уценкой(до уровня "материка"). Сказывается тяжелая логистика. В межсезонье, когда не работает зимник и не началась навигация, товары везут грузовыми самолетами(причем не большими, а легкими/средними с турбовинтовыми двигателями, чтобы их смогла принять грунтовая полоса нашего аэропорта). Да и даже когда есть зимник - поездка на фурах на расстояние а-ля Москва-Пермь по такой-себе дороге с горными перевалами, морозами и всего двумя населенными пунктами по пути - затея очень дорогостоящая и рискованная. Плавание по Колыме с ее часто меняющимся фарватером или по Северному морскому пути, где лед порой не уходит даже летом - тоже дело непростое(прибавьте еще к этому фрахт судна, перегрузки в портах, дорогу в Билибино из Анюйска или Певека, где ближайший порт). Так как же есть и не спускать на жрачку половину зарплаты?
Вахтовикам и работникам АЭС просто. Нас кормит работодатель. На АЭС кормят не всех(только тех кто работает в зоне контролируемого доступа), но можно платить 10к в месяц и записаться в профилакторий с трехразовым питанием. Автобус доставляет народ туда из города или АЭС - бесплатно, впрочем расстояние до туда совсем небольшое, можно и пешком прогуляться. Снимается не только вопрос с тратой денег на еду, но и с готовкой, мытьем посуды. Именно после того, как я узнал о "профике", чаша весов в плане решения о переезде на Чукотку, склонилась в положительную сторону. Один месяц в году можно ходить туда бесплатно, потом платишь.Где то в течении нескольких месяцев, начинаешь узнавать о том, где покупать необходимые продукты подешевле и профик можно забросить.
Крупы, масло, хлебобулочные изделия, некоторые овощи (лук, картофель, морковь, свекла, капуста), фрукты(яблоки, цитрусовые), яйца, соль, сахар - входят в состав "субсидируемой категории продуктов". Цены на них в де-факто государственной сети магазинов Билибинской торговой компании(БТК) - регулируемые и не задираются. Другое дело, что субсидируемого товара довольно часто просто нет в наличии. До пустых полок доходит редко, но капуста и морковь там - довольно редкий гость. Фрукты - еще реже, как правило их привозят к праздникам. Иногда не хватает картошки и лука. С яйцами вообще был скандал - их привоз раньше был настоящим событием и у магазинов БТК выстраивались очереди, продавали по два лотка в одни руки. Люди зачастую приводили родственников, детей, чтобы получить больше заветных лотков. Продавцы начали просить показывать паспорт и одной представительнице коренного населения такой подход крайне не понравился. Чуть позже она пожаловалась об этом новому ВРИО губернатора и теперь у нас подвоз яиц довольно регулярный. Надолго ли это - вопрос хороший. За чей счет банкет в виде доставки яиц на самолетах - тоже. Но политические очки на этом ВРИО губернатора таки заработал. Птицефабрика, кстати строится, но это вопрос не быстрый(ибо стадо куриц несушек надо еще вырастить, тут вопрос не только в здании и оборудовании), да и корм тоже надо как то сюда завозить, а это тоже дорого. Результат если и будет то такой же как с овощами из местных круглогодичных теплиц - иногда будут появляться местные яйца: мало и дорого. Без подвоза "с материка" тут не обойтись. Местные овощи в теплицах растить дорого, требуются удобрения, специалисты, материалы. Все упирается в замкнутый круг и развить местное производство без подвоза и субсидий не удастся.
Еще из дешевого - белая рыба. Муксун, чир. На материке стоит под косарь за рыбину - тут 300 рублей за две. Продается в том же БТК. Красная рыба - редкость. Нормального сообщения даже с ближайшим чукотским побережьем - нет. Поэтому привозят редко, по субсидиям. В основном гольца. Стоит он те же три сотни рублей, но его еще надо "выцепить", во время привоза.
Остальные товары - стабильно дороже московских. Что то ненамного(канцтовары, мелкий ширпотреб) и даже может оказаться немного дешевле(к примеру, на материке цены могут уже подняться, а у нас эти товары завозили еще полгода назад в навигацию и цены остались теми же). Что то - всегда дороже и намного (всякий негабарит в виде бытовой техники - холодильники, плиты, стиралки).
Выход в виде заказов через Интернет есть только если что то заказывают на Ali Express и других заграничных платформах(иностранцы просто зачастую не знают сколько стоит доставка по почте сюда). Почта России(единственные кто доставляет сюда отправления) берет довольно большую сумму за отправку посылок(за 10 кг из Москвы берут 4434 рубля) и идут они сюда как минимум пару недель (а еще недавно могли идти по месяцу-два). К этому прилагаются очереди в почтовое отделение в дни получения(особенно если Интернет заглючит и sms подтверждение не приходит оперативно) и бедные почтовые работницы-чукчанки, таскающие довольно тяжелые коробки и мешки за копейки.
Как я уже писал, регулярные пассажирские перевозки на Чукотку - только по воздуху. Одним из плюсов Билибино является его континентальный, почти что якутский климат - здесь нет морской, изменчивой погоды и страшных ветров. Отмененный по погоде вылет из нашего аэропорта в с.Кепервеем - событие. В большинстве районов Чукотки люди могут ждать самолет(особенно, когда дело касается малой авиации) - неделями. К нам же авиарейсы осуществляются в каждый будний день из Магадана и обратно. Летает авиакомпания "ИрАэро".
Главный минус нашего авиасообщения заключается в полосе. В нашем аэропорту - грунтовая полоса. Поэтому пользоваться ей регулярно может лишь малая авиация и летают к нам в основном старые советские "аннушки" Ан-24. Самый новый из них был выпущен в 1989 году.
Малая авиация это всегда расходы. Она практически не окупается без субсидирования. Нигде. Слишком малый пассажиропоток способна вывезти, слишком много (а в случае устаревших самолетов ОЧЕНЬ много) ресурсов в виде деталей (которые в стране не производят, ибо завод был в УССР) и топлива расходуется. Из этого имеем билет до Магадана за 38 000. Есть конечно федеральная субсидия по понедельникам и пятницам, которая делает снижает цену до 8000 (и они мгновенно разметаются, причем не нами, а золотодобывающими предприятиями, что везут сюда вахтовиков). С недавних пор появилась еще и региональная - снижает цену до 15 000 по предъявлению паспорта с местной пропиской в любой день. Продается это правда только в одной авиакассе и количество билетов тоже не бесконечно.
"Полурегулярные"(летом раз в неделю, зимой два раза в месяц от силы) рейсы на Анадырь стоят 17 000 рублей. Совсем нерегулярные(два раза в месяц независимо от сезона) вертолетные рейсы в соседний г.Певек, что на берегу ближайшего к нам моря - 9000 рублей. Частые отмены по погоде - прилагаются.
На Анадырь помимо этого иногда запускают не Ан-24, а закупленные при Абрамовиче канадские "дашки" De-Haviland Canada-6 Twin Otter. 15 лет назад, Абрамович, видя назревающий кризис в малой авиации, не найдя отечественных поставщиков(никто банально не хотел выпускать замену "малышам"), купил эти канадские самолетики. Инициатива на первый взгляд хорошая, однако на самом деле оказалась лишь временным решением, причем не совсем подходящим. К погоде эти самолеты - еще более чувствительны нежели "аннушки", и хоть предполагалось, что они заменят совсем капризные к погодным условиям, вертушки, "дашками" заткнули пробелы именно в самолетах, причем не самых "малых". Ан-24 это "лайнер" малой авиации - его вместимость почти 50 человек, а летать он может почти при штормовом ветре. У "Дашки" вместимость - максимум 17 мест и к погоде она относится... При сильном чукотском ветре на берегу, ее может просто протащить по полосе даже на стоянке. Летит от нас до Анадыря она 3 часа вместо полутора. Думаю дальнейшие иллюстрации излишни.
Ан-24 так никто и не заменил. Попытки запуска к нам Ан-74 на реактивной тяге с двигателями над крылом были, но самолет этот - редкий, а выпускался он также на Украине. Сейчас конечно государство изо всех силы пытается решить проблему, но получается так себе. Наиболее перспективные попытки создать самолет ТВРС-44(на базе чешского Let-410) и совсем маленький самолет "Байкал" сталкиваются с главной трудностью - двигателем. Создать его с нуля - трудно.
В соседнем якутском поселке Черский проблему решили капитально - влупили огромную сумму денег и сделали полосу бетонной. Но у нас же - не республика, лояльность которой Москве приходится "покупать" , поэтому бетонирование полосы - только в проекте.
По городу ездит бесплатный ПАЗик несколько раз в день. В аэропорт и соседнее село Кепервеем тоже ездит автобус три раза в день, проезд стоит 200 рублей.
Тут все зависит от склонности человека к какому то определенному виду времяпрепровождения.
Для любителей ЗОЖ государство действительно сделало много - в крошечном городе два спортзала, ледовая арена "Луч", новый бассеин, летняя спортплощадка, и workout уголок в центре города. Не сказать чтобы все это удовольствие стоило дорого.
Прокат коньков в "Луче" стоит 200 рублей, сеанс плавания в бассейне - 300. Другое дело что ЗОЖ любят не все, в настоящее время на том же материке огромное количество людей предпочитают придти домой с работы и посидеть, скажем в Интернете, посмотреть сериальчик...
Здесь же с Интернетом полная ж...
В город не ведет ни один оптоволоконный кабель с "большой земли". Именно наличие ВОЛС(оптоволокна), которое подводится к тем же мобильным вышкам и потом раздается с них - залог нормального высокоскоростного Интернета. До декабря прошлого года Чукотка была единственным регионом, где этого кабеля не было, сигнал был только со спутника. Это значит то, что какие бы красивые карты покрытия не рисовали бы мобильные операторы, закрашивая "островки цивилизации" посреди тундры в слои "LTE" и "3G" - траффик был медленный. Как 2G на материке. Даже если телефон на экране показывал LTE. Ибо сигнал который приходит на саму вышку связи со спутника - слабый. Канал связи сам по себе слабенький, иногда гасится облаками, и раздается на тысячи обладателей мобильных телефонов. Единственной альтернативой были wi-fi точки от "Росатома", где трафик не разделялся так сильно.
Ну или подключиться к спутнику напрямую без(или почти без) посредников. Правда платить 9к за 1Мбит/сек мало кто готов. Сейчас в Анадыре есть подводный оптоволоконный кабель, протянутый с материка через Сахалин. До Анадыря сотни километров гор и тундры. Формально, Чукотка теперь с высокоскоростным Интернетом. Фактически - только ее столица и соседний поселок.
Поэтому многие находят спасение в алкоголе.Пьют тут действительно много и это грустно. Особенно коренное население.Иногда эта опасность подстерегает и вахтовиков, мгновенно опускающихся ниже плинтуса и остающихся без копейки даже на билет домой.
Остальные более-менее адекватные люди стараются разбавлять рутину охотой и рыбалкой, выездами в тундру, но для этого зачастую нужен свой транспорт. Без машины/снегохода/квадроцикла особо не поохотишься и до рыбных мест не доберешься. Плюс деньги на лицензию, бензин, запчасти, оружие, патроны... Коренным жителям чуть легче - им не нужно париться с лицензиями. Где то в районе Анадыря доходило до смешного. Подъезжает рыбнадзор к группе городских рыбаков на джипах. На вопрос "кто ловил?" они дружно указывают на хрупкую чукчанку - жену одного из отдыхающих. Подобные истории я слышал и про охоту... Разделение людей по национальному признаку, когда многие русские тут уже де-факто коренные, злит многих людей занимающихся охотой/рыбалкой.
Еще есть относительно доступное собирание грибов и ягод в августе/сентябре, относительно криминальный(и более развитый в соседней Якутии) промысел в выкапывании бивней мамонта. На восточной Чукотке к этому добывается морзверобойный промысел(охота на моржей, китов и тюленей), но из-за транспортной изоляции, мы про Восточную Чукотку(а зачастую даже про наше ближайшее северное побережье) знаем так же скудно, как и они про Билибино. Для нас, территории другого конца округа - малоизвестны, люди на востоке в селах Провиденского, Чукотского или Иультинского района слагают легенды про атомный город Билибино, что где то на западе. Мы же открыв рот слушаем истории про Уэлен и Лаврентия с их охотами на китов, вечными льдами, укладом жизни людей и по настоящему суровыми условиями.
Во-многом из-за всего вышеперечисленного, любое городское общественное мероприятие собирает довольно много народа. Будь-то какое нибудь организованное властями народное гуляние или собрание/встреча с властями города и региона или слушания по какому нибудь проекту. Какое никакое, а событие - народ приходит, участвует. Стыдно сказать, но впервые посещать встречи и задавать вопросы властям напрямую, я начал только здесь. На материке я предпочитал общение через Госуслуги, строча жалобы и довольно часто получая отписки. На "сходняке" все решается более действенно.
Медицина здесь представлена городской больницей и поликлиникой ФМБА, располагающейся в одном из подъездов жилого дома.
Горбольница была капитально отремонтирована при Абрамовиче, сейчас ее поддерживают в более-менее приличном состоянии. Это комплекс из нескольких корпусов, обслуживающий весь гигантский район. Оборудование новое, есть томограф. Беда в том, что мало специалистов. В отпускной сезон можно запросто нарваться на то, что нет того или иного врача. Рожениц отправляют в Анадырь.
Поликлиника ФМБА, по сути, ведомственная контора Росатома. Тут можно пройти профилактические осмотры, получить помощь в случае не слишком серьезных проблем со здоровьем. Есть лаборатория психофизиологического анализа, УЗИ, рентген, специалисты(которых тоже не хватает).
В общем, с медициной все так: на месте могут помочь, если что то не слишком серьезное/ если помощь необходима очень срочно и иначе никак. С остальным - пожалуйста летите в Анадырь или на материк.
Образование. В городе два детских сада "Сказка" и "Алёнушка". На пике развития города в конце 80х, достроили третий, но потом случился коллапс - половина города просто уехала. Третий детский сад, с уже подключенными коммуникациями и остекленный - забросили... Второй, незадолго до всеобщего коллапса построенный кое-как смогли отстоять и теперь он особняком стоит в заброшенной части города, эдаким островком жизни в мире мертвых.
Школ в городе тоже де-факто две. В конце 80х, готовилась к достройке третья - гигантская, в новом микрорайоне атомщиков "Арктика". Уже стояли рамы в окнах...Тоже забросили и теперь она в компании шестиэтажным домом-вставкой стоит серой громадиной на фоне ярко разукрашенного микрорайона.
В итоге в городе де-факто две школы. Почему де-факто? Потому что юридически это одна школа, в двух относительно недалеко стоящих друг от друга зданиях. Просто две школы объединили в одну и ту что поменьше отдали под начальные классы. Главный корпус - рядом с площадью. Школа соединена крытым переходом с техникумом - Чукотским Северо-Западным. Это единственное место, где дети могут получить средне специальное образование. Некоторых готовят тут, некоторых(трактористов, вездеходчиков) отправляют в поселки. Тут же - автошкола. Два УАЗ Hunter и один Patriot в качестве учебных машинок.
Рядом, через площадь, аккуратное розовое здание - музыкальная школа. Летом иногда оттуда доносятся пение хора или фортепиано. К некоторым преподавателям, насколько я слышал, очередь расписана на 8 месяцев вперед.
Ну а в паре дворов к северу - довольно большое здание центра дополнительного образования (ЦДО). Тут сконцентрировано большинство детских кружков города, студия Билибинского ТВ, раздается бесплатный Росатомовский wi-fi.
В целом, с начальным и средним образованием тут относительно неплохо. Много спортивных учреждений, кружков, музыкальная и художественная школа. Детей часто отправляют на соревнования и олимпиады на материк. Иногда это становится единственной путевкой в жизнь, особенно для тех, чьи родители беспробудно пьют.
За высшим образованием - только на материк. Ну или в Анадырь, где есть филиал Северо-Восточного(Магаданского) Университета с довольно ограниченным набором специальностей. Что удивительного - довольно много студентов сюда возвращается. В основном на АЭС.
Последнее по списку, но не по значению.
Понимание того, что люди должны жить в ухоженном месте пришло и сюда. Где то в 2019 власти города озаботились мастер-планом. Денег на это было выделено... мягко говоря немного, поэтому пригласили двух студенток из Казани, оплатив им дорогу и проживание. Девчонки писали выпускную работу и состряпали мастер-план, которому руководство города старалось следовать в дальнейшем. Насочиняли они много, но некоторые основные моменты были приняты и работа пошла.
Первым делом снесли заброшки и аварийные дома в центре города, куда переселяли людей с разрушающихся барачных домов. Те пятиэтажки без свай, которые еще можно было спасти, начали ремонтировать. Одну обтянули сеткой и нарисовали арт с национальными мотивами и медведем в торце.
Из-за колебаний вечной мерзлоты, дом все равно продолжил "играть" и штукатурка стала покрываться трещинами. Арт пришлось подкрашивать.
Поэтому следующий такой дом, руководство города решила обшить панелями. Также заменяли кровлю.
В некоторых домах(в основном в микрорайоне Арктика) стали массово менять коммуникации. Меняли старые железные трубы на пластиковые, на трубах с горячей водой ставили нагревательные кабели. Коммуникации идущие по улицам стали запихивать в бетонные короба или обшивать по новому.
По всему городу(даже во дворах оставшихся еще бараков) установили новые детские площадки. КСИЛовское говно конечно, в основном, но хоть что то. Сейчас еще и резиновой крошкой начали покрывать основание, что радует.
Езда по нашим улицам на бесплатном "ПАЗике" может утомить больше чем поход из одного конца города на другой.
По состоянию на осень 2023 по новой забетонированы две улицы: Курчатова и 30 лет Советской Чукотки, плюс подъезд к больнице. Это единственные улицы города(общей протяженностью 2 км), где можно ехать нормально, лишь иногда ощущая небольшие стыки плит. Остальные улицы...в общем, правила по пристегиванию ремней в автобусах Росатома в нашем городе используют все и вопросов не задают - и так все понятно. В планах у руководства города - замкнуть "бетонное кольцо" основных улиц к 2025 году. Можно сказать половину работы они уже сделали. Не Анадырь конечно, но уже похоже на город. Что удивительно, в Канаде в аналогичных поселениях на нашей широте с похожим климатом - проблемы с уличным покрытием точно такие же. В Икалуите, например, забетонирована всего одна улица и город точно также задыхается в пыли. Попытка покрыть улицы каким то реагентом лишь ухудшила ситуацию.
Тротуаров тоже стало больше. В городе открыли маленький бетонный заводик, штампующий плитку. Тротуары узкие и на очень высокой насыпи, покрытой слоем цемента. По другому нельзя - просто разнесет первой же весной при таянии мерзлоты.
На месте снесенного советского бассейна в этом году полным ходом строят "общественное пространство". Детские площадки, экстрим парк, беговая дорожка с резиновым покрытием, лавочки, фонари. Выглядит красиво, посмотрим насколько качественно сделают.
Как видите, урбанистический движ пришел и сюда, что не может не радовать. Во всяком случае, город действительно становится чуть более опрятнее и удобнее. Пусть и не в тех масштабах и темпах, как хотелось бы. Отличия действительно есть и этот момент активно пропагандировался на местных выборах. Как говорится, хочешь понравится - сделай хуже и потом верни как было.
Ну,а чтобы закончить пост на хорошем - недавно Билибино подключили к новой плавучей атомной электростанции в Певеке. Строительство новой ЛЭП от наших прибрежных соседей, в обход Чаунской губы и испещренной заболоченными руслами "туманной страны Паляваам", по горам и тундре, шло 2 с половиной года. Теперь электричество будет поступать между нами и Певеком не по старым деревянным опорам, которые то и дело где то падали, а по нормальной бетонной ЛЭП. Теперь, если до Певека по дну моря дотянут оптоволокнный кабель - нормальный Интернет доберется и сюда(место на опорах для него предусмотрено в проекте). Если между нами построят более - менее проезжую круглогодичную дорогу с мостами через несколько рек - будет вообще здорово.