Реактивные самолеты летают на высотах 10-12км. Человек не может дышать на высоте более 6-8км, по этому в самолете поддерживается давление на уровне 2-2.5 км. Кабина, салон и багажные отсеки надуваются сжатым воздухом
Реактивные самолеты летают на высотах 10-12км. Человек не может дышать на высоте более 6-8км, по этому в самолете поддерживается давление на уровне 2-2.5 км. Кабина, салон и багажные отсеки надуваются сжатым воздухом
Когда отказывает система наддува, или нарушается герметичность корпуса самолета, то давление воздуха в салоне падает-это и есть разгерметизация.
Самолет как бы сдувается, как развязанный воздушный шарик
Взрывная разгерметизация.
Воздух в салоне мгновенно вырывается за борт и давление в самолете резко падает. На большой высоте пассажиры и экипаж получают баротравмы и травмы легких. Всё это сопровождается гипоксией и сильной болью в голове, легких и конечностях.
На эшелоне самолет летит со скоростью 850-900 км/час, а температура за бортом от -40 до -70 градусов. Если такой поток воздуха попадает в салон из-за вырванной двери или части обшивки, то люди получают обморожения.
Были случаи, когда непристегнутых пассажиров высасывало за борт.
При быстрой или взрывной разгерметизации у пилотов есть несколько секунд чтоб надеть маски и перевести самолёт в аварийное снижение. Эта ситуация отрабатывается экипажем до автоматизма на тренажере.
Взрывная разгерметизация происходит из-за нарушения герметичности корпуса самолета. Это может быть вырваная дверь багажного отсека, пассажирская дверь или выдавленное стекло.
В 1990 у самолета British Airways вырвало стекло в кабине. Капитана высосало наружу. В этот момент случайно зашедший бортпроводник успел поймать его за ноги и держал его до посадки.
Второй пилот за 15 минут посадил лайнер. Капитан выжил.
Медленная разгерметизация
Давление в самолете падает постепенно. Экипаж, как правило, успевает предотвратить аварийную ситуацию и перевести самолет в экстренное снижение.
14 августа 2005 года греческий Boeing-737 перестал выходить на связь после взлёта. Все находящиеся на борту 115 пассажиров и 6 членов экипажа уснули из-за медленной разгерметизации. Самолет летел пока не кончилось топливо и затем упал. Лётчики поднятых в небо перехватчиков F-16 видели, как бортпроводник пытался управлять самолетом и спасти борт.
Все находящиеся на борту погибли
Причиной разгерметизации стала ошибка техсостава. Инженер забыл перевести тумблер системы наддува в автоматический режим.
На медленную разгерметизацию приходится до 90%. Как правило, пассажиры отделываются легким испугом и посадкой в незапланированном аэропорту.
У моего друга Василия, капитана А320, был случай быстрой, но не взрывной разгерметизации: «За 4 минуты снизились до 3 км, только уши сильно заложило»
Кослородные маски
Выпадают в салон автоматически когда давление внутри самолета достигает эквивалента высоты в 4км.
Экипаж может принудительно выпустить маски, нажав на кнопку в кабине. Например, когда видит, что идёт медленная неконтролируемая разгерметизация.
Надо как можно быстрее одеть маску сначала на себя, затем помочь кому-то, если понадобиться.
Маски прикреплены к генератору кислорода. Чтобы он заработал нужно потянуть за маску, тем самым выдернуть чеку генератора.
Нельзя использовать маску, если в салоне дым! В неё поступает смесь салонного воздуха и кислорода из генератора, а не чистый кислород.
Почему важно надеть маску сразу
На высоте 12-км человек теряет сознание за 10-30 секунд. Если не одеть маску и допустить потерю сознания, то через 3-4 минуты клетки мозга начнут отмирать, через 5-7 минут наступает смерть.
Маски работают 15 минут. Этого достаточно, чтоб пилоты выполнили аварийное снижение до безопасной высоты в 3 км, на которой можно свободно дышать.
Разгерметизация-это редкое явление. Самая частая причина-это неисправность системы наддува.
На современных самолетах стоят системы, предупреждающие экипаж о проблемах с давлением задолго, до полной разгерметизации. На дверях стоят высотные замки, их нельзя открыть в полёте. Экипаж обучен и натренирован.
Садясь в самолет нужно помнить о разгерметизации, как о маловероятном, но опасном явлении. Всегда пристегивайтесь ремнём безопасности и слушайте инструктаж бортпроводников.
Спасибо, что дочитали до конца! С вами был лётчик Миша из рок-группы SAHALIN. Подписывайтесь, впереди много интересного🙂
..на сознание, во время симуляции нахождения человека на большой высоте при помощи гипобарической камеры