Внезапный музей

Лет 15 назад улицу Димитрова в Питерском Купчино проложили до пересечения с Софийской улицей. Тогда же я обнаружил в лесочке рядом с этим участком заброшенный ДОТ и сеть старых окопов. Место там болотистое, в ДОТе было по колено воды… унылое зрелище, короче. Но можно было примерно представить в каких условиях приходилось воевать дедам. Больше я там не бывал, пока однажды не заметил, что из ДОТа идет дымок. Пошел посмотреть и натурально обалдел.

Мало того, что окопы привели в порядок, вырубили подлесок и сделали дорожки для посетителей, там еще и всякие надолбы бетонные откопали, бронедомики и прочие элементы линии обороны. А внутри ДОТа теперь не вода, а очень убедительная обстановка с пулеметами, насосами, и всякой всячиной вплоть до печки и железных кружек. Из этой-то печки и идет дымок.

В общем, если захочется посмотреть как была устроена долговременная огневая точка времен Великой Отечественной, стоит сюда прийти. Детям особенно нравится, тк все можно трогать, везде залезать. Дают настоящий ППШ, мосинку и немецкий автомат подержать в руках, взвести затвор и все такое. Каску тоже можно примерить. Короче, интерактив, какой детям интересен. Рассказывают про все не занудно и интересно.

Сайт музея: http://www.lendot.ru/ru/museum/

Танки острова Кунашир

Курильские острова и долговременные оборонительные позиции. Первая же ассоциация – Япония конца Второй Мировой. Народной молвой японцам приписывается многое: «Подземные ходы под проливами!», «Секретные химические заводы», «До сих пор винтовки в оружейках стоят, койки заправлены и саке горячий!»

Сыны Аматерасу, разумеется, накопали и настроили всякого – паре поколений исследователей хватит разбираться с их историческим наследием, оставшимся на наших островах.

Но на Курилах выстраивал долговременную оборону и Советский Союз. Происходило это, как ни странно, в конце Холодной войны. К этому вопросу в СССР подошли, учитывая не только опыт прошедшего мирового конфликта и возможность применения ядерного оружия, но и с использованием освоенных методик по организации подобных сооружений на китайской границе. Там-то, «у высоких берегов Амура», после событий на Даманском не только восстановили множество законсервированных укрепрайонов, возведенных в конце 40-х и начале 50-х годов, но и активно организовывали новые.

На Южных Курилах оборонное строительство началось в конце 70-х. Развертывание новых укрепленных районов происходило на базе 18-й пулеметно-артиллерийской дивизии (пулад), сформированной в 1978 году. Дивизия входила в 51-ю общевойсковую армию, подчинённую, разумеется, Дважды Краснознаменному Дальневосточному военному округу (КДВО).

На остров Итуруп в поселке Горный дислоцировался 605-й пулеметно-артиллерийский полк (пап), в селе Горячие ключи – 49-й пап, а на Кунашире – 46-й пап.

Изначально предполагалось ограничиться танковыми башнями (преимущественно от Т-54/55), установленными на железобетонные основания. Данные сооружения были разработаны в 1969 году силами Опытно-Конструкторского бюро Инженерных войск Советской Армии (как раз после обострения ситуации с Китаем), на основе наработок времен как Второй мировой войны, так и 50-х годов (тогда они проектировались в расчете на башни от Т-34 и КВ, а затем – Т-44).

На материке железобетонные элементы производилась силами войск округа и местными промышленными предприятиями. На Курилах всё кратно осложнялось логистикой.

Удаленность, рельеф и много иных причин, вплоть до того, что к примеру, на охотоморской стороне Кунашира разгрузка бы происходила прямо на глазах японцев. Приходилось применять сложную схему с многочисленными перегрузками, в которой задействовались как суда гражданского Морфлота, так и ТОФа, Тихоокеанского флота.

Сначала элементы конструкции доставлялись гражданским судном в порт, где осуществлялась перегрузка на БДК, большой десантный корабль, с которого, в свою очередь, на самоходной десантной барже их доставляли непосредственно к месту возведения огневой точки. Где, еще до прибытия будущих оборонительных сооружений, инженерные подразделения подготавливали местность к сборке и строительству.

По непроверенной информации, многие элементы сооружались непосредственно на месте силами войсковых частей, солдатами и прапорщиками. С использованием морского песка и прочей вынужденной импровизацией, которой, к сожалению, так сильна наша армия.

Башни организационно входили во взводы (6 единиц по штату) и роты танковых башен, ВТБ и РТБ соответственно. В основном на практике Кунашира использовались взводы. Выставляли их на переднем крае, чуть ли не урезе береговой линии – пять башен в шеренгу с шагом в 100-200 метров, шестую – немного поодаль, метрах в 500-800. Из-за чего, в связи с волновой эрозией, многие сооружения ВТБ первой линии с годами не только лишились обсыпки, но и самих башен. Стихия безжалостна!

ВТБ, взвод танковых башен в районе п. Третьяково, Охотоморская сторона острова Кунашир.
Отлично видно, насколько близко к берегу они сооружались…

Хорошо видны как составляющие железобетонные элементы, так и защитный тюфяк из бутобетона.
Перфорированная «железка» на заднем плане, это так называемая «рулежка» – из них в прошлом собирались взлетные полосы на полевых аэродромах. Сейчас же использование куда банальнее – застелить двор, приспособить как часть забора или грядки. Так проходит мирская слава!

Та же башня весной. Как ни странно, но на позициях «Третьяковского ВТБ», единственная, развернутая в сторону Японии…


Для прикрытия этих позиций подразумевалось и пехотное усиление, вокруг готовились ходы сообщения со стрелковыми ячейками. По личному опыту изысканий – ячейки найти не удалось. Связано ли это с буйством водной стихии, или с отказом от инженерного обеспечения, в какой-то год – не ясно.

Располагали ВТБ, взводы танковых башен, в целях прикрытия бухт, подходящих для высадки десанта. Однако злые языки утверждают, что многие точки были выбраны с учетом совершенно другого фактора, а именно – чтобы рядом находилась нерестовая река, в которую заходила кета, горбуша, сима и другая «красная рыба». Разумеется, сомнительно, что данный момент был действительно решающим, но определенная доля истины (возможно вызванная банальным совпадением), все же есть.

Так, из множества мест базирования ВТБ, куда меня заносило на одном только Кунашире (а инспектор заповедника ходит там, где медведи срать бояться!) лишь возле единственного нет возможности добыть икру в промышленных масштабах… Возле одного взвода танковых башен и вовсе сохранилась практически вся инфраструктура – заросшую дорогу пробей чем-нибудь гусеничным, ржавчину смахни и «пори рыбу», пока руки не устанут.

Для бойцов и офицеров ВТБ служба была организована так, чтобы боеготовность двух башен составляла 300 секунд. Т.е., буквально, «если завтра война», переход от мирной службы к военной составлял не более пяти минут. Остальной взвод вступал в бой максимум через пятнадцать… Огонь мог вестись как одной башней, так и сразу всеми. Подробности организации управления огнем, к сожалению, выяснить не удалось.

Боекомплект составлял 80 снарядов (2 условно-стандартных боекомплекта танка) на башню.

Одновременно, стало понятно, что одних башен для организации теплой встречи возможной японской агрессии недостаточно. И было принято решение об использовании в качестве долговременных фортификационных сооружений тяжелых танков (ИС-2, 3, 4, Т-10). Эти устаревшие, но всё ещё грозные машины использовались в качестве неподвижных танковых огневых точек (НТОТ), организационно сведенных в РТОТ (роты ТОТ, соответственно).

РТОТ в урочище Данилово. Всего здесь стоит ровно десять танков. Все – ИС-3. ИС-2 среди кунаширских НТОТ, неподвижных танковых точек, тоже встречаются, но об это ниже.

Те же позиции зимой

И в тумане…

Вид на вечерний Хоккайдо с позиции этих танков в урочище Данилово…Фото @nasttroy


На Курилы танки доставляли десантные корабли, выгружая на берег. С выгрузкой на Кунашир связаны две легендарные истории.

Первая гласит, что в процессе выгрузки (происходила она в районе села Отрада в бухте Головнина), утопили несколько танков. По легенде, они так на дне и стоят, пугая гребешка и осьминогов. Но, увы для романтики, в жизни всё было куда как более прозаично – танки вытащили почти сразу после утопления.

Вторая легенда куда эпичнее! В связи с тем, что до Японии от Кунашира – рукой подать, тпрактически все на острвое смотрели японское телевидение. Мало что понимая, конечно, без знания-то японского языка. Но никого это не останавливало – советский человек умел читать между строк, а тут сами всё показывают! И в тот момент, когда танки начали выходить на берег, процесс выгрузки начали показывать в прямом эфире по японскому телевидению. 1978-й год, если что. И все в пгт. Южно-Курильск (столица острова) это наблюдали.

КГБ встал на дыбы. Перетрясли весь остров в поисках столь технически оснащенного оператора. Но вроде как (официально, по крайней мере), шпиона не нашли.

На позиции танки после прибытия шли своим ходом – иногда применяли тягачи, но в основном, ветераны добирались к последнему пристанищу самостоятельно. Там их загоняли в заранее подготовленные (устанавливались железобетонные направляющие) капониры, расположенные метрах в ста-ста пятидесяти друг от друга. После этого, снимался двигатель и прочие, уже не нужные детали и механизмы.

Танк в капонире. Видно, что моторный отсек опустошен и кое-как заварен. Под траками уцелели железобетонные блоки

Вид былого моторного отсека изнутри…

На каждые два танка оборудовался небольшой, ящиков на двадцать, склад боеприпасов. Основное же хранилище боеприпасов располагалось метрах в пятистах от позиций. Все позиции были соединены ходами сообщения. Ходы эти, хоть местами и заросли травой, неплохо сохранились до сих пор. Ногу сломать, провалившись – легче легкого.

Ходы сообщения

Остатки склада боеприпасов

Мертвый полоз у былого склада боеприпасов. Голову ему оторвал отнюдь не Черный Дембель – для таких дел на Кунашире есть черные коршуны. Впрочем, мог и орлан-белохвост, и отмороженная лиса

Встречаются упоминания, что танки огораживались низковысотной колючей проволокой или малозаметным проволочным заграждением, дабы воспрепятствовать броску самурая-камикадзе с гранатой наперевес. И если бы мы в те годы взглянули на ряд ВТБ с птичьего полета, то увидели, что каждая башня размещается будто бы в центре своеобразной мишени для японских или американских штурмовиков и бомбардировщиков.. Но сам не встречал ни «колючки», ни кольев, так что, ручаться за правдивость не рискну…

Но зато, в качестве кунаширских особенностей, хочу отметить, что на позициях РТОТ и ВТБ часто устанавливались СПС, т.е. сборные пулеметные сооружения нескольких вариантов. Некоторые из них уцелели, некоторые лежат ныне в полосе прибоя…

Танк, решивший остаться со своими. Его несколько лет назад пытались утащить с позиции РТОТ. Но КамАЗ малость «порвался», чудом не оставшись рядом, а танк так и стоит…

На позициях некоторых РТОТ встречаются и танки ИС-2. Этот остался на месте, а вот соседа в 2021 году все же сумели вытащить и отреставрировать. Теперь стоит в поселке, возле одной из в/ч, на постаменте.

В самом конце 80-х годов, когда пошла «разрядка» и прочее одностороннее разоружение, укрепленные районы на Курилах стали приходить в запустение, а в начале 90-х были окончательно расформированы. Личный состав вернули на материк, технику бросили без намека на консервацию.

С одной стороны – очень жаль вложенных средств – ведь и двадцати лет не просуществовало. С другой стороны – развитие высокоточного оружия не оставляло подобным сооружениям шанса на реальное противодействие врагу. Координаты неподвижных огневых точек, как их не маскируй, все равно, станут известны противнику не сегодня, так завтра.

Вот и стоят танки на берегу, ржавея и разваливаясь. Забытые памятники ушедшей эпохи.


Первая публикация статьи - https://most.report/tanki-ostrova-kunashir/
Автор, разумеется, я.

Антидот

Рекомендуем
@1pst
@RuTRY
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: