По поводу IT курсов и «бедных» хотел рассказать свою историю.
Я случайно попал в число не бедных. На это повлияло всего 1 решение, принятое в 6 классе школы. А именно - я решил обменяться игровыми приставками с другом. У меня тогда была 16-ти битная Sega (нет, я не мажор, у многих друзей уже были компы и PlayStation на тот момент) с парой-тройкой картриджей, которые мне изрядно надоели, а у приятеля был 8-ми битный Сюбор с парой игр, которые, в свою очередь, надоели ему:
Сюбор был хуже, конечно же, так как это игровая приставка прошлого (на тот момент) поколения. Даже в плане цены - приставки отличались не в пользу Сюбор. Игры, которые мне достались с ней - надоели через пару недель. Но главной особенностью данной игровой консоли было то, что в комплекте шёл неигровой картридж. На нём был простой текстовый редактор и Basic. Сама приставка была выполнена в виде клавиатуры, а в комплекте шла книга по программированию на бейсике. В ней описывались простые задачки и программы с примерами. От безделья я решил изучить, что это за хрень такая. И так увлёкся, что через месяц уже начал пробовать писать очень простые игры. Самое обидное было то, что программный код нигде не сохранялся и «сбрасывался» при отключении питания. А сидеть перед телеком дольше 2 часов мне не разрешали (верни нам телек, алё!). Поэтому я переписывал код программы в тетрадку и дорабатывал его там, чтобы на следующий день заново его набрать на приставке. И так каждый день!
Жили мы достаточно бедно, поэтому к 7 классу я кое-как смог обзавестись «стрёмным» компьютером на i386 с 16-ти цветным CGA монитором.
До сих пор помню цену. Он стоил 2000₽. Да, это не Pentium и не AMD с дискретным 3D ускорителем. Про игры - просто забудь. Но его более чем хватало для программирования на QBasic и Turbo Pascal, который, к тому времени, начали преподавать в школе, как раз. Да и при такой стоимости - даже бедная семья могла позволить себе такую покупку, хоть и скрепя сердце.
Самое главное - теперь я мог сохранять свой код на жёстком диске и дискетах! А значит не придётся каждый раз перепечатывать его из тетради!
Уже тогда я понял, что программирование и IT сфера в целом - это единственное, что меня интересует в жизни. Так что я вкачал все очки умения в программирование 😂
Прогуливал школу часто, так как любил до поздней ночи сидеть за компом. Сильно отстал по многим важным предметам и наполучал приличное количество тройбанов в 9-11 классах.
Но кажется, что моё узко-направленное хобби окупилось. На втором курсе универа меня взяли на работу инженер-программистом в сотовую компанию, с неплохой зарплатой. И с того момента я шёл по карьерной лестнице быстрыми шагами вверх. Причём с каждым шагом мне было всё интереснее и интереснее. Были проекты и работодатели, которые меня бесили, конечно. Но в целом - мне всегда нравилась моя работа, потому что в первую очередь это было моим главным увлечением. От разработки я получал кайф 😎
Периодически я пробовал создавать свои небольшие стартапы, и некоторые из них даже смогли мне принести небольшой доход, в размере 1-2 миллионов (это не много для IT стартапа). Но в целом я сделал вывод, что из меня такой себе стартапер и бизнесмен. Поэтому в свои 38 лет я всё ещё работаю «на дядю».
Так сложилось (несправедливо, я считаю), что в IT секторе крайне высокие зарплаты. За 20 лет работы я смог заработать на всё, что хотел и немного потерял интерес к деньгам (зажрался, короче). Поэтому параллельно решил заниматься благотворительными проектами и парой новых хобби (дизайн-проектами и умным домом).
Долгое время я помогал детям с разными видами рака (скорее их родителям) и основал самое крупное комьюнити по ретинобластоме в России (в ВК и Телеграм).
А года 2-3 назад открыл бесплатную школу веб-разработки (PHP).
В школу в основном приходили «бедные» ученики разных возрастов (от 18 до 45 лет), кто нацелился на IT сферу ради улучшения материального положения, в первую очередь, за редким исключением. Первое время я обучал всех сам, индивидуально, либо небольшими группами по 2-3 человека в свободное от работы время. Потом ко мне присоединились успешные выпускники школы, в знак благодарности. Они стали помогать проверять задания и периодически отвечали на вопросы новичков.
К сожалению, результаты работы бесплатной школы меня не обрадовали. Из ~35 учеников только 5 смогли осилить обучение и дойти до конца. Из них только 4 - трудоустроились.
Куда делись остальные? Статистика примерно такая:
~10 учеников пришли и даже не начали обучение. Просто добавились, молча послушали и ушли. Точнее даже не ушли. Они присутствуют в группе по обучению и периодически пишут мне, что скоро соберутся с мыслями и начнут учиться, вот прям 100%. Некоторые уже 2 года собираются начать, но никак не могут.
~10 учеников осилили первые задачи (самые лёгкие), но потом осознали, что у них чисто гуманитарный склад ума и продвинуться дальше не смогли. Причём я пробовал работать со многими из них индивидуально, всячески модифицировал программу обучения, чтобы максимально простым языком объяснять сложные (и не очень) вещи, но всё было напрасно.
~10 учеников неплохо продвигались по программе обучения и осилили порядка 30-70% материала и задач. Но в какой-то момент, когда сложность задач стала чуть выше средней - вдруг осознали, что ну его нахрен. Многие честно сказали, что раньше думали, что «печатать код» и получать за это высокую зарплату - это весело. А теперь вдруг поняли, что писать код, задействовать критическое мышление, оптимизировать алгоритмы в голове - это ужасно сложно и они не готовы насиловать свой мозг этим. Некоторые из учеников привыкли заниматься тривиальными и однотипными задачами в повседневной жизни. А в программировании (задачах, которые я давал) они быстро поняли, что каждая задача нетривиальна и требует выработки нового решения каждый раз. В этот момент они и охладели.
5 учеников изначально имели математический/алгоритмический склад ума. Поэтому им было легче на старте и в дальнейшем. Кроме этого, у некоторых из них была патовая жизненная ситуация, требующая смены деятельности. Именно такие быстрее всех дошли до финала. Они занимались в моей школе, параллельно читали книги по PHP, различные форумы, смотрели обучающие видео на YouTube: совмещали несколько источников информации, чтобы заполнить те пробелы, которые не удалось проработать со мной. И наверное это правильно, потому что меня никто не учил никогда. Я сам выбирал бесплатные/недорогие источники знаний и пополнял свою базу в течение всей жизни.
Доволен ли я своей школой? Конечно же нет. Я наивно думал о том, что открою дверь в IT, как минимум для 30-50% учеников. Я искренне порадовался успехам 4 учеников, которые смогли трудоустроиться. Их доходы сейчас составляют от 90 т.р. до 280 т.р. и они (а также их семьи, дети) стали чуть счастливее, потому что все знают, что счастье не в деньгах, а в их количестве 😂
Но в целом я остался расстроен результатом и даже на днях закрыл бесплатную школу (нет, я не планирую открывать платную).
Если делать выводы по моему скромному эксперименту со школой, которые не претендуют на правду, конечно же:
1. ~30% людям лень что-то менять и двигаться к какой-то цели, лень даже начать.
2. ~30% людям не хватает способностей, чтобы достичь нужной цели в определённых сферах (не во всех!). Именно природных способностей, мозг устроен и думает иначе и больше заточен под другой вид деятельности.
3. ~30% людям не хочется заниматься тем, что им не нравится (не их хобби), даже если за это готовы платить больше/много и они в этом понимают. Они вынуждены продолжить заниматься тем, что им нравится и где им комфортнее, несмотря на то, что они недовольны финансовыми успехами в текущей сфере.
4. ~10% людей способны попытать удачу в чём-то новом и достигнуть высоких результатов через боль и страдание.
Итог: я считаю, что все имеют право на достойную оплату труда и надеюсь, что когда-нибудь в России введут высокий минимум по зарплате, как в Швейцарии, например. Чтобы не было такого, что IT специалист зарабатывает 300 т.р., а учитель 30 т.р. Разница может и должна быть между специальностями, но не такая огромная.
Сорри за много букв. Сам не ожидал, что так получится :/