С малых лет, через сказки, пословицы, общение с родственниками, ребенку вкладывается в голову, что лень — это некий порок, проявления которого нужно вовремя отлавливать, а провинившийся должен понести какие-то лишения и получить порцию порицания.
Идет время, ребенок идет в школу, и тут педагог по какому-то предмету дает родителю обратную связь: « Ваш(а) сын(дочь) умненький(ая), но не старается», Родитель приходит домой и обозначает проблему ребенку: «Беседовал с МарьИвановной, она говорит, что по имя_предмета ты стал лениться. Вон у Маши 5, у Феди 5. Ты ж не глупее, надо в следующей четверти постараться». Что происходит, если история повторяется с этим или другим предметом или активностью? Взрослые наклеивают на лоб ребенку невидимый шильдик «ЛЕНИТСЯ»(а тут один шаг до оценочного прилагательного), а себе в невидимый блокнотик делают пометку «Сына(дочь) нужно регулярно контролировать и «подпинывать»». На практике вся эта история может еще обрастать травмированной самоидентификацией ребенка ведь «Любящий(ая) сын(дочь), не расстраивает своих родителей плохими оценками»…
И вот ребенок вырастает и общество кладет еще один кирпичик в его майндсет — нужно быть «успешным», а для этого «эффективным» и «продуктивным». Как сказала Королева из произведения Льюиса Кэрола: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Тут уже не до лени, тут нужна помощь прокрастинологов(Шутка).
Что же такое лень и прокрастинация? Вот некоторые определения.
«Лень — отсутствие желания действовать, работать.»
«Лень — чрезмерная реализация принципа экономии энергии.»
«Прокрастинация — склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.»
Лень и прокрастинация имеют много общего — вы чувствуете, что ни сам процесс, ни результат этой деятельности не принесут вам удовольствия или удовлетворения.
Отличие «феномена» прокрастинации от лени заключается в наличии дедлайна и убежденности исполнителя, что выполнение этой задачи соответствует его интересам, отсюда и возникновение отрицательных эмоций при откладывании. При этом дедлайн может быть как внешний(сдать боссу отчет к такому-то числу), так и внутренний(каждую неделю заучивать 30 китайских иероглифов, тк в город пришли китайские компании и, в перспективе, знание китайского будет плюсом на собеседовании)
Отсутствие желания решать какую-то задачу или откладывание какого-то дела — это не порок, не характеристика человека. За этим нежеланием всегда что-то есть, а нежелание лишь симптом. Вот с этим что-то и нужно разбираться.
Ниже приведен чек-лист, который может помочь вам в анализе ситуации.
Психическое расстройство(депрессия, шизофрения и т. д.). Поставил первым номером, тк если есть основания полагать, что это оно, то дальше можно не читать. Обращайтесь к специалисту. Нет, друзья и родные не вылечат, в лучшем случае поддержат, в худшем «объяснят» , что «зажрался(-ась)», «сходи погуляй» и тем самым отдалят вас от решения.
Навязанная цель. Тема обширная и заслуживает отдельного разбора. Взрослые самостоятельные дети «доказывают» своим родителям, что они живут «правильно» и «успешны»(выходят замуж когда родители считают, что «пора», покупают недвижимость там, где понравилось бы родителям). Общество навязывает свои критерии «успешности» - мужчина в 30 лет не может быть успешным, если у него нет машины. А также мода, реклама и т. д. Вопросы, которые стоит задавать себе самому: «надо кому?», «чтобы что?» На каждый ответ нужно повторить вопрос, чтобы развернуть весь стек.
Ловушка утопленных затрат(sunk cost effect) — концепция из экономики, но в обычной жизни она так же применима. Суть — если вы уже потратили деньги, время и другие ресурсы на достижение какой-то цели, то вы продолжите прикладывать усилия к достижению этой цели, даже если она, совсем или в значительной степени, утратила свою актуальность. Эту ловушка усиливается обществом, которое, устами учителей, талдычит «Нужно доводить дело до конца, не бросать на пол пути». Как результат — родители таскают своих детей на секции, в художественные и музыкальные школы, когда уже очевидно, что ребенок, получив дипломчик забросит кисть и уберет в шкаф музыкальный инструмент. Мог ребенок сказать, понравится ли ему эта активность не попробовав несколько занятий? Скорее всего, нет, тк у него не было аналогичного опыта. Потом этот ребенок вырастает и идет по проторенной дорожке «доведения дел до конца». В итоге в сознании «нужно», а в подсознании сопротивление, тк интуиция подсказывает, что цель стала нерелевантной.
Мутная цель. Попробуйте объяснить самому себе, как вы поймете, что достигли цели. Какие факты будут свидетельствовать об этом? Сложно заставить себя делать что-то, если сами не знаете, к чему стремитесь и как это измерить. Если не смогли, то стоит присмотреться к методикам целеполагания, таким как GROW или SMART. Описание на бумаге принесет больше пользы, чем только устное проговаривание.
Недостаточный уровень энергии. Чем выше уровень энергии, тем более творческие и сложные задачи способен выполнять человек, чем ниже уровень энергии, тем больше он ограничен на уровне рутинных, механических задач. Аналогично суживается горизонт планирования. Вполне возможно, что сейчас вы просто «не тянете». Уровень энергии имеет как суточные, так и недельные и годовые колебания. Если говорить о суточных колебаниях, то для большинства людей низкий уровень энергии наблюдается в течение 1,5 — 2 часов после обеда. Уровень энергии в пятницу обычно ниже, чем в начале недели. Уровень энергии после отпуска значительно выше, чем до. Если вы год и более не ходили в полноценный отпуск, то маловероятно, что ваш текущий энергетический уровень близок к вашему потенциальному максимуму. Понаблюдайте за собой. Возможно, перенос времени или дня недели вашего занятия вернут вам радость от процесса и веру в ценность результата.
Окружение. Необходимо изолироваться от отвлекающих факторов: телефон, соцсети, отвлечение на другие темы во время занятия. Погрузить себя в «атмосферу» вашей активности: изучать иностранный язык в группе или с педагогом; совершать пробежки с другом; делиться успехами и обсуждать вопросы с людьми, которые имеют схожие цели, задачи и хотят развиваться.
Поощрение. Если у вас большой проект, реальные результаты которого будут видны только через несколько месяцев поощряйте себя регулярно за шаги к достижению цели. Шаги не должны быть слишком большими, а поощрение не должно быть значительным. Выучили еще N иероглифов — выпейте чашечку кофе(съешьте пару долек шоколада). Тут важен не объем поощрения, а его регулярность: каждый день, раз в несколько дней, каждую неделю(не реже). Заведите себе небольшой бюджет на это дело и опишите правила выдачи «ништяка»