Строен, красив, прекрасен! ❤️
У меня дома есть тараканы. Мадагаскарские шипящие тараканы. Зачем я их держу? Для души. Муж как-то раз на 8 Марта подарил. Еще попробуй найди где купить в нашем городке такую экзотику.
Уже год они у меня ездят на гастроли. У нас есть аниматоры, у них там конкурс-сюрприз, нужно на ощупь с закрытыми глазами достать что-то из ящика. Вот на этот конкурс у меня берут несколько тараканов покрупнее, устраивают им выступление и через несколько дней мне их обратно привозят. Даже деньги за это платят.
Правда, один раз мне вернули не тех тараканов. Мои-то были коричневые, а вернули мне черных. У людей такой ужас был на лице, когда я сказала, что это не мои тараканы. Они думали, я чужих забирать откажусь. Теперь у меня в дополнение к 4 террариумам с коричневыми тараканами, есть еще один с черными.
По просьбам людей, подписавшихся на меня)
Пару строк о себе применительно к театру.
Я пришёл во МХАТ имени Чехова в 2001 году на должность электроника в отдел компьютерного управления механизмами сцены. В 2013 году перешёл в театр "Современник" на должность начальника видеослужбы. В 2016 году уволился. С 2017 работал в Театре Романа Виктюка на должности видеоинженера. В 2021 году уволился и ушёл из театра совсем в другие сферы.
Хабенский пришёл во МХАТ в 2003 году вместе с друзьями-коллегами из Питера. У меня, как и у многих моих коллег, действия Табакова периода его начала работы худруком вызывали много вопросов. Нам часто казалось, что он приглашает не тех актёров и режиссёров, ставит не те спектакли, увольняет не тех. Лично я Хабенского как ведущего актёра сначала не воспринял. Как ни странно, переломом в моём восприятии стал мини сериал Лунгина "Дело о мёртвых душах" с блестящим актёрским составом, где Хабенский играл Чичикова. Где-то на третьей серии я поймал себя на мысли, что смотрю его в основном, из-за Хабенского) После этого никаких сомнений в его мастерстве у меня не возникало. Сериал этот был единожды показан на ТВ, а потом накрепко положен на полку( Но на торрентах он есть.
Все знают историю про болезнь первой жены Константина. По слухам, циркулировавшим тогда во МХАТе, Хабенский для её лечения продал вообще всё. Настолько всё, что даже жил в доме своего друга Миши Пореченкова.
Хабенский играл главную роль в "Трёхгрошовой опере". У нашей службы на этом спектакле было полно работы: два проектора, сводившие картинку в одну во всю декорацию, бегущие строки, которые мы выносили перед антрактами на сцене и, самое главное, двенадцать беспроводных переносных камерок, собранных омскими умельцами из китайского говна и палок. Камерки работали, мягко говоря, через пень-колоду и, периодически, дохли, притом, часто необратимо. К моменту моего ухода, из них в живых оставалось только четыре, работавших, к тому же, когда им заблагорассудится. По партитуре, одну из камерок мы должны были давать Хабенскому в последнем акте. Он должен был кривляться в неё в ответ на действия других актёров. Всё это транслировалось онлайн на всю декорацию. Проблема была том, что камерки реально работали через жопу: зависали и отваливались в самый неподходящий момент. И каждый спектакль Константин просил нас что-то с этим сделать. И каждый спектакль мы меняли камерки, шаманили, пересбрасывали и колдовали. И не всегда успешно, к сожалению( Так вот. Не было ни одного случая, чтобы Хабенский не то, чтобы закатил истерику, но даже повысил на нас голос. Он человек, бесконечно далёкий от техники, но прекрасно видел и понимал, что мы делаем всё, от нас зависящее.
Но всё-таки, к самой истории.
2013 год. Мои последние гастроли с МХАТом. В Киеве. "Трёхгрошовая опера". Второй (и последний) спектакль. Спектакль был поставлен очень масштабно: на сцене играл живой оркестр, было задействовано более двух десятков актёров, из-за обилия перестановок, некоторым монтировщикам дали роли (даже со словами!), чтобы они периодически перемещали элементы декорации. И вот, перед спектаклем выясняется, что одного актёра нет. И дозвониться до него никак не получается. Роль совсем не главная, но на неё завязано куча всего: перестановки, диалоги, реквизит и т.д. Роль реально "спортивная". Актёр практически всё время на сцене и в деле.
Тем не менее, минут за десять до начала, актёр появляется. На его состояние в тот момент не обратили внимание. Все просто выдохнули, что он на месте и можно начинать. Но всё оказалось гораздо хуже. По ходу действия выяснилось, что играть нормально он не может: постоянно зависает, впадает в ступор и, в общем-то, неадекватен. Кончилось тем, что при очередном столбняке Хабенский просто увёл его под руки со сцены. Кое-как доиграли до первого антракта.
В нём выясняется, что человек опять пропал. Прочёсывают всё здание. Находят его голого на третьем этаже в туалете в абсолютно невменяемом состоянии. Никакой речи о том, чтобы выпустить его на сцену быть не может. Увозят на скорой в больницу. Что делать? Как доигрывать спектакль? Ведь ещё два действия играть.
Вот тут Хабенский взял ответственность на себя. Собрал всех в актёрском фойе и распределил реплики и действия персонажа между всеми. Нам и другим службам выдал карт-бланш. Спектакль удалось нормально доиграть. Актёр ещё неделю провалялся в больнице в Киеве.
Сейчас Константин - худрук МХАТа имени Чехова. По моим данным, после Женовача ему досталось незавидное наследство. Пусть у него всё получится! От всей души желаю ему прорваться.
Организаторы перепутали города и привезли певицу Mary Gu по ошибке на концерт не в Пензу, а в Пермь.
В итоге мероприятие сорвалось.
Оргам можно так же посоветовать устраивать гастрольные туры по следующим направлениям:
Омск/Томск
Великий Новгород/Нижний Новгород
Ещё студентом в составе молодёжного театра выехал на гастроли в Стокгольм.
Денег было мало, только на джинсы и сувениры друзьям и родным. А тут удалось обменять пару матрёшек на плеер с наушниками. В 1989 году плеер это было круто. Но вот беда батареек к нему не было. И денег, чтобы купить батарейки тоже. И решил я пойти на преступление : зайти в магазин и украсть эти чёртовы батарейки. Да и музыку хотелось послушать в плеере. И вот, иду я на дело. Колени подгибаются, руки трясутся, пот по лицу ручьями. Незаметно спиной к прилавку, где лежат батарейки в коробочке. Нащупал пару штук и в карман себе. Иду на выход, а сам так и жду в спину : «Хальт! Хенде хох!» только по-шведски. Но обошлось, никто не остановил. Пришёл в дом, где мы остановились и там выяснилось, что украл я батарейки уже использованные! Их шведы в коробочку кидали. Так что не судьба мне стать карманником, не судьба..
В 1983 году театр БДТ был на гастролях в Японии. Слово очевидца.
* * *
Утром 15 сентября 1988 года на лентах информационных агентств появилась информация: у японского императора Хирохито, ровесника века, человека, обладающего огромной сакральной властью и почитаемого японцами как божество, резко ухудшилось состояние здоровья...
В Ленинграде в это время был уже вечер, и артисты БДТ сдавали заведующему постановочной частью деревянные ящички с продуктами долгого хранения. 50 человек — 50 счастливцев — должны были поехать на гастроли в Страну восходящего солнца, и потому ровно 50 ящиков нужно было схоронить среди костюмов, реквизита и мебели.
Не все ящики оказались одинакового размера и веса.
— Володя! — обращается один заслуженный артист к завпосту.— А с какого хера вон те 8 ящиков больше, чем остальные?
— А с такого, Петя, что ты еще заслуженный, а это продукты народных!
И Петя, поняв, что "ящиком еще не вышел", отходит в сторону. Действительно, дирекцией накануне было озвучено: "Народные артисты СССР и РСФСР имеют право отправить 20 кг круп и консервов, заслуженные — 15, а все остальные — по 10". Все норовили засунуть в ящик еще и маленькую лабораторную электроплитку для школьных опытов по химии (в данном случае — для опытов над своим желудком). Сырокопченую колбасу (ее тогда называли просто твердой), сухари, концентрированные супы, чай, сахар и прочую бакалею распихивали по чемоданам с личными вещами на свой страх и риск...
"Абсурд какой-то! Зачем все это?!" — спросит молодой читатель. Объясняю. В Японии традиционно самые высокие суточные для иностранцев. Нам обещали в местной валюте эквивалент 75 долларов в день! Умножьте на 40. Неплохо для 1988-го? Никто из советских артистов никогда не рассматривал эти деньги как предназначенные для питания. Никто и никогда! По возвращении с гастролей самые предприимчивые превращали каждый потраченный за границей на закупку дефицита доллар в 15 рублей — на сленге того времени это звучало как "подъем одного к 15". Для этого нужно было перепродать все, что было куплено в Японии. Моя зарплата, например, была тогда аж 140 рублей в месяц. Таким образом, за 40 дней гастролей я мог заработать столько же, сколько за 27 лет службы в лучшем тогда театре страны!
В 1983 году театр уже был на гастролях в Японии. Я помню день возвращения артистов на Родину. По коридорам осторожно передвигались исхудавшие люди, а внутри прославленного БДТ работал выездной пункт таможни. По периметру сцены была натянута лента с надписью "Стоп! Проход воспрещен!", и шесть таможенников оформляли привезенные нашими артистами из Японии в еще нищую тогда страну телевизоры, магнитофоны, ковры, холодильники и прочие сокровища! Все это было выгружено здесь, прямо на сцене, как декорации какого-то странного, фантастического спектакля про будущее...
Новость о болезни японского императора долетела до набережной реки Фонтанки, до дома 65, где находился мой театр, в тот же день: утром в дирекцию БДТ дозвонился представитель принимающей японской стороны и объявил о том, что гастроли на грани срыва. По японскому протоколу в случае тяжелой болезни императора в стране запрещается любая реклама зрелищных и развлекательных мероприятий, а если, не дай бог, император умрет, то запрещаются и сами мероприятия и страна погружается в многодневный траур.
Театр запаниковал. Все помнили, как начинались предыдущие гастроли в Японию: 1 сентября 1983 года, пока актеры плыли из Находки в Токио на пароме, в небе западнее острова Сахалин советским истребителем-перехватчиком был сбит южнокорейский "Боинг-747", все 246 пассажиров, находившихся на борту, погибли. А когда артисты подплывали к берегу, то первое, что они увидели на причале, было огромное пылающее чучело генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. Генсека подожгли манифестанты, которые потом пикетировали все спектакли театра в Токио.
Те гастроли тоже хотели закончить, не начиная, каким-то чудом они состоялись. И вот теперь всё опять под угрозой срыва! Но благодаря то ли коллективной мольбе актеров, мысленно транслируемой в сторону Японии, то ли конкретной костюмерше Леночке Царик, заказавшей православную молитву "о здравии раба Божьего Хирохито" во Владимирском соборе, состояние здоровья императора из "угрожающего" перешло в "стабильно тяжелое", и гастроли были разрешены!!!
Из аэропорта Шереметьево мы должны были вылетать двумя аэрофлотовскими бортами Ил-62 с разницей в один час. Но переволновавшийся накануне замдиректора театра что-то там напутал, и первый самолет унес большую часть труппы исключительно в экономическом классе. Причем лучшую, главную ее часть. Всех народных, заслуженных и просто ведущих артистов разместили на узких креслах, где их колени врезались в спину впереди сидящего. А перелет длился 10 часов. Вторым рейсом полетели всего 12 человек. И я в их числе. Нас было 4 артис та и 8 рабочих сцены. И вот мы-то и летели бизнес-классом! Никогда в жизни до этого мы не ели и не пили того, что нам предложил "Аэрофлот"! Я узнал, что какая-то розовая фигня в бутылке называется "кампари" и что пить его нужно исключительно с апельсиновым соком, а виски можно разбавлять колой в пропорции 1:2, как, впрочем, и бакарди, что водка с томатным соком — это "Блади Мэри", что маленькие корзинки с черной икрой — это тарталетки, а кусочки ветчины, проткнутые зубочисткой,— это канапе. Все это происходило как будто не с нами! И казалось, что в любую секунду кто-нибудь вышвырнет нас из бизнес-класса со словами: "Совсем, суки, страх потеряли! Не по чину жрете!" — и мы поначалу с опаской рефлекторно оглядывались.
Когда мы прилетели в Токио, то были изрядно подшофе. Нас встретили осуждающие лица коллег, и одна пожилая актриса срывающимся голосом громко выкрикнула:
— Вы что себе позволяете?! — как будто это мы вытурили ее пинками из бизнес-класса в эконом и вдобавок выжрали все, что ей причиталось...
Через несколько часов нас отвезли на площадку театра в Иокогаме и раздали нам наши же посылки самим себе с Родины. Моим соседом по комнате был мой товарищ — Володя Козлов, замечательный артист. Он родился в 1941 году в уже осажденном Ленинграде, а его голодное детство научило его трепетному отношению к еде. К выброшенному куску хлеба он относился как к святотатству и как никто другой имел на это право.
— Лучшего специалиста по теме "Как прожить 40 дней с 10 килограммами хавки", чем я, тебе не найти,— сказал Володя, распаковывая свой ящик.— Запомни! Теперь у нас, как на зоне: все продукты — общие.
Володя Козлов принадлежал к привилегированной части театра. Он был занят в легендарном спектакле "История лошади". Играл то ли коня, то ли жеребца — не это важно. А важно то, что, будучи членом сценического табуна, Володя выезжал за границу минимум три раза в году! А ведь когда Марк Розовский только репетировал этот спектакль еще на Малой сцене, многие шли на невероятные ухищрения, чтобы свалить с постановки. Прошло несколько лет и, перефразируя Маркса, можно сказать, что не было такого преступления, на которое не решилс бы артист ради участия в "Истории лошади"!
Меня взяли в Японию со спектаклем "Амадеус", где я играл Моцарта, а Владислав Стржельчик — Сальери. Когда японский импресарио задал нашей дирекции вопрос: "А Моцарта у вас исполняет звезда?" — то услышал в ответ:
— Да какая там звезда! Его Юра Стоянов играет.
— То есть на гастроли в Токио в роли Моцарта вы привезете НЕ звезду?! — не унимался японец.
Тогда наши смекнули и быстро нашлись:
— В смысле, он рядом со Стржельчиком не совсем звезда, а рядом с остальными — звезда, как не звезда, очень даже звезда!
Так меня временно, на 40 суток, назначили звездой.
Японцы отнеслись к "звездному" статусу серьезно. В огромной гримерной комнате размещались только Стржельчик и я. К нам двоим непонятно для чего были прикреплены японские студенты-ассистенты, которые все время кланялись по поводу и без, путались под ногами и без конца улыбались. У одного из них отец был хозяином ресторана, и он на каждый спектакль таскал нам пакеты с японской едой. Благодаря ему я узнал, что такое СУШИ, задолго до того, как вся Россия помешалась на кусочках сырой рыбы с рисом. В соседней гримерной такой же п лощадью, как наша, располагались остальные 20 артистов, независимо от звания и статуса. Без всяких ассистентов. И бонус в виде суши им перепадал только от нас...
Мы жили на 15-м и 16-м этажах 30-этажной гостиницы. Понять, что русские вернулись домой, можно было уже на первом этаже у стойки рецепции. По запаху. На лабораторных плитках во всех наших номерах варились гречневая каша и перловка, перемешанные с тушенкой. Если все мы одновременно врубали в сеть свои плитки и кипятильники, свет в гостинице начинал мигать на всех 30 этажах.
В это время в космосе летал советский "Союз ТМ-6" с космонавтами Владимиром Ляховым, Валерием Поляковым и гражданином Афганистана Абдулом Ахад Момандом на борту. И я представлял себе, как они пролетают над Японией и Ляхов спрашивает Полякова:
— Валера! А что там в Токио опять мигает, что за иллюминация?
А Поляков отвечает:
— Все нормально, Вова. Наши ужинают...
Ежедневно руководство делегировало сотрудников театра к императорскому дворцу: после обеда на его воротах вывешивался бюллетень состояния здоровья императора. Это был набор иероглифов и цифр. Когда наши ходоки возвращались от дворца, на них все набрасывались:
— Ну как он там?!
— Да ничего же нельзя понять! — отвечали они.
— Но одна цифра в бюллетене была обведена красным цветом! — они выдерживали паузу и очень значительно добавляли: — Это цифра... пятнадцать!!!
— Пятнадцать — это хорошо или плохо? — нервно спрашивали мы друг друга.
И тогда Владислав Игнатьевич Стржельчик подводил итог:
— Если пятнадцать — это САХАР, то это очень херово, практически — это п...! Пакуйте чемоданы! — и удалялся по коридору отеля...
В день приезда в Токио на общем собрании коллектива, которое состоялось в гостинице, нам представили нашего куратора — "режиссера в штатском", как тогда говорили. Он был офицером КГБ, оформленным на время поездки как сотрудник театра. Виктор (так его звали) разбил нас на четверки и назначил старших. Выход в город разрешался только по 4 человека, минимум по 3, но уже с разрешения старшего четверки. Витя оказался нормальным парнем и не демонизировал роль своего ведомства в этих гастролях. Он смотрел сквозь пальцы на то, что мы забили на эти четверки и свободно шлялись по городу по два человека. Он просто намекнул: "Пацаны! Главное — не по одному!"
Витя связался со своими коллегами в посольстве и торгпредстве и выяснил Что, Где и Почем нужно оптово закупать в Токио. Это именно он посоветовал мне покупать не видеомагнитофоны и прочий электронный ширпотреб, а "врезать по-крупному" и взять на продажу электровязальную машину с программным обеспечением.
— Бери, Моцарт, не прогадаешь! — говорил Витя.— В стране начинается нэп. Знаешь, что это такое?
— Да. Я даже знаю, чем это заканчивается.
— Нет, Моцарт, это надолго. Очень надолго. Иначе я бы не вписывался...
Но были среди нас и те, кто еще до прилета в Японию уже точно знали, что нужно везти обратно. Они работали "под заказ". Это были четыре человека из оркестра БДТ. У этой группы была общая кличка — "Санитары Европы". Имелось в виду, что они подчищали все, на что другие бы даже внимания не обратили.
Музыканты уходили "на охоту" рано утром. Они шли быстро и целенаправленно, никому не давая возможности их окликнуть. Возвращались уже перед спектаклем с загадочными выражениями лиц.
Однажды барабанщик Володя за 5 минут до отъезда на спектакль втащил в автобус большой и очень тяжелый чемодан. Он развалился в кресле, протер пот со лба, отдышался и сказал:
— Все! Я отстрелялся!
Я спросил его, что в чемодане.
— В чемодане? Счастье! — ответил он. Вопреки своей обычной манере, Володя разоткровенничался и тихо, чтобы никто не слышал, продолжал:
— Один кооператор, магнат (!), сделал мне заказик. У него несколько цехов по пошиву всякого барахла. Швейные машинки — старые, иголки все время ломаются и искривляются. Кривая иголка — кривой шов, петляние нитки в строчке... и как результат — невозможность выдать вещь за фирменную. Игла с большим ушком идет для отделочной строчки, игла с крылышками — для декоративного шва! Я изучил вопрос! Я по иголкам сейчас — лучший! Интересно?
— Не очень.
— М-да... В этом чемодане у меня — 25 килограммов иголок для швейных машин! Купил практически на все бабки! Все, могу гулять!!! Вот так, Юрок! Учись!
И Володя действительно больше ничего не покупал. И он не участвовал больше в этих почти шпионских вылазках в город. Он перестал изображать из себя масона и остаток гастролей провел как свободный и счастливый человек. Даже погусарил слегка напоследок с участием спиртного и местной переводчицы!
Потом мы вернулись в Ленинград. Народ начал отъедаться и потихоньку приходить в себя. На первом же спектакле, где был задействован оркестр, обнаружили, что барабанщик не пришел. Дома его не нашли и заменили кем-то из приглашенных. Я спросил инспектора оркестра:
— Где Вовик?
— Там все не просто! — ответил он.— Там все очень не просто!
Выяснилось, что европейская система размеров игл для швейных машин отличается от американской и азиатской. И Вовик оказался далеко не "лучшим по иголкам". Он что-то перепутал в размерах, привез не то, что заказывали, и был послан кооператором на три буквы вместе с чемоданом. Реализовать 25 килограммов иголок для японских машинок было абсолютно нереально! Оставалось ждать, когда в России введут план Маршалла, либо напиться. И Вовик выбрал второе. Он ушел "в штопор" на несколько недель, а выходил из него тяжело и с последствия ми для себя и окружающих, о чем есть записи в травматологическом пункте Петроградского района...
"А что-нибудь помимо проблем с едой и конвертации доллара в иену мне запомнилось?" — спрашиваю я себя... Запомнилось, запомнилось... Помимо общих впечатлений от японской цивилизации, к которой совершенно невозможно себя подготовить, меня потрясли два личных маленьких открытия.
Когда мы топали по токийским тротуарам, нас все время раздражала какая-то странная ребристо-пупырчатая плитка, узкой полосой проложенная посредине пешеходной части. Везде, где только можно. Мы все время спотыкались о нее и поминали недобрым словом тех, кто ее укладывал. А главное — непонятно, зачем и для кого? И вот однажды я увидел незрячего японца, который уверенной походкой шел по этой плитке. На его ногах были тонкие мокасины, и иногда где-нибудь у перехода он на секунду замедлял шаг, нащупывал ногой какие-то одному емÑ ƒ понятные изменения в рельефе плитки и шел дальше. Без традиционной для слепых трости! Он как будто задавал своей ступней вопрос городу: "А что здесь у нас слева?" — и город отвечал ему на его языке. Отвечал вот этими пупырышками, или выемками, или бороздками на плитке... Потом это изобретение стали использовать во многих странах. Оно называется тактильная плитка. Но впервые я увидел это именно в Токио, где потратили миллиарды иен на то, чтобы несколько тысяч обделенных природой людей не чувствовали себя ущербными. Оказывается, и камень может согревать...
После концерта в советском посольстве мы подружились с одной семейной парой из консульства. Ребята спросили меня, что бы я хотел увидеть в Токио. И я сказал, что хочу побывать на какой-нибудь фирме или где-нибудь вроде наших НИИ, хочу просто посмотреть, как люди работают. "А может, в хороший ресторанчик?" Но я сглотнул слюну и гордо повторил: "Нет, на фирму!" Вице-консул удивился, но организовал мне такую экскурсию. В каком-то конструкторском бюро (уже не помню ни названия, ни чем они занимались) коптели люди над кульманами, не отр ываясь от чертежей. В конце большой комнаты у окна сидел странный человек и все время что-то бубнил. Они работали, а он, глядя в окно, говорил, говорил... Он слегка покачивался и вдруг стал очень эмоционально жестикулировать, указывая на окно. Я спросил:
— Что он говорит? Переведите, пожалуйста!
И мой сопровождающий начал переводить:
— Он рассказывает сотрудникам, которые не могут оторвать голову от чертежей, про то, что происходит на улице. Вот, говорит, женщина идет с коляской, а колесо спущено. Некому подкачать... Говорит, что поднялся ветер, а пыли нет. Это значит, что улицу сегодня хорошо поливали. Говорит, что уже 12 часов, а ученики соседнего лицея не вышли на ежедневную пробежку. Наверное, учитель физкультуры заболел... А знаешь, Юра, как называется его должность?
— А у него что, есть должность?!
— Конечно! Во многих респектабельных японских фирмах есть такая должность, и она предусмотрена штатным расписанием. Так и называется — "человек у окна"!
Я был потрясен:
— Да ладно?!
— Серьезно! Люди каждый день приходят сидеть или стоять у окна и рассказывать людям про жизнь, которая протекает там, на улице, мимо них! И это — работа! Понимаешь, Юра, РА-БО-ТА! "Человек у окна". Нормально?!
Пройдет время — и эта история, которая долго не будет отпускать меня, послужит поводом для создания любимого моего фильма "Человек у окна". Сценарий напишет для меня мой друг Илюша Тилькин. Но это будет не скоро. Через 20 лет...
Наши гастроли подходили к концу. Мешочки с сухарями опустели, гречка и перловка заканчивались, а тушенкой уже дней пять не пахло на этажах гостиницы. Народ прилично исхудал. И вот нам объявляют о долгожданном банкете, который устраивают японцы по случаю окончания гастролей...
Нас привезли в какой-то роскошный зал с мраморными полами и без всякого намека на японскую специфику. Зал был не очень большим, и мы все с трудом в нем уместились. Вдоль стен стояли столы с выпивкой и орешками. Никакой закуси! Типа — европейский фуршет. Виски, водка, джин, вино, саке, а к ним — фундук, кешью, арахис и миндаль. И все! Правда, спиртного и орехов было навалом. Изголодавшиеся артисты поняли, что компенсировать дефицит белков, жиров и витаминов придется виски и орешками. В зале не было ни одного японца. Все свои. Стесняться некого. И мы набросились на столы. Спиртное мгновенно ударило по потерявшему навык организму, а орехи быстро заполнили и раздули наши животы. И вот, когда в рот уже ничего не лезло, вдруг открылась невидимая за портьерой дверь, и в ней появились японские продюсеры. Они пригласили нас в следующий зал, где, собственно, и будет проходить банкет. А это была... ну так — прелюдия!
Столы в банкетном зале ломились от фантастической еды, все шедевры японской кухни были представлены на них. Вот уж воистину: "Видит око, да зуб неймет!" В наших желудках место для этих изысков было уже занято четырьмя видами орехов. Мой сосед по номеру Володя сказал мне:
— Я никогда себе этого не прощу. Понимаешь, ни-ког-да! — и тяжелой походкой двинулся на столы с японскими изысками, как на амбразуру...
Что было, то было: нужно признаться, что все мы, независимо от званий и положения в театре, набрались в тот день одинаково сильно! Играла музыка. Пили за все... И вдруг раздался жуткий звук! Как будто молотом ударили в огромный гонг. Я стоял рядом с великим Олегом Басилашвили и пытался делать вид, что я трезвый. А он не пытался. Источник звука был непонятен. Мы выдвигали разные версии. Где-то в конце переполненного зала что-то кричала женщина, мимо забегали люди. Я старался не смотреть на движущиеся предметы, потому что начин ала кружиться голова. А потом мимо нас на носилках какие-то незнакомые японцы пронесли что-то забинтованное. Почему-то зелеными бинтами. Причем забинтованное полностью, как мумия. Оно улыбалось и делало один и тот же механический жест, каким обычно генсеки приветствуют народ с трибуны Мавзолея.
— Что это было? — спросил я Олега Валерьяновича.
— Я так думаю, что это принесли большую японскую куклу — традиционный национальный подарок,— стараясь быть членораздельным, ответил он.
— Кому подарок?
— Нам! — Олег Басилашвили обвел руками зал.— Театру!
— Одну на всех?
— Да, это коллективный подарок!
Через пару минут выяснилось, что это секретарь партийной организации театра Толя совсем потерял ориентацию в пространстве и во времени и навернулся навзничь затылком о мраморный пол. Приехала скорая, и его забинтовали всего. А когда несли через зал, он пытался дать всем понять, что все в порядке, что, мол, партия с вами, отдыхайте, товарищи!!!
Был бы он трезвым — не знаю, чем бы все закончилось, а так отделался в результате двумя швами на голове!
Под занавес банкета японцы подарили каждому из нас красиво упакованную чайную чашечку из тончайшего фарфора. Вперед вышел директор БДТ. Наступило время ответного жеста. Наши рабочие принесли тульский самовар, набор матрешек и огромный альбом, который держали два человека. Альбом назывался... "Полы Эрмитажа". Про экспозицию Эрмитажа, наверное, не сумели ничего достать. Наш директор был человеком грузным, с большим животом и короткой шеей. Свою благодарственную речь он, в прошлом несостоявшийся артист, закончил словами:
— ...и вам, наши дорогие японские друзья, наш традиционный (!) низкЫЙ (!) славянскЫЙ (!) поклон! — положил руку на грудь и слегка, совсем чуть-чуть наклонил голову, насколько позволяли шея и живот.
Японский император умер через месяц после нашего отлета из Токио в возрасте 87 лет...
Оригинал взят у Юрий Стоянов о гастролях театра БДТ в Японии в 1983 году.
Дубликатов не найдено
Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична на гастролях в Афганистане во время войны 1979-1989 гг.