Где искать причины долголетия?

В истории каждой фирмы, проектирующей и производившей самолеты, за редким исключением, будут модели, которыми нужно гордиться. Для ОКБ имени Микояна это однозначно МиГ-21. Самый массовый и самый покупаемый советский истребитель, срок службы которого в ВВС отдельных стран перешагнул за отметку 40 лет эксплуатации, а у некоторых и того больше- 60.

Не туда сел...

56 лет назад история боевой авиации Советского Союза пополнилась курьезом - истребитель МиГ-21 приземлился в аэропорту Тегель в Западном Берлине. Летчик перепутал аэродромы. Увидев солдат НАТО, пилот осознал свою ошибку, развернулся на рулежке - ВПП уже перекрыли, - и улетел к своим, на прощание помахав крыльями...

13 февраля 1967 года - памятная дата в хрониках Группы советских войск в Германии. В этот день случилось ЧП, последствия которого могли быть весьма серьезными. На аэродроме Тегель во французской зоне оккупации Западного Берлина приземлился секретнейший на тот момент советский истребитель. Самолет был новенький - прямо с завода. Пилотировал его капитан Федор Зиновьев.

ГДР была западным форпостом Восточного блока. Здесь размещалась мощная группировка советских войск, ГСВГ, руководство СССР щедро снабжало армию Восточной Германии новейшей техникой - в том числе самолетами. Немецкие истребители вместе с советскими летчиками дежурили на границе, отгоняя от нее самолеты НАТО.

В начале 1967 года на заводе КБ Микояна в Луховицах, где годом раньше запустили сборку МиГ-21 на экспорт, была готова к отправке в ГДР четверка новеньких истребителей последней модификации, МиГ-21ПФМ. На самолете установили новое катапультное кресло, усовершенствовали прицел и систему управления оружием, истребитель получил возможность применять ракеты с радиолокационным наведением. Наконец, МиГу вернули пушку - несколькими годами раньше ее почему-то объявили устаревшим оружием, не нужным для воздушного боя. Убедившись, что это не так, конструкторы предусмотрели возможность подвески под фюзеляж контейнера с 23-миллиметровой пушкой и боекомплектом. В общем, самолет получился серьезный.

Перегнать истребители в ГДР поручили летчикам из 16-й гвардейской истребительной авиадивизии, входившей в состав ГСВГ. Командиром группы перелетающих самолетов назначили командира звена капитана Зиновьева. Из Луховиц до Минска долетели без приключений, там приземлились, заправились и заночевали. На следующее утро полетели дальше. Почему-то четверку истребителей направили не на аэродром Темплин под Бранденбургом, как обычно, а на Котбус, находившийся намного южнее и Зиновьеву незнакомый.

Ошибившись с курсом, МиГи оказались рядом с Берлином - как вскоре выяснилось, Западным. Увидев под собой аэродром, капитан Зиновьев попытался выйти на связь с диспетчером, но тот не отвечал. Летчик решил, что отказала радиостанция и пошел на посадку. Звено он на всякий случай распустил - его ведомые, почуяв неладное, добрались да Котбуса самостоятельно. А ведущий МиГ-21 с красными звездами на крыльях совершил мягкую посадку в аэропорту Тегель, находившемся во французской зоне Западного Берлина и отданном авиации НАТО. Приземлившись, капитан Зиновьев понял, что прилетел не туда: на стоянках стояли самолеты чужих типов с опознавательными знаками ВВС Франции и США. МиГ сбросил тормозной парашют и стал разворачиваться, чтобы взлететь по той же полосе, на которую приземлился. Но ВПП уже перегородили джипами и пожарными машинами - на аэродроме не верили своей удаче.

Делать было нечего: истребитель вновь развернулся, включил форсаж и, разогнавшись по узкой и короткой рулежной дорожке, свечой ушел в небо.

Вскоре капитан Зиновьев приземлился в Котбусе. Рассказывают, что командир дивизии сказал ему: "Что сел в Тегеле - дурак, а что удрал - молодец", - и распорядился не наказывать летчика. Возможно, сыграло роль и то, что тремя годами ранее Зиновьев на МиГ-19 сбил в районе Магдебурга американский самолет-разведчик Douglas RB-66.

Будни аэродрома

Автор рисунков - Валерий Владимирович Медведев. Иркутское ВВАИУ в 1980г. 8 лет техником - в 703 уап Черниговского ВВАУЛ (г. Городня). 12 лет - преподавателем в Васильковском ВАТУ.

Да, слышал

Давненько играю в одну мобильную онлайн игру. Состою в русско-американском клане, и мы частенько там уже просто общаемся, а не сколько играем. Народ у нас там адекватный и с началом СВО наше общение ничуть не изменилось.
Был у нас игрок, звали его Карл, он из Хьюстона. Мы с ним любили потрепаться на обычные, бытовые темы. И однажды он меня спросил.
Карл: Жопка, а где ты работаешь?
Я: Я работаю на корпорацию МиГ, наверное вы слышали о наших самолётах.
Карл: Да, слышал и видел. МиГ-21 очень понравился.
Я: Ого! А чем же?
Карл: А он меня во Вьетнаме подбил….)

Как потом выяснилось Карлу было гораздо больше лет чем мы все думали, и он служил во Вьетнаме на B-52.
1.5 года назад его не стало, но тот интересный разговор очень запомнился.



upd. Еще вспомнилось. Карл всегда хотел прилететь в Россию на МАКС, что бы посмотреть на современные наши истребители. Но увы не получилось.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: