В школе в средних классах уроки труда проходили в мастерской. По классике жанра у нас был трудовик, любивший закладывать за воротник. Только вот расписание уроков и наличие учеников в мастерской ему вероятно мешало.
По сему у него созрел коварный план (я так думаю), как занять учеников на длительный период, как минимум на одну или даже две школьных четверти.
В один прекрасный день трудовик нарезал нам заготовок из арматуры и объявил. - Мы будем изготавливать зубила. Вот чертеж, вот инструмент, вот тиски - вперед.
При чем краткий курс как держать напильник мы все же получили, а вот как им по факту пользовались - никому дела не было.
Изюминка была вот в чем. Напильников исправных и нужных на всех не хватало, а некоторые были в "убитом" состоянии. В теории, хорошим инструментом можно зубило из куска железа сделать быстро и даже вручную, но не ребенку 12 лет, который тонкостей не знает кроме как вот ручка, вот заготовка - елозь пока урок не кончится.
Я до сих пор не знаю, хватило бы жесткости будущему зубилу, даже если бы его закалили. Ведь изначально арматура из самого простого железа (это вопрос для знающих).
И вот мы значит каждый урок труда дрюкали этими напильниками арматуру. Стремление познать новое падало с каждым днем и интерес к урокам пропадал все больше и больше.
Поскольку наш город имел градообразующий завод КамАЗ, то у многих детей родители там работали, у некоторых имели техническую специальность и даже доступ к металлообработке. Хитрые дети смекнули, что бархатным напильником много не наработаешь, поэтому умыкнули на выходные заготовки свои, дабы отдать папашам. Те в свою очередь без труда изготавливали на станках зубила по эскизу и отдавали своим отпрыскам.
В результате планы трудовика нарушались. Как же так, вместо 3х месяцев монотонной работы за неделю готовый результат, да еще и качественный (это я так думал). А по факту трудовик ставил находчивым детям пятерки и просил, раз уж есть доступ к станкам - сделать еще 1-2-3 зубила (вроде и не наглел сильно). Все были счастливы.
Все наши заготовки помечались клеймом буквенным, поэтому путаницы не было.
По окончанию планов трудовика все заготовки успешно превратились в зубила и были закалены в ведре с какой то жидкостью. Многие получили пятерки. Одни радовались халяве, другие были злы, что им пришлось заниматься сизифовым трудом . ..
Спустя время, летом я гуляя с отцом по барахолке при рынке (весьма полезное мероприятие для поиска скажем инструмента, поскольку с заводов не таскал только ленивый) и увидел среди инструмента и хлама кучу зубил в продаже. Что то подсказывало что эти куски железа нам знакомы. Каково же было мое удивление, когда я увидел клейма школьных заготовок из арматуры . . .
Находчивый трудовик слил все наши поделки на рынок, много ли заработал или мало, история умалчивает. Позже у нас появился другой трудовик, более грамотный (или даже сказать с большим энтузиазмом). Вот он нас многому научил, а так же с его помощью нам удалось и денег заработать прямо во время уроков (на дворе начинались 90е, мы выживали как могли). Зуфар Габбасович, привет тебе ! 30+ лет прошло, уроки твои даром не прошли.
Как нибудь позже расскажу об уроках труда и поделках, которые мы изготавливали благодаря креативному трудовику.