В 70-х жили мы в Черском ( Чукотка) , мама моя работала гл. Ветврачом в оленеводческом хозяйстве, постоянно в тундре, в командировках на своей собачьей упряжке. Чукчи ее очень уважали Палабна звали (она Нина Павловна) ей тогда 28 было, только университет закончила. Чукчи ее научили выживать: если пурга застала, до стойбища далеко, лучше переждать, иначе погибнешь, с пути собьешья. Ложится в кукуль, собак вокруг себя и под сугробом спит... бывало и не один день. Очень теплые воспоминания... у меня тогда нянька была привезли ее из стойбища, шаманка) постоянно трубку курила, а спала только чуме, посреди комнаты соорудит шкуры оленьи настелит, меня рядом уложит, мне 5-6 было и рассказывает чукотские небылицы... ) учила речь животных и птиц понимать, ветер слушать, огонь кормить, учила бисером вышивать... люблю северный народ...
у них языческая вера они огню поклонялись, ветру, солнцу. Огонь хозяином называли, кушать садятся лучший кусочек в огонь-хозяина покормить надо...) По тому как ветер воет, знали через сколько часов пурга начнется и как долго будет. Язык птиц слушать надо, видеть как они себя ведут, они верят, что после смерти их души в животных переселяются, и животные их часто предупреждали ( как нянька рассказывала) о болезнях, голоде, удачная будет охота или нет. С огнем разговаривают. По переписке этого не объяснить, это на подсознательном уровне передается, шаманы глазами танцем и пением свои знания передают.
и еще, мама рассказывала, что до советских времен их не хоронили, тело раздевали и оставляли животным. И еще у них обычай был, не знаю как сейчас, некоторым это покажется жестоким, но когда старый человек не мог охотиться и помогать семье, то вся сеиья собиралась, хорошо кушали (варили мясо) прощались и старший сын одевал старику чаот (веревка из сухожилий для ловли оленей) и лишал его жизни.
Условия работы были тяжелые...) Папа тоже ветврачем работал в соседнем отделении, ездили на обработку никробактертоза (болезнь копыт) из-за этого падеж был большей, а летом от гнуса обрабатывали, весной с марта начинался отел, после отела мегрировали к океану, там ветер -гнуса меньше. Совхоз назывался "Нижнеколымский" поголовье оленей 25 тысяч голов 5 отделений. Олени очень грибы любят и лемингом любят лакомится. А оленье молоко очень жирное как сливки, так что они делали, мама рассказывает и смеется: важенку ловят, ноги ей связывают и на шкуру на бочок ложат, и малыши чукотские года по полтора ее сосут, молочко по щекам течет, а он довольный чмокает...вкусно...) Когда начинался гон, оленеводы следили, что бы корбо-быки дикари не подходили близко, иначе пол стада мог увести, их отстреливали. Основная еда-юкола, из боюшек чира( рыба речная очень жирная) вяленная без соли, как чипсы, я очень любила юколу. Строганина из оленины и из чира, а еще делали заваруху это мука обжареная с оленьим жиром заливали кипятком и быстро замешивали с солью, мясо варили, самое вкусное это оленьи языки они настолько жирные, что просто таят во рту. Шаманство у них передается по роду, что бы принять обряд надо три года прожить в тундре в отшельничестве, выживишь-хороший шаман будешь. Мама спрашивала: а как же выживали, ведь одна в тундре? Шаманка-няня она же чумработница и повариха Тнитгеут Аня ее звали, отвечает: ааа хорошо выживал однако, куропатка ягодку принесет, писец леминга, олень согреет...) Мама моя якутский знает и чукотский, она родилась в Якутске, к морозу с малых лет привыкшая, а папе сложнее было он с Пятигорска был... вот как-то так...)
я даже лицо ее помню, глаза очень добрые и всегда улыбалась...) хороший или плохой человек по запаху определяла, тогда в Черском бараки стояли и четыре дома двухэтажных восьмиквартирные, в каждой квартире печи были. Помню зашел к нам сосед, дядя Толя он водителем работал выпить любил, за спиртом заходил. Он еще на первом этаже, мы на втором жили, а она уже фыркать начинает: фу-фу плохой человек идет однако) постоянно что-то мурлыкала(напевала про себя) строганину делает-поет тихонечко, что делает, что видит, то и поет кушала мало но с благодарностью и удовольствием, сначала огонь покормит, потом сами едим. Она мне одежду сама сшила: тарбоза, малахай, чуни и бисером расшивала. Вчера с мамой весь вечер проговорили фотографии смотрели, всех с кем работала по именам помнит, а ей 82 года, с большим уважением о чукчах отзывается, люди без зависти и злости... В стойбище едет, а ее уже там встречают по лаю собак знали, чья упряжка: ооо Палабна едит хороший человек едит, большой человек едит...) она им лекаства привозила и продукты соль и муку, чай лук в основном, конфеты очеень любили с чаем... как-то пришел борт под новый год с продовольствием и яблоки привезли, мама взяла и яблок гостинцев деткам, а они давай их подкидывать и играть мячик, мячик... она им показывает, кушать надо вкусно, они кусают: морщатся эк-эк, выплевываю неее мячик...) очень выносливые по 20-30 км за день могли пройти, чаотом виртуозно владели, охотники замечательные, но никогда лишнего зверя без надобности не убьет.
А я была на Байкале несколько раз, у меня муж был родом от туда Усть Ордынский район с. Ользоны, мы с ним в Магадане познакомились, когда в техникуме учились. Байкал-это отдельная тема.... жаль, что много тайги за последние годы сгорело... и за омулем ездили она на селедку иваси похожа очень жирная нежная, мяско на хариуса похоже. Дядька мужа егерем был, он нас шишковать водил с дубинами огромными, втыкаешь ее в землю около кедра оттягиваешь и отпускаешь она по стволу бах! шишки вниз летят, если попадет не поздоровится...) а сколько груздей... Очень хочу туда съездить еще. Просто в тайге пожить, окунутся в дикую природу.... хоть пару неделек...)
конечно, при советах паспорта ввели с пограничными красными печатями, каждый чукча был на учете -малые народности севера, их тогда очень мало осталось, много умирали от гриппа, Американцы спиртное привозили, а у них к спиртному иммунинета нет, и к болезням тоже, мы чихнули, а чукча через три-пять дней от воспаления легких мог умереть, поэтому с насморком, кашлем в стойбища к ним старались не ездить, да и сами по себе они рано умирали....средняя продолжительность в 50-х годах 40 лет, в детском возрасте много умирало, мы своей цивилизацией чего им только не завезли, они понятия не имели что такое вши, кариес, хоть и не мылись
Нижнеколымский район -Якутия, родина моя. Совхоз назывался "Нижнеколымский", территориально п. Черский это Якутия, а проживали в основном чукчи, исторически до СССР это была их территория
Галина Толстикова