Золото

Чукча нашел и спрятал два самородка золота.
Следователь
-Мы тебя расстреляем,если не скажешь где золото спрятал.
Чукча
-Моя твоя не понимает.
Позвали переводчика.Переводчик чукче
-Они тебя расстреляют если не скажешь где спрятал самородки.
Чукча
-Один я зарыл под ярангой второй под святым камнем.
Следователь
-Что он сказал?
Переводчик
-Он сказал стреляйте всё равно не скажу

Чукча в Афганистане

Прибыли солдаты в Афганистан. Среди них чукча. Им и говорят — за голову убитого бандита — вознаграждение. Все вооружаются, автоматы берут, пулеметы, гранаты. Чукча сидит и точит здоровенный ножик. Ушли на задание. Возвращаются кто с двумя головами, кто с тремя. Чукча приходит и вываливает целый мешок отрезанных голов наземь.

— Чукча, ты, где так резать научился?

— Тайга ходил.

— Так там же нет никого...

— И здесь никого не будет...

Северянка

Сирень ищет свое племя, Чукчей что охраняли вход в подземный мир, запретное место жара и неподвижного солнца. Ей придется отправится за ними туда, доспехи деда и оружие отца помогут ей в путешествии.

САМЫЕ МЕРЗКИЕ БЛЮДА. ГЛАВА I: СЕВЕР (16+)

Мало какая заметка о странных, мерзких или смешных блюдах сумеет обойтись без лютефиска, столетних яиц и копальхена. Именно поэтому здесь их не будет. Что может быть интересного в квашеной рыбе или морже третьей свежести? Кому нужны эти плесневелые баяны?

Специально для вас "Биореактор" составил подборку из натуральных шедевров карательной кулинарии, о которых почему-то никто не пишет. Мы пойдём от простого к тошнотворному, оставив самое вкусное на десерт. Во всех смыслах этого слова.

Хит-парад "Биореактора" начинается с кровяного супа. Его называют "вилмуллырилкырил". Суп готовится из оленьих кишок, мелко нарубленной требухи и крови с нутряным жиром. Ингредиенты кидают в котёл и проваривают на медленном огне, помешивая, как манку. Говорят, что девушка, способная приготовить кровяной суп без комочков, будет хорошей женой. Адское варево, получаемое в итоге, по вкусу напоминает солоноватый гематоген. Чем, собственно, вилмуллырилкырил и является.

Сказать по правде, кровяные супы довольно популярны среди культур, живущих в недружелюбных условиях. Тут можно вспомнить чёрную похлёбку, изобретённую спартанцами совершенно независимо от коренных северян. Пара ложек — и вот грек уже готов ловить стрелы грудью, яростно брататься с товарищами и громить персов.

Проще кровяного супа только сырая кровь. Поскольку в тундре кроме оленей живут только люди, источник питательных веществ кажется очевидным. Не друг друга же бить, в конце концов! Среди чукчей, эвенков и коряков оленья кровь — как Пепси-Кола в деревне. Её пьют взрослые и дети. Её предлагают гостям. По-другому там нельзя. Суровый климат мало подходит для земледелия, а скудость природы не даёт восполнять потребности в витаминах через растения. Конечно, в ледяных пустошах бывают ягоды, но их не так много. Остаётся только зачёрпывать кровь забитого зверя, прикладываться к чашке и передавать её друзьям.

Кровяной суп легко модифицируется до вилмуллымута. В его рецептуру входят такие вкусняшки, как прожаренные копыта, панты и губы оленей. После настаивания в воде их сдабривают почками и печенью, заливают кровью... и ставят бродить в кожаном мешке. Через месяц блюдо можно есть, ощущая прилив адреналина от собственной крутизны.

С другого конца света чукчей поддерживают эскимосы. По праздникам они готовят кивиак. Для него нужен тюлень или морж, а ещё — сотни чаек. Зверю отрезают голову и фаршируют птицами. Потрошить тушки или выщипывать перья строго не обязательно. Потом тушу зарывают в полосе прибоя на полгода-год. Выдержанное блюдо представляет собой изысканный конгломерат жировоска и подгнившего мяса, кое-где нарушаемого перьями, когтями и клювами. Его запах настолько хтоничен и беспощаден, что кивиак был запрещён Женевской Конвенцией в 1850 году как оружие массового террора.

Хочется сказать, что северяне просто любят гниль. Оно как бы так, но не совсем. Суть в том, что Заполярье — это не значит зима. Там нет нормальных деревьев. Значит, нет и горючего для полноценной обжарки. Морских животных бьют в определённые сезоны. Значит, когда-то мяса очень много, а когда-то — исчезающе мало. Чтобы кое-как пережить голодную зиму, приходится использовать самые неожиданные методы консервации.

Впрочем, растения там тоже любят. Их едят в виде оленьей каши каныги. Каныгу не надо готовить. Она уже готова в желудке оленя. Нужно только вскрыть его и зачерпнуть слизисто-болотную массу. Гурманы могут сдобрить кашу голубикой и морошкой. Детвора в восторге. Взрослым же хватает самого древнего блюда на планете: шмата сырого мяса аль-натюрель. Жевать его трудно, поэтому кусок отрезают, прижав зубами.

А вот рыбы на Севере хватает. Помимо очевидной строганины её варят в оленьем молоке, получая нечто вроде мармелада. Сладость, конечно, так себе, но Вилли Вонка почему-то не хочет строить шоколадную фабрику в тундре. Говорит, отопление дорогое и ездить далеко.

Сейчас в развитых странах люди потихоньку возвращаются к поеданию насекомых. Мерзость? Однозначно. Деградация? Как посмотреть. Если краба или лобстера не стыдно есть в ресторане по цене 100$ за тарелку, то чем хуже термиты?

Северные пастухи не комплексуют по таким мелочам. Они спокойно закусывают личинками оводов, вырезая их из-под кожи оленей. По итогу довольны и люди, и звери. Человек получает дармовой фаст-фуд, а его рогатый друг — избавляется от паразитов.

Даже живой олень способен кормить хозяев. Помимо восполняемого молока и крови, этот зверь отращивает панты. Молодые рожки срезают. Кровеносный сосуд передавливают жилой того же оленя. Рога можно есть так. Те, кто пробовали, сравнивают их со свиными ушами, только более жесткими.

Мунычебукэч — шедевр эвенкской кухни. Он похож на то, что летит в помойку после новогоднего застолья. Блюдо состоит из рыбьих голов, перемешанных с красной икрой. Их выдерживают без доступа воздуха на протяжении нескольких дней. О вкусовых качествах читатель догадается сам.

Но главным деликатесом выступают глаза тюленей. Этот гастрономический изыск настолько прекрасен, что лучше узнать о нём из первых рук — от Юрия Рытхэу, автора "Дорожного лексикона":

"И все ж, для меня самое большое нерпичье лакомство — глаза. Когда нерпу втаскивали в меховой полог на оттайку, мы, ребятишки, усаживались вокруг, глотая слюни в ожидании невыразимого наслаждения. Глаза вырезались из туши еще до окончательной оттайки. Тётя надрезала острым женским ножом с широким лезвием глазное яблоко и подавала мне. Я с жадностью приникал к отверстию и первым делом втягивал в себя чуть солоноватую, с небольшими льдинками жидкость. Потом ко мне в рот вкатывался небольшой шарик, в котором тут же вязли зубы. Поедание этого шарика, который представлял собой так называемое студенистое тело глаза, занимало много времени. А потом наступал черед самой оболочки глаза, довольно твердой и плотной. Приходилось буквально часами разжевывать остатки нерпичьего глаза. За всю свою долгую жизнь мне довелось перепробовать множество разнообразной еды… Но самым вкусным и навсегда запомнившимся лакомством для меня остался холодный нерпичий глаз!"

В тундре не бывает отходов. Там всё идёт в дело. Дичь разделывают. Съедобные части едят. Несъедобные — иногда тоже. Кости вываривают. Китовый скелет служит строительным материалом для чумов. Примерно так выглядит биологическая цивилизация, чьи технологии долгое время не пересекались с металлургией.

Конечно, большая часть народной кухни вряд ли понравится неженке-европейцу, но кто его будет спрашивать? Чукчи с детства привычны к убойным дозам трупного яда. Их ферменты играючи обезвреживают отраву, способную прикончить южанина с одного укуса.

С другой стороны, каждый из нас в душе немного Беар Гриллс. Иначе мы бы не освоили Землю. От долгого пребывания в высоких широтах и своеобразной диеты потихоньку меняется метаболизм. Даже самый фанатичный веган становится охотником, трупоедом и падальщиком. В тот момент китовая шкура оказывается на удивление вкусной, а копальхем начинает походить на дорогой сыр. Тот же контр-адмирал Роберт Пири, по его же словам, порой бывал рад и куску сырой собачатины.

Коренные народы Севера выступают наглядным свидетельством того, что человек по природе своей — хищник широчайшего профиля. Мы способны проглотить всё, что хоть немного похоже на органику. Голод — не тётка, а Север — не курорт. Никто нас туда не звал. Мы пришли сами.

Источники:
1. Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.
2. EALLU. Indigenous Youth, Arctic Change & Food Culture. Food, Knowledge and How We Have Thrived on the Margins. Kautokeino, 2017.
3. Рандымова З. И. Оленеводческая культура приуральских хантов. Томск, 2004.

Интересные истории в комментариях ч. 3

В 70-х жили мы в Черском ( Чукотка) , мама моя работала гл. Ветврачом в оленеводческом хозяйстве, постоянно в тундре, в командировках на своей собачьей упряжке. Чукчи ее очень уважали Палабна звали (она Нина Павловна) ей тогда 28 было, только университет закончила. Чукчи ее научили выживать: если пурга застала, до стойбища далеко, лучше переждать, иначе погибнешь, с пути собьешья. Ложится в кукуль, собак вокруг себя и под сугробом спит... бывало и не один день. Очень теплые воспоминания... у меня тогда нянька была привезли ее из стойбища, шаманка) постоянно трубку курила, а спала только чуме, посреди комнаты соорудит шкуры оленьи настелит, меня рядом уложит, мне 5-6 было и рассказывает чукотские небылицы... ) учила речь животных и птиц понимать, ветер слушать, огонь кормить, учила бисером вышивать... люблю северный народ...


у них языческая вера они огню поклонялись, ветру, солнцу. Огонь хозяином называли, кушать садятся лучший кусочек в огонь-хозяина покормить надо...) По тому как ветер воет, знали через сколько часов пурга начнется и как долго будет. Язык птиц слушать надо, видеть как они себя ведут, они верят, что после смерти их души в животных переселяются, и животные их часто предупреждали ( как нянька рассказывала) о болезнях, голоде, удачная будет охота или нет. С огнем разговаривают. По переписке этого не объяснить, это на подсознательном уровне передается, шаманы глазами танцем и пением свои знания передают.


и еще, мама рассказывала, что до советских времен их не хоронили, тело раздевали и оставляли животным. И еще у них обычай был, не знаю как сейчас, некоторым это покажется жестоким, но когда старый человек не мог охотиться и помогать семье, то вся сеиья собиралась, хорошо кушали (варили мясо) прощались и старший сын одевал старику чаот (веревка из сухожилий для ловли оленей) и лишал его жизни.


Условия работы были тяжелые...) Папа тоже ветврачем работал в соседнем отделении, ездили на обработку никробактертоза (болезнь копыт) из-за этого падеж был большей, а летом от гнуса обрабатывали, весной с марта начинался отел, после отела мегрировали к океану, там ветер -гнуса меньше. Совхоз назывался "Нижнеколымский" поголовье оленей 25 тысяч голов 5 отделений. Олени очень грибы любят и лемингом любят лакомится. А оленье молоко очень жирное как сливки, так что они делали, мама рассказывает и смеется: важенку ловят, ноги ей связывают и на шкуру на бочок ложат, и малыши чукотские года по полтора ее сосут, молочко по щекам течет, а он довольный чмокает...вкусно...) Когда начинался гон, оленеводы следили, что бы корбо-быки дикари не подходили близко, иначе пол стада мог увести, их отстреливали. Основная еда-юкола, из боюшек чира( рыба речная очень жирная) вяленная без соли, как чипсы, я очень любила юколу. Строганина из оленины и из чира, а еще делали заваруху это мука обжареная с оленьим жиром заливали кипятком и быстро замешивали с солью, мясо варили, самое вкусное это оленьи языки они настолько жирные, что просто таят во рту. Шаманство у них передается по роду, что бы принять обряд надо три года прожить в тундре в отшельничестве, выживишь-хороший шаман будешь. Мама спрашивала: а как же выживали, ведь одна в тундре? Шаманка-няня она же чумработница и повариха Тнитгеут Аня ее звали, отвечает: ааа хорошо выживал однако, куропатка ягодку принесет, писец леминга, олень согреет...) Мама моя якутский знает и чукотский, она родилась в Якутске, к морозу с малых лет привыкшая, а папе сложнее было он с Пятигорска был... вот как-то так...)

я даже лицо ее помню, глаза очень добрые и всегда улыбалась...) хороший или плохой человек по запаху определяла, тогда в Черском бараки стояли и четыре дома двухэтажных восьмиквартирные, в каждой квартире печи были. Помню зашел к нам сосед, дядя Толя он водителем работал выпить любил, за спиртом заходил. Он еще на первом этаже, мы на втором жили, а она уже фыркать начинает: фу-фу плохой человек идет однако) постоянно что-то мурлыкала(напевала про себя) строганину делает-поет тихонечко, что делает, что видит, то и поет кушала мало но с благодарностью и удовольствием, сначала огонь покормит, потом сами едим. Она мне одежду сама сшила: тарбоза, малахай, чуни и бисером расшивала. Вчера с мамой весь вечер проговорили фотографии смотрели, всех с кем работала по именам помнит, а ей 82 года, с большим уважением о чукчах отзывается, люди без зависти и злости... В стойбище едет, а ее уже там встречают по лаю собак знали, чья упряжка: ооо Палабна едит хороший человек едит, большой человек едит...) она им лекаства привозила и продукты соль и муку, чай лук в основном, конфеты очеень любили с чаем... как-то пришел борт под новый год с продовольствием и яблоки привезли, мама взяла и яблок гостинцев деткам, а они давай их подкидывать и играть мячик, мячик... она им показывает, кушать надо вкусно, они кусают: морщатся эк-эк, выплевываю неее мячик...) очень выносливые по 20-30 км за день могли пройти, чаотом виртуозно владели, охотники замечательные, но никогда лишнего зверя без надобности не убьет.

А я была на Байкале несколько раз, у меня муж был родом от туда Усть Ордынский район с. Ользоны, мы с ним в Магадане познакомились, когда в техникуме учились. Байкал-это отдельная тема.... жаль, что много тайги за последние годы сгорело... и за омулем ездили она на селедку иваси похожа очень жирная нежная, мяско на хариуса похоже. Дядька мужа егерем был, он нас шишковать водил с дубинами огромными, втыкаешь ее в землю около кедра оттягиваешь и отпускаешь она по стволу бах! шишки вниз летят, если попадет не поздоровится...) а сколько груздей... Очень хочу туда съездить еще. Просто в тайге пожить, окунутся в дикую природу.... хоть пару неделек...)

конечно, при советах паспорта ввели с пограничными красными печатями, каждый чукча был на учете -малые народности севера, их тогда очень мало осталось, много умирали от гриппа, Американцы спиртное привозили, а у них к спиртному иммунинета нет, и к болезням тоже, мы чихнули, а чукча через три-пять дней от воспаления легких мог умереть, поэтому с насморком, кашлем в стойбища к ним старались не ездить, да и сами по себе они рано умирали....средняя продолжительность в 50-х годах 40 лет, в детском возрасте много умирало, мы своей цивилизацией чего им только не завезли, они понятия не имели что такое вши, кариес, хоть и не мылись

Нижнеколымский район -Якутия, родина моя. Совхоз назывался "Нижнеколымский", территориально п. Черский это Якутия, а проживали в основном чукчи, исторически до СССР это была их территория

Галина Толстикова

Сейчас вас, неучей, буду учить, однако

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: