Иван Грозный и его время.Вторая Куликовская битва

Чей Крым?

В те времена Крым хотел присоединить Россию..

Шутка. Но в этой шутке на тот момент была большая доля правды.

Мы оставили Ивана Грозного в тяжелом, даже безнадежном положении. Страна была разорена чумой, голодом и войной, ее чуть было не добили крымские татары, сжегшие столицу. Грозный прекрасно осознавал положение и был готов сделать Девлет-Гирею большие уступки. Скрепя сердце, царь предложил то, что Крым требовал пару лет назад - Астрахань. Но теперь хану этого было мало, он почувствовал слабость России и требовал отдать и Казань. А в перспективе, наверняка, рисовал себе картину зависимости Москвы от Крымской Орды. Для Ивана Грозного отдать Казань было невозможно. Это была не только первая победа его юности. Независимое ханство под эгидой Крыма и османов, это наверняка новые набеги, новые сожженные деревни и уведенные в рабство люди. Поэтому Московское государство стало готовиться к решающей битве.

...

Крым - одно из любимых мест геополитиков, территория, где География диктует волю Истории.

Сначала здесь были тавры, чьим именем (как и их самих) греки назвали полуостров. Сами греки тоже сюда понаехали, основав колонии на побережье. Еще здесь жили скифы, понамешавшиеся с таврами.

Потом пришли римляне. Потом готы. Но не те, а другие. Потом византийцы и хазары. Потом русские, которые основали здесь княжество Тьмутаракань. А готы княжество Феодоро. Половцы. Монголы. Венецианцы. Генуэзцы. Моголы здесь закрепились всерьез и омонголили половцев. Получились крымские татары. По одной из версий, не надо татаросрач.

Потом монгольская империя все. Потом Золотая Орда все. Потом Большая Орда все. Образовались ханства - осколки Золотой Орды. Как известно, Иван Васильевич, который четвертый, Казань брал, Астрахань брал, Крым не брал. Потому что далеко и за безводными степями. А татары на Русь ходили. Грабили и уводили в полон. Временами союзничали, но получалось не очень. Может, Иван Васильевич и Крым бы брал (вряд ли), но он был вассалом мировой державы Османской империи.

Иван Грозный и его время. Накануне опричнины

Сам хочу царствовать и всем владети

Мы давно уже не говорили о том, что происходило внутри Русского царства. А между тем, в 1560-1564 годы во внутренней политике происходили большие изменения. Во-первых, в 1560-м году пришел конец Избранной Раде. Я о ней писал в части о реформах. Кратко резюмируя, это ближний круг советников возле молодого царя Ивана, разработчики реформ. Некоторые историки отрицают его существование как оформленного учреждения. Но то, что на царя имели большое влияние несколько ближайших советников, и первыми из них были священник Сильвестр и боярин Алексей Адашев, подтверждается множеством свидетельств, в том числе и самого царя.

Корни разрыва между правителем и доверенными людьми сам Грозный выводил из 1553 года. Тогда молодой царь тяжело заболел и хотел завещать престол своему новорожденному сыну. Для этого он велел боярам присягнуть младенцу. Но бояре, якобы, не хотели этого делать, так как младенец, конечно же, не мог править, а выдвинули кандидатуру двоюродного брата царя, Владимира Старицкого. Сильвестр с Адашевым их, якобы, поддержали.

Судя по всему, этот "боярский заговор" был потом царем сильно преувеличен. Правда, есть сведения, что князь Старицкий действительно готовился захватить престол после смерти брата. Но никаких последствий для него тогда это не имело.

А Иван Грозный выздоровел и прожил еще много лет, в отличие от своего сына. Он повез младенца на богомолье, и при посадке на судно кормилица с ребенком упала в воду и утопила Дмитрия.

Грозный: что случилось с моим сыном?!

Кормилица: он утонул.

Но через много лет Грозный все это "припомнил" советникам, Старицким и боярам.

В конце 1559 года царь рассорился с Сильвестром. Строгий и деспотичный советник старался держать Ивана в подчинении. Но внушительный тон и слова о Божьем суде могли произвести впечатление на семнадцатилетнего юнца, но не на тридцатилетнего мужа. К этому времени определенно сложились политические взгляды царя, и в них никто не мог навязывать волю самодержцу.

Алексей Адашев еще в начале 1560-го руководил дипломатией. В мае того же года Грозный отправил его в Ливонию, в довольно высоком командном чине, но в этом уже можно было рассмотреть опалу. Царь начал сваливать неудачи в войне на советника. Когда взяли Феллин, одну из важнейших ливонских крепостей, царь приказал Адашеву стать там воеводой. Это было сильное понижение, как если бы министра поставили на пост мэра. Фактически, царь отстранил советника от управления государством.

Сильвестр попытался помочь товарищу, но царь не поддавался. Тогда протопоп заявил, что он уходит на покой в монастырь. Наверняка, Сильвестр надеялся, что Грозный будет умолять его остаться. Но царь не только отпустил бывшего наставника, но и благословил его.

Тем временем, Грозный отнял земли у Адашева, впрочем, наделив его другими, но менее важными. Второй воевода в Феллине затеял с Адашевым унизительный местнический спор, и царь, вместо того, чтобы поддержать бывшего советника, перевел его в Юрьев, не дав никакой должности.

На дальнейшую судьбу и Сильвестра, и Адашева повлияла смерть жены Грозного, царицы Анастасии. Есть устойчивое мнение, что царица оказывала благое воздействие на вспыльчивого царя. Он ее действительно очень любил, и она действительно могла влиять на решения Ивана. Царица тяжело заболела осенью 1559, и так и не оправилась. 7 августа 1560 она умерла. Ей было примерно 25 лет.

А что если сравнить Ивана Грозного с его европейскими коллегами примерно того же времени

Иван Васильевич меняет историю

Русский зверь на троне, или немного о европейском милосердии

Нагая

"А, ну-ка, покажи себя царю!", - приказал отец. Стыдливо опустив глаза, Мария прошлась по палатам. Щедро наделенная природой, она знала, что государь будет доволен увиденным, вот только ей от этого не было легче.

В слободке остался любимый - молодой да красивый дворянин. Увы, с ним Мария могла свидеться лишь в том случае, если она не понравится царю.

-Ох, и хороша, пригожа у тебя девка, - прищелкнул языком Иван Васильевич. - Достойную дочь вырастил, Федор Федорович.

Отец Марии низко поклонился.

-Благодарствую, государь.

-Готовь девку, - приказал грозный царь, продолжая сверлить взглядом зардевшуюся Марию..

8 февраля 1553 года в семье боярина да царского воеводы Федора Федоровича Нагого, широко известного под прозвищем Федец, родилась девочка, назвали которую Марией.

Отец все время был в разъездах, и воспитанием Марии занимались мамки да няньки. Девочку учили рукоделию, домашним делам да заботам о будущем муже.

В 17 лет Мария превратилась в настоящую красавицу. Высокая, статная барышня с пронзительными глазами и толстыми косами привлекала восхищенные взгляды мужчин. Однако, отец не торопился выдавать дочь замуж. Дело в том, что Нагие в ту пору находились в опале, царь был чем-то недоволен на Федца, поэтому по-настоящему знатные да богатые женихи к Марии не сватались.

Положение Нагих резко изменилось в 1577 году, когда Марии исполнилось 24 года - возраст по тем временам чуть ли не критический для вступления в брак. Государь Иван Грозный назначил Федца окольничим, а затем призвал в Москву вместе с дочерью, о красоте которой добрая слава ходила.

У барышни уже был жених - некий молодой боярин, проживавший неподалеку от вотчины Нагих. Мария была в ужасе от внимания 47-летнего государя, на счету которого уже было пять (а, по некоторым данным, шесть) жен, погибших в большинстве своем страшною смертию. Однако, отец и слушать ничего не хотел.

Федец отвез дочь к царю, где барышне было приказано подать Ивану Васильевичу чарку вина. Мария, стыдливо опустив глаза, выполнила просьбу. Государь был весьма доволен этим "смотром невесты" и заявил Федору Федоровичу, что возьмет его дочь в жены сразу после того, как вернется из похода в Лифляндию.

Поход, в котором принимал участие и Федец, затянулся до 1580 года. Мария все это время ждала государя в Москве.

Возвратившись из Лифляндии, Иван Грозный женился на 27-летней Нагой. Для царя, ранее всегда бравшего в жены совсем молодых девушек, брак был нетипичен. По мнению историков, на этот раз государь не столько шёл на поводу у своих желаний, сколько подыскивал женщину крупную, здоровую, способную родить ребенка, который мог бы стать наследником в случае, если что-то случится с царевичами Иваном и Федором.

При этом, с точки зрения церкви брак Ивана Грозного с Марией Нагой был незаконным - более пяти раз жениться не дозволялось. Однако, царь считал свой закон выше церковного закона.

В отличие от других свадеб Ивана Грозного, бракосочетание с Марией Нагой отличалось большой скромностью. Присутствовали лишь самые близкие государю представители Двора.

19 октября 1582 года Мария Нагая родила царю сына Дмитрия, а уже через два года Иван Грозный скончался. Наследника царевича Ивана к тому моменту уже давно не было в живых - Иван Васильевич смертельно ранил сына во время ссоры в Александровской слободе в ноябре 1581 года.

Царём был провозглашен Федор Иоаннович, сын Грозного от первого брака с Анастасией Романовной. Федор был "слаб умом и телом", поэтому молодого государя сначала опекал совет вельмож, а затем - шурин Федора Иоанновича, видный боярин Борис Годунов.

Федор Иоаннович считал брак отца с Марией Нагой незаконным, а ее сына - бастардом, не имеющим никаких прав на престол. Мачеху с единокровным братом Федор поспешил удалить в Углич.

Тем не менее, царица с Дмитрием покидали Москву с почестями. Как писал свидетель этих событий, английский историк Джером Горсей:

«Царицу сопровождала разная свита, её отпустили с платьем, драгоценностями, пропитанием, лошадьми и проч. — всё это на широкую ногу, как подобает государыне».

Более того, Дмитрий был объявлен князем Угличской земли, точно также, как когда-то глухонемой Юрий Васильевич, младший брат Ивана Грозного.

К 1587 году Борис Годунов постепенно отстранил от государя всех опекунов и, фактически, единолично управлял страной. Дошло до того, что заморские дипломаты просили аудиенции сразу у Бориса, а не у болезного Федора.

Борис считал род Нагих своими врагами, равно как и прочих бояр, которых жаловал Иван Грозный. Во время регентства Годунова в разные места были сосланы бояре Андрей, Михаил, Афанасий и Иван Нагие. Отец Марии Федор Федорович, ее дядя Андрей и братья Михаил и Григорий находились с царицей в Угличе, что также являлось ссылкой.

При регентстве Бориса Годунова в церквях было запрещено петь здравницы в честь "незаконнорожденного" царевича Дмитрия.

15 мая 1591 года в Угличе разыгралась трагедия, ставшая одной из поворотных точек отечественной истории.

В этот день царевич Дмитрий играл с "малыми робятками" Петрушей Колобовым, Иваном Красенским, Гришей Козловским и Важеном Тучковым в "свайку". Свайка - игра, связанная с бросанием острого металлического гвоздя (той самой свайки) через проведенную на земле черту. Задача - чтобы свайка воткнулась в разложенные на земле кольца.

За игрой следила мамка царевича Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова.

Пока царевич "тешился сваею в кольцо", у мальчика, по всей видимости, случился приступ "черной немочи" - так в те времена называли эпилепсию. Во время сильных судорог Дмитрий нанес себе удар "свайкой" прямо в шею. Вот как вспоминала этот страшный момент кормилица Арина Тучкова:

Как пришла на царевича болезнь чёрная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся.

На истошные крики женщин и детей прибежала Мария Нагая. Царица немедленно схватила полено и начала бить мамку Василису Волохову. Отлупив женщину, Мария прилюдно обвинила сына Волоховой, Осипа Волохова, в том, что это он зарезал царевича. Также царица назвала убийцами Никиту Качалова и Данилу Битяковского, сына московского дьяка, присланного для надзора за оказавшейся в опале царской семьей. Обвинения Марии означали, что, по ее мнению, убийство совершено по прямому повелению из Москвы.

По приказу Марии сторож Спасского собра в Угличе Максим Кузнецов и священник Федот, известный в народе под прозвищем "Огурец", забрались на колокольню на соборной площади и начали бить в набат. Поднявшийся народ растерзал людей, заподозренных Марией в убийстве царевича.

Вскоре для расследования происшествия в Углич прибыла комиссия боярина Василия Шуйского. Комиссия определила, что Дмитрий погиб в результате несчастного случая, а устроившие самосуд жители города расправились с невинными.

Двести угличан по приказу Василия Шуйского были казнены, шестьдесят семей сосланы в Сибирь.

Была наказана и главная виновница учиненного народом бесчинства - царица Мария.

«За недосмотрение за сыном и за убийство невинных Битяговских со товарищи» Нагую постригли в монахини под именем Марфа. Братья царицы были брошены в тюрьму за "небрежение к царевичу".

Пока Мария отмаливала грехи в Николовыксинской пустыни, Борис Годунов становился все более могущественным.

В 1598 году царь Федор Блаженный скончался, и Борис, которого в народе считали главным "душегубцем" царевича Дмитрия, получил полную власть в стране.

До поры до времени Нагая была Годунову совершенно не интересна: добившись полного краха Рюриковичей, царь Борис занимался лишь укреплением своей власти и заботами о будущей династии. Однако, в 1604 году по Руси начали распространяться слухи о Лжедмитрии I, сильно обеспокоившие Годунова.

Марию вызывали из обители в Москву, где Борис вместе со своей женой провели "допрос" монахини. Вот как эту эмоциональную сцену описал историк XIX века Н.И. Костомаров:

Для Годунова появление самозванца стало роковым: взволнованный успехами Лжедмитрия на поле брани, 13 апреля 1605 года Борис скончался, по всей видимости, от сердечного приступа.

Для Марии Нагой наступили удивительные времена: на престол вступал человек, называвший себя ее невинно убиенным сыном Дмитрием, которого царица сама же и похоронила.

18 июля 1605 года по требованию Лжедмитрия I 52-летнюю старицу Марфу с царскими почестями привезли в Москву. На въезде в столицу ее встречал "сын". Лжедмитрий обнял и облобызал "матушку", а та признала его Дмитрием Ивановичем.

Лжедмитрий выделил Марии палаты в кремлевском Вознесенском монастыре. К царице потянулись многочисленные просители и гости. Одной из самых желанных визитерш была сама Марина Мнишек, невеста "сына" Марии.

Род Нагих снова стал в почете: все "родственники" государя были возвращены из ссылки, получили чины, должности и имущество.

Лжедмитрий наслаждался жизнью, праздновал, сыграл пышную свадьбу с любовью всей своей жизнью - ненаглядной Мариной. В это время бояре, пригласившие самозванца на царство, уже плели против него убийственную интригу.

Так, в народе был пущен слух, что Марию Нагую поляки заставили признать Лжедмитрия, а тот якобы приказал выбросить из углицкой церкви гроб настоящего царевича.

В 1606 году в Москве началось антипольское восстание, в покои Лжедмитрия ворвалась толпа. Самозванец стал кричать, что его признала сыном царица Мария. Однако, участвовавший в расправе князь Иван Голицын заявил во всеуслышание:

«Сейчас я был у царицы Марфы; она говорит, что это не её сын: она признала его поневоле, страшась смертного убийства, а теперь отрекается от него!».

Таким образом, участь Лжедмитрия была предрешена: самозванца растерзала толпа.

Подняв на руки обагренного кровью Лжедмитрия, люди направились к Вознесенскому монастырю "кликать" царицу Марфу. Нагая вышла к людям.

«Говори, царица Марфа, твой ли это сын?» — спросили её.

Марфа ответила: «Не мой!».

3 июня 1606 года мощи царевича Димитрия были торжественно доставлены из Углича в Москву.

Пережитое в Москве потрясение окончательно подорвало здоровье Марфы-Марии. В 1608 году царица тихо скончалась в Москве.

Так сложилась жизнь Марии Нагой, которую вполне можно назвать царицей поневоле: она вовсе не желала выходить за царя Ивана, но была вынуждена это сделать.

(с) Василий Гавриленко, то есть я)

Телеграм Женщины в Истории https://t.me/istoriazhen

Где находится «Кемска волость» о которой говорит шведский посол в советской комедии

Комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» уже полвека снабжает нас крылатыми фразами. Но не все моменты из фильма понятны современному зрителю. Одним из таких фрагментов можно считать общение царя-самозванца и шведского посла. Заморский дипломат настойчиво требует отдать его стране «Кемску волость» и едва не добивается желаемого. Что это за волость и почему она была так нужна шведам?

Такого не могло быть Начать нужно с того, что показанная в фильме встреча Ивана Грозного со шведским послом в реальности состояться не могла. В комедии показан 1571 год, о чем говорит присутствие царицы Марфы Васильевны. Третья жена Ивана IV, Марфа Собакина, была супругой монарха всего 15 дней, после чего скоропостижно скончалась.

В этом году война Московии и Швеции была в самом разгаре. Тогда не подписывали конвенций и каждая сторона поступала с послами и пленными, как ей заблагорассудится. В 1571 году шведы схватили царских послов и бросили в темницу. Поэтому, вероятнее всего, посла вражеской державы ожидала бы схожая участь.

Еще одна несостыковка заключается в поведении посла. В 16 веке он не посмел бы говорить с царем в таком тоне. Наглеца немедленно бы схватили и казнили без разговоров. Поэтому аудиенция у монарха полностью придумана М. А. Булгаковым, по пьесе которого «Иван Васильевич» и снял фильм Гайдай. Кстати, в оригинале отдать Кемску волость предлагает не переодетый в царя управдом Бунша, а Жорж Милославский.

Что такое «Кемска волость»

Упомянутая в фильме территория существовала не только во времена Ивана Грозного. Есть она и сейчас, только называется Кемский район. Располагается это место в Карелии, у Белого моря, через пролив от Соловецких островов. Административный центр района — город Кемь.

Когда-то Карелия находилась у самых границ королевства Швеции и была спорной территорией. Беспокойные соседи делали неоднократные попытки присоединить эти земли, мирным путем или с использованием армии. Как раз в 1571 году шведские корабли подходили к Кеми очень близко. Но на вооруженный захват земли враг тогда не решился.

Зато в 1579 году шведы захватили часть Кемской волости, перебив местную дружину, с которой погиб и воевода Озеров. Носпустя год воевода Киприан Аничков успешно отбил эти земли у оккупантов и вернул их под власть московского царя. С 1580 года шведы много раз пытались вернуть утраченное, но безуспешно.

В 1591 году в устье реки Кемь перед городом была построена крепость, надежно защищающая от атак с моря. Дополнительно укрепили и близлежащий Соловецкий монастырь. Именно монашеской обители под начало и передали эту землю. Но чем так привлекала Кемь шведов?

Соловецкие острова и Кемь в 16 веке были одними из основных поставщиков соли в Московское царство. В то время это был ценный ресурс, от которого не отказалось бы ни одно государство. Кроме этого, побережье волости и Соловецкие острова славились своим промыслом морского зверя. Жир, который в Средние века использовали для осветительных ламп, отсюда везли не только в Московию, но и на экспорт в другие страны.

Большую роль играла Кемь и как торговый порт. Словом, завладев этой территорией и закрепившись на ней, шведы парализовали бы и торговлю и морской промысел.

Шлем Ивана Грозного

Наткнулся в сети на огромные расследования по поводу того,что за арабские письмена на шлеме царя Ивана Васильевича.Одни утверждают что это цитаты из Корана.Другие пишут что это просто орнамент бессмысленный.

А откуда информация что это шлем царя Ивана Четвертого?

Так написано же-кричат ученые.Вот:«Надпись на шлеме Ивана Грозного гласит: “Шелом князя Ивана Васильевича великого князя сына Василия Ивановича господаря всея Руси самодержца”.

Хорошо,а сам шлем где храниться?

В Стокгольме,в королевском музее.Привезен из Польши в 1655 году.

Историки делают вывод,ага,раз Ивана Васильевича именуют не царем,а князем,значит ,шлем изготовлен до 1547 года так как титул «князь» указывает на статус Ивана IV до его венчания на царство в 1547 г., исходя из чего шлем датируют 1533–1547 гг.

По достижении совершеннолетия в 1547 г. великий князь Иван Васильевич, как известно, был венчан на царство, приняв титул «царь всея Руси», который с тех пор стал основным титулом правителя Московского государства.

Немножко тупой вопрос: а зачем на шлеме царя писать кому он принадлежит?

Чтобы что? Не спутать?

Типа выходит Иван Васильевич из театра,а ему подают в гардеробе не его шлем,а чужой.А с надписью не перепутают?

Я когда служил в СА то хлоркой,как все писал ФИО и номер военного паспорта на куртке,бриджах,шапке,шинели и пилотке.Устав требует.

А зачем царю маркировать свой шлем?Тоже по уставу?Аналогия понятна?

Сам тип шлема совершенно русский.Такие сфероконические шлемы до сих пор находят в раскопках.

Пусть и не такие красивые.

Интересно,что на шлеме есть боевые отметины (шлем ремонтировали и поверх повреждений нанесены золоченые узоры.) и даже сквозное отверстие.Побывал в боях или мародеры проверяли-не из цельного ли золота штуковинка?

Как раз в Польше в 1655 году гремела война со шведами.Польский король сбежал в Силезию и вся страна была оккупирована шведами.Они много всяких трофеев прибрали к рукам в то время.

А фигурировал ли Иван Васильевич в этом шлеме где-то? Доказательств не имеется.

Возможно шлем польский трофей из Кремля времен Смутного времени 1610 годов.Представляю как некий шляхтич заказал для солидности гравировку и позолоту.Просто шлем из Московии- рутина.А шлем самого царя-это гордость!

По поводу арабских надписей и сур из Корана на шлеме вроде все просто.Турецкий трофей.

В действительности утверждение о наличии на шлеме арабской надписи было высказано переводчиком Генерального консульства Исламской республики Иран и преподавателем персидского языка Арашем Амирханлу при посещении им астрахан- ского Музея Боевой славы, где шлем был выставлен на временную экспозицию в 2009г. По мнению А. Амирханлу, надпись читается как «Аллах Мухаммед», повторяется по венцу шлема семь раз, и является сокращением знаменитой суры «Велик Аллах,и Мухаммед пророк его».

Утверждение о том, что «надпись» на шлеме Ивана Грозного имеет какой-либо смысл,кроме декоративного, не разделяется востоковедами. Так, в отчете от 26 июля 2011 г. Барбары Бруни (Barbara Bruni), итальянского специалиста по древневосточным языкам, профессора Флорентийского Университета (Università degli Studi di Firenze, UNIFI), утверждается, что«надпись» не читается ни на арабском, ни на османском турецком языках (хотя и имеет аналогии с андалузско-магрибскими каллиграфическими системами), является имитацией арабских графем и скорее всего была нанесена человеком, не владеющим арабским языком.

В 17 веке шлемы-иерихонки из Турции были супер популярны у русской знати.

В коллекции Оружейной палаты таких шлемов с арабскими письмена полно.

Шлем-иерихонка царя Алексея Михайловича (1629—1676). Наверху наносника сделана декоративная вставка с арабской тугрой: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухамед — пророк его", а по нижнему краю фрагмент 255-го аята суры "аль-Бакара" Корана: "Аллах — нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон". Оружейная палата Московского Кремля.

Шлем-иерихонка царя Михаила Фёдоровича Романова (1596—1645). Изготовлен во второй половине XVI века. Переделан в 1621 году мастером Оружейной палаты Никитой Давыдовым. Наверху наносника сделано украшение в виде покрытой цветной эмалью фигурки архангела Михаила — покровителя русского воинства. На шлеме (ближе к вершине) выгравирован фрагмент 13-го аята 61-й суры Корана: "Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и близкой победы". Оружейная палата Московского Кремля.

И никого это не парит.Шлем из музея в Швециии все обсуждают,а те что у себя под носом-не замечают.Вот в чем загадка!

А вот зачем православным государям на шлеме изречения из Корана-совсем другая история.

Невезучая сибирская корона

Мы привыкли к тому, что Сибирь была завоевана в результате похода Ермака Тимофеевича, захватившего царство Кучума и взявшего штурмом его столицу Кашлык.

В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком.

Соответственно, царь Иван Грозный, во времена которого это все происходило, традиционно считается сокрушителем трех царств – Казанского, Астраханского и Сибирского.

Но так считалось не всегда. В частности, сам Иван Васильевич полагал иначе.

В его титуле присутствовали только «Царь Казанский, Царь Астраханский». Несмотря на впечатляющие результаты похода Ермака и сокрушение Кучума, Грозный никогда не называл себя «царем Сибирским», а именовался лишь «всея Сибирския земли и Северныя страны Повелитель», причем звание это располагалось почти в самом конце титула. Возможно потому, что Кучум после гибели Ермака еще больше десяти лет воевал с русскими.

Когда же в титуле появился «царь Сибирский»? При Борисе Годунове – после того, как в 1598 году отряд под руководством "товарыща" воеводы Андрея Воейкова разбил войско сибирского царя, убив брата, сына и двух внуков Кучума, а плененных «восмь цариц да три царевича» отправив в Москву.

Н.Н. Каразин. Въезд плененного Кучумова семейства в Москву в 1599 году.

Годунов, только что, в январе этого же года взошедший «на царство», отчаянно нуждался в громких свершениях, способных укрепить его авторитет. Поэтому тут же объявил эту битву великой и окончательной победой, а себя – сибирским царем.

При Годунове в дипломатических документах и фиксируется «повышение статуса» Сибири, которая отныне именуется «царством» и перемещается из конечной части титула в начальную, вслед за царствами Казанским и Астраханским. Впервые в новой редакции титул был озвучен в статейном списке посольства дьяка Власьева к императору Священной Римской империи Рудольфу II.

Как все мы помним из знаменитого фильма, царем называться очень приятно: «Царь, очень приятно, царь…». Поэтому «царем Сибирским» именовали себя все, кто надевал русскую корону после Годунова – и Лжедмитрий I, и «последний рюрикович» Василий Шуйский, и польский королевич Владислав, и многочисленные Романовы - вплодь до Николая Второго.

Годунов же и "построил", как тогда говорили, сибирскую корону - в добавление к созданным еще Иваном Грозным коронам казанской и астраханской.

Но если казанская и астраханская короны были сделаны в виде традиционных русских "шапок" (см. шапку Мономаха), то сибирскую корону Годунов захотел сделать по европейскому образцу.

И заказал ее в Праге, бывшей тогда столицей Священной Римской империи. Причем заказал не только царский головной убор, но и полный набор инсигний – «сибирскую» корону, скипетр и державу.

Один из тамошних чиновников Р. Л. фон Дорндорф сообщал в своем донесении маркграфу Георгу Фридриху Ансбахскому прелюбопытные сведения, мол, русский посланник, "Посольского приказу диак Офонасей Власьев" «имеет при себе императорского золотых дел мастера, который делает для него великолепную золотую корону, украшенную рубинами и алмазами», причем «драгоценный камень, который к ней приделывают, ...посланник привез с собою из Москвы». Удивляться, что ювелир «работает... в квартире посланника» не приходится, работы велись в полной тайне. «Этот... мастер, - пишет чиновник, - с давних лет и ныне мой хороший друг, он должен был присягнуть императору, что об этом ни одному человеку ничего не откроет. Я знаю, что этому причина...».

Причина навсегда останется неизвестной, поскольку на этом доставшийся нам кусок письма обрывается.

Русское посольство во главе с Афанасием Власьевым на торжественном въезде в Краков невесты короля Сигизмунда III Вазы Констанции Австрийской. Фрагмент «Стокгольмского свитка».

"Бориска" очень ждал свои царские регалии, но привезли их в Россию только в 1604 году и насладиться обновкой Годунову практически не довелось. Буквально через несколько месяцев начался поход Лжедмитрия I, потом случилась смерть Годунова и загуляла по Руси Смута...

Зато Лжедмитрию Первому европейского вида корона понравилась настолько, что он даже изменил порядок венчания на царство и венчался дважды. Первый раз, как и все русские цари до Петра Первого включительно - шапкой Мономаха. А вот второй раз, в Успенском соборе - европейского вида короной, как он заявил, «короною своего отца Ивана Васильевича», присланной «от кесаря, великого царя Алемании» – то есть императора Священной Римской империи.

Именно в этой европейской короне Самозванец изображен на одной из двух выпущенных им медалей.

На самом деле, разумеется, это была корона не Грозного, а Годунова, которая понравилась Гришке Отрепьеву настолько, что он даже заказал парную к ней женскую корону для своей жены Марины Мнишек.

Невезучими оказались и сам "царь Димитрей", и полюбившаяся ему корона. Прахом Самозванца, как мы помним, выстрелили из пушки в сторону Польши. А годуновскую корону, как и парную к ней почти готовую корону Марины Мнишек, отдали полякам во время Семибоярщины.

В 1611 году в Кремле "седмочисленными боляры" выдали их в качестве "фантов" польскому гарнизону в уплату за военную службу. Из «сибирских» инсигний, заказанных Годуновым, на Руси остались только скипетр и держава, которые и сегодня хранятся в Оружейной палате.

Судьба же короны оказалась печальной – добравшись на родину, польские солдаты попытались продать "царские шапки", но не нашли денежных покупателей. После этой неудачи и «первая сибирская» корона и «корона Мнишек» были разобраны составные части, а золото и каменья солдаты поделили между собой.

Так прекратили свое существование первые на Руси царских атрибуты, выполненных в виде европейских корон. Возможно, поэтому новые версии пропавших в Смуту «астраханской» и «сибирской» корон были сделаны в виде традиционных «шапок». А те благополучно дожили до наших дней.

Но если «астраханская шапка" сегодня красуется на гербе Астраханской области, то «сибирскую» водрузить некуда за отсутствием сибирского герба.

Сегодня так называемую "вторую сибирскую шапку" можно увидеть только в Оружейной палате - ее, кстати, чаще называют "алтабасной", то есть "парчевой".

Хотя нет. Еще ее можно посмотреть в Новочеркасске на памятнике Ермаку. Изваянный скульптором В. А. Беклемишевым еще до революции бронзовый атаман в левой руке держит боевое знамя, а правой протягивает корону покоренного им Сибирского царства – ту самую "сибирскую шапку" 1684 года.

________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Зачем Зеленскому показали в Польше униженных русских послов

О как! Оказывается, президент Польши Анджей Дуда под камеры показывал посетившему Варшаву Владимиру Зеленскому знаменитую картину "Стефан Баторий под Псковом" - вот скриншот.

Напомню, что "Стефан Баторий под Псковом" великого Яна Матейко - это невероятно талантливое картина, по которой можно изучать польские национальные комплексы. Сюжет картины - русские послы Ивана Грозного на коленях умоляют польского короля Стефана Батория о мире.

Картина была впервые выставлена в 1872 году - вскоре после поражения кровопролитнейшего польского восстания в Российской империи и в столетнюю годовщину разделов Польши. Что хотел сказать художник - понятно без объяснений. Либеральная русская интеллигенция, разумеется, была счастлива и выражала всяческую солидарность со свободным духом Польши. Так, Илья Репин писал об этой картине:

"Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого её могущества и славы".

Исторические парралели очень прозрачны и не возникает вопросов - зачем не то польские, не то украинские пиарщики устроили это разглядывание старой картины под телекамеры.

Это эпизод Ливонской войны, которую, как известно, развязала тоталитарная Россия. Иван Грозный, вероломно напал, захватил множество чужих земель, населенных русскоязычным народом и вообще совершил множество преступлений.

Но потом ситуация изменилась. Сначала наступление москалей увязло, захлебнулось и фактически остановилось, а потом новый король Речи Посполитой Стефан Батория собрал силы и совершил несколько очень успешных контрнаступлений, с каждым походом отрывая от Русского царства огромные куски. В первом походе он вернул множество завоеванных русскими земель, в том числе Полоцк, из-за которого все началось. Во втором польскими стали несколько городов, никогда ранее этой стране не принадлежавших: Великие Луки, Велиж, Невель, Усвят и Заволочье. Третий поход в 1581 году был направлен на Псков - и это было решающее контрнаступление, которое должно было решить исход войны.

Именно про этот пик польского торжества и рассказывает картина.

И все бы хорошо, но, как я уже говорил, картина Матейко представляет собой не рассказ о реальных исторических событиях, а польские мечты.

Потому что в реальности не было никаких коленопреклоненных москальских послов. Более того - в реальности тот "контнаступ" разбился о русскую оборону и именно об Псков "польский военный гений" Батрий и сломал зубы, что позволило Грозному выторговать обратно все захваченные Баторием земли и завершить войну практически без территориальных потерь, на условиях довоенного "статус-кво".

"Стефан Баторий под Псковом" - это что-то вроде наших "писателей-попаданцев", в своих книгах героически спасающих СССР, нагибающих Омерику и переигрывающие все исторические эпизоды, просранные в реальности. Самолюбие тешит, но есть в этом что-то жалкое.

Так и "Стефан Баторий под Псковом". Это польская попытка пусть хоть так, на холсте, но изменить историю, излить досаду. Нарисовать коленопреклоненных русских, запечатлеть неслучившееся торжество польской гордости, пик славы Речи Посполитой. И тем самым хотя бы в живописи переиграть этот злосчастный эпизод из длинной исторической серии «почти добили москалей, но опять не удалось».

А в реальности осада Пскова Баторием - это миг нашей, а не польской славы, наше, а не польское торжество. Как красиво написал историк Николай Карамзин:

«Честь принадлежит Пскову: он, как твердый оплот, сокрушил непобедимость Стефанову; взяв его, Баторий не удовольствовался бы Ливониею; не оставил бы за Россиею ни Смоленска, ни земли Северской; взял бы, может быть, и Новгород… То истина, что Псков или Шуйский спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей истории, доколе мы не утратим любви к Отечеству и своего имени».

И еще пару слов про картину "Баторий под Псковом".

Будучи безумной фантазией в своей основе, в частностях она просто великолепна. Это касается как "заклепок", так и персонажей. Матейко был одним из лучших исследователей польской средневековой материальной культуры и незадолго до картины выпустил альбом "Одежда в Польше".

То же самое и с героями этого огромного полотна. Практически все фигуры являются историческими персонажами - и я не только про Батория, папского легата и знаменитого иезуита Поссевино, членов русской делегации или мужика в красном - канцлера Яна Замойского, однокашника Батория по университету в итальянской Падуе. Нет, даже про какого-нибудь "третьего слева в кепке во втором ряду" можно писать авантюрный роман.

Видите, например, этого мужика в центре с длинными усами? Это один из многочисленных православных и русскоязычных героев ВСУ Речи Посполитой.

Звали его Филон Семенович, фамилия у него была Кмита, а примерно со середины жизни - Кмита-Чернобыльский. Вторая, пугающая часть фамилии происходит от Чернобыльского замка, пожалованного ему королем Сигизмундом II Августом за многочисленные ратные подвиги. А вообще он был старостой города Орши.

Нет, формально Филон Семенович еще и смоленским воеводой был, но именно что формально - реально Смоленском владела Россия. Просто назначение чиновников на зарплате, управляющих неконтролируемыми территориями, имеет в этих местах очень давние традиции. Польские официальные структуры, "управляющие" Черниговским и Смоленским воеводствами, разогнали только после разделов Речи Посполитой.

Филон Семенович, правда, был мужик крутой и очень хотел свое виртуальное воеводство сделать реальным. Посему, во время второго контрнаступления Стефана Батория на Великие Луки Филон Кмита-Чернобыльский с 9-тысячным войском вторгся в пределы Смоленщины, но потерпел поражение в битве при Настасьино от знаменитого русского воеводы Ивана Бутурлина ,о котором тоже книгу писать можно. Причем хорошо огреб - настолько, что сам «еле пеш в лес утек».

С другой стороны - у него и в Орше забот хватало.

Он был очень активный градоначальник, живо всем интересовавшийся, целенаправленно занимавшийся сбором информации о России и Литве и имевший связи в самых высоких кругах. Филон Семенович переписывался даже с Иваном Грозным, в описи архива Посольского приказа числился, например, «лист, писал к царю и великому князю Ивану Васильевичю из Литвы Филон Кмита, староста ошмянский».

А переписка оршанского старосты с королем Польским и Великим князем Литовским и другими государственными особами уже дважды переиздавалась. Эти «листы» интересны тем, что представляют собой служебные донесения о военно-политическом положении на восточном рубеже польской границы.

В одном из этих листов, кстати, староста Орши докладывает, что его «пташки» нашептали ему, что «дей с королевства Английского привезена князю великому коруна, вельми коштована (очень дорогая)», которая «так высока, мало не локоть». За эту самую «коруну» Грозный, дескать, выложил соболей на безумную сумму в 230 тысяч рублей.

И именно это его донесение помогло историкам распутать знаменитую загадку о "третьей шапке Ивана Грозного". Но про нее я уже рассказывать не буду, это очень длинная история, о которой я писал в своей книге "Царский титул в картинках".

________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Рекомендуем
@yankol
@molo4n
Тренды

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: