Уже прошло шесть лет с момента моего первого контракта, а я до сих пор не могу спокойно смотреть, когда в блогах нельзяграм члены экипажа романтизируют картину, говорят только о хорошем, показывают красивые фото с путешествий, оставляя суровые реалии кораб***ской жизни за кадром.
Когда я начинала свой блог в нельзяграм, моей целью было рассказать правду без прикрас, поэтому мои старые посты о работе в море не только о новых странах, но и о буднях.
Что думает не знающий человек, смотря на работу бармена по ту сторону стойки? Это легко - наливай себе алкашку, да смешивай коктейльчики. И только те, кто работает в общепите знает, что за всем этим стоит не только умственный труд (нужно держат в голове огромное количество рецептур, методов приготовления, вариантов подачи, плюс правила сервиса), а также и физический труд (принимать поставку товара, раскладывать всё по местам и т.п.).
Первое с чем я столкнулась на работе в баре на круизном лайнере - все ассистенты и бармены равны. Здесь нет парней и девушек - все выполняют одинаковые обязанности - так прописано в контракте. Ты должна быть способна поднять 20 кг веса. В баре, где я работала на суше, коллеги парни всегда по возможности помогали, только когда я была одна в смене приходилась таскать что-то тяжелое. На корабле же я привыкла перетаскивать ящики с пивом, перекатывать бочки по 20 кг и подключать их к системе, принимать поставку со склада и перетаскивать это всё с места на место, расставляя в нужном порядке. Срывала не раз спину, коллеги говорили носить специальный поддерживающий пояс, но мне в нём было жутко неудобно и жарко работать.
И это не всё, после смены ежедневно была уборка, и не такая как в барах на суше. На круизных лайнерах очень строгие санитарные нормы, когда впервые увидела КАК нужно замывать бар и какими средствами, я стала говорить гостям "Здесь вы можете есть с пола". На этой работе я научилась не только намывать бокалы, но и чистить сливные системы (дренажи), разбирать и собирать посудомойки и огромные машины для мягкого мороженного и много чему ещё. От фразы special cleaning (ген уборка по-нашему) хотелось выть, это значило, что мы не просто будем драить бар после смены, но ещё и будем ждать, когда наш дежурный менеджер пройдет с фонариком и проверит все труднодоступные места в баре.
Я для себя переняла правило коллеги из Индии, которых знал одно русское слово "тряпка" и всегда мне говорит "Машка,тряпка!" это значило, не то что я тряпка, а что надо вытереть капельку на стойке. Он предпочитал следить за чистотой бара в процессе работы, порой даже слишком придирался. Но я впоследствии поняла для чего он это делал - чем чище бар в рабочем процессе ежедневно, тем меньше драить на спешал клининге. Плюс, он рассказал мне, что у каждого менеджера есть свои привычки, какие уголки проверять фонарём и этом мы уделяли особое внимание. И на следующий контрактах, я сразу узнавала такие секретики и учила своих официантов держать бар в чистоте.
Но потом я столкнулась с американской проверкой USPH и барменеджером, которого прислали на борт готовить все бары к этой проверке, потому что у него был огромный опыт работы именно в этом регионе. Мне тогда повезло, я работала утренние смены, начинала в 5-5.30 утра, заканчивала около 19ч с перерывами между этими сменами. Поэтому моя задача была подготовить бар к открытию и планомерной работе (smooth service), чтобы были все заготовки и т.д., чтобы мои коллеги не отвлекались и могли разделиться, к вечеру (кто-то оставался за стойкой, а кто-то шёл в подсобку драить полы и стены). Меня иногда просили помочь оттереть стеллажи и пыль на полках, но основную работу ребята могли сделать только после закрытия бара. Бывало так, что я приходила на утреннюю смену, а ребята ещё даже не уходили, потому что менеджер ещё не проверил или ходил до сих пор проверял белыми перчатками и ватной палочкой. Я с ужасом на это смотрела и старалась сделать всё возможное, чтобы бар оставался как можно чище до моего ухода со смены.
Эта проверка очень серьезное мероприятие - проверяют все локации на корабле и ставят баллы. Если снизят бал из-за твоего департамента будет очень плохо. Если лайнер не наберет нужного количества баллов - все круизы могут остановить до следующей проверки. А это значит, что компания потеряет миллионы долларов.
В каждом уголке мира есть подобная проверка, только по разному называется, в основном её проводят перед началом сезона. То есть, например, если лайнер пришел из Европы в Америку, начинается новый для него сезон, меняется меню, проводится проверка (при этом круизы не останавливаются, для гостей это всё незаметно). Также, когда лайнер приходит наоборот из Америки в Европу, или из Европы в Бразилию. После этой глобальной инспекции можно выдохнуть и спокойно работать сезон.
Но эти инспекции сейчас кажутся "цветочками" по сравнению с работой на круизном лайнере во время пандемии, когда мне дали контракт на первом лайнере, который вышел в море в 2020 году MSC Grandiosa (благо мой контракт был в 2021 году, когда регламенты уже были отточены, а первые круизы прошли проверку). Это уже другая история, расскажу в следующей статье.