Таскиджийский эксперимент

В начале 30-х годов власти США организовали печально известный Таскиджийский эксперимент. В маленьком городке Таскиджи, с преимущественно темнокожим населением сифилисом были заражены 400 человек.
Цель эксперимента - выяснить насколько эффективно организмы негров справляются с сифилисом относительно организмов белых. Медицинские организации Таскиджи были в деле и при обращении к ним местных жителей с жалобами на здоровье лечили их от других болезней, или вовсе давали плацебо.
В конце 40-х медицина научилась побеждать сифилис, но эксперимент в Таскиджи все равно продолжили. Дело всплыло наружу в 1972 году, в результате чего разразился страшный скандал. К тому времени из 400 людей, зараженных сифилисом, в живых осталось около 70. Кроме того, еще 40 были заражены через половые контакты с зараженными первой волны и у них родилось около 20 детей с тяжелыми физическими отклонениями.
В 1997 году Билл Клинтон извинялся перед общественностью за сам эксперимент и попытки правительства США его скрывать.
При этом последствия этих бесчеловечных действий идут гораздо дальше, чем можно подумать на первый взгляд. Мы проанализировали статистические американские данные, опубликованные на специальных сайтах органов статистики, и обнаружили, что в разгар ковида многие темнокожие американцы не шли делать прививки именно потому, что считали, что могут снова сделаться жертвами подобных экспериментов.

Гениально же

Людей раньше заражали малярией, чтобы вылечить сифилис.
Человеку, в голову которому пришла такая безумная, но рабочая идея, вручили Нобелевскую премию. Им был Юлиус Вагнер-Яурегг. Малярия вызывала очень высокую температуру, которая убивала бактерии сифилиса. Потом пациентов лечили от малярии. В то время не было антибиотиков и сифилис был прямой угрозой для жизни.

Пандемия сифилиса в XV-XVI веках

В августе 1494 года король Франции Карл VIII с 25 тысячной армией вторгся в Италию. Основной его целью было завоевание Неаполитанского королевства.

Он имел некоторые права на неаполитанский престол, потому что его бабка, королева Франции была дочерью Неаполитанского короля.

Поначалу поход был успешным. Французская армия без боя заняла Флоренцию, а вскоре и Неаполь. Неаполитанская армия насчитывала не более 1000 наемников, и оказать серьезного сопротивления не могла. В Неаполе Карл короновался и принял титул короля Неаполитанского, Иерусалимского, а затем в течение двух месяцев праздновал свою победу. Современники отмечали пышность этих празднеств, а также разнузданное поведение их участников, превращавших банкеты в оргии.


Карл VIII вступает в Неаполь. Художник Э. Фирмен-Ферон

Воспользуюсь описанием одного из этих банкетов, которое дал французский историк Ги Бретон. Его впрочем, многие историки обвиняют в преувеличениях, хотя все авторы научных и популярных статей об этой болезни приводят именно его данные.

Он писал: «покончив с обедом, гости стали танцевать в парке, а прекрасные служанки, оставив на время свои обязанности, смешались с толпой приглашенных. Одежды на них было очень немного, и вскоре все они были увлечены в тенистые кущи парка»


Смерть приходит за банкетный стол. Художник Джованни Мартинелли

Однако вскоре многие участники этого банкета почувствовали себя нездоровыми. Бретон пишет: «тела их от головы до колен покрылись коростой, у некоторых провалились рты, другие ослепли. Последних, впрочем, можно считать счастливцами, поскольку они не могли видеть свое заживо гниющее тело».

Заболели не только дворяне, участники королевских банкетов. Во время этого двухмесячного отдыха весьма отметились и простые солдаты, массово насиловавшие неаполитанок.

Кроме того в лагерь победоносной армии как мухи на мед слетелись женщины легкого поведения, пополнившие сонмище маркитанток, немногим от них отличавшихся.

В итоге, через месяц эпидемия в рядах французской армии достигла масштабов подлинного бедствия. Заболели тысячи солдат, и армия потеряла боеспособность.


Маркитантка. Художник Петер фон Хесс

В следующем году, с трудом отбившись от армии Венецианской лиги в битве под Форново, французы унесли ноги из Италии. Так человечество познакомилось с новой, страшной болезнью, распространяющейся половым путем – сифилисом.

Зараженные солдаты разнесли заразу по всей Европе. Ведь среди наемников были швейцарские пехотинцы, шотландские лучники, испанцы, фламандцы, в общем, искатели приключений со всей Европы.


Рыцарь и наемник играют в кости

Уже в 1495-1496 голах эпидемия сифилиса охватила Италию, Францию, Швейцарию и Германию; затем перекинулась в Австрию, Венгрию и Польшу. В 1499 г. сифилис появился в России.

Далее, благодаря торговым сношениям, болезнь распространилась в Северной Африке, Египте, Турции. К 1500 г. пораженным оказалось население Южной и Юго-Восточной Азии, Китая, а в 1512 году массовые заболевания сифилисом зафиксированы в Японии.

По подсчетам исследователей, число смертей от сифилиса во время пандемии достигло 5 миллионов человек. За пределами Европы подсчетов не велось и число смертей неизвестно, однако правомерно будет предположить, что там умерло не меньше, а, пожалуй, даже больше людей, чем в Европе.


Портрет Жерара де Ларесса (болен сифилисом). Художник Рембрандт ван Рейн

Болезнь тогда была гораздо более смертельной, чем в более поздние времена и в дальнейшем, сифилис, поражая большое количество людей, уже не принимал характер пандемии, возможно, вследствие некоторого иммунитета, который возник после нее.

Люди терялись в догадках, откуда взялась эта болезнь. Обвиняли женщину, которая переспала с прокаженным, поскольку сифилис, на первых порах считали болезнью, родственной проказе.

Винили солдат, которые якобы употребили в пищу человеческое мясо. Рассказывали о человеке, вступившего в связь с кобылой, зараженной кожным сапом (как известно, при этой болезни на коже лошадей появляются язвы, схожие с сифилитичными).

Как всегда, среди виноватых были иудеи. В 1492 году король Фердинанд Арагонский вместе с Изабеллой Кастильской издали указ об изгнании из Испании евреев, отказавшихся принимать католичество. Было изгнано более 200 тысяч человек. Часть из них временно осели в окрестностях Рима, поскольку в сам город их не пустили. Среди них произошла вспышка сифилиса, унесшая жизни 30 тысяч человек. По мнению некоторых писателей того времени, именно они принесли болезнь в Италию, еще до прихода французов.


Ландскнехт. Изображен наемный солдат, заболевший сифилисом. Сверху – знаки зодиака Художник Альбрехт Дюрер

Не обошлось и без вездесущих астрологов. По их мнению, причиной возникновения болезни было то, что 25 ноября 1494 года Сатурн и Юпитер сошлись под знаком Скорпиона в доме Марса, что привело к уязвлению плоти.

Благой Юпитер был подавлен злыми планетами Сатурном и Марсом. Знак Скорпиона, который ведает половыми органами, объясняет, почему именно они и подверглись в первую очередь нападению новых болезней.

Альбрехт Дюрер, немецкий художник, впервые в Европе в 1496 году изобразил на гравюре изображение наемника, кожа которого покрыта язвами от нескольких шанкров. Рядом с изображением лежит текст предупреждения о новой болезни, устанавливающий прямую связь между эпидемией и астрологическими знаками в 1494 году.

И, конечно, основной причиной болезни считались человеческие прегрешения, а саму болезнь – наказанием за грехи. Причиной заболевания были богохульства, грехи и аморальное поведение.

Новая болезнь сначала получила название «люэс» - зараза. Хотя параллельно с ней потреблялись географические названия, как правило, болезнь называли по имени своих соседей, к которым не испытывали особой симпатии. Так, жители сегодняшних Италии, Германии и Великобритании называли его «французской болезнью», французы — «неаполитанской» в России - «польской».


Портрет Джироламо Фракасторо. Художник Тициан

Поляки, в свою очередь употребляли термин «немецкая болезнь», португальцы и жители северной Африки называли ее «кастильской» или «испанской», турки - «христианской». В течение XVI века болезнь называли «большой оспой», встречаются названия «венерическая чума», болезнь Купидона и тому подобное.

Название «сифилис» придумал врач, профессор Падуанского университета Джироламо Фракасторо. В 1530 году он с целью просвещения горожан создал стихотворную поэму «Сифилис или галльская (французская) болезнь».

Главный герой поэмы пастух Сифил был наказан богом Аполлоном за непослушание ужасной болезнью, переданной через богиню Венеру. Собственно, Фракасторо воспользовался сюжетом одного из эпизодов поэмы Овидия «Метаморфозы». У Овидия Аполлон убивает некоего Сипила, сына Ниобы и Амфиона в наказание за то, что Ниоба оскорбила его мать Латону


Джироламо Фракасторо показывает пастуху Сифилу и охотнику Илькею статую Венеры, чтобы предупредить их об опасности заражения сифилисом. Гравюра Яна Саделера

Фракасторо несколько изменил имя героя и сделал его говорящим – Сифил, с греческого - любитель свиней и изменил наказание – не смерть, а болезнь. Так или иначе, с этого времени за болезнью прижилось ее новое название – сифилис.

Распространению болезни способствовали и некоторые народные суеверия, распространившиеся в эту эпоху. Считалось, что для того, чтобы избавиться от венерических заболеваний, необходимо заняться сексом с девственницей, чья чистота поможет пациенту вылечиться. Разумеется, это варварское убеждение привело к частому насилию над детьми.

Одно время в Италии возникли сплетни, будто бы, чтобы излечить себя, необходимо переспать с чернокожей женщиной. Какие только легенды не рождало невежество.


Сцена в борделе. Анонимный нидерландский художник Брансвик Монограммист

Народная медицина предложила весьма экзотические рецепты лечения сифилиса: принимать напиток, настоянный на муравьях, накладывать на воспаленные ранки пасту из дождевых червей, привязывать к половым органам тушку цыпленка и тому подобное.

Врачи также испробовали для лечения сифилиса немало способов, причем некоторые из них поражают своей наивностью. Считалось, что для исцеления необходимо изгнать чужеродное, вызывающее заболевание вещество из организма. Поэтому больному делали кровопускания, приписывали слабительное.

Особенно важным было вызвать усиленное потоотделение. Для этого использовалось несколько методов. Один из них: пациент ложился в постель, снизу к которой могли подвести горячую трубу.


Пациент в потовой ванне

В соответствие со вторым методом, пациент, завернутый в простыню и одеяло, садится на стул, под которым находится пылающая духовая печь, а затем ложится в кровать.

Пациенту могли приписывать принимать ванны с вином, травами или оливковым маслом. Наиболее опасными были, так называемые «потовые ванны» с добавлением жидкости, содержащей свинец, считающийся одним из наиболее верных средств против болезней, передающихся половым путем.


Лечение сифилиса соком гваякового дерева. Художник Ян ван дер Страат

Однако наиболее действенными считались два метода. Известный немецкий гуманист, рыцарь и писатель Ульрих фон Гуттен пропагандировал лечение гваяковым настоем, получаемым из смолы гваякового дерева из испанских колоний в Америке.

Этот настой действовал как слабительное средство, приводили к появлению мокроты, диареи и увеличению мочеиспускания и считался «очистителем крови». Скорее всего, лечебный эффект от применения этого средства был нулевым, но, по крайней мере, это лечение не приносило вреда пациенту.

Уже через два года после первой вспышки заболевания медик Джорджио Саммарива из Вероны начал пропагандировать лечение сифилиса ртутью.


Параце́льс (Фили́пп Аурео́л Теофра́ст Бомба́ст фон Го́генгейм), 1493-1541 гг.

Этот метод стал основным, когда в пользу лечения ртутью высказался немецкий врач и алхимик Парацельс (1493-1541). Он был фанатичным поклонником жидкого металла и рассматривал его как универсальное лекарство.

Эта догадка не была лишена оснований, так как ртуть действительно подавляет возбудителя сифилиса – бледную трепонему. Препараты на основе ртути применяли в течение 450 лет, а в СССР вплоть до 1963 года препараты данной группы входили в клинические рекомендации при лечении сифилиса.

Однако такое лечение было недостаточно эффективно и весьма токсично для организма больного, приводя к полному выпадению волос и высокому риску развития серьёзных осложнений.

Поскольку сифилис в эпоху пандемии являлся смертельной болезнью, «побочные эффекты» лечения ртутью, а именно выпадение волос и зубов, язвы по всему телу, тошнота и галлюцинации не считались чем-то из ряда вон выходящим.

По-латыни ртуть называлась Меркурием (отсюда шутки вроде «ночь с Венерой – жизнь с Меркурием»). Однако основную опасность для жизни пациента несло неумелое употребление препаратов из ртути. Достаточно сказать, что сам Парацельс умер в 48 лет, надышавшись парами из ртути.

С сифилисом врачи боролись путем втирания в язвы мази из ртути и животного жира и путем подкожных инъекций. Лекари смешивали ртуть с жирами, салом или маслом, могли добавлять в адскую смесь уксус, серу и скипидар, а наиболее набожные – еще и миро. Наиболее одаренные соединяли ртуть с лягушками, куриной кровью, ядом змеи, а иногда и с чем похлеще.


Лечение сифилиса фумигацией

Популярна была фумигация, при которой ртуть испарялась над огнем, и пациенты подвергались воздействию полученного пара путем посадки пациента на сидение без дна над горячими углями с ртутью, либо помещением всего тела, за исключением головы, в специальную бочку, (называемую скиния»), в которую поступал пар.

Поскольку пары в сотни раз опасней ртути в жидком состоянии, смертность от подобного лечения подскакивала до 80%. Выжившие считались вылечившимися, особенно когда болезнь переходила во вторичную или третичную фазу, уже без заметных симптомов.

Еще один опаснейший метод лечения возник уже в XVII веке. Бледная трепонема, возбудитель сифилиса не может размножаться в условиях повышенной температуры тела. Путем наблюдений тогдашние врачи заметили, что при высокой температуре, больному сифилисом становилось гораздо легче.


Малярия. Художник Эрнест Эбер

Возникла идея искусственно заражать больного малярией, сопровождавшейся высокой температурой, для излечения от сифилиса. Это стало возможным лишь после 1631 года, когда впервые для лечения малярии начали использовать кору хинного дерева.

Однако, малярия - это опасное заболевание и гарантии на выздоровление никто дать не мог. Реально излечивать сифилис научились лишь в ХХ веке, однако о новейших способах лечения сифилиса мы говорить не будем, это лежит за пределами нашей темы.

Заболеть сифилисом считалось очень позорным и, поэтому заболевшие всячески старались скрыть свой недуг. Однако следы болезни часто были видны на лице – сгнивал нос. В XVI веке врачи научились трансплантировать кожу с руки пациента на нос, чтобы скрыть болезнь.


Трансплантация носа (XVI век)

Врачи собирали ткань с руки, не удаляя ее ножку из кровотока на руке. Пациент должен был оставаться с рукой, привязанной к лицу, до тех пор, пока новые кровеносные сосуды не вырастут в месте соединения и лоскут может быть окончательно отделен от руки во время второй процедуры

Откуда же появился сифилис. На этот счет в медицинских кругах сформировалось три теории.

Европейская теория. Сифилис существовал в Европе всегда, но в конце XV века, в силу невыясненных причин, перерос в пандемию

Африканская теория. В Экваториальной Африке существовали и до сих пор существуют несколько болезней невенерологического характера, вызванные бактериями семейства трепонем. После того как португальцы в середине XV века начали осваивать Африку, некоторые из них заразились указанными болезнями. В новом климате бактерия мутировала и вызвала грозную эпидемию.


Колумб высаживается в Америке. Художник Диоскоро Пуэбла

И, наконец, американская теория. В соответствие с этой последней, сифилис завезли в Европу участники первой экспедиции Колумба, заразившиеся от коренных жительниц американского континента.

Сифилис существовал в Новом Свете издавна, у его жителей выработался к нему стойкий иммунитет и местные жители были носителями бактерий сифилиса, но не болели им.

Бывшие члены первой экспедиции Колумба могли попасть в Неаполь незадолго до прихода французской армии, они могли быть в составе этой армии в качестве наемников, о чем есть свидетельства современников.

Похоже, ныне эта проблема решена. Американские ученые провели генетические исследование скелетов людей, умерших от сифилиса и в 2008 году доказали, что бледная трепонема вывезена из Америки. Таким образом, правильной оказалась американская теория.


Карьера проститутки. Гравюра І. В ловушке сводницы. Опытная сводница, больная сифилисом, заманивает неопытную девушку в свои сети Гравюра Уильяма Хогарта

Пандемия сифилиса значительно изменила мир. В XVI веке власти во многих европейских государствах начали борьбу с уличной проституцией путем организации публичных домов (борделей).

Власть требовала, чтобы они располагались за пределами города, или поблизости от городских ворот.

Внутренняя жизнь борделей сурово регламентировалась, и власть попыталась наладить элементарный медицинский контроль за деятельностью сотрудниц борделя.

В XVI веке меняется общественная мораль. Эпоха безудержной сексуальной свободы, практикуемой в последние столетия Средневековья, отошла в прошлое. Многие люди отказывались создавать семьи, предпочитая прожить жизнь в одиночестве.


Фламандское домашнее хозяйство Художник Мартен ван Клив

Социально одобряемым принципом в семейных отношениях стала супружеская верность, ведь теперь нарушитель ее рисковал жизнью. Открытое пренебрежение нормами морали сменилось показным благочестием.

Почитайте, как описаны монастыри в сборнике новелл «Декамерон», Джованни Бокаччо, написанном в 1352-1354 годах. Это настоящие притоны разврата: монахи и монахини ни о чем другом, как о сексе, и не думают.

Теперь монастыри значительно приблизились к тому идеалу, который предложили в свое время их создатели – общежитие людей, отказавшихся от мирских соблазнов и проводящих время в молитве и труде.

Не отставало и белое духовенство. Сравните образ жизни таких пап, как Иннокентий VIII (1484-1492 гг.) или Александр VI (1492-1503) погрязших в распутстве и, скажем, Павла IV (1555-1559 гг.) – приложившего огромные усилия для морального очищения церкви.


Мартин Лютер на Вормском Рейхстаге в 1521 году отстаивает свое видение христианской веры

Не сомневаюсь, что эпидемия сифилиса немало способствовала успеху пропаганды протестантизма, выросшего на критике излишеств представителей католического клира.

Не исключаю, что отдаленным следствием пандемии была массовая охота на ведьм, начавшаяся в 1585 году.

Вообще, вследствие стресса вызванного пандемией значительно возросло внимание к вопросам религии, и привело к большей религиозности, впрочем, часто показной.


Сожжение ведьм

И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале "Mihnik" https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2022


Мы в социальных сетях: