Какая красота: "принимая решение передать Троицу церкви, Кремль не знал о состоянии иконы". Не рискну это комментировать: такие аналогии просятся на язык, что хоть святых выноси, из Кремля особенно.
Какая красота: "принимая решение передать Троицу церкви, Кремль не знал о состоянии иконы". Не рискну это комментировать: такие аналогии просятся на язык, что хоть святых выноси, из Кремля особенно.
Но важно - другое. Во всех СМИ пишут, что немедленно передать Троицу РПЦ отказываются "эксперты Третьяковки", "специалисты Третьяковки" или даже "ученый совет Третьяковки". Т.е. у публики формируется мнение, будто один-единственный строптивый музей уперся рогом и не хочет отдавать православному народу свою единицу хранения.
Вам нагло врут в глаза.
Придется, как обычно, в полночь встать из гроба и дать справку.
Вы наверное заметили, как пресса тихой сапой, будто невзначай, но упорно прибавляет к Троице слово "чудотворная". Это неправда. И со строптивой Третьяковкой тоже неправда.
А как все обстоит на самом деле?
Решение о том, что Троицу надо стабилизировать, а там видно будет, принял Расширенный Реставрационный совет № 87 от 15 мая 2023 года. Он всегда собирается. когда речь идет о судьбе памятников национального значения. Именно он отстоял ветхую икону в 2008-м, когда ее пытались забрать в первый раз. Всем, кому реально интересно, я дам ссылку на стенограмму заседания (с картинками и пояснениями), а просто для сведения - перечислю, какие структуры были представлены на совете.
И единогласно решили: сейчас икону трогать - опасно, пусть отдохнет.
Что-то мне подсказывает: многое после этого перечисления станет яснее.
- Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва;
- реставрационная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
- кафедры реставрации и иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ);
- Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви;
- Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ);
- лаборатория климата музеев и памятников архитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР);
- лаборатория научной реставрации темперной живописи и отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа;
- сектор древнерусского искусства Государственного института искусствознания (ГИИ);
- сектор реставрации живописи Музеев Московского Кремля;
- отдел реставрации музейных коллекций Московского
музея-заповедника «Коломенское-Измайлово»;
- отделение реставрации Московского академического художественного училища (МАХУ);
- отдел реставрации и консервации Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
(ГМИИ им. А.С.Пушкина);
- отдел реставрации древнерусской живописи и отдел древнерусского искусства Государственного Русского музея (ГРМ),
- кафедра Истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
- секция темперной живописи и секция монументальной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры;
- Научно-методический совет по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры;
- комиссия Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России;
- комиссия Министерства культуры по аттестации реставраторов;
- комиссия по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры.
Там больше пятидесяти человек, от Третьяковки - двадцать.
Собственно позицию РПЦ на совете озвучивал протоиерей Леонид Калинин (художник по образованию, скульптор), член Патриаршего совета по культуре, почетный академик Российской Академии Художеств, и реставрации и прочая, и прочая.
Он на совете поначалу язвил и даже, с моей точки зрения, разок капитально нахамил музейщикам. Но, честь ему и хвала, быстро врубился в ситуацию и сменил тон.
И, в конечном счете, под решением совета - подписался.
Чего и вам желаю.
по ссылке: скан стенограммы Расширенного Реставрационного совета + иллюстрации
Приехали. «Троицу» Андрея Рублева возвращают в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Ребята, это катастрофа.
«Троица»
Посмотрите на другие иконы и фрески тех же времен, которые находятся не в музеях. Спойлер: они полуживые. Часто у РПЦ нет технических средств, чтобы поддерживать жизнь древним шедеврам. Добавьте сюда плохой контроль, лень и безалаберность – получите Боголюбскую икону Божией Матери, которую поразил грибок.
Боголюбская икона Божией Матери, еще до грибка
И можно возразить, мол 400 лет икона как-то прожила в храме, до сих пор жива. Но оригинал Рублева спустя 400 лет увидели только в 1919 году. Когда советский реставратор расчистил ее от верхних слоев и добрался до оригинала. И только тогда все поняли, какое сокровище обнаружилось!
Причем ранее «Троица» и не нужна была РПЦ. И чудотворной ее не называли. Замазывали шедевр новыми слоями и копотью.
Да и Рублев стал широко известен ближе к концу 20 века, его потенциал древнерусского авангардиста мы разглядели очень поздно. Но как только икона (картина?) стала важной – ее, видите ли, похитили.
Почему я так уверен, что «Троица» погибнет очень быстро? Уже передавали в 2022 на два дня во все ту же Свято-Троицкую Сергиеву лавру, выпросили на праздник. И что же. 60 новых повреждений, будьте здрасьте. Полгода реставрации. И это за пару дней!
Дело в том, что по своей сути «Троица» – древняя доска, вся в царапинах, краска отходит очень легко. Икона находится в специальной камере с кислородным режимом, вокруг куча датчиков для отслеживания ее состояния. И все равно ее нужно регулярно восстанавливать, нужен уход профи. Которых в лавре нет.
Видимо, «Троица» уезжает навсегда. Точнее до конца своей жизни. Через год.
Ссылка на новость: https://www.rbc.ru/politics/17/05/2023/64648cee9a794727a9925...
Другие истории и заметки про искусство можно почитать тут