Как человеку, исповедующему буддизм, мне всегда интересно наблюдать за спорами вокруг религий и богов. Мне самому наиболее близка позиция, которую выразил Его Святейшество Далай Лама:
Как человеку, исповедующему буддизм, мне всегда интересно наблюдать за спорами вокруг религий и богов. Мне самому наиболее близка позиция, которую выразил Его Святейшество Далай Лама:
Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпению, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но сегодня мировая реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще.
И ещё одна его цитата:
Разница между этикой и религией похожа на разницу между водой и чаем. Этика без религиозного содержания является водой, которая жизненно необходима для здоровья и выживания. Этика, смешанная с религией - это чай, питательная и ароматическая смесь воды, чайных листьев, специй, сахара и, в Тибете, ещё щепотки соли.
Но как бы чай ни был приготовлен, основным ингредиентом всегда будет вода. В то время как мы можем обходиться без чая, мы не можем жить без воды. Точно так же, мы рождаемся свободными от религии, но мы не рождаемся свободными от потребности в сострадании.
Поэтому, да - атеист может быть хорошим человеком, как и орнитолог, диабетик или автолюбитель. Ярлыки, которые мы вешаем на себя или вешаются на нас окружающими в силу наших религиозных убеждений, профессии или статуса никак не отменяют нашей способности или неспособности помогать или вредить друг другу и таким образом быть хорошими или плохими.
В моём дворе жила девочка, которую в школе недолюбливали. Во-первых, она была рыжая, во-вторых толстовата, в-третьих, могла дать сдачи. Поэтому обидчики в основном дразнили её на дистанции. Однажды во дворе начали строить дом и как тогда было принято - без всяких заборов возвели нулевой цикл. Мы, дети, естественно восприняли его как игровую площадку. Однажды, мы как обычно скакали по блокам, и один пятиклассник оступился, вследствие чего прилетел головой в край ФБС блока. Эти фундаментные блоки имеют бугристую поверхность, а край у них как пила. И вот мальчик рассёк бровь, нехило ударился головой, стоит и ревёт, кровища хлещет по лицу. Мы все растерялись, мелкие, не знаем чего делать. И тут появляется эта всеми дразнимая девочка, прикладывает ему, который принимал активное участие в её травле, платок и ведёт в травмпункт.
Она не стала злорадствовать, смеяться и говорить - "Так тебе и надо". Она просто по человечески ему помогла. Наверно, потому что знала, каково это - страдать в одиночестве.
Правда, как-то потом я наблюдал её и в другой сцене, как она поймала дразнившего её мелкого пацанёнка и щедро надавала ему по заднице палкой. 😁
Все мы бываем хорошими и плохими, смысл этики - быть хорошими чаще. Смысл религии - научиться видеть больше хорошего, чтобы чаще быть хорошим.
"Если люди хороши только из-за боязни наказания и желания награды, то мы действительно жалкие создания"
Альберт Эйнштейн
Кажется невозможным, что кто-то мог бы мумифицировать себя. Но именно этим занимались буддийские монахи в Японии с 11 по 19 века. Хотя экстремальный процесс может показаться безумным, адепты рассматривали его как способ достичь дальнейшего просветления.
Монахи лишали себя пищи и в конечном итоге хоронились, сохраняя при этом признаки жизни. Все это в погоне за более высоким состоянием бытия. Успешные монахи-сокушинбуцу считаются живыми Буддами.