Фильм "Служебный роман" (1977) безусловно является классикой советского кинематографа, и лично я считаю его одним из лучших фильмов Эльдара Рязанова, сразу после "Гаража", который я безмерно обожаю.
Фильм "Служебный роман" (1977) безусловно является классикой советского кинематографа, и лично я считаю его одним из лучших фильмов Эльдара Рязанова, сразу после "Гаража", который я безмерно обожаю.
Г-ди, люди выше на полном серьёзе обсуждают "эмоциональный союз" Нади и Лукашина, называя Ипполита арбузером. Фильм в целом про алкоголиков и инфантилов, с детства не хотел это говно смотреть, вынужденно увидел целиком в 25 лет в автобусе долгого следования, где эту зарисовку из жизни советских алкашей и невменозников решили включить всем принудительно.
Лукашин - великовозрастный инфантил, который в 36 лет живёт с доминантной мамой и пытается из-под её каблука сбежать под каблук невесты Нади, которую он то ли хочет, то ли не хочет, и всецело показывает, что сомневается, делать ли ей предложение, но вроде как надо, а он вроде как шлангует и пытается слиться от ответственности.
Друзья его - такие же инфантилы и деграданты, у которых "традиция" каждый Новый год вместо помощи своим женщинам с уборкой и организацией домашнего стола ходить в баню и бухать там до абсолютно скотского состояния тотального невменоза. Вероятно, чтобы потом приползти домой в состоянии синего скота и блевать в тазик перед жёнами и детьми, создавая всем новогоднюю атмосферу. Взрослое поведение взрослых ответственных людей. Которые нажираются до такой степени, что натурально забывают, что один должен лететь в Ленинград к жене, а другой - делать предложение своей девушке, что они в бане и отмечали. Потрясающий уровень ответственности за свою жизнь и за чувства близких людей.
Далее идёт час зарисовок из жизни алкоголиков с пьяными откровениями, потасовками и хамством. Проснись лично я в чужой квартире, поставив её хозяйку перед её женихом в крайне неловкое положение, я бы не летал вальяжно чумным Карлсоном с просьбами к незнакомым людям дать взаймы денег и выкидыванием фотографии жениха (!!!) в форточку, а бегал бы в панике и думал, как я допился до подобного скотского поведения и как со стыда не сгореть, когда я по пьяни сорвал другому человеку встречу Нового года с его женой, скомпрометировал ни в чём не повинную женщину перед её женихом и подвёл свою женщину, которая, судя по всему, будет Новый год встречать наедине с недолюбливающей её будущей свекровью.
Надя - аналогичная тургеневская блярышня, которая к пьяному быдлу, проснувшемуся в её квартире, проникается моментальной симпатией. Алые Паруса, блеать, "как долго я тебя ждала". В принципе, нормальная, наверное, для одинокой и бездетной 34-летней учительницы русской литературы попытка натянуть сову на глобус и увидеть романтику и порыв в скотской дерзости больного алкаша. И умудриться ради них пренебречь существующими отношениями, как пренебрёг ими этот алкаш.
Надя и Женя - идеальная пара, пусть никогда не расстаются, чтобы нормальным людям такие партнёры не достались.
А если развернуть ситуацию?
Вы приходите к парню с которым собрались встретить Новый год вдвоём а он вам с порога говорит. «Что сейчас расскажу не поверишь. Вернулся домой а у меня в кровати телка пьяная в трусах спит. Ну полный хохотач правда?) она из череповца тут по пьяни оказалась и адрес совпал»
Вы ему «ничего смешного не вижу гони ее нахрен или давай полицию вызовем»
Он вам «да жалко ее куда она сейчас пойдёт пусть тут до утра полежит»
«Ну и оставайся с ней сам»
Через часик остыв и решив что может зря так я быканула вы идёте назад а там эта телка уже вполне зажигает. Пьёт просеко жрет салаты поёт в караоке и айфон который вам в подарок приготовили уже на себя зарегила. И уже ваши совместные фото из инсты удаляет. Вы к парню с претезией «дорогой что за херня?»
А он вам «ты мне не доверяешь ты слишком токсична ты абюзер»
«Ну ты и урод! Я на тебя год жизни потратила я тебе ps5 подарила а ты оказывается конченый!»
Если рассказать такую версию 100% женщин назовут мудаком хозяина дома. То есть Надю)
Ипполит завелся на ровном месте тоже не без причины. Надя до него 10 лет встречалась с женатым мужчиной 2 раза в неделю. Кто этот пьяный хрен? Может это бывший прибухнул и пришёл звать назад? Или по старой памяти за дружеский секс заскочил? И ключи от квартиры сюда вписываются отлично.
Почему Надя при виде спящего постороннего тела просто не вышла и от соседей не вызвала милицию? Может это тело и не совсем постороннее?
Да и потом это тело внезапно ожило и стало весело встречать Новый год и бриться чужой бритвой.
И что бы сделал Ипполит будь он циничным расчётливыми мудаком которому плевать на Надю? Да просто ушел бы. Сказал бы «я нормальный мужик упакованный по уши свистну и таких Надь у меня сотня будет»
Но Ипполит не равнодушен к Наде. Он разбивает жигуль что в 75 было как сейчас разбить ламбу об яхту. Он напивается что для него скорее всего не характерно и он уходит. Без обвинений и претензий.
А что Надя? Лукашина на улицу гнать жалко он замёрзнет а мокрого Ипполита на мороз? Да похуй!) ещё и поржали в спину. Он мокрый от слез.
В этом фильме все герои ведут себя как мудаки. Это как в книгах Достоевского 99% героев моральные уроды с вывихом психики. Но Ипполит на фоне остальных вполне себе достойный.
Ну, давайте посмотрим.
Мама Жени. Реально мировая мама. Хочет своему сыночка счастья, впрочем, как любая нормальная мама. Тем более Женя никак не мог вступить в отношения, и тут (наконец-то) хоть кто-то нашелся. Значит сынок будет не один на старости лет. А Галя там... Маня.... Ваще по барабану.
Друзья. Нормальные друзья. Прикольные. На своих посмотрите. Главное - искренне любят друга, сопереживают и радуются за него. Перепутали по-пьяне? С кем не бывает?
Теперь Галя. Здесь уже особый случай. Девка на излёте вдруг встречает в поликлинике симпатичного доктора (неженатого и даже без отношений), застенчивого, интеллигентного. Это же находка века. Естественно, она - инициатор, выгодоприобретатель и главная движущая сила отношений. Пришла, увидела, взяла быка за рога... Маму - нахер к соседям. Она же мировая мама? Ну вот. Женю быстренько под венец. И в стойло. Жизнь удалась.
Очень часто встречал таких хищниц. Крутые в юности. Готовые на всё чтоб верховодить. Прошедшие Крым, Рым и вообще всё. И поэтому оставшиеся в одиночестве, т.к. нормальные пацаны не прочь покуражить, но для семейной жизни выбрали себе более "отстойных", не таких "продвинутых и центровых", зато более целомудренных подруг. То что она спрашивает Надю по телефону: "Последний шанс?", очень верно характеризует именно её образ мыслей. Забрали. Украли. Уже готового окученного чувака. Прямо из под венца увели. Уздечку сняли и увели. Жесть. Обыдна, слюший, да?
Женя. Нормальный мужик. Обычный. Попал по распределению в поликлинику когда-то, и тянет - потянет. Видимо, грамотный врач. Добросовестный и порядочный. Не сильно пробивной, иначе давно бы пристроился куда-то на более рыбное место. Не ходок. Поэтому и застенчив немного. Именно осознавая свою неспособность свободно вести себя с женщинами. Ему, тянущему лямку по привычке, искать себе пару было не с руки, а нравящиеся женщины или не попадались или были уже пристроены. Вот и подобрала его Галя. И смирился он. А чё? Типа любит. Замуж хочет. Ну пусть так и будет.
Смотрите, как он преобразился, когда встретил Надю. Стал хамить. Драться. И весьма успешно. Прям мачо. Увидел мужик цель, в кои то веки. Наконец-то. Попалась, встретилась его женщина. Которую он выбрал. Сам.
Ипполит на фоне Жени - на две а то и на три головы выше. Не взирая на то, что мудак. Хотя его мудачество выпячено режиссурой, сходу это тяжело понять. Особенно, если сам такой как он.
С виду он такой весь из себя положительный и солидный. Наверняка со связями и блатом везде. Всё схвачено. На хорошей должности. Машина, дорогая одежда, дефицитные подарки... Познакомился с Надей... И решился. Пора. Пора жениться.
А чё? Хороший экстерьер у девочки. Учытэлка. Классика!
Т.к. по жизни (как и Галя) Ипполит прошел Крым, Рым и медные трубы, (только продрался по социальной лестнице повыше Гали,) прожжённый и битый, всегда и во всем всех подозревает в самом худшем, никому не верит и не доверяет, готов поверить во всё что угодно по отношению к кому хочешь. Потому что и сам такой. А что делать? Хочешь успешно жить - умей вертеться. И жертвовать. Кем-то. За счет этого качества и держится на плаву. Жив. Цел. Орёл. Он, конечно, сразу бы вызвал ментов, без всяких разговоров. Хоть бы там в парче и шелках лежала бухая царица Савская. И у него разрыв шаблона. Почему? Как? В его спокойную равномерную, чётко распланированную и регламентированную жизнь ворвалось нечто непонятное... Чужеродное и враждебно-эмоциональное. Как может он, с апломбом, называя даже еще не супругу, а невесту "непутёвой", воспринять всё иначе? Никак.
Примеряя на себя, я бы безусловно и безоговорочно поверил жене. Девушке вот, с которой долго провстречался до женитьбы - не поверил бы точно. Поэтому, собственно, не она и стала моей супругой.)
Вот в чём всё и дело. Нужно жить с тем, кому доверяешь. И доверять тем, с кем живешь. А иначе - просто не жить вместе. Зачем?
Надя. Добросердечная идеалистка. Которой тоже в жизни досталось. Именно потому, что она всегда отталкивалась от души и сердца а не от холодного разума и расчетливости. Вот попробовала от безысходности с Ипполитом - от холодного разума... И... Не получилось. Да и Слава Богу. Оно то, может, и не плохо крепким задним умом жить. Но не в семейной жизни точно.
И жили бы они долго и несчастливо. Женя под каблуком своей Гали сбегал бы к друзьям, отпрашиваясь у Гали. Или обманывая её, что по делам... Мама бы вообще вскорости переехала в богадельню. Ей же там "лучше будет".
Надя с Ипполитом, как покорный вассал, выдергивая минутки чтоб провести их с подругами... Мама бы осталась одна в квартире. Или разменяли бы маме Нади квартиру на меньшую. Ипполит бы разрулил...
Но... Судьба распорядилась по другому. И слава Богу, что так.
В августе 2022 года исполняется 35 лет с того, момента как навсегда ушел Андрей Миронов. Его не стало через несколько дней после Анатолия Папанова. Но его роли и выступления остались с нами, это часть искусства. В жизни Андрей Александрович был полной противоположностью своего сценического образа – он был деликатен, раним и добр. Когда режиссер Эльдар Рязанов впервые увидел на экране Миронова, то сделал вывод, что это актер с отрицательным обаянием. Эльдар Александрович не увидел в нем положительного героя.
Первая встреча режиссера и актера состоялась во время подготовки к съемкам фильма «Берегись автомобиля». Рязанов предложил Миронову роль Димы Семицветова, который променял свое образование и специальность на судьбу спекулянта. Через много лет такой герой станет вполне типичным представителем современности, а тогда это был однозначно отрицательный герой. Эту роль по задумке авторов сценария Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского исполнитель должен был дополнить своей индивидуальностью и мастерством. Вскоре после знакомства Рязанов и Миронов прониклись взаимной симпатией и дружили на протяжении 20 лет.
- Наши встречи сопровождались шутками, внезапными подковырками, легкими дерзостями, окрашенными приязнью, - писал режиссер в своей книге «Неподведенные итоги». Во время съемок актер делился с режиссером историями из жизни. Однажды в Звенигороде на улице он рассказал ему историю со съемок фильма «Бриллиантовая рука», когда на улице прямо во время работы на улице в Сочи толпу растолкал местный выпивоха и громко крикнул Юрий Никулину: «Здорово, раздолбай!». Вся съемочная группа, включая Анатолия Папанова и Андрея Миронова, с завистью смотрела на Юрия Владимировича. Вот она, народная любовь! Во время рассказа мимо ехал на велосипеде местный мужичонка с бидоном на руле. Увидев Миронова, он подъехал и остановился, а потом, убедившись, что перед ним действительно известный актер, сказал: «Вот так хрен к нам пожаловал!».
- Андрей, твоя популярность сравнялась с никулинской! – заметил Рязанов. К работе Миронов относился очень ответственно – никогда не опаздывал, работал с полной самоотдачей, был способен к экспромту. Кстати, большую часть трюков в фильмах он выполнял сам. К примеру, во время съемок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» актер сам висел на ковровой дорожке на уровне шестого этажа гостиницы «Астория» в Ленинграде, и сам же висел на краю моста над Невой на высоте 20 этажа.
Позже Рязанов был убежден, что актер станет идеальным Ипполитом в «Иронии судьбы». Миронов, прочитав сценарий, сказал, что не хочет играть отрицательного персонажа. Режиссер парировал тем, что Ипполит вовсе таковым не является, он просто несчастный человек. Но Андрей Александрович все равно отказался. Миронов пробовался на роль Лукашина, так как Рязанов сказал: - Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде... клянусь, ты будешь играть Лукашина. Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка - Ира... Что-то в ней было... Я в нее еще в восьмом классе... как тогда говорили... втюрился... А она не обращала на меня ну никакого внимания... Потом, уже после школы, она вышла за Павла...» Но почему-то ощущения правды жизни, веры в актерскую убедительность не возникало... Поверить в то, что какая-то неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно... И я отказал ему. Я повторил еще раз, что на роль Ипполита беру его без кинопробы. Но тут он отказал мне. Однако... мы продолжали относиться друг к другу нежно и по-дружески. Позже Андрей Миронов пел и читал текст в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово», участвовал в телевизионных передачах и творческих встречах Эльдара Рязанова. Режиссер говорил, что его друга тяготила репутация легкого комедийного актера, он мечтал сыграть трагедийную роль. Когда он ушел, советский кинематограф лишился доброй, веселой и музыкальной краски.
Искусство стало более тусклым.
Краткий пересказ для молодёжи: клоуны свергают душного чиновника и делают всякое, пока девушка с осиной талией поёт "пять минут - это много или мало?".
Докладываю, коротенько, минут на сорок: режиссёр Эльдар Рязанов снял не один всем известный новогодний фильм, а два.
Едва появившись, этот фильм был тут же разобран на цитаты и ушёл в народе. И сегодня, по прошествии 65 лет, он остается одной из самых знаменитых и любимых зрителями кинокомедий. «Карнавальная ночь» открыла миру Людмилу Гурченко и режиссёра Эльдара Рязанова, которому суждено было стать классиком комического жанра. А ведь в них никто не верил...
Главным героем фильма Рязанов считал чиновника Серафима Ивановича Огурцова. Именно этот образ давал возможность придать фильму сатирическую, злободневную направленность.
Такую важную роль принялся играть не абы кто, а знаменитый актёр театра и кино Игорь Ильинский. Он был классиком сценического искусства.
К глубокому изумлению молодого режиссёра, Ильинский держался необычайно деликатно, скромно, ничем не выказывая своего превосходства. Человек редкостной интеллигентности, Ильинский с неподдельным уважением отнесся к молодому режиссёру. Они сразу нашли общий язык. Роль Огурцова досочинили вместе, во время репетиций и съемок.
Роль Огурцова в «Карнавальной ночи» — роль остросатирическая, во многом близкая знаменитому Бывалову из «Волги-Волги». Ильинский боялся самоповтора.
Рязанов предложил Игорю Владимировичу играть бюрократа новой формации: «Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло. Он инициативен, открыт, прост, демократичен без панибратства и фамильярности. В нём есть все качества, которых мы требуем от положительного героя. Единственный в нём минус - отсутствие чувства юмора.»
И действительно, были бы все чиновники такими, как товарищ Огурцов, мы бы сейчас жили в межгалактическом коммунизме.
Игорь Ильинский, как всегда, прекрасно справился с ролью. Но зрители, внезапно, восприняли как главного героя новогодней комедии не чиновника, а девушку с осиной талией, Лену Крылову — второкурсницу с Харькова Людмилу Гурченко.
Когда весной студентка института Люся Гурченко пробовалась на роль Лены Крыловой, её задачей было создать привлекательный образ современной девушки. Она исполнила песню Лолиты Торрес из фильма «Возраст любви». Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Гурченко пела сама. И всех переиграла.
Вместе с художниками К. Ефимовым и О. Гроссе молодой режиссёр по-новому подошел к организации съемочного пространства. Картина была снята в интерьерах, а не в павильоне. Было лето. Театры разъехались на гастроли. И добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе театра Советской Армии.
Многое из образных решений рождалось в процессе съёмки, импровизационно. Например, эпизод с горе-лектором по астрономии: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно, наука пока еще не в курсе дела». Тогда развёртывало свою деятельность действительно нужное и полезное дело - Общество по распространению научных и политических знаний. Однако, среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых участвовать где угодно и говорить о чём угодно, лишь бы платили деньги. Так что фигура человека с портфелем возникла в «Карнавальной ночи» из жизни, как очередная сатира. На роль лектора был приглашён мастер комедийных ролей второго плана Сергей Филиппов.
Много сцен приходилось переснимать, ведь постановка была для Рязанова одновременно и школой.
Рязанов показал мэтрам отрывки из «Карнавальной ночи». Уважаемые режиссёры были единодушны в оценке: материал скучный и бездарный. Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остается, — закончить скорее съёмки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне.
«Карнавальную ночь» (как и испанскую инквизицию) никто не ждал, она не рекламировалась. Просто вышла 28 декабря 1956 года — под Новый год. И поразила зрителей!
Новогодний праздник, каскад музыки, танцев, песен… Сексуальные Обаятельные молодые актёры Л. Гурченко и Ю. Белов. Созвездие известных комиков — С. Филиппов, А. Тутышкин, Т. Носова, В. Зельдин. Отличная актёрская молодёжь, которая всё умеет — поёт, танцует, ведёт себя естественно, непринуждённо. Лёгкая музыка А. Лепина. Задушевные песни.
При этом, как отмечали критики, молодой режиссёр проявил замечательное чувство меры. Едва только возникала опасность, что зрителю поднадоест собственно концертный номер, как он тут же сменялся злоключениями товарища Огурцова или лирической вставкой. Смешное встречалось с грустным, юмор с сатирой, и всё это восходило к ощущению «общей радости», которое словно рвалось наружу из картины.
Любо-дорого смотреть и 65 лет спустя.