Я пришел работать на предприятие, занимающееся металлообработкой, в 2017 году на позицию коммерческого директора. Предприятие было небольшим, рук-ног-голов не хватало и работать предстояло много и усердно (надо отдать должное работодателю, об этом он честно сказал на собеседовании). Конечно, первоочередной задачей было увеличить объем продаж... Ну как "увеличить объём продаж", из уст Генерального директора (он же один из собственников) звучало это примерно следующим образом: "Всё ЕСТЬ! Сайт есть! Менеджеры сидят-звонят! Заказов нет...Надо, чтобы были!" Предприятию тогда стукнуло 2 месяца от роду...
На тот момент, в работе я нуждался очень сильно! И готов был выходить уже и в Эльдорадо, и в Спортмастер, и в Пятерочку, потому что голод, как известно, не тетка, а без работы (в поисках ЛУЧШЕГО предложения) я просиживал уже давно и выбора, кроме как подписаться на эту авантюру, для себя не видел.
Теперь по поводу ВСЁ есть:
Сайт. Создан был примерно полтора месяца назад. Кривые тексты, сплагиаченные с других ресурсов. Отвратительные фото, а то и вовсе без них. Разумеется. не "сеошенный" ни разу.
Отсутствие компании на Яндекс/Google-картах и 2ГИС.
Контекстная реклама на уровне практически "нееее, не слышал". Позиция руководства была "да енто всё ваши интернеты, чё попало там, одни наебки"
Социальные сети. Не было вообще, хотя горели желанием создать канал на YouTube
Отдел продаж. ООООООО! Как только я увидел "манагеров", сразу почувствовал "боль в моя дырка задница" и не потому что манагеры были любвеобильны, а я "по ту стороны баррикад", а потому что это были "грустные" технари. Одному из них, как позже выяснилось, было 40 лет, а двоим другим по 24-25, соответственно. И все они были интровертами, но, если старший был интровертом по воле души, так сказать, то младшие были по воле МОДЫ - такие томные молодые люди, у которых за плечами только дипломы об окончании ВУЗов! И вот эта "святая троица" обзванивала предприятия из справочника с предложением услуг металлообработки и параллельно подыскивала себе работу! Звонили в холодную! Они же просчитывали стоимость, контролировали производство и отчасти занимались закупками (в основном старший). И тут логичный вопрос: а какого хрена люди с нулевой квалификацией в продажах делали в отделе продаж? Дело в том, что собственники бизнеса свято верили в то, что манагер должен РАЗБИРАТЬСЯ в продукте, который продаёт, и это, безусловно, ТАК! Но сфера металлообработки настолько обширна и возможна такая куча вариантов, что найти продажника, у которого ГОСты будут от зубов отскакивать, а чертежи читаться на раз-два не представляется возможным, по крайней мере, за ту ЗП, которую предлагали владельцы бизнеса, а вот найти технаря, который в продажах вообще ни бум-бум, и ЗАСТАВИТЬ его продавать это можно!
*вообще как оптимизировали отдел продаж и производство...хотя как можно оптимизировать то, чего нет... Как создавали отдел продаж и производство достойно отдельного поста, но об этом в другой раз!
Станочный парк: универсал 16к20, долбежный 7А420, фрезерный 6Р13 и ещё пара-тройка "дедушек" со времен СССР. Из практически новых были лазер (1 КВт, на Райкусе), гибочный станок из братского Китая усилием в 120 тонн и длиной гиба в 3 метра с минимальным набором инструмента. Из всего этого великолепия с ЧПУ был только один станок - лазерный.
Список услуг. Предприятие готово было оказать ЛЮБЫЕ ВИДЫ УСЛУГ - от помыть полы до сконструировать ракету! О чем ГРОМКО (корявыми текстами и фото) заявляло на сайте. На вопрос "как мы будет делать, например, термическую обработку изделий", когда у нас даже спичек нет, чтобы создать хоть что-то напоминающее "термо", руководство отвечало: "не сцы мальчик, есть подрядчик!"
ERP для производства (или хоть какая-то система управления), CRM для отдела продаж. Нет! Только СВЯТОЙ Excel (пиратский)!
Вот такое "хозяйство" мне досталось. Разумеется, обо всех нюансах узнал я много позже, далекооооооо не сразу! Прибавьте сюда тот факт, что пришел я в эту сферу абсолютно с другого рынка, и вы получите настоящую феерию, которая тогда творилась в моей голове! Руководствовался я тогда, прежде всего, принципом "голод не тетка и пирожка не подсунет", чем руководствовался собственник, принимая меня на ответственную должность в не самый лучший период запуска бизнеса, я узнал позже. Дело в том, что на собеседовании я отличился прямотой своих высказываний относительно того, как у них всё устроено и "не ссал" говорить, что тот или иной бизнес-процесс работает не так.
Предвижу немой вопрос читателей о том, как вообще собственники смогли организоваться с такими познаниями в бизнесе?! Здесь стОит жирно подчеркнуть тот факт, что производственниками владельцы бизнеса были отменными - отлично разбирались в металлообрабатывающем оборудовании, прекрасно понимали технологический процесс при изготовлении даже сложнейших деталей и, самое главное, ни перед чем не пасовали! Они вышли "из гаражей" с четкой целью создать металлообрабатывающее предприятие!
Вот такая затянувшаяся предыстория.
Итак, перво-наперво необходимо было обеспечить приток заявок, чтобы предприятие работало, деньги зарабатывались и пускались в развитие, ну и в мою ЗП, конечно))) Заявки нужны были уже ЗАВТРА, а лучше сегодня, потому что финансовая подушка не бесконечна, а контора, можно сказать, два месяца стояла без работы. Разговор с руководством о том, что холодные звонки НЕ ДАЮТ результатов, а если и дают, то неимоверными усилиями, был очень тяжелым. Вот тут я осознал сколько дури нагоняют в головы юных и не очень предпринимателей всякие бизнес-молодости, бакшты и прочая инфоцыганская шушара. Взрослые, состоявшиеся люди, искренне верили, что тупорылый обзвон тремя интровертами может загрузить производственную площадку. Особых аргументов в свою пользу я предоставить не мог, так как аналитики не было от слова совсем! Были таблички святого EXCEL вот такого вида:
У каждого манагера был свой "участок" в городе, который он обрабатывал. И вот так изо дня в день грустные манагеры звонили-писали-предлагали, но эффекта, как вы понимаете, было ровно ноль целых, хрен десятых! И это при том, что, со слов, манагеров они НЕ ВСЕГДА вносили данные в таблицу...ну забывали, причем часто, ну или заБИВАли на это дело. У каждого манагера было по 30-40 предприятий, "забитых" в импровизированную CRM, то есть за 2 месяца проработали в общей сложности 90-120 потенциальных клиентов и, тут внимание, БЫЛ ОДИН ЗАКАЗ из проработанного! ОДИН! Это меньше 1% конверсии! Конечно, не значит, что предприятие за 2 месяца выполнило один заказ, всё равно, бывшие клиенты собственников давали кое-какие заявки. Но дело в том, что работа "в гараже" и работа с собственным ООО несколько отличаются по накладным расходам, чего стоят только взносы за работников (а устроены были все официально, пусть и с минимальной ЗП) и аренда производственной площадки с офисом. Поэтому нужны были объемы!
Я показывал распечатки этих таблиц руководителям и говорил о том, что ЭФФЕКТА от холодняка нет, мало того, манагеры не хотят ни обзванивать, ни вести переговоры с клиентами, потому что они ТЕХНАРИ! Продажи не их профиль, заниматься ими должны "специально обученные люди" и инструментом их должен стать не каталог предприятий города, а рекламная компания, которая обеспечит непрерывный поток траффика! И о чудо, мне удалось убедить собственников перейти на другую систему лидогенерации! Но вы ведь понимаете, что это не всё?!)))) В качестве другой системы были предложены "тиснуть объявление в газете/лифте" и сделать "растяжку" на примыкающей к офису дороге. Как меня тогда бомбило, это не в сказке сказать, ни пером описать! Мне реально хотелось выдать фразу Жени Лукашина о низких умственных способностях собеседников.
Дискуссия окончилась тем, что я попросил месяц плюс одну неделю, бюджет в 50 000 рублей и невмешательство в мою работу. Видел, что собственники "записали и запомнили" эту ситуацию, которая на моей и без того отсутствующей репутации сказывалась не лучшим образом (спойлер: потом это пойдет мне в плюс).
Итак, есть 37 календарных дней и 50 000 рублей и этими ресурсами я должен доказать, что, во-первых, не зря занимаю свою должность, во-вторых, что холодные звонки это отстой из 90-х годов. Но была одна проблема((( Я знал, что такое контекстная реклама, но не представлял как ее запустить и настроить. Просто дело в том, что на предыдущих местах работы были свои директологи (специалисты по настройке контекстной рекламы). В этом же случае необходимо было обратиться в специализированную контору. Но, прежде чем туда обратиться, нужно хоть что-то понимать в предмете для будущего контроля исполнителей. Ну, что ш... В наше время в интернете можно найти всё, что угодно и я полез во всемирную сеть самообразовываться. Не будем забывать о том, что параллельных задач на новой работе было вагон с маленькой тележкой - это и погружение в сферу металлообработки, и ввод CRM, и пересмотр кадров в отделе продаж и ещё много "всякой вкуснятины". А потому самообразование в области контекстной рекламы проходило вечерами/ночами дома за кружечкой кофе. Так прошло три дня, в эти три дня я реально спал по 4-5 часов, а на четвертый то ли от недосыпа, то ли от успеха в этом самом самообразовании я решил, что СМОГУ ВСЁ САМ СДЕЛАТЬ!
На настройку первой рекламной компании в "желтой конторе" у меня ушло порядка 12-ти часов. Ещё через день на счет поступили деньги и компания была запущена.... Компания рекламировала токарные и фрезерные работы (механическую обработку), за сутки было слито 10 000 рублей))) Напомню, в 2017 году это были серьёзные деньги. Но! Я был рад! Нет, не потому что деньги "казенные", а потому что поступило 14 звонков! Я эту цифру по сей день помню!))) 14 звонков ВХОДЯЩИХ, заинтересованных в услугах! И даже пара-тройка "стрельнула"! Да, там была мелочь, вроде болтов и шпилек, НО! Это была победа! Я не буду описывать весь процесс настройки, да и помнится мне уже не очень хорошо; в принципе, инфы полно в интернетах. Но, хорошо помню, что для оптимизации бюджета я выставлял возрастные рамки для показа рекламы и заполнил "минус-слова", также ограничил показы в ночное время. И на следующие сутки ушло уже не 10 000 рублей, а гораздо меньше, а вот звонков поступило больше! И эта рекламная компания была лишь на мехобработку.
Подошла очередь зарубежного аналога "желтой конторки" и я был приятно удивлен простотой настройки рекламы на этой платформе. Грубо говоря, необходимо лишь внести сферу услуг и географический охват компании, ну и конечно бюджет. И всё! Реклама работает!
Так прошел почти месяц, рекламные объявления по основным видам услуг были запущены - да, пусть дилетантски, но тем не менее! Но самое главное, заключалось в том, что удалось загрузить производство на пару недель! Манагеры-технари-интроверты были рады-радешеньки и даже перестали мониторить вакансии, работали с удовольствием - отвечали на звонки, консультировали, просчитывали, контролировали производство! Разумеется, это был огромный шаг вперед! Но, самое главное, руководство поняло, что холодные звонки - это лютая херота, впрочем, от идей в виде "растяжечку сделаем", "объявление тиснем в газетку" не отказались и в будущем идеи эти ещё не раз звучали! Таким образом, при минимальных затратах и даже с дилетантским подходом можно обеспечить беспрерывный входящий траффик клиентов!
Ну, вот такая простынка вышла! За орфографию и грамматику не пинайте, пожалуйста. Ну и спасибо всем, кто дочитал!