Ну вот, сегодня, как и год назад, с шести утра телефон заблямкал - пожилые родственники, друзья из Одноклассников и ВКонтакта начали спамить во все стороны слащавыми открыточками и поздравлять "с днём любви и верности", намекая на церковную историю Петра и Хавроньи (Февронии).
А я, как человек весьма начитанный, знаю, что не было там никакой верности и тем более любви.
Вот подлинная история этих людей, естественно, впоследствии весьма приукрашенная церковью в своих, естественно, интересах. Источник в открытом доступе в интернетах.
"8 июля в России традиционно отмечают День семьи, любви и верности. Дата выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских. Житие этой пары принято считать образцом христианского брака и символом идеальных семейных отношений. Вот только их история далеко не такая романтичная, как может показаться… Скорее всего, наш праздник был призван импортозаместить День Святого Валентина, однако реальная историях супругов далека от идеала и напоминает, скорее, Хеллоуин.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана XVI веке монахом Ермолаем-Еразмом (Ермолем Прегрешным). Стоит отметить, что произведение было написано практически сразу после того, как Петр и Феврония были канонизированы (по сути, мы имеем дело с типичной заказухой XVI века: сначала канонизировали, а потом дописали житие).
Очень скоро произведение стало любимым чтением народа, распространялось в огромном количестве списков и передавалось из уст в уста. Кстати, именно так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа (правда, со смешением языческих и православных деталей). Полный текст повести сейчас известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о «невероятной любви» помнят до сих пор.
Начало отношений Петра и Февронии – не совсем про любовь. Вот как обстояли дела на самом деле...
Повествование начинается с того, что к жене брата Петра наведывался дьявол в образе змея, которые принимал облик мужа княжны и пытается соблазнить ее. Спомощью найденного в монастыре (женском, к слову!) Агрикова меча Петр убивает змея, который прилетал "блудить" к его снохе. Вот только почему его брат не был обеспокоен змеем, что принимал его обличье и летал к жене - не совсем ясно...
Так или иначе, кровь чешуйчатого Казановы оказалась ядовитой, и Петр, обрызганный ею, покрылся страшными язвами. Скорее всего, Ермолай Прегрешный красочно описывал сифилис, так как как раз в XVI веке эта болезнь добралась до нас через Великое Княжество Литовское.
Все попытки излечить больного оказались тщетны. Князь уже был готов смириться, но вдруг ему приснился вещий сон. Петру привиделась девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
На Рязанщине, славившейся лекарями, в селе Ласково Петр и нашел целительницу Февронию – простую крестьянку. В отличие от Петра, сына муромского князя Юрия, Феврония была из простой семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне. С детства она изучала растения и обладала даром целительства, а также могла приручать диких зверей.
Вот только излечить князя она согласилась при одном условии: после выздоровления Петр обязан был жениться на ней. Князь согласился, и Феврония излечила его. Но, испугавшись неравного брака, Петр не сдержал своего обещания.
Предусмотрительная Феврония тоже была не так проста: она вылечила Петру все язвы, кроме одной. Ошарашенный князь вернулся к Февронии и клятвенно пообещал взять ее в жены. После этого девушка излечила последнюю язву и стала княгиней.
После этого Ермолай Прегрешный описывает их жизнь: бояре, конечно же, были недовольны (и вполне справедливо) новой княжеской пассией. Деяния Петра и Февронии же описаны незначительными штрихами - постились, молились, мудро правили. По сути, Ермолай просто приписал им все добродетели, которыми, по его мнению, должны быть наделены правители.
Удивительно, но в «счастливом браке» княжеская чета так и не завела детей. Более того, спустя несколько лет семейной жизни Петр и Феврония приняли монашеский постриг (по сути, развелись) и положили конец всем земным страстям.
Разъехавшись по монастырям, Петр и Феврония изредка общались с помощью писем. И вот в один прекрасный день князь решил отправить супруге письмо, в котором было романтичное предложение умереть в один день. Сперва Феврония отнекивалась, ссылаясь на большую загруженность (вышивка для монастыря сама себя не вышьет :)
Но очень скоро она поняла, что спам голубиной почтой приходить не перестанет и согласилась на предложение мужа.
Перед смертью пара попросила похоронить их в "едином гробу", но перед ними слова не сдержали и похоронили супругов в разных местах. Дальше — интереснее. Тела Петра и Февронии чудесным образом оказывались в одном гробу (неизвестно как именно они совершали путешествие через весь Муром).
Дважды их разлучали, а на третий раз похоронная команда осознала, что переносить останки чревато всяческими болезнями и решили оставить их в покое.
Вот уж действительно, «…и жили они долго и счастливо»."