Дом братьев Шахриных

Куртамыш

Этот деревянный шедевр в 1914 году построила купеческая семья Шахриных. Во время революции их раскулачили, и они разлетелись кто куда.

Разумеется, в советское время здание использовалось для разных, что называется, народно-хозяйственных нужд, а в 1966 году сюда въехал местный краеведческий музей.

Для меня оказалось неожиданностью, что лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин - правнук одного из братьев-купцов, которые построили этот дом.

Многодетные семьи. Наглядная агитация)

Кувшиново.

Эти плакаты даже комментировать не нужно, сами за себя говорят.

Трактор "Сталинец"

Керчь.

Трактор-тягач ЧТЗ С60 "Сталинец" был обнаружен под завалом в центральных Аджимушкайских каменоломнях в 2016 году.

В 1942 году использовался для обеспечения жизнедеятельности подземного гарнизона.

Ограбление в Эльдорадо

В прошлых частях путешествия я писал о каких-то местах, но упускал из виду автостоп, хотя именно ему я обязан и ускоренным изучением языков, и тем, что вообще пишу - этому способствовали тысячи знакомств и пережитых историй. Об одной из них я и расскажу сегодня. Это будет обычный день путешествия! 😊

День 23. Ограбление в Эльдорадо

Проснулся, осмотрелся и был слегка шокирован. Меня не просто нашли муравьи, они решили меня съесть! Все мои сандалии были оккупированы крупными муравьями, а те, что поменьше - бегали по палатке и искали вход. А потом меня ещё спрашивают, почему я отказался от идеи ехать с бивуаком!

Кое-как растряс всех муравьев, другие вместе с палаткой ушли в рюкзак. Обнаружил, что крупные муравьи буквально откусили от моих сандалий слой. 4 года никто не мог им навредить, как вдруг муравьи решили из них дом сделать, что ли?! Вот так незадача.

Ответ на пост «Водители массово жалуются на новую трассу М-12»

Это вы не ездили по Лене и Колыме. Заправки через каждые 250 км. Так же кафе через каждые 250 км. Больше ничего нет от слова совсем - только тайга, болота. Но много стоянок, на некоторых участках прям везде можно остановится. В некоторых кафе - сортир ямочного типа. Больше ничего нет. Связь только в районах кафе, т.е. через каждые 250 км. И то не везде. Дорога местами ровная, местами не очень. Если ночью зимой где то встанете без подготовки со сломанной машиной - скорее всего умрете.

Водители массово жалуются на новую трассу М-12

Водители массово жалуются на новую трассу М-12

Основные претензии касаются стоимости проезда. Водители считают, что 5 000 — дорого.

Вторая популярная жалоба — слишком маленькое количество АЗС на М-12.

«Отвратительно: ни заправок, ни стоянок, несчастного туалета нет по всей дороге. Это кто мог додуматься, почти 5 тысяч, ужас! Обдираловка конкретная, только у нас это возможно! На единственной стоянке встретилась с людьми, пообщались, все в шоке, все недовольны. 5 тысяч оплата + бензин — золотая дорога,» — жалуются подписчики.

«Ехали 23 декабря в сторону Москвы из Казани (ехали 7 часов). Дорога была идеальная, ровная. Свет был почти везде, участками очень маленькими отсутствовал. Совсем нет мест для остановки, кармашков практически нет. Не дай бог что случится, остановиться вообще негде. На обратном пути разболелась дочка, тормознуть негде. Только на заправке. Заправки друг от друга находятся на огромном расстоянии. Ехали 25 декабря обратно. Света не было на больших участках. Дороги нечищеные, ехать трудно. Обратно ехали 10 часов», — сообщает читатель.

Путешествие из Питера в Берлин через Турцию в мае 2023 года. Обзор. Рекомендации

Советы для ЛЛ: если собрались в ЕС по южному маршруту - убедитесь, что лобовое стекло на машине целое, убедитесь, что у вас есть действующая страховка на все участки пути - отдельная страховка на Грузию, отдельная страховка на Турцию и отдельная страховка на ЕС. Для удобства оплаты виньеток и в целом отелей - лучше иметь карточку не из РФ. В качестве навигатора советую Sygic с заранее подгруженными картами. В качестве связи - советую сервис продажи электронных симок под каждую страну - Bytesim.

6 стран - РФ, Грузия, Турция, Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Польша, Германия

7883 километров. Топливо - дизель. Средний расход - 6.5 литров на 100 км.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ОСАГО! Необходимо озаботиться о покупке Евростраховки для беспрепятственного перемещения по европейским странам, начиная с Болгарии. Нам страховка на три месяца обошлась в 232 евро. УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЗЕЛЕНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ВСЕХ СТРАН БОЛЬШЕ НЕТ. На территории Грузии своя страховка. Турция входит в Зелёную карту, её можно купить заранее. Мы не знали когда точно будем переходить границу и столкнулись с тем, что на границе с Турцией страховка может доходить до 100 долларов. Минимальный срок - 3 месяца. Нам удалось сторговаться с турецкими страховщиками до 50 долларов) Но Вам может так не повезти, поэтому советую оформлять Зелёную карту отдельно для Турции.

Самый дешёвый дизель в РФ и Турции. Самый дорогой - в Германии и Польше.

Остановки дорожной полиции - только одна в Грузии (за закончившийся ОСАГО).

Самые безумные водители - в Стамбуле. Самые спокойные - в Германии. Румыны любят погонять)

Штрафа два - за закончившийся ОСАГО в Грузии и за неправильную парковку в Венгрии (отдельная история, если интересно напишу).

Никаких притеснений к нам со стороны других участников движения не встречал ни в одной из стран. Машину оставляли на открытых, бесплатных, не охраняемых площадках. Было одно приключение в Венгрии - расскажу ниже)

Грузия

!!! ВНИМАНИЕ !!! Мы купили ОСАГО Грузии онлайн на полтора месяца, на время нахождения в Грузии. ОСАГО закончилось за один день до нашего отъезда в Турцию, немного не рассчитали. Когда уже ехали в Батуми с просроченным ОСАГО - нас остановил патруль и выписал штраф. У них есть камеры, которые в автоматическом режиме мониторят машины без ОСАГО. Так что лучше сразу купить страховку с запасом

Время прохождения границы: РФ 105 минут. Грузия 30 минут.

ОСАГО Грузия - 50 лари на месяц. Штраф за отсутствие - 100 лари.

Дороги - плохие. Берегите колеса и подвеску.

Мобильная связь Magti. Удобно подключить eSIM, чтобы не париться с переставлением симок.

В банке CREDO можно попробовать сделать карточку для дальнейшего упрощения путешествия. Решение принимают прямо при Вас в отделении для экспатов.

Турция. Пограничный переход Sarpi

Информация по платным дорогам. В Турции вполне можно обходиться без платных дорог. Стройте маршрут в обход платных трасс и будет вам счастье) Однако все мосты через Босфор только платные! Более того - в Стамбуле вся оплата дорог происходит по системе Freeflow. Поэтому если Вам надо в Европу - то необходимо купить в любом отделении Почты специальную наклейку-транспондер HGS и наклеить её на лобовое стекло. Мы положили где-то 30 лир. К сожалению подключить наклейку к личному кабинету и проверить сколько у нас осталось на счету не получилось( Но на специальном сайте можно проверить нет ли у Вас задолженностей по платным дорогам.

Время прохождения границы Грузия 10 минут. Турция - 50 минут.

ОСАГО Турция - 50 долларов на 3 месяца минимум. Возможна зеленая карта.

Дороги: шикарные магистрали и средние второстепенные дороги. Туннели просто потрясающие! Водители - по большей части спокойные, кроме Стамбула) Стамбул - это отдельная вселенная автомобильного ада.

Мобильная связь - через сервис Bytesim 30 долларов на двоих на 5 дней (физическая симка от 600 лир в месяц, что крайне невыгодно, если Вы путешествуете транзитом)

Болгария. Пограничный переход Dereköy Sınır Kapısı - Малко Търново

Время прохождения границы Турция - 120 минут. Граница Болгарии - 70 минут.

Дороги - европейского уровня на большинстве участков. Водители встречаются торопыги. Но это скорее всего румыны)

ВНИМАНИЕ!!! Так как мы полтора месяца прожили в Грузии и Кавказ является регионом повышенного наркотраффика, турецкие пограничники попросили нас полностью выгрузить вещи из машины и загнать её на рентген. Так как у нас машина была загружена под завязку, загрузка-выгрузка заняла около часа. Если Вы хотите повторить наш опыт - учтите это при планировании времени.

Вместо системы платных дорог, в Болгарии действует система виньеток. Минимальный срок - неделя. Цена недельной виньетки 13,00 лев.

Румыния. Пограничный переход Vama Giurgiu

Вместо системы платных дорог, в Румынии действует система виньеток. Минимальный срок - неделя. Цена недельной виньетки 15 лей или 3 евро.

Внимание! Если собрались проехаться по легендарной дороге Transfăgărășan - обратите внимание, что открывается эта дорога только в конце июня! Мы не попали под даты( Закрывается дорога в октябре. Обязательно смотрите даты открытия и закрытия дороги! Вебсайт https://www.transfagarasan.net/

Мост через Дунай - 2 евро. Оплата в кассе. Время прохождения обеих границ - 50 минут.

Дороги в Румынии прекрасны! Водители довольно расслаблены и едут, зачастую, с нарушениями скорости.

Сама Румыния просто невероятна! Чудесные дороги, не самые высокие цены. Трансильвания это вообще отвал башки! Про Румынию будет отдельный пост.

Венгрия.

Единственные приключения на границе были при попытке пробраться в Венгрию. Напоминаю, что Венгрия - это уже Шенген. По сути это последняя граница по пути в любую европейскую страну. Мы избрали стратегию перехода Шенгена через тихий, деревенских КПП, которых между Румынией и Венгрией предостаточно.

Приехали на пункт Vállaj határátkelő что возле города Carei. Машин почти нет, надеялись на переход границы займет в районе получаса максимум. По факту нас развернули, потому что венгерский пограничник не смог прочитать нашу страховку! В страховке было написано по-английски и по-литовски. Ни того ни другого языка пограничник не знал. Через гугл-переводчик объяснил нам, наша страховка недействительна (наверное думал, что я даю ему Зеленую карту, которая уже перестала действовать) и нам нужно ехать на крупный КПП южнее, так как там есть будки со страховщиками. Объясниться с ним я не смог ни на английском ни на немецком, поэтому решили поехать на другое КПП. Надо отметить, что общение было максимально уважительное.

Поехали мы дальше, параллельно общаясь со страховщиком. Страховщик сказал, что страховка сто процентов рабочая и виноват пограничник. Ну ок, приехали на следующий КПП Nyírábrány – Valea lui Mihai (Érmihályfalva) Közúti Határátkelőhely. Машин нет вообще! Тут стоит рассказать, что в ЕС почти все КПП сдвоенные. То есть пограничники обеих стран сидят в соседних кабинках - это экономит время и содержание погранпереходов.

Вижу я маленького шустрого румынского пограничника и импозантную высокую кудрявую брюнетку - пограничницу из Венгрии. По взгляду пограничницы на нашу машину - я понял что это КПП мы тоже не пройдем. Подъезжаю к румыну, отдаю документы, он их почти не глядя отдает венгерке. Венгерка документы не берет, а показывает на трещину на лобовом стекле. Пока катались в Грузии, словили камень. Хотели поменять лобовое в Берлине с качественными немецкими запчастями. Спокойно объясняю на английском, что, мол, про трещину знаю - пустите пожалуйста в Шенген. Заменим. Трещина не мешает виду с места водителя. Венгерка демонстративно со мной не общалась, а общалась с румыном. Румын посмотрел на трещину сказал - This is OK! А румынка уже начиная повышать голос, молвила - ИТС НОТ ОКЕЙ!

Было ли это предвзятое отношение к машине с русскими номерами, синдром вахтёра или действительно трещина лобового стекла может стать основанием для непропуска - я не знаю. На всех других границах вопросов к лобовому стеклу не было.

Мы развернулись и поехали на третье КПП Punctul de Trecere a Frontierei Borș 2. Это большое КПП прямо на магистрали.

В итоге, нас долго проверяли. Проверяли нашу страховку, документы. Пустили. На трещину на данном КПП всем было пофиг.

Время прохождения обеих границ заняло 90 минут.

Вывод: границу с Шенгеном лучше переходить на крупных КПП, где персонал более опытный и знакомый с разными документами. Машина должна быть исправна, стекла, оптика и зеркала должны быть целыми.

Особенности автомобилизма в Берлине

Итак, чтобы в Берлине не налететь на штрафы - нужно следить за тем, в какой зоне Вы паркуете автомобиль. Чтобы узнать - какая зона парковки у Вас - лучше всего использовать приложение Parkopedia. Оплата через паркоматы дешевле, чем в приложении.

Также, не забудьте купить Umweltplakette - зеленую наклейку под лобовое стекло. Такая наклейка позволит вашему авто заезжать в центр любых немецких городов без боязни быть оштрафованным. Для машин с иностранной регистрацией - стоимость 6 евро. Заказать можно на сайте https://www.berlin.de/labo/mobilitaet/kfz-zulassung/feinstaubplakette/shop.85047.php#Shop

В целом, путешествие было очень насыщенным и интересным. Ни на одной границе у нас ничего не изымали, машины смотрели поверхностно, кроме конечно Турции и рентгена всей машины)

С радостью отвечу на вопросы и поделюсь опытом)

В отдельных постах хочу описать отдельные интересные страны и места.

Большое путешествие!

Пару месяцев назад, топая в сторону дома, я зацепилась взглядом за непривычные номера на авто - оказалось китайские. Да и само авто вызвало интерес, а точнее изображение на дверях:

А там маршрут из Пекина (КНР) в Тромсё (Норвегия)! Вот это я понимаю, настоящее крутое путешествие! Я даже по-доброму позавидовала немного, пока изучала, уже будучи дома, все точки маршрута. И успела немного пообижаться, что на "карте" отмечено Тольятти, а не центр области - Самара, где и была замечена тачка))

Пыталась найти в интернете, может чел какой-нибудь блог вёл, но с учетом что популярные соцсеточки в Китае не в почете (а точнее просто заблокированы) идея уже изначально была сомнительной... Наткнулась только на пост в Reddit, путешественника приметили в Финляндии:

Эх, жаль, что в сети не нашлось истории этого приключения из первых уст, наверняка это было очень круто!

Как мы спасали Крузак (и утопили КАМАЗ)

Шел третий день попыток эвакуации нашего джипа из глиняного болота в Босжире, самостоятельно вытащить его не удалось, силами рабочих и УАЗа тоже. Погода стала улучшаться, поэтому в ближайшие 1-2 дня нужно было что-то срочно решать, пока Мангистау снова не накрыл дождь и наш счетчик бы обнулился.

По словам местных рабочих, сохнуть эта глина до полностью твердого состояния может неделю, но уже на 4-ый день после дождя можно было туда соваться и делать попытки вытащить автомобиль, раньше точно не было смысла, т.к. можно было засадить еще кучу техники.

Планов было несколько и они сильно зависели от небесной канцелярии:
1. Попробовать позвонить в МЧС и попросить вытащить наш джип.
2. Если снова начнется дождь, то наш счетчик обнулился бы и нужно было снова ждать минимум 4 дня. В этом случае чего-то ждать ребятам, которые со мной путешествовали, не было смысла. Они бы продолжили путешествие по изначальному плану без меня, но уже на автобусах и поездах, а я бы остался на базе, ждал хорошей погоды и после вызволения догнал бы их, чтобы продолжить путешествие.
3. Если еще 1-2 дня простояла бы хорошая солнечная погода, имелся бы шанс выдернуть машину силами каких-нибудь джиперов, которых мы планировали найти. Для этого нужно было ловить попутку и пилить до ближайшего крупного города Жанаозен 110 километров.

Все осложнялось тем, что на базе строителей дорог, где мы базировались, не было ни сотовой связи, ни интернета. И только выйдя на дорогу, чтобы поймать попутку, связь нашлась. Мы связались с местным МЧС, описали ситуацию, на что получили отказ - вытащить они могут только людей и довезти до ближайшего крупного города, а техникой не занимаются. Первый план сразу дал осечку.

Пока ждали попутку на совершенно пустой дороге, попробовали позвонить друзьям в Россию и попросить помощи у них^ Алексей Мараховец позвонил своим друзьям из СМИ в Ульяновск, я позвонил другу в Самару с просьбой посмотреть погоду и поискать нам контакты джиперов из ближайших городов и скинуть мне по смс, т.к. международная связь стоила неимоверно дорого и сжирала баланс прямо на глазах. На ближайшие пару дней (сегодня и завтра) планировалась хорошая погода, поэтому имело смысл ехать в Жанаозен, искать джиперов и договаривать с ними, чтобы на следующий день (сегодня еще было грязно) они приехали и попытались нас вытащить, естественно, за деньги.

Коротко о дороге, на которой мы стояли - это тупиковая ветка из Жанаозена в Бекет-Ата, которую как раз и строили казахи, у которых мы жили. Соответственно, случайных людей на ней не было, это либо те, кто ехал в Бекет-Ата, либо те, кто ехал из Бекет-Ата, других вариантов просто не было. Ожидать, что в будний день (это была пятница) кто-то поедет туда или обратно было практически фантастикой. На фото ниже эта сама дорога.

И вот спустя полдня ожидания со стороны Бекет-Ата появляется первый и единственный автомобиль, мы его останавливаем, объясняем ситуацию, на что он отвечает: "Видимо, меня послали специально, чтобы помочь вам..." Мы, естественно, в недоумении, но садимся, едем вместе в Жанаозен и просим объяснить, что он имел ввиду. Объяснение последовало следующее - за день до этого его неожиданно ВЫЗВАЛИ в Бекет-Ата, куда он приехал, сделал дела переночевал и утром поехал обратно домой в Актау. ВЫЗВАЛИ? Да, именно ВЫЗВАЛИ, он представился сильным ясновидящим и единственным человеком, кто может общаться с казахским умершим святым Бекет-Ата. Также он сказал, что все про нас уже знает. Естественно, мы не могли не задать вопрос про то, когда же все-таки выберемся из глины. Он остановился, помолился, с кем-то поговорил и ответил - СЕГОДНЯ. Всмысле, сегодня? Но сегодня же мы и не планировали никого звать, а только на завтра.

Так он довез нас до центрального рынка Жанаозена, где мы засели в кафе, купили местные симки и остались искать джиперов. К этому моменту мой друг из Самары Женя Клещерев уже поставил на уши весь интернет, мне позвонил местный репортер, уточнил кое-какие подробности и выложил новость о помощи в интернет-журнале: https://www.lada.kz/aktau_news/society/69304-trebuetsya-pomosch-avtomobil-rossiyskih-puteshestvennikov-zastryal-v-stepyah-mangistau.html. На мой телефон стало поступать море звонков от местных, которые желали нам помочь. Сделав из кафешки импровизированный офис, мы начали приглашать к этому месту джиперов на "кастинг", где смотрели их машины, резину (на удивление, у очень многих она была лысая) и оценивали возможность того, сможет та или иная машина доехать до Прадика и вытащить его из западни. Звонков было столько, что, к сожалению, не на все я смог ответить, поэтому прошу прощения.

И тут звонок, который мы ну никак не ожидали:
- Алло, это МЧС, мы к вам едем, где вы находитесь?
- Всмысле, МЧС? Мы же сегодня утром с вами созванивались и вы отказались нас вытаскивать
- Да, так и есть, но тут позвонили в наш акимат из посольства России и попросили вытащить российских путешественников.
...немая сцена...
- А на чем вы едете?
- На трехмостовом КАМАЗе....
- А откуда вы выезжаете?
- Из Жанаозена.
- Жанаозена? Да мы как раз тут и находимся!!! Берем такси и едем к вам.

Выбегаем из кафе, ищем таксиста, созваниваемся снова с МЧС и договариваемся, куда нам подъезжать. В КАМАЗе было 3 человека: водитель, представитель МЧС и специалист по местности Босжира. Я сажусь в кабину четвертым, Алексей и Лина, кто ездил со мной в Жанаозен, остаются и ищут попутку.

За пару часов доезжаем до Босжиры и останавливаемся в километре от моей машины, где начинается самое опасное место. За 3 дня дорога так и не просохла, поэтому был велИк шанс утопить и КАМАЗ.

В одном месте уже чуть не провались, но прорвались лишь тому, что ехали на большой скорости. За КАМАЗом видно колею, где его колеса ушли сантиметров на 30.

Вышли обследовать местность, чтобы понять, по какой траектории лучше ехать. В течении часа обошли все поле и расставили маркеры из самих же себя, чтобы водитель понимал, как и куда сворачивать.

Таким образом все-таки пробираемся к моем машине. Как вы видите, на третий день без дождя тут так ничего и не высохло, и местность вокруг автомобиля по-прежнему представляла из себя месиво из глины. Правы были местные работники, когда говорили, что полностью просохнуть она может только через неделю.

Привязываемся к КАМАЗу, я сажусь на руль.

Дергаем и с первого же раза выезжаем.

Оставляя после себя вот такую колею.

Я отъезжаю на безопасную более сухую и твердую местность, жду КАМАЗ, который выезжает за мной и.....

Проваливается!!! Видели бы в этот момент лица тех людей, которые этот КАМАЗ сюда привезли...

Начинаем теперь спасательную операцию по вызволению КАМАЗа моим джипом. Привязываем трос к Прадику и дергаем КАМАЗ. Начиная буксовать, Прадик почти сразу начинает проваливаться. Таким образом меняем локации и еще несколько раз пытаемся вытащить КАМАЗ моей машиной.

Также обошли всю местность  и собрали все крупные кусты, которые можно было бы кинуть под колеса КАМАЗу. Главная сложность была в том, что под небольшим слоем с виду сухой почвы располагалась та же самая жидкая глина и КАМАЗ бурил колею, ломая верхний слой, но никак не мог выехать.

Несколько часов спустя, собрав почти все кусты вокруг, мы смогли дотянуть КАМАЗ до более сухой местности и вытащить его.

Пробурив вот такую длинную колею. Бились буквально за каждый сантиметр.

Дальше было еще несколько непростых участков с жидкой глиной, которую мы преодолевали на полном ходу друг за другом в лучших традициях гонок "Париж-Дакар":)

Сразу как выехали на безопасную возвышенность, присели отдохнуть и поужинать. А в рабочем городке нас встречали все с апплодисментами :)

Огромное спасибо всем, кто откликнулся на призыв о помощи из России, посольству России, местному МЧС и акимату города Жанаозен. А ясновидящий-то оказался прав... Новость в местной интернет-газете https://www.lada.kz/aktau_news/society/69321-zastryavshiy-v-stepi-avtomobil-rossiyskih-turistov-vyzvolili-spasateli-mangistau.html

Вечером мы постирались, утром оттерли салон от глины и собрали все вещи. Огромное спасибо начальнику рабочего городка, который нас приютил, и всем рабочим, которые выезжали к нам на помощь. Мы отблагодарили рабочих деньгами, на что они решили купить барана и предложили нам остаться еще на денек, но мы все-таки отказались.

Потеряв 3 дня, нужно было срочно ехать в Узбекистан. Заехали по пути на мойку, где замучились отмывать эту белую липкую субстанцию.

А потом еще заехали на эстакаду, чтобы отбить грязь от колес, которая прилипла словно бетон и разбалансировала колеса.

И проверил жидкость в заднем мосту, ибо боялся, что туда могла залиться вода с глиной через сапун, но все обошлось. Тут как раз пригодился чемоданчик с инструментами от "Сорокина".

Ну что, следующие посты уже будут про Узбекистан! Ждите и далеко не расходитесь:)

Золотое кольцо абхазского лохотрона

Абхазию можно считать первой страной, которую я посетил после распада Советского Союза. В 1992 году во время отдыха с родителями в Адлере мы катались туда на экскурсию еще во время грузино-абхазской войны. После этого я еще несколько раз бывал в Абхазии на автомобиле и просто приезжая самостоятельно на автобусе, но в этот раз после окончания молодежного фестиваля решил взять автобусную экскурсию, купить домашнего местного винишка, расслабиться и просто покататься, т.к. ничего нового уже точно не услышу. Не получилось...



Предложений по экскурсиям в Абхазию не много, страна маленькая и интересных мест немного, поэтому гиды пытаются сделать достопримечательностью любой ручей и камень. Обычно предлагается несколько обзорок по Гаграм, Пицунде, Сухуми, джип-тур по сложнопролазным местам для обычного авто за озером Рица или "Золотое кольцо Абхазии", куда входит Рица и Новый Афон. По всем городам Абхазии я прокатился давно, джипами (убитыми уазиками без нормального экскурсовода) меня не удивишь, а вот новоафонские пещеры я не посещал с 1992 года.

Из 9 человек наших ребят утром смогли прийти на экскурсию только 4. За нами приехал древний автобус с абхазом за рулем и бабулечкой в роли экскурсовода. Автобус почти битком забит отдыхающими мамашами с детьми и пенсионерками. Доехав до границы, где должны были ее сами перейти, мы с ребятами с ВФМС дружно поняли, что это не наш вариант, и пошли в обратную границе сторону. Бросать начатое дело не хотелось, поэтому мы решили снять машину и прокатиться по тем же местам.

Снять машину для поездки в Абхазию тоже не самое простое дело. Не все конторы предоставляют такую услугу. Прозвонив несколько фирм, нашли Форд Фокус 3 с автоматом за 1800 рублей и возможностью за дополнительные 1000 рублей выезда за границу. Граница с Абхазией простая и чисто номинальная, учитывая небольшую очередь, заняла около 30 минут. Для перехода необходимо лишь российский паспорт, можно и по заграну, но не советую, штамп Абхазии может добавить вам проблем при поездке в Грузию, которая считает эту территорию до сих пор своей (Абхазия признана только 4-мя странами), валюты своей нет, в ходе рубли, а странообразующее предприятие - туристы из России, на них все и держится.

Проезжая мимо города Гагры, вспоминаю известную фразу из советского фильма: “Ляля? Ты не поверишь! Якин бросил свою кикимору, и мы сегодня уезжаем с ним в Гагры!!!”. Некогда популярный курорт СССР уже 25 лет лежит в развалинах: разбитые шикарные дачи, особняки, лечебницы, жилые дома с дырами от пуль - следы войны с Грузией. Все это навевает грусть и печаль.



На вопрос, почему так, любой местный ответит, что они до сих пор не отошли от этой войны. Интересно, сколько еще нужно десятилетий и новых поколений, чтобы отойти и взять все в свои руки.



Решили перекусить в нетуристическом месте, остановились в придорожном кафе с приятными ценами относительно России. Попробовали мамалыгу (в прошлый раз я ее ел в Молдове), шашлык и хачапури. По ощущениям, цены стали выше, чем в мое прошлое посещение этой страны 3 года назад и примерно в 2 раза дороже Грузии, где катался в мае этого года.



Вообще, после посещения Грузии теперь видами Абхазии и ее колоритом меня не удивишь: горы, коровы, лошади и всадники на дорогах.



Главное же отличие, что тут во всем пытаются тебя обмануть и кинуть на деньги.  Большинство пунктов экскурсии, например, просто фикция. Дегустации меда и вина, которые приписывают как часть программы поездки, можно провести самим в любом рыночке около туристических мест остановок. Разные водопады типа "Мужские слезы" и "женские слезы", которые я бы никогда не назвал водопадом - тут считается достопримечательностью, и автобус специально останавливается, чтобы туристы сделали фотографии.


А местные ДПС будут искать любой способ, чтобы ты им дал взятку. Нас останавливала милиция и показывала, что мы ехали со скоростью 85 км в час в зоне действия знака 60, хотя знак мы не видели. Угрожали, что нам придется оплачивать штраф в Гаграх, а потом привезти им обратно чек. Я сказал, что штраф оплачу, но ничего им возить не буду. ДПСники постояли, подумали и отпустили. Видимо, ничего я не нарушал, поэтому и выписать официально ничего и не получилось.



Заезд в Рицевский заповедник тоже стоит денег - 350 рублей с человека. Честно говоря, не помню, что я в Грузии отдавал за подобные вещи деньги, хотя там полстраны можно считать заповедником.


Остановка, которую делают по экскурсионному маршруту на Рицу - Голубое озеро. Круглогодично цвет у озера один. Цвет у него не меняется даже в самую пасмурную погоду. По площади озеро не очень большое (180 кв. м.), за то в глубину достигает 76 метров. Здесь экскурсовод обычно рассказывает легенду про старца. В сезон тут еще стоят абхазы с павлинами, медведем и другими животными, чтобы сделать фотографии. Сейчас тут пусто и это очень радует. Сделали быстро фотографии и поехали дальше.



Около озера, как и у любой достопримечательности Абхазии, стоит рынок с местными лакомствами: вином, медом. Если ехать с джип-туром, то водитель обычно говорит, что привезет в то место, где продается лучшее вино и мед, и привозит каждый к своему другу и родственнику. Я бы посоветовал вообще ничего не покупать тут. Одна девушка, купившая миндаль, в отеле обнаружила, что это косточки абрикоса.



Кто только ни покупал "домашнего" вина, это либо разведенный Юпи с добавленным спиртом, либо какая-то бормотуха. Вот такой вот бизнес по-абхазски.



Что касается вина, единственное, что я советую взять, это заводские типа "Лыхны-Апсны", они мне давно нравятся и тут по адекватной цене около 180-200 рублей за бутылку 0.7. В России цены на них начинаются от 400 рублей.



Далее дорога ведет через Юпшарскому каньону, второе название которого – «Каменный мешок». «Каменным мешком» его прозвали неспроста. Каньон, образованный в результате раскола горы, имеет протяженность 8 км, высота скал составляет около 400 метров, и при этом расстояние между верхушками скал не превышает несколько десятков метров.


А самое узкое место каньона - Юпшарские ворота. Здесь расстояние между верхушками скал составляет всего лишь 20 метров, а изнутри каньона кажется, будто они и вовсе сомкнулись.



Подъем на смотровую тут тоже стоит денег.



После ущелья начинается крутой подъем к озеру Рица. Со всех сторон озеро окружает Рицевский реликтовый парк, пестрящий отвесными скалами, ручьями, горными реками и водопадами.



Благодаря своим великолепным видам озеро Рица пользуется огромным успехом среди туристов, которые приезжают к нему, дабы насладиться дивной природой и сделать фото на память. И тут тоже не оставят возможность содрать с вас деньги. Около озера много кафе с ценами выше среднего, сувенирки, возможность покататься на катамаране или порыбачить за хорошую цену.



Одно из интереснейших мест, которые стоит посетить, будучи на этом озере - дача Сталина. Стоимость экскурсии всего 150 рублей. Генсек имел около 20 дач, из них 5 было в Абхазии. В отличии от многих засекреченных дач, она сейчас открыта для туристов.



Этот дом был построен в 1947 году, в короткие сроки в 3-х километрах была построена и ГЭС, которая питала его электричеством. У Сталина была мания преследования, поэтому домик был незаметный, не просматривался сверху, а благодаря зеленому цвету практически сливался с листвой деревьев. Дача была постоянно под охраной, а во время приезда Иосифа Виссарионовича увеличивалась в несколько раз.


Уже после смерти Сталина Хрущев не стал жить в этом домике, а построил рядом свой в том же стиле. Еще позднее Брежнев построил между этими дачами коридор, соединив в единый комплекс.



Кстати, сейчас дача открыта не только для экскурсий, но и доступна проживания. Правда, можно остановиться в комнатах для охраны или прислуги, но чтобы пожить в комнате генсека, требуется разрешения самого президента Абхазии.



Места тут очень красивые и спокойные.


А в следующем посте расскажу вам про красоту Новоафонских пещер.

Fastler - информационно-развлекательное сообщество которое объединяет людей с различными интересами. Пользователи выкладывают свои посты и лучшие из них попадают в горячее.

Контакты

© Fastler v 2.0.2, 2024


Мы в социальных сетях: