Из школы выпускался в 1979 году.
Престижным считалось поступление в институт. Более-менее приемлемым – поступление в техникум. Поступление же в профессионально-техническое училище (ПТУ, ГПТУ) не требовало высокого или даже среднего уровня общеобразовательных знаний. В ПТУ принимали любого желающего, имеющего школьный аттестат, что и служило причиной возникновения в устном школьном фольклоре фразы, вынесенной в заголовок.
Я, как и многие мои ровесники, был во власти этого заблуждения. Но мне повезло от этого заблуждения избавиться очень быстро.
Так случилось у меня, что поступление после школы в ВУЗ пришлось отложить на год. Устроился слесарем-монтажником в ВМУС-7. И этого своего трудоустройства нисколько не стеснялся. Интересная была работа, интересно общение с мужиками в бригаде, интересно было созидать!
Сначала довелось с нашей бригадой менять трубопроводы между цехами ЭФК-3 и ЭФК-4 стальные на каменное литье. А, как только это сделали, нас перевели на строительство завода по переработке фосфогипса.
Я не задумывался, что это очень полезный жизненный опыт, приобретение трудовых навыков, развитие смекалки, ответственности, расширение кругозора… Просто с удовольствием ходил на работу, и ждал потом нового рабочего дня.
Но вернусь к теме…
По вторниками и четвергам в нашу бригаду приходил мой ровесник Лёха – учащийся ПТУ.
В ПТУ он поступил после восьмого класса, сейчас у него был выпускной курс, и по учебному плану два дня в неделю у них была трудовая практика. И если случалось, что бригадир давал нам двоим какое-то несложное задание – то старшим из нас он всегда назначал Леху, что было вполне логичным. И его профессиональному превосходству я нисколько не удивлялся. Ведь я вот только пришел, а он в этой бригаде вон уже сколько крутится.
Прошло несколько месяцев.
Леха перестал приходить два раза в неделю. В бригаду приняли новичка – он демобилизовался из армии, и в монтаже никогда не работал. Если бригадир что-то поручал делать ему и мне – старшим ставил меня, задание объяснял мне.
Впрочем, уже недели через две в бригаде про этого сказали:
- Скоро уйдет! В пожарные или в милицию…
Я удивился:
- Почему?
Мне в ответ снисходительно улыбнулись:
- Работать не любит. Ленивый.
Так оно потом и случилось.
Прошло ещё несколько недель. Леха пришел в бригаду на двухмесячную преддипломную практику.
За это время я набрался практического опыта. И уже не ощущал такого явного профессионального его превосходства. Но буквально каждый день, а то и не раз в день, мог убедиться в его профессиональных знаниях. Он читал и понимал чертежи, знал свойства различных марок сталей, в том числе и инструментальных, имел представление о химии процессов газовой резки металлов и электросварки, каких-то основах строительной механики и сопротивления материалов (это я потом осознал, когда сам изучал в вузе эти дисциплины), был ознакомлен со спецификой смежных специальностей – например «стропальщик».
А поскольку сам я на практике уже нахватался поверхностных знаний по профессии слесарь-монтажник, появилась у меня возможность понять, оценить, и преисполниться уважением к объему и качеству профессиональной подготовки, которую получали учащиеся нашего Воскресенского ПТУ № 15.
Прошел мой год в монтаже – поступил в военное строительное училище. На первом занятии по начертательной геометрии преподаватель сказала: «Мы готовим из вас инженеров. Но на начертательную геометрию отведено часов меньше, чем в ПТУ… Тем не менее – сделаю, что смогу!»
Спрашивала она с нас строго. В нашем взводе учились несколько выпускников ПТУ. У них проблем с начертательной геометрией не было.
Прошли годы.
В девяностых и нулевых был предпринимателем - держал свой магазин «Игрушки».
Одна из моих продавцов до замужества и декрета закончила то же самое ПТУ-15 по специальности «повар». А у меня был такой период, когда сыновья подросли, и отказались ехать с мамой в отпуск – остались со мной в городе. И я им готовил каждый день, а что и как интересненькое приготовить – советовался со своими продавцами. И вот эта продавец, которая была профессиональный повар, так, между делом, давая практические советы по приготовлению достаточно несложных, но вкусных и интересных блюд, проявляла знания о разных технологиях, о химическом составе продуктов, о химических процессах, протекающих в этих продуктах при их хранении, приготовлении и снова хранении, о посуде, ножах, сервировке и о многом другом.
Она не кичилась своими знаниями. Для неё это было само собой разумеющееся. Но я эти знания заметил и уважительно оценил их наличие.
Резумирую:
В СССР была развитая система профессионально-технического образования. Эта система была востребована.
Молодежь обучали профессиям, нужным народному хозяйству.
Учащиеся ПТУ получали качественные профессиональные знания, проходили практику на реальных действующих производственных участках, и после выпуска из училища их ждали на производстве.
Не воспринимайте этот текст, как панегерик СССР и Советской власти.
Хорошо ли, плохо ли, но было так, как здесь рассказал.